Современная музыка в развитии музыкального слуха
Выпуск:
ART 53263
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скурихина
Т.
А. Современная музыка в развитии музыкального слуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1301–1305. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53263.htm.
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее актуальных аспектов в методике воспитания музыкального слуха: освоение современного музыкального языка в курсе
сольфеджио.
Ключевые слова:
восприятие, музыкальный слух, сольфеджио, музыкально-слуховые ощущения, современный музыкальный язык
Похожие статьи
Текст статьи
Скурихина Татьяна АркадьевнаПреподаватель Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В.Казенина, г.Кировtskur@rambler.ru
Современная музыка в развитии музыкального слуха.
В статье рассматривается один из наиболее актуальных аспектов в методике воспитания музыкального слуха: освоение современного музыкального языка в курсе сольфеджио. Ключевые слова: музыкальный слух, сольфеджио, восприятие, музыкальнослуховые ощущения, современный музыкальный язык.
В современных условиях профессионализм музыканта не может ограничиваться только специальными навыками. Система профессиональной подготовки должна быть ориентирована на воспитание музыканта нового типа –общественного деятеля, наделенного творческой инициативой, способного видеть перспективу, тесно связывать решение профессиональных проблем с тенденциями общественного развития. В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование методики дисциплин, непосредственно обеспечивающих выполнение данной задачи в учебном процессе. На протяжении всей истории профессионального музыкального образования положение музыкально
теоретических дисциплин, и в частности курса сольфеджио, заметно менялось. Из предметов, играющих лишь вспомогательную роль, они превратились в первостепенное по важности средство формирования музыкального мировоззрения. Хорошее образование музыканта предполагает сегодня обладание механизмом гибкого переключения на различные интонационноритмические языки. Этот механизм позволяет предслышать интонацию, оперировать богатой системой эталонов исполнения, внутренне прочувствовать каждое созвучие и каждый ритмический оборот. Таким механизмом и является профессиональный музыкальный слух, а единственной дисциплиной, на которую специально возложена задача оттачивания этого слуха, становится предмет сольфеджио, сопровождающий развитие музыканта, в среднем, с шести до двадцати лет. Формирование профессионального музыкального слуха проходит сложный и противоречивый путь, аналогичный историческому пути движения европейской музыки от классицизма к современной музыке. Характерным для него является, воспитание на каждом этапе обучения и профессиональной деятельности определенной инерции слуха и одновременно выработка навыков преодоления этой инерции. Новые стилистические ценности, усвоенные слухом, в свою очередь становятся привычными и уже на новом уровне вновь преодолеваются слухом, от которого требуется все большая активность и оперативность. Активность слуха впреодолении стабилизирующейся инерции и определяет уровень его профессионализации. В настоящее время перед методикой преподавания сольфеджио особенно остро стоит проблема освоения интонационного языка музыки XX–XXI веков. Обилие индивидуальных композиторских школ, различных стилевых направлений, обновление средств музыкальной выразительности заставляют сегодня поновому взглянуть на проблему воспитания слуха будущих музыкантов –профессионалов. Задачи, учебной дисциплины сольфеджио заметно расширились, усложнились и получили новое направление, способствуя освоению юными музыкантами широкого спектра современных музыкальноязыковых явлений.Педагог по сольфеджио, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того "объема души", который потребуется раскрывать. Следовательно, поэтому сольфеджио и можно считать одной из важнейших областей музыкальной психотехники психотехники становления музыкальных ощущений. Этой проблеме посвящен целый ряд научных работ. Одной из первых стала статья А.Л.Островского «О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки», опубликованная в сборнике «Вопросы методики воспитания музыкального слуха» (Л., 1967). В это же время появились сборники диктантов Н.Тафтикиди на материале музыки С.Прокофьева и Д.Шостаковича (М., 1966, 1968), а позднее сборник А.Юсфина «Сольфеджио на материале советской музыки» (Л., 1975) и пособие Г.Виноградова «Интонационные трудности» (Киев,1977).Большое значение имело появление пособий М.Карасевой, связанных с воспитанием музыкального слуха на материале музыки XX века.1Все они демонстрируют, вопервых, актуальность проблемы воспитания музыкального слуха в современных условиях, а вовторых, различный подход авторов к поставленным задачам. Серьезной помехой на пути освоения современной музыки является слуховая инерция учащихся детских музыкальных школ и студентов колледжей, закрепощенность их слуха нормами классицизма, где превалирует ясность и совершенно определенная функциональная логика ладогармонического мышления, формообразующая роль гармонии, равномерноакцентная метрика и т.д. Композиторское творчество XX века, напротив, базируется на принципе непредсказуемости, многозначности, постоянной изменчивости, нарушениях многих стереотипов. Освоение
