Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Рассмотрено содержание биометрических технологий и принцип их действия. Определены основные направления применения биометрических технологий в туризме.
Ключевые слова. Инновация, биометрические технологии, туризм, турпредприятие, экономика.

Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов. Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.
Исследованиями различных направлений инновационной деятельности в сфере туризма занимались такие специалисты как Новиков В.С. [1], Гершман М.А. [2], Маклашина Л.Р. и др. Однако работы указанных ученых касаются преимущественно вопросов продуктовых инноваций в сфере туризма. В то же время получают все большее распространение труды ученых, в которых освещаются организационно-управленческие и технологические инновации. В отношении последних следует отметить, что в виду бурного научно-технического прогресса, практика значительно опережает теорию, вследствие чего возникает ситуация, в которой технологии, разработанные для одной сферы деятельности, находят применение и в других отраслях. Особо актуален вопрос использования инновационных технологий для туризма как межотраслевого комплекса народного хозяйства.
Инновации в туризме представляют собой непрерывный и обязательный процесс, суть которого, как правило, состоит в разработке новых направлений, создании новых туров и экскурсий, предложении на рынке нового туристического продукта. В условиях конкурентной борьбы на рынке туристические предприятия стремятся предложить клиентам новые продукты и услуги раньше конкурентов. При этом поле деятельности в инновационной сфере туротрасли весьма ограничено, поэтому новаторам от туризма приходится максимально использовать существующие туристские ресурсы, комбинируя ранее никогда не пересекавшиеся услуги в единые туристические пакеты и предлагая на рынке новый продукт. Признавая данное направление основным в применении инноваций в сфере туризма, классифицирующееся как продуктовые инновации, нельзя упускать из виду возможность повышения эффективности деятельности тупредприятий за счет применения современных технологических инноваций. В качестве новейшей технологической инновации в туризме можно выделить применение биометрических технологий.
Биометрические технологии представляют собой современную информационную технологию идентификации личности, основанную на анализе уникальных биометрических параметров человека (отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, геометрия руки, лица, ДНК и др.).
Принцип действия биометрической технологии можно определяется последовательностью и содержанием следующих этапов:
регистрация идентификаторов в компьютерной базе биометрической системы;
выделение системой уникальных признаков предъявленного идентификатора;
сравнение идентификатора с зарегистрированным в базе ранее;
заключение о совпадении идентификаторов и передача решения системам контроля доступа.
Так как биометрические параметры уникальны для каждого человека, то они не могут быть украдены или подделаны. В отличие от пароля или персонального идентификационного номера (PIN), биометрическая информация не может быть забыта, потеряна или украдена.
Указанное назначение биометрических технологий объясняет их успешное применение в различных областях для организации безопасности и систем доступа в различные учреждения, а также в области документов, удостоверяющих личность, включая использование удостоверений личности, проездных документов, организацию транспортных перевозок, при проведении крупных операций и др.
Как отмечают [3], до 11 сентября 2001 года биометрические системы обеспечения безопасности использовались только для защиты военных секретов и самой важной коммерческой информации. После потрясшего весь мир террористического акта ситуация резко изменилась. Сначала биометрическими системами доступа были оборудованы аэропорты, крупные торговые центры и другие места скопления людей. Повышенный спрос спровоцировал исследования в этой области, что, в свою очередь, привело к появлению новых устройств и целых технологий. Увеличение рынка биометрических устройств повлекло за собой увеличение числа предприятий, занимающихся ими; создавшаяся конкуренция послужила причиной существенного снижения цены на биометрические системы обеспечения информационной безопасности, что, в свою очередь, дало существенный толчок к началу более активного применения биометрических технологий, поиску и расширению сферы их применения, в том числе и в сфере туризма.
