Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются эстетические принципы, с помощью которых, как утверждает автор, раскрывается эмоционально-смысловое содержание художественного произведения. В статье уточняется понятие «эстетика».
Ключевые слова: искусство, художественное содержание, эстетические принципы, эстетика, гармония.

Искусство является одной из форм художественного постижения мира, создавая свой особый мир, источником художественного содержания которого является действительность. Понятие «художественное содержание» в словаре по эстетике определяется как «действительность», идейно-эстетически осмысленная в творческом процессе и отраженная художником в  произведении искусства в свете определенного мировоззрения и общественно-эстетических идеалов. Содержание всегда указывает на то, что именно отражено и выражено в произведении искусства [3, с. 332]. Форма – это организация, материал, структура, способная проявить художественную идею произведения искусства[2]. Содержание и форма – два диалектически взаимосвязанных понятия, образующих принцип единства и обеспечивающих целостность, выступающую как система внутренних связей, объединяющую все ее элементы в целостный контекст в искусстве.

Одной из главных задач искусства является ее эстетическая ценность, основанная на субъективном представлении человеком объективного мира и построенная на эстетических принципах. Выражение «эстетические принципы» взаимосвязано с понятием «эстетика», обозначающим некую целостность, обобщающим чувственно-выразительное отношение как к природе, к произведениям искусства, так и к отдельным предметам и объектам. На это обратил внимание немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен, когда в 1754 году ввел само понятие «эстетика» в научный обиход. Им же было определено место этой науки в системе философии. Предметом эстетики А. Г. Баумгартен считал человеческую способность воспринимать мир с помощью органов чувств, позволяющую обнаруживать в нем прекрасное, красоту и в процессе освоения человеком окружающей действительности создавать художественные творения. «Нет красоты ни в чем без гармонии», – справедливо утверждал Платон. В связи с этим и другими высказываниями ученых одной из  форм категории красоты, является принцип гармонии. 

«Гармония» в переводе с греческого означает созвучие, согласие, единство – это определенная форма категории красоты, прекрасного, означающая целостность явления, обладающего слаженностью частей и уравновешенностью их напряжения. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Она рассматривается в сочетании с различными компонентами,  включающими симметрию, асимметрию, дисимметрию, меру, равновесие, пропорцию.

Равновесие – категория гармонии, позволяющая воспринимать правильное распределение пространственно-временного континуума и соразмерность его частей. Зрительное равновесие, или баланс – это важная составляющая  эстетической категории равновесия которая может быть достигнуто посредством принципов гармонии — симметрии, асимметрии. 

Симметрия – один из общих методологических принципов науки, законы которой постигнуты человечеством из природы. Симметрию можно обнаружить в окружающем нас мире повсеместно. Человек как неотъемлемая часть природы устроен симметрично, соответственно люди в реальной жизни стремятся к порядку, уравновешенности, к симметрии. Симметрия в переводе с греческого означает «соразмерность». Это понятие отражает структурную особенность объекта, устанавливая уравновешенную соподчиненность равных между собой частей этого объекта. Равенство двух одинаковых частей объекта устанавливается относительно главной перспективной линии, или оси симметрии, путем зеркального отражения. Симметрия строится по горизонтали, по вертикали, по диагонали и по спирали. Она находит себе место в пространственных и временных видах искусств: в расположении целого, в группировке фигур, в точности такта, в четкости ритма, создающих некоторую определенность, равномерное построение.

Симметрия – это гармония, базирующаяся на математическом чувстве человека. Абсолютная противоположность симметрии – асимметрия. Дословно с греческого это слово переводится как «несоразмерность отдельных частей формы в целом относительно центральной оси или точки». Ассиметричная система строится по закону динамического равновесия разнородных частей, которая достигается контрастным сочетанием всех художественных средств. Это предельный случай нарушенной симметрии, которая сохраняется в тех или иных проявлениях. При разработке композиции в ассиметричном контексте необходимо учитывать психологический фактор восприятия. Наряду с асимметрией различают еще и дисимметрию.

Дисимметрия сочетает симметричные и асимметричные системы равновесия: при общей симметричности главных элементов создается асимметричное расположение частей и деталей композиции по сторонам перспективной линии. Использование этого приема в искусстве – средство обострения художественной выразительности.

