Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее актуальных аспектов в методике воспитания музыкального слуха: освоение современного музыкального языка в курсе сольфеджио.
Ключевые слова: музыкальный слух, сольфеджио, восприятие, музыкально-слуховые ощущения, современный музыкальный язык. 

На протяжении всей истории профессионального музыкального образования положение музыкально-теоретических дисциплин, и в частности курса сольфеджио, заметно менялось. Из предметов, играющих лишь вспомогательную роль, они превратились в пер­востепенное по важности средство формирования музыкального мировоззрения. Хорошее образование музыканта предполагает сегодня обладание механизмом гибкого переключения на различные ритмоинтонации.

В  настоящее  время  перед  методикой  преподавания  сольфеджио  особенно  остро  стоит  проблема  освоения  интонационного  языка  музыки  XX – XXI  века. Обилие  индивидуальных  композиторских  школ,  различных  стилевых направлений  заставляют  сегодня  по-новому  взглянуть  на  проблему  воспитания  слуха  будущих  музыкантов – профессионалов.  Задачи,  стоящие  перед  учебной  дисциплиной  сольфеджио,  заметно  расширились,  усложнились  и  получили  новое  направление,  способствуя  освоению  учащимися детских музыкальных школ и студентами  колледжей широкого  спектра  современных  музыкально-языковых  явлений.

Одной  из  серьезных  помех  на  пути  освоения  современной  музыки  является  определенная  слуховая  инерция,  закрепощенность  слуха  нормами  классицизма,  где  превалирует  ясность  и  совершенно определенная  логика  ладогармонического  мышления,  формообразующая  роль  гармонии,  равномерно-акцентная  метрика  и  т.д.  Композиторское  творчество  XX  века,  напротив,  базируется  на  принципе  непредсказуемости,  многозначности,  постоянной  изменчивости,  нарушениях  стереотипов.

Включение  в  учебный  процесс  современной  музыки  требует  нового  подхода  к воспитанию  музыкально-слуховых ощущений юных музыкантах на всех этапов музыкального образования: от музыкальной школы – до высших учебных заведений.  Для этого необходимо пересмотреть сам подход к  методике преподавания сольфеджио.  Наиболее действенным средством  для достижения поставленной цели является включение в учебный процесс  художественных образцов различных эпох и стилей, в том числе, музыкального наследия XX  и XXI веков.

Большое значение для решения этой серьезной проблемы имело появление пособий М.Карасевой, связанных с воспитанием музыкального слуха  на материале музыки XX века. Указывая на основные тенденции  преобразования в сфере методики сольфеджио, автор останавливается и на причинах их «пробуксовывания»: «Среди главных тенденций современной теории музыки, требующих проекции на методику сольфеджио, выделим интегративность и высокую степень технологичности мышления. В методике интегративность отражается прежде всего: в стремлении к созданию неких универсальных или претендующих на них базовых технологий, с выявлением сквозной линии "школа - вуз”, с едиными методами развития музыкального слуха, применимыми к музыкальному материалу, различному по стилю и "дизайну”. В отечественной практике осуществлению такой интеграции мешает деление сольфеджио условно на "догармонический” (школа) и "пригармонический” этапы (училище — вуз), а также на "классический” и ”новоинтонационный.” {1,12}

Включение  в  учебный  процесс  современной  музыки  требует  нового  подхода  к воспитанию  музыкально-слуховых  ощущений юных музыкантов на всех этапах музыкального образования: от музыкальной школы – до высших учебных заведений.  Для этого необходимо пересмотреть сам подход к методике преподавания сольфеджио.  Наиболее действенным средством  для достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс  художественных образцов различных эпох и стилей, в том числе, современного музыкального наследия.  Этот процесс начинается на занятиях сольфеджио в детской музыкальной школе, но основная работа по освоению современного интонационного музыкального материала происходит в музыкальном колледже. Целый ряд учебных дисциплин  предполагают  работу с современной музыкой,  и, тем не менее, основополагающая роль принадлежит здесь учебной дисциплине сольфеджио, которая  сопутствует студентам на протяжении всего курса обучения в колледже.

Работа  на уроках сольфеджио идет по следующим основным  направлениям:

  1. Вокально-интонационные  навыки  и  сольфеджирование.
  2. Работа  над  метроритмом.
  3. Воспитание  музыкального  восприятия  современного  музыкального  языка \слуховой  анализ\.
  4. Теоретические  сведения.
  5. Музицирование  и  творческие  задания.

