Аннотация. Статья посвящена проблеме организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике. Цель статьи – рассмотреть принципы организации самостоятельной исследовательской деятельности в процессе обучения математике.
Ключевые слова: учащиеся; организация самостоятельной работы, исследовательская деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач учителей математики является использование самостоятельной работы учащихся как одного из методов обучения. В процессе самостоятельной деятельности ученик не просто приобретает знания, но усваивает и закрепляет их.
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П. И. Пидкасистого, И. А. Зимней и других, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно.
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности, её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [3, с. 121].
По форме организации самостоятельной работы можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы [1, с. 29]: воспроизводящие; реконструктивно-вариативные; эвристические; творческие. Каждый из четырёх типов имеет свои дидактические цели, которые далее рассматриваются более подробно.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Несмотря на это, роль таких заданий велика, так как они предполагают формирование фундамента для подлинной самостоятельной деятельности ученика.
Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет ученику на основе ранее полученных знаний и данной учителем общей идеи самостоятельно найти конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит их. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но ему необходимо также научиться их систематизировать [5].
Выделим виды эвристической самостоятельной работы: самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, строгое обоснование видов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.
Творческие самостоятельные работы являются вершиной системы самостоятельной работы школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочной и внеурочной деятельности.
Самыми распространёнными и эффективными видами самостоятельной деятельности являются [1, с. 36]:
1. Работа с книгой, то есть работа с текстом и графическим материалом: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и редактирование прочитанного.
2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие по образцу; реконструктивные; составление различных задач и вопросов, их решения; рецензирование ответов других учащихся, оценка их деятельности.
3. Проверочные работы, диктанты, сочинения.
4. Подготовка докладов и рефератов (примеры тем: «В поисках оптимальных решений», «Вездесущая математика» и другие).
5. Экскурсии (например, «Арабские цифры. Некоторые теории происхождения начертания»).
6. Домашние лабораторные опыты и наблюдения (например, «Без мерной линейки, или измерение голыми руками», «Виды и свойства движений»).
7. Техническое моделирование и конструирование.
При решении любой задачи, при выполнении каждого упражнения ученику приходится осуществлять перенос знаний, актуализировать необходимый способ действий, определять путь решения. Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля над самостоятельной работой учащихся.
В качестве одного из наиболее часто используемых видов самостоятельной деятельности является исследование. Исследование – это процесс, когда учитель вместе с ребенком находит взаимосвязи между знаниями обоих, строят логическую цепь мышления в рамках какого-то предмета.
Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами. Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности, поддержка их любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения, необходимо сформировать у них следующие умения [4, с.17]: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; корректно полемизировать с докладчиком на конференции; аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, следует использовать методы анкетирования и тестирования. Учитель как научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель должен помочь юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Для проведения исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ должны выбираться из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования учащиеся должны ставить совместно с учителем. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Образовательной организации необходимо планировать длительность выполнения проекта или исследования, время работы (урочное, внеурочное) с учетом ресурсов учебного времени.
Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.
Развивающая функция исследовательской деятельности по математике заключается в том, что в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики и их применений [2, с. 45].
Обобщая сказанное, отметим, педагогический опыт показывает, что эффективным средством обучения и развития учащихся является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное. Все это требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования реальных объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Ссылки на источники
- Границкая А. С. Научить думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991. – 172 с.
- Далингер В. А., Толпекина Н. В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 264 с.
- Зимняя И. А. Основы педагогической психологии: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1980. – 528 с.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
- Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике. – Саранск: Красный Октябрь, 2001. – 144 с.