средств, характеризующих современный музыкальный язык, происходит уже в рамках консерваторских курсов. Но что делать тем, кто в своем музыкальномобразовании останавливается на уровне
колледжа или даже только
школы? Не сложилось ли отношение к музыкальному языку XXXXIвека как к некоей области высшей сложности на фоне простой и ясной классической тональности? Не рассматривается ли музыкальный язык современности как группа элементов, освоение которых может осуществляться только как следующий –вузовский –этап расширения языковых средств, аналогично изучению интегралов в математике или же квантовой физики? М.Карасева, указывая на основные тенденции
преобразования в сфере методики сольфеджио, останавливается и на причинах их «пробуксовывания»: «Среди главных тенденций современной теории музыки, требующих проекции на методику сольфеджио, выделим интегративностьи высокую степень технологичностимышления. В методике интегративность отражается прежде всего: в стремлении к созданию неких универсальных или претендующих на них базовых технологий, с выявлением сквозной линии "школа вуз”, с едиными методами развития музыкального слуха, применимымик музыкальному материалу, различному по стилю и "дизайну”. В отечественной практике осуществлению такой интеграции мешает деление сольфеджио условно на "догармонический” (школа) и "пригармонический” этапы (училище —вуз), а также на "классический” и ”новоинтонационный.”2 Включение в учебный процесс современной музыки требует нового подхода к воспитанию музыкальнослуховых ощущений юных музыкантов на всех этапах музыкального образования: от музыкальной школы –до высших учебных заведений. Для этого необходимо пересмотреть сам подход к методике преподавания сольфеджио. Наиболее действенным средством для достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс художественных образцов различных эпох и 1Карасева М. Современное сольфеджио: в3 т. М., 1996.2Карасева М. Сольфеджио –психотехника восприятия музыкального слуха. М.,1999.
стилей, в том числе, современного музыкального наследия. Этот процесс начинается на занятиях сольфеджио в детской музыкальной школе, но основная работа по освоению современного интонационного музыкального материала происходит в музыкальном колледже. Целый ряд учебных дисциплин предполагают работу с современной музыкой, и, тем не менее, основополагающая роль принадлежит здесь учебной дисциплине сольфеджио, которая сопутствует студентам на протяжении всего курса обучения в колледже.
Работа на уроках сольфеджио идет по следующим основным направлениям:1.Вокальноинтонационные навыки и сольфеджирование.2.Работа над метроритмом.3.Воспитание музыкального восприятия современного музыкального языка \слуховой анализ\.4.Теоретические сведения.5.Музицирование и творческие задания.
Уже с первых шагов в разделе «Диатоника» студенты музыкального колледжа знакомятся с ладовыми особенностями диатоники в современной музыке. Так, например, для слухового гармонического анализа возможно использование не только традиционных для классической гармонии аккордовых средств, но и аккордов нетерцовой структуры: квартаккордов, квинтаккордов, пентаккордов. Для освоения интонационного материала возможно привлечение музыкальных фрагментов из музыки С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Гершвина как в качестве примеров для музыкального диктанта, так и для сольфеджирования. Постепенно с освоением хроматизации различных ступеней в мажорном и минорном ладу возможно постепенное включение в учебный процесс различных ладовых форм, связанных со стилем композиторов XXвека, например, увеличенный и уменьшенный лады, лады Д.Шостаковича. На последнем этапе обучения в колледже студенты знакомятся с музыкой, связанной с относительной ладотональной неопределенностью, а также музыкой, написанной в серийной технике. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы к последнему году обучения студенты колледжа более и менее свободно могли справляться с интонационным языком современных композиторов. Важным разделом курса сольфеджио является работа над освоением различных ритмических трудностей, которая идет параллельно с работой над интонацией, слухом и музыкальной памятью. Здесь выстраивается планомерный процесс освоения ритмических трудностей: от простых ритмическийгрупп и длительностей основного деления во всех размерах до полиритмических и полиметричеких сочетаний. Л.Масленкова предлагает программу метроритмического воспитания, основанную на пошаговой разработке системы овладения элементами метроритма с помощью различного рода движений.3 При этом она определяет четыре программных аспекта, согласно которым необходимо готовить учащихся на всех этапах обучения:1.Принципиальная ритмическая нерегулярность. Метрическая свобода и многовариантность.2.Акцентность, связанная с непериодичностью метрических акцентов и с возросшей ролью внутритактовых акцентов, порождающих различные виды синкоп. 3.Сложные формы комбинаторики ритмических фигур и внутритактовых группировой. 3Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. СПб., 2007.4.Полиритмия. Полиметрия.
