Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее актуальных аспектов в методике воспитания музыкального слуха: освоение современного музыкального языка в курсе сольфеджио.
Ключевые слова: музыкальный слух, сольфеджио, восприятие, музыкально-слуховые ощущения, современный музыкальный язык.
На протяжении всей истории профессионального музыкального образования положение музыкально-теоретических дисциплин, и в частности курса сольфеджио, заметно менялось. Из предметов, играющих лишь вспомогательную роль, они превратились в первостепенное по важности средство формирования музыкального мировоззрения. Хорошее образование музыканта предполагает сегодня обладание механизмом гибкого переключения на различные ритмоинтонации.
В настоящее время перед методикой преподавания сольфеджио особенно остро стоит проблема освоения интонационного языка музыки XX – XXI века. Обилие индивидуальных композиторских школ, различных стилевых направлений заставляют сегодня по-новому взглянуть на проблему воспитания слуха будущих музыкантов – профессионалов. Задачи, стоящие перед учебной дисциплиной сольфеджио, заметно расширились, усложнились и получили новое направление, способствуя освоению учащимися детских музыкальных школ и студентами колледжей широкого спектра современных музыкально-языковых явлений.
Одной из серьезных помех на пути освоения современной музыки является определенная слуховая инерция, закрепощенность слуха нормами классицизма, где превалирует ясность и совершенно определенная логика ладогармонического мышления, формообразующая роль гармонии, равномерно-акцентная метрика и т.д. Композиторское творчество XX века, напротив, базируется на принципе непредсказуемости, многозначности, постоянной изменчивости, нарушениях стереотипов.
Включение в учебный процесс современной музыки требует нового подхода к воспитанию музыкально-слуховых ощущений юных музыкантах на всех этапов музыкального образования: от музыкальной школы – до высших учебных заведений. Для этого необходимо пересмотреть сам подход к методике преподавания сольфеджио. Наиболее действенным средством для достижения поставленной цели является включение в учебный процесс художественных образцов различных эпох и стилей, в том числе, музыкального наследия XX и XXI веков.
Большое значение для решения этой серьезной проблемы имело появление пособий М.Карасевой, связанных с воспитанием музыкального слуха на материале музыки XX века. Указывая на основные тенденции преобразования в сфере методики сольфеджио, автор останавливается и на причинах их «пробуксовывания»: «Среди главных тенденций современной теории музыки, требующих проекции на методику сольфеджио, выделим интегративность и высокую степень технологичности мышления. В методике интегративность отражается прежде всего: в стремлении к созданию неких универсальных или претендующих на них базовых технологий, с выявлением сквозной линии "школа - вуз”, с едиными методами развития музыкального слуха, применимыми к музыкальному материалу, различному по стилю и "дизайну”. В отечественной практике осуществлению такой интеграции мешает деление сольфеджио условно на "догармонический” (школа) и "пригармонический” этапы (училище — вуз), а также на "классический” и ”новоинтонационный.” {1,12}
Включение в учебный процесс современной музыки требует нового подхода к воспитанию музыкально-слуховых ощущений юных музыкантов на всех этапах музыкального образования: от музыкальной школы – до высших учебных заведений. Для этого необходимо пересмотреть сам подход к методике преподавания сольфеджио. Наиболее действенным средством для достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс художественных образцов различных эпох и стилей, в том числе, современного музыкального наследия. Этот процесс начинается на занятиях сольфеджио в детской музыкальной школе, но основная работа по освоению современного интонационного музыкального материала происходит в музыкальном колледже. Целый ряд учебных дисциплин предполагают работу с современной музыкой, и, тем не менее, основополагающая роль принадлежит здесь учебной дисциплине сольфеджио, которая сопутствует студентам на протяжении всего курса обучения в колледже.
Работа на уроках сольфеджио идет по следующим основным направлениям:
- Вокально-интонационные навыки и сольфеджирование.
- Работа над метроритмом.
- Воспитание музыкального восприятия современного музыкального языка \слуховой анализ\.
- Теоретические сведения.
- Музицирование и творческие задания.