Симметрия воспринимается статично, асимметрия – напротив, динамична, только единство симметрии и асимметрии создает подлинную гармонию красоты. Так вот, в качестве меры соотношения симметричного и асимметричного часто выступает пропорция. Такое деление отрезка было известно еще Пифагору и называлось им золотой пропорцией. Этот принципмы находим во всех видах искусств. Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон в 1 веке до н. э., переводя на латынь платоновский термин «аналогия», который означает «соотношение». С тех пор вот уже 2000 лет пропорций в математике называют равенство чисел. Пропорция в искусстве также определяет соотношение величин элементов художественного произведения либо соотношение отдельных элементов и всего произведения в целом. В эстетике пропорция, как и симметрия, является составным элементом категории меры и выражает закономерность структуры эстетического образа.

Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Впервые закон пропорции был описан в математических «Началах» Евклида (III в. до н. э.); золотая пропорция лежит в основе геометрических построений Пифагора (VI в. до н. э.), просматривается в пирамидах Древнего Египта, сооружениях Древней Греции и Рима, средневековых храмах Византии и Руси. В память о знаменитом скульпторе Фиди (V в. до н. э.) золотую пропорцию принято обозначать буквой Ф древнегреческого алфавита.  Золотым сечением этот эстетический принцип назвал в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. Золотая пропорция определяется в закономерности гармонического деления отрезка на две неравные части, при котором величина меньшей части  так относится к большей, как последняя ко всей длине отрезка. Эта величина выражается иррациональным числом 1, 6180339…, которое принято округлять до 1,618 (1,62; 1,6). Отсюда приближенные значения золотой пропорции можно получить из числового ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т. д., в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Это понятие отображает нашу реакцию на явление, наше убеждение в том, что в наблюдаемом нами явлении достигнуто взаимное согласие, связность, единство всех элементов, входящих в гармоническую систему.

Следующим принципом гармонии является мера. Это – фундаментальный и универсальный эстетический принцип, который обозначает конкретную определенность, единство и относительную константность объекта. Мера – эталон совершенства, оптимального проявления художественности, это важнейший инструмент выражения стабильности, прочности и нормативности. Мера как величина пропорций и ритма в пространстве и во времени.

 Все виды искусства – это заданный набор художественных средств, посредству которых мастер  отражает объективный мир  в субъективном  своем представлении.  Искусство, как  художественная форма выражается в специфической организации особых чувственно воспринимаемых знаков, особых языках красок, линий, движений, ритмов. Все виды искусства объединяются общим законом единства выражения и изображения, но процесс воплощения художественных образов для каждого вида искусств осуществляется особыми художественными средствам (словесным – для  литературы, звуковым – для музыки, цветом – для живописи, объемно-пластическим – для скульптуры, сценическим действием – для театра, движением – для хореографии).  

Ритм – важное средство художественной выразительности, которое передает движение. Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Это один из фундаментальных принципов бытия, означающих периодическое повторение каких-либо явлений через определенные промежутки времени. С давних времен замечено: все в природе и жизни, человеке и искусстве подчинено ритмическим законам. И наступление времени года, и смена суток имеет определенную повторяемость.  

Нюанс выражается в незначительном отличии предметов, форм, звуков музыки, пространств по цвету, размерам, фактуре. 

Контраст - с французского означает «противоположность». Контраст – это полярное противопоставление, он сопоставляет все свойства объекта: цвет,  размер, форму, фактуру. Посредством контраста усиливается ощущение разницы между предметами, их частями, тональностью, характерными признаками. Посредством контраста можно усилить восприятие того или иного свойства объекта, изменить ощущение от размеров предметов, выявить и даже изменить интенсивность цвета в живописи, характер и настроение - в музыке. В основе живописи   выделяется цветовой контраст,  с помощью  соотношения цвета, которые делятся на теплые и холодные.  Тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна.   Темное и светлое образуют контраст или противопоставление. Резкий контраст сообщает о сильно эмоциональных драматических чувствах и впечатлениях.  В контрастирующих объектах обязательно наличие общности, они не должны быть разнородны. Светлое и темное образуют контраст, там, где противоположности сближены  - мягкий контраст. Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в  искусстве используется понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном,  соответственно определив тональные соотношения этих пятен. Существует бесконечное количество светлых и темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в последовательный ступенчатый ряд серых тонов между черным и белым. В природе существует богатство  и многообразие цветовых и световых отношений, тонких и подвижных переходов и контрастов.