Работа над ритмом,так же как и работа над интонацией, должна проходить планомерно на протяжении всего обучения, поскольку в музыке XXстолетия ритм является одним из наиболее важных элементов формообразования и организации музыкальной ткани в целом. И здесь, наряду со специальными ритмическими упражнениями необходимо использовать и художественный материал. В сборниках пьес современных композиторов содержатся большие возможности для освоения учащимися разнообразных форм метроритма. Это прослеживается и в пьесах для детей, таких, как «Микрокосмос» Б.Бартока, детские пьесы С.Слонимского, С.Прокофьева, сочинениях Д.Шостаковича.
Очень важной стороной занятий по сольфеджио является качественный и убедительный подбор музыкального материала для всех форм работы, будь то музыкальный диктант, чтение с листа или исполнение с аккомпанементом музыкальных фрагментов. Романсы Н.Метнера, Г.Свиридова, С.Слонимского, К.Дебюсси, М.Равеля, Н.Мясковского, С.Прокофьева, Р.Штрауса, фрагменты опер С.Прокофьева «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» и другие сочинения композиторов XXвека помогут студентам в освоении современного музыкального языка. Огромную роль в успешном освоении современного музыкального языка имеют интересные и разнообразные творческие задания на уроках сольфеджио. Такие формы заданий нередко используются сегодня на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Это задания по исправлению ошибок в исполняемом фрагменте, реконструкция мелодии из частей, восстановление недостающих фрагментов в мелодии определенного исторического стиля, сочинение вариаций на предложенную мелодию, а также сочинение мелодии или небольшого музыкального фрагмента с различными интонационными, метроритмическими или ладовыми задачами. Различные формы творческих заданий в детской музыкальной школе изложены в программе по сольфеджио Т.А.Калужской, а также в различных учебных пособиях. 4Такие же формы работы могут использоваться в качестве домашних и контрольных заданий на уроках сольфеджио. Итак, реалии сегодняшнего дня ставят перед музыкантами совершенно новые профессиональные задачи, связанные с освоением современного музыкального языка. Поэтому курс сольфеджио, обогащенный музыкой XX века, призван значительно расширить кругозор юных музыкантов, помочь им преодолеть сложившуюся инерцию восприятия, а главное, попытаться увлечь их в интересный и богатый мир современной музыки.
3Например: Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М., 1989.
Современная музыка в развитии музыкального слуха.
В статье рассматривается один из наиболее актуальных аспектов в методике воспитания музыкального слуха: освоение современного музыкального языка в курсе сольфеджио. Ключевые слова: музыкальный слух, сольфеджио, восприятие, музыкальнослуховые ощущения, современный музыкальный язык.
В современных условиях профессионализм музыканта не может ограничиваться только специальными навыками. Система профессиональной подготовки должна быть ориентирована на воспитание музыканта нового типа –общественного деятеля, наделенного творческой инициативой, способного видеть перспективу, тесно связывать решение профессиональных проблем с тенденциями общественного развития. В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование методики дисциплин, непосредственно обеспечивающих выполнение данной задачи в учебном процессе. На протяжении всей истории профессионального музыкального образования положение музыкально
теоретических дисциплин, и в частности курса сольфеджио, заметно менялось. Из предметов, играющих лишь вспомогательную роль, они превратились в первостепенное по важности средство формирования музыкального мировоззрения. Хорошее образование музыканта предполагает сегодня обладание механизмом гибкого переключения на различные интонационноритмические языки. Этот механизм позволяет предслышать интонацию, оперировать богатой системой эталонов исполнения, внутренне прочувствовать каждое созвучие и каждый ритмический оборот. Таким механизмом и является профессиональный музыкальный слух, а единственной дисциплиной, на которую специально возложена задача оттачивания этого слуха, становится предмет сольфеджио, сопровождающий развитие музыканта, в среднем, с шести до двадцати лет. Формирование профессионального музыкального слуха проходит сложный и противоречивый путь, аналогичный историческому пути движения европейской музыки от классицизма к современной музыке. Характерным для него является, воспитание на каждом этапе обучения и профессиональной деятельности определенной инерции слуха и одновременно выработка навыков преодоления этой инерции. Новые стилистические ценности, усвоенные слухом, в свою очередь становятся привычными и уже на новом уровне вновь преодолеваются слухом, от которого требуется все большая активность и оперативность. Активность слуха впреодолении стабилизирующейся инерции и определяет уровень его профессионализации. В настоящее время перед методикой преподавания сольфеджио особенно остро стоит проблема освоения интонационного языка музыки XX–XXI веков. Обилие индивидуальных композиторских школ, различных стилевых направлений, обновление средств музыкальной выразительности заставляют сегодня поновому взглянуть на проблему воспитания слуха будущих музыкантов –профессионалов. Задачи, учебной дисциплины сольфеджио заметно расширились, усложнились и получили новое направление, способствуя освоению юными музыкантами широкого спектра современных музыкальноязыковых явлений.