Одним из основных направлений использования биометрических технологий в деятельности предприятий сферы туризма является успешно себя зарекомендовавшее применение их в деятельности таких предприятий-производителей туруслуг как транспортные предприятия. Наиболее распространены они в практике авиакомпаний, что объясняется необходимостью обеспечения безопасности туристов, процедуре прохождения туристских формальностей в аэропортах.
Непосредственно с безопасностью и оптимизацией процесса идентификации личности связано использование биометрических технологий предприятиями-средствами размещения туристов.
Так испанским отелем «Ушуайя Бич» на о. Ибица была внедрена первая в мире система оплаты по отпечаткам пальцев. Каждый посетитель отеля регистрируется при въезде в отель и до выезда он может забыть о ношении таких личных вещей как кошелек, банковские карты и т.д. В отеле во всех точках, где оказываются какие-то платные услуги (снэк-баре на пляже; лобби-баре; салонах и др.), присутствуют сканеры отпечатков пальцев, которые выступают в качестве своеобразных терминалов, которые позволяют идентифицировать личность гостя и формировать счет за оказанные услуги.
Кроме этого, биометрические технологии могут применяться и в отношении персонала средств размещения туристов. Так, например, в Нигерии используется биометрическая идентификация служащих [4]. В результате создается общенациональная база данных всех работающих в индустрии гостеприимства, которая впоследствии может стать существенным фактором, определяющим не только возможность карьерного роста сотрудника, но и основанием для отказа о приеме на работу в случае, если работодателя не устраивают те характеристики работника, которые содержатся в базе данных. С данной точки зрения ценность применения биометрических технологий заключается в стимулировании более качественной работы сотрудников, повышении качества обслуживания туристов. Также разработчики отмечают, что поскольку в базе данных хранятся сведения об уникальных для каждого человека биометрических идентификаторах (отпечатках пальцев), какие-либо ухищрения с подделкой или сменой документов, удостоверяющих личность, потеряют смысл.
Аналогичный подход может быть использован и на других предприятиях сферы туризма (турфирмах, предприятиях транспортного обеспечения, экскурсионного обслуживания и т.д.).
Отдельным направлением использования биометрических технологий является их использование туристскими фирмами в процессе реализации тура. При реализации тура туроператор вносит множество данных, а так же заключает договоры с туристами, партнерами. Для упрощения, оптимизации данного процесса могут также использоваться биометрические технологии.
На сегодняшний день среди стран, которые успешно внедряют биометрические технологии в деятельность предприятий сферы туризма можно выделить Китай, Францию, ОАЭ, Индию и ряд других. Преимущественно это страны, в которых развитие туризма находится уже на достаточно высоком уровне. По этой же причине данные технологии пока не нашли широкого применения в современной практике отечественных турпредприятий. Однако, учитывая стремительный характер развития инновационных технологий в стране в целом, а также задачи, поставленные перед отраслью [5] (в том числе развитие въездного туризма; приоритет науки и технологий и др.), можно заключить, что применение биометрических технологий имеет перспективный характер.
Таким образом, значение биометрических технологий как инновационного направления развития предприятий сферы туризма заключается в повышении уровня безопасности туристов, совершенствовании организационно-управленческого процесса в отношении персонала турпредприятий, оптимизации процесса обслуживания туристов, позволяющего ускорить процесс предоставления услуг предприятием-средством размещения, турфирмой, что положительным образом сказывается на повышении уровня качества предоставляемых туруслуг.

Ссылки на источники

  1. Новиков В. С. Инновации в туризме : учебное пособие [Текст]. – М. : Академия, 2010. – 187 с.
  2. Гершман М. А. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст]. – М. : Маркет ДС, 2011. – 143 с.
  3. Дэвис С., Рейли Ш. Пришло время использовать биометрические технологии в бизнесе / Стивен Дэвис, Шеймус Рейли // Performance. – №10. – 2012. – URL: http://performance.ey.com/wpcontent/uploads/downloads/2012/10/Performance_Vol3.1_RU_web_Biometrics.pdf. 
  4. Российский биометрический портал [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biometrics.ru/keyword/219/. 
  5. Стратегия въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации на период до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р). – URL: http://government.ru/media/files/41d4e55c9b1d8bca7b6a.pdf