Уже с первых шагов в разделе «Диатоника» студенты музыкального колледжа знакомятся с ладовыми особенностями диатоники в современной музыке. Так, например, для слухового гармонического анализа возможно использование не только традиционных для классической гармонии аккордовых средств, но и аккордов нетерцовой структуры: квартаккордов, квинтаккордов, пентаккордов. Для освоения интонационного материала возможно привлечение музыкальных фрагментов из музыки С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Гершвина как в качестве примеров для музыкального диктанта, так и для сольфеджирования.
Постепенно с освоением хроматизации различных ступеней в мажорном и минорном ладу возможно постепенное включение в учебный процесс различных ладовых форм, связанных со стилем композиторов XX века, например, увеличенный и уменьшенный лады, лады Д.Шостаковича. На последнем этапе обучения в колледже студенты знакомятся с музыкой, связанной с относительной ладотональной неопределенностью, а также музыкой, написанной в серийной технике. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы к последнему году обучения студенты колледжа более и менее свободно могли справляться с интонационным языком современных композиторов.
Важным разделом курса сольфеджио является работа над освоением различных ритмических трудностей, которая идет параллельно с работой над интонацией, слухом и музыкальной памятью. Здесь выстраивается планомерный процесс: от простых ритмических групп и длительностей основного деления во всех размерах до полиритмических и полиметричеких сочетаний. Л.Масленкова предлагает программу метроритмического воспитания, основанную на пошаговой разработке системы овладения элементами метроритма с помощью различного рода движений {2,23}. При этом она определяет четыре программных аспекта, согласно которым необходимо готовить учащихся на всех этапах обучения:
- Принципиальная ритмическая нерегулярность. Метрическая свобода и многовариантность.
- Акцентность, связанная с непериодичностью метрических акцентов и с возросшей ролью внутритактовых акцентов, порождающих различные виды синкоп.
- Сложные формы комбинаторики ритмических фигур и внутритактовых группировой.
- Полиритмия. Полиметрия.
Работа над ритмом, так же как и работа над интонацией, должна проходить планомерно на протяжении всего обучения, поскольку в музыке XX столетия ритм является одним из наиболее важных элементов формообразования и организации музыкальной ткани в целом. И здесь, наряду со специальными ритмическими упражнениями необходимо использовать и художественный материал. В сборниках пьес современных композиторов содержатся большие возможности для освоения учащимися разнообразных форм метроритма. Это прослеживается и в пьесах для детей, таких, как «Микрокосмос» Б.Бартока, детские пьесы С.Слонимского, С.Прокофьева, сочинениях Д.Шостаковича.
Очень важной стороной занятий по сольфеджио является качественный и убедительный подбор музыкального материала для всех форм работы, будь то музыкальный диктант, чтение с листа или исполнение с аккомпанементом музыкальных фрагментов. Романсы Н.Метнера, Г.Свиридова, С.Слонимского, К.Дебюсси, М.Равеля, Н.Мясковского, С.Прокофьева, Р.Штрауса, фрагменты опер С.Прокофьева «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» и другие сочинения композиторов XX века помогут студентам в освоении современного музыкального языка.
Огромную роль в успешном освоении современного музыкального языка имеют интересные и разнообразные творческие задания на уроках сольфеджио. Такие формы заданий нередко используются сегодня на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Это задания по исправлению ошибок в исполняемом фрагменте, реконструкция мелодии из частей, восстановление недостающих фрагментов в мелодии определенного исторического стиля, сочинение вариаций на предложенную мелодию, а также сочинение мелодии или небольшого музыкального фрагмента с различными интонационными, метроритмическими или ладовыми задачами. Различные формы творческих заданий в детской музыкальной школе изложены в программе по сольфеджио Т.А.Калужской, а также в различных учебных пособиях. Такие же формы работы могут использоваться в качестве домашних и контрольных заданий на уроках сольфеджио.
Итак, реалии сегодняшнего дня ставят перед музыкантами совершенно новые профессиональные задачи, связанные с освоением современного музыкального языка. Поэтому курс сольфеджио, обогащенный музыкой XX века, призван значительно расширить кругозор юных музыкантов, помочь им преодолеть сложившуюся инерцию восприятия, а главное, попытаться увлечь их в интересный и богатый мир современной музыки.
Cсылки на источники
- Карасева М. Сольфеджио – психотехника восприятия музыкального слуха. М.,1999.
- Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. СПб., 2007.