Педагог по сольфеджио, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того "объема души", который потребуется раскрывать. Следовательно, поэтому сольфеджио и можно считать одной из важнейших областей музыкальной психотехники психотехники становления музыкальных ощущений. Этой проблеме посвящен целый ряд научных работ. Одной из первых стала статья А.Л.Островского «О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки», опубликованная в сборнике «Вопросы методики воспитания музыкального слуха» (Л., 1967). В это же время появились сборники диктантов Н.Тафтикиди на материале музыки С.Прокофьева и Д.Шостаковича (М., 1966, 1968), а позднее сборник А.Юсфина «Сольфеджио на материале советской музыки» (Л., 1975) и пособие Г.Виноградова «Интонационные трудности» (Киев,1977).Большое значение имело появление пособий М.Карасевой, связанных с воспитанием музыкального слуха на материале музыки XX века.1Все они демонстрируют, вопервых, актуальность проблемы воспитания музыкального слуха в современных условиях, а вовторых, различный подход авторов к поставленным задачам. Серьезной помехой на пути освоения современной музыки является слуховая инерция учащихся детских музыкальных школ и студентов колледжей, закрепощенность их слуха нормами классицизма, где превалирует ясность и совершенно определенная функциональная логика ладогармонического мышления, формообразующая роль гармонии, равномерноакцентная метрика и т.д. Композиторское творчество XX века, напротив, базируется на принципе непредсказуемости, многозначности, постоянной изменчивости, нарушениях многих стереотипов. Освоение
средств, характеризующих современный музыкальный язык, происходит уже в рамках консерваторских курсов. Но что делать тем, кто в своем музыкальномобразовании останавливается на уровне
колледжа или даже только
школы? Не сложилось ли отношение к музыкальному языку XXXXIвека как к некоей области высшей сложности на фоне простой и ясной классической тональности? Не рассматривается ли музыкальный язык современности как группа элементов, освоение которых может осуществляться только как следующий –вузовский –этап расширения языковых средств, аналогично изучению интегралов в математике или же квантовой физики? М.Карасева, указывая на основные тенденции
преобразования в сфере методики сольфеджио, останавливается и на причинах их «пробуксовывания»: «Среди главных тенденций современной теории музыки, требующих проекции на методику сольфеджио, выделим интегративностьи высокую степень технологичностимышления. В методике интегративность отражается прежде всего: в стремлении к созданию неких универсальных или претендующих на них базовых технологий, с выявлением сквозной линии "школа вуз”, с едиными методами развития музыкального слуха, применимымик музыкальному материалу, различному по стилю и "дизайну”. В отечественной практике осуществлению такой интеграции мешает деление сольфеджио условно на "догармонический” (школа) и "пригармонический” этапы (училище —вуз), а также на "классический” и ”новоинтонационный.”2 Включение в учебный процесс современной музыки требует нового подхода к воспитанию музыкальнослуховых ощущений юных музыкантов на всех этапах музыкального образования: от музыкальной школы –до высших учебных заведений. Для этого необходимо пересмотреть сам подход к методике преподавания сольфеджио. Наиболее действенным средством для достижения поставленной цели является внедрение в учебный процесс художественных образцов различных эпох и 1Карасева М. Современное сольфеджио: в3 т. М., 1996.2Карасева М. Сольфеджио –психотехника восприятия музыкального слуха. М.,1999.
стилей, в том числе, современного музыкального наследия. Этот процесс начинается на занятиях сольфеджио в детской музыкальной школе, но основная работа по освоению современного интонационного музыкального материала происходит в музыкальном колледже. Целый ряд учебных дисциплин предполагают работу с современной музыкой, и, тем не менее, основополагающая роль принадлежит здесь учебной дисциплине сольфеджио, которая сопутствует студентам на протяжении всего курса обучения в колледже.