Уже с первых шагов  в разделе «Диатоника» студенты музыкального колледжа знакомятся с ладовыми особенностями диатоники в современной музыке. Так, например, для слухового гармонического анализа  возможно использование не только традиционных для классической гармонии аккордовых средств, но и аккордов нетерцовой структуры: квартаккордов,   квинтаккордов,  пентаккордов. Для освоения  интонационного материала  возможно привлечение музыкальных фрагментов из музыки С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова,  А.Хачатуряна, Д.Гершвина как в качестве примеров для музыкального диктанта, так и для сольфеджирования.

Постепенно с освоением хроматизации различных ступеней в мажорном и минорном ладу возможно постепенное  включение в учебный процесс различных  ладовых форм,  связанных со стилем композиторов XX века, например, увеличенный и уменьшенный лады, лады Д.Шостаковича.  На последнем этапе обучения в колледже студенты знакомятся с музыкой, связанной с относительной ладотональной неопределенностью, а также музыкой, написанной в серийной  технике.  Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы к последнему году обучения  студенты колледжа более и менее свободно могли справляться с интонационным  языком современных композиторов.

Важным разделом курса сольфеджио является работа над освоением различных ритмических трудностей, которая идет параллельно с работой над интонацией, слухом и музыкальной памятью. Здесь выстраивается планомерный процесс: от простых ритмических групп и длительностей основного деления во всех размерах до полиритмических и полиметричеких сочетаний. Л.Масленкова  предлагает программу метроритмического воспитания, основанную на пошаговой разработке системы овладения элементами метроритма с помощью различного рода движений {2,23}. При этом она определяет четыре программных аспекта, согласно которым необходимо готовить учащихся на всех этапах обучения:

  1. Принципиальная  ритмическая нерегулярность. Метрическая свобода и многовариантность.
  2. Акцентность, связанная с непериодичностью метрических акцентов и с возросшей ролью внутритактовых акцентов, порождающих различные виды синкоп.
  3. Сложные формы комбинаторики ритмических фигур и внутритактовых группировой.
  4. Полиритмия. Полиметрия.

Работа над ритмом, так же как и работа над интонацией, должна проходить планомерно на протяжении всего обучения, поскольку в музыке XX столетия ритм является одним из наиболее важных  элементов формообразования и организации музыкальной ткани в целом. И здесь, наряду со специальными ритмическими упражнениями необходимо использовать и художественный материал. В сборниках пьес современных композиторов содержатся большие возможности для освоения учащимися  разнообразных форм метроритма. Это прослеживается и в пьесах для детей, таких, как  «Микрокосмос» Б.Бартока,  детские пьесы С.Слонимского,  С.Прокофьева, сочинениях Д.Шостаковича.

Очень важной стороной занятий по сольфеджио является качественный и убедительный подбор музыкального материала  для всех форм работы, будь то музыкальный диктант, чтение с листа или исполнение с аккомпанементом музыкальных фрагментов.  Романсы  Н.Метнера,  Г.Свиридова,  С.Слонимского,  К.Дебюсси,  М.Равеля,  Н.Мясковского, С.Прокофьева,  Р.Штрауса,  фрагменты  опер  С.Прокофьева  «Война  и  мир»,  «Любовь  к  трем  апельсинам»,  оперы Д.Шостаковича  «Катерина  Измайлова» и другие  сочинения  композиторов XX века помогут студентам в освоении современного музыкального языка. 

Огромную роль в успешном освоении современного музыкального языка имеют интересные и разнообразные творческие задания  на уроках сольфеджио. Такие  формы заданий нередко используются сегодня на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Это задания по исправлению ошибок  в исполняемом фрагменте, реконструкция мелодии из частей, восстановление недостающих фрагментов в мелодии определенного исторического стиля, сочинение  вариаций на предложенную мелодию, а также сочинение мелодии или  небольшого музыкального фрагмента с различными интонационными, метроритмическими или ладовыми задачами. Различные формы творческих заданий в детской музыкальной школе  изложены в программе по сольфеджио Т.А.Калужской, а также в различных учебных пособиях. Такие же формы работы могут использоваться в качестве домашних и контрольных  заданий на уроках сольфеджио.

Итак, реалии сегодняшнего дня ставят перед музыкантами совершенно новые профессиональные задачи, связанные с освоением современного  музыкального языка. Поэтому  курс  сольфеджио, обогащенный музыкой  XX  века, призван  значительно расширить  кругозор  юных  музыкантов,  помочь  им  преодолеть  сложившуюся  инерцию  восприятия,  а  главное,  попытаться  увлечь  их  в  интересный  и  богатый  мир   современной музыки.

Cсылки на источники

  1. Карасева М. Сольфеджио – психотехника восприятия музыкального слуха. М.,1999.
  2. Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. СПб.,  2007.