Понятие колорит (от лат. color - краска) – означает систему организации соотношений цветовых тонов, образующих определенное единство, отвечающее образным задачам. Колорит – это взаимосвязь   всех его цветовых элементов, цветовой строй произведения. Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения художественного содержания мастера. Цветовой колорит  воспринимается не только зрением, но и всем организмом человека в целом. Внешние особенности колорита определяется с помощью понятия тональности, или цветовой гаммы, внутренняя же суть этого термина заключается в выборе доминирующего цвета, подчиняющие себе остальные  и несущие особую эмоциональную нагрузку. Цвет, как  элемент композиции, обращен к нашим чувствам и мыслям. В конструктивных искусствах создание образа осуществляется в совокупности комозиционно-конструктивных и цветовых задач. Поэтому, художественные средства композиции включают не только  эмоционально-чувствнное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения. Через цветовую гамму  мастер передает   духовное содержание и определенное значение  идеи. Цвет во все времена был больше чем язык красок, он вносил в творчество свои определенные эмоции, содержание, подтекст, а именно те индивидуальные особенности психологических, символических характеристик, которые играют огромную роль в изобразительном искусстве, в быту, религии, медицине и музыке. Каждый художник особенно подходит к цвету, разбираясь в значении, психологической характеристике, символике, тем самым расширяя и углубляя наше представление об окружающем мире. Живописцы,  создавая полотна, используют знания и о свойствах цвета и свои собственные открытия в этой области, но порой восприятие цвета в картине зависит от неуловимых нюансов, которые трудно проанализировать.

Дело в том, что цвет – сложное и многогранное явление, изучение которого требует углубленных знаний о значении этого феномена с различных точек зрения: символической, эстетической, психологической. Благодаря  своей выразительностью оттенков, нюансировки, колорита,  цветовых соотношений  происходит обусловленное воздействие на сознание человека, его  психическое и эстетическое состояние.  Уже не одну тысячу лет человечество пытается понять предназначение цвета, отношение человека к нему, его характеристику. Оказывается, всему причиной – солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути и обладают удивительными свойствами. Вспомним, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например, в трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик Исаак Ньютон: ему удалось разложить луч белого света с помощью призмы в спектр и определить ряд непрерывно изменяющихся цветов. Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, но по традиции в нем выделяют семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Известно также, что этот величайший ученый находил общность между солнечным спектром и музыкальной октавой. Путем сравнения отношений длин цветных участков спектра и отношений частот музыкальной гаммы он ввел математический закон соответствия определенных цветов определенным музыкальным звукам. Тема восприятия цвета, его значение и   влияние цвета  на психоэмоциональную сферу индивидуума, давно привлекает ученых. По характеру эмоционального воздействия цвета  разделяют на теплые или  активные (красный, оранжевый, желтый),  холодные или пассивные (зеленый, синий, фиолетовый). Белый, черный и серый – это цвета  нейтральные.

Эстетическое воздействие цвета определяет цветовое состояние композиций. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные. Существует законы сопоставления теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей. Цвет, звук имеют огромное влияние на настроение человека.

Таким образом, эстетическое отношение человека  к  окружающему миру, отражается  художником в его творчестве. Художественное произведение   подчиняется  эстетическим принципам, которые  являются  значимым элементом  в искусстве, для проявления эмоционально-смыслового   содержания текста. 

Список литературы 

  1. Золкин, А. Л. Эстетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям [Текст] / А. Л. Золкин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 447 с.
  2. Иттен, Иоханнес. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах [Текст] / Иоханнес Иттен; пер. с нем. – Москва : Изд. Д. Аронов, 2001. – 138 с.
  3. Овсянников, М. Ф. Краткий словарь по эстетике / под общей ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. – М. :Госполитиздат, 1964. – 543 с.