Работа на уроках сольфеджио идет по следующим основным направлениям:1.Вокальноинтонационные навыки и сольфеджирование.2.Работа над метроритмом.3.Воспитание музыкального восприятия современного музыкального языка \слуховой анализ\.4.Теоретические сведения.5.Музицирование и творческие задания.
Уже с первых шагов в разделе «Диатоника» студенты музыкального колледжа знакомятся с ладовыми особенностями диатоники в современной музыке. Так, например, для слухового гармонического анализа возможно использование не только традиционных для классической гармонии аккордовых средств, но и аккордов нетерцовой структуры: квартаккордов, квинтаккордов, пентаккордов. Для освоения интонационного материала возможно привлечение музыкальных фрагментов из музыки С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Гершвина как в качестве примеров для музыкального диктанта, так и для сольфеджирования. Постепенно с освоением хроматизации различных ступеней в мажорном и минорном ладу возможно постепенное включение в учебный процесс различных ладовых форм, связанных со стилем композиторов XXвека, например, увеличенный и уменьшенный лады, лады Д.Шостаковича. На последнем этапе обучения в колледже студенты знакомятся с музыкой, связанной с относительной ладотональной неопределенностью, а также музыкой, написанной в серийной технике. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы к последнему году обучения студенты колледжа более и менее свободно могли справляться с интонационным языком современных композиторов. Важным разделом курса сольфеджио является работа над освоением различных ритмических трудностей, которая идет параллельно с работой над интонацией, слухом и музыкальной памятью. Здесь выстраивается планомерный процесс освоения ритмических трудностей: от простых ритмическийгрупп и длительностей основного деления во всех размерах до полиритмических и полиметричеких сочетаний. Л.Масленкова предлагает программу метроритмического воспитания, основанную на пошаговой разработке системы овладения элементами метроритма с помощью различного рода движений.3 При этом она определяет четыре программных аспекта, согласно которым необходимо готовить учащихся на всех этапах обучения:1.Принципиальная ритмическая нерегулярность. Метрическая свобода и многовариантность.2.Акцентность, связанная с непериодичностью метрических акцентов и с возросшей ролью внутритактовых акцентов, порождающих различные виды синкоп. 3.Сложные формы комбинаторики ритмических фигур и внутритактовых группировой. 3Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. СПб., 2007.4.Полиритмия. Полиметрия.
Работа над ритмом,так же как и работа над интонацией, должна проходить планомерно на протяжении всего обучения, поскольку в музыке XXстолетия ритм является одним из наиболее важных элементов формообразования и организации музыкальной ткани в целом. И здесь, наряду со специальными ритмическими упражнениями необходимо использовать и художественный материал. В сборниках пьес современных композиторов содержатся большие возможности для освоения учащимися разнообразных форм метроритма. Это прослеживается и в пьесах для детей, таких, как «Микрокосмос» Б.Бартока, детские пьесы С.Слонимского, С.Прокофьева, сочинениях Д.Шостаковича.
Очень важной стороной занятий по сольфеджио является качественный и убедительный подбор музыкального материала для всех форм работы, будь то музыкальный диктант, чтение с листа или исполнение с аккомпанементом музыкальных фрагментов. Романсы Н.Метнера, Г.Свиридова, С.Слонимского, К.Дебюсси, М.Равеля, Н.Мясковского, С.Прокофьева, Р.Штрауса, фрагменты опер С.Прокофьева «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам», оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» и другие сочинения композиторов XXвека помогут студентам в освоении современного музыкального языка. Огромную роль в успешном освоении современного музыкального языка имеют интересные и разнообразные творческие задания на уроках сольфеджио. Такие формы заданий нередко используются сегодня на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Это задания по исправлению ошибок в исполняемом фрагменте, реконструкция мелодии из частей, восстановление недостающих фрагментов в мелодии определенного исторического стиля, сочинение вариаций на предложенную мелодию, а также сочинение мелодии или небольшого музыкального фрагмента с различными интонационными, метроритмическими или ладовыми задачами. Различные формы творческих заданий в детской музыкальной школе изложены в программе по сольфеджио Т.А.Калужской, а также в различных учебных пособиях. 4Такие же формы работы могут использоваться в качестве домашних и контрольных заданий на уроках сольфеджио. Итак, реалии сегодняшнего дня ставят перед музыкантами совершенно новые профессиональные задачи, связанные с освоением современного музыкального языка. Поэтому курс сольфеджио, обогащенный музыкой XX века, призван значительно расширить кругозор юных музыкантов, помочь им преодолеть сложившуюся инерцию восприятия, а главное, попытаться увлечь их в интересный и богатый мир современной музыки.
3Например: Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М., 1989.