О вреде курения – языком математики
Выпуск:
ART 45095
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кудашкина
С.
Д. О вреде курения – языком математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 21. – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45095.htm.
Аннотация. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нём у многих обучающихся либо очень низка, либо отсутствует полностью. Решая математические задачи, подготовленные учащимися в результате реализации проекта, дети получают реальную, страшную картину жизни курящего человека.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, межпредметные связи, активная познавательная деятельность, организация самостоятельной работы, самостоятельная исследовательская деятельность
Похожие статьи
Текст статьи
Кудашкина Светлана Дмитриевна,учитель математики МБОУ Гимназия № 161,г. Екатеринбургsvdk1958@mail.ru.
О вреде курения языком математики
Аннотация. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нѐм у многих обучающихся либо очень низка, либо отсутствует полностью. Решая математические задачи, подготовленные учащимися в результате реализации проекта, дети получают реальную, страшную картину жизни курящего человека. Ключевые слова:межпредметные связи; активная познавательная деятельность; организация самостоятельной работы, исследовательская деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность.
О вреде курения иупотребления наркотиков, особенно для детского и молодого организма,написано много статей, брошюр и книг, постоянно говорятв школе на классных часах, родителями в семье, по телевидению. На практике же не раз убеждались, что многие взрослые сами подвержены этимвредным привычкам. В последние десятилетия во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представления о вредном влиянии курения на беременность. Практически во всех странах мира имеет место выраженныйрост числа курящих женщин. При этом важную роль играют социальные факторы и условия. Курят женщины во всех слоях общества. Женщины, относящиеся к низкой социальной группе курят во время беременности, и курят помногу, причѐм табачные изделия низкого качества, с большим содержанием никотина и смолистых веществ. Женщиныиз высоко обеспеченных слоѐв,жены «новых русских», «бизнес леди» курят более дорогие и более высокого качестватабачные изделия, но содержащиеся в них никотин и смолистые вещества всѐравно влияют на будущее или на подрастающее потомство. Как это им объяснить? В 56 классе науроке математики рассказывается о статистике науке, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе[17]. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов[1].Курение табака (никотинизм) вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании.
По данным исследования в школе среди мотивов курения большинство детей называют «за компанию», «от нечего делать», «баловство», «любопытство». 76% подростков курят на улице, 18% прячутся вразных местах, 6% смельчаков пускают кольца дома, пока взрослые отсутствуют. Такую наглость позволяют себе те, у кого курит ктото из родителей. Кстати, дымящая семейка отличные условия для того, чтобы чадо подружилось с сигаретой: магию личного примера ещѐникто не отменял.Личный пример родителей, это только одна причина курения детей. В распространении курения имеет значение своеобразное принуждение детей к этой вредной привычке со стороны курящих. В школахкурящиесчитают некурящих трусами,«маменькиными сынками», не вышедшими изпод опеки родителей, несамостоятельными.Желание избавиться от такого мнения друзей встать вровень с курящимидостигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всѐболее сильным. Из систематически курящих мужчин 16,9%начали курить в 89 лет[2].Сегодня доказана прямая зависимость между курением ираком лѐгких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечнососудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту[4].О том, что с каждым днѐм всѐбольшее количество детей подвержено вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркотикам знают все. Это уже становится проблемой. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер. Многие пробуют курить потому, что курят их друзья илипростохочется побыстреестать«взрослым». Некоторые хотят казаться сильными, крутыми и независимыми внешне, при этом оставаясь слабыми и зависимыми. Из опрошенных учащихся, пробовавших курить, продолжили опыт только8человек. Но при этом только пяти из них нравится курить. Но почему же остальные 3 не бросят курить, если им это не нравится? И снова слабость характера. Они готовы идти на конфликт со взрослыми, чтобы только не покинуть свою компанию курящих друзей. Часто многие из этих «друзей» готовы тоже бросить курение. Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им и это признак слабости. Но слабостьне в этом, слабость в неспособности бросить то, что не нравится, а значит и вредит здоровью[6, 7].Проведя обработку данных по этой теме, пришли к выводу, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги: применение в действии закона о штрафах за курение, личный пример взрослых, понятие и осмысление вреда курениядля здоровья.
Разработан цикл уроков и внеклассных мероприятийпо данной теме,используемый в работе.Приведу пример одного изуроковв 6 классена тему:«О вреде курения языком математики».
Тип урока:урок решения задач по теме «Нахождение дроби от числа».Цели:
Образовательная отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа.
Воспитательная пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
Развивающая способствовать формированию умений применять приѐмы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти. Оборудование:плакат «ЗОЖ», плакат «О вреде курения», книги и вырезки из газет о вреде курения
Ход урокаI. Организационный моментРебята, сегодня мы завершаем изучение темы «Нахождение дроби от числа». Заключительный урок по этой теме называется: «О вреде курения математическим языком».Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни». Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что: 1.вы можете справиться с задачами данного урока; 2.тема «Нахождение дроби от числа» вами усвоена; 3.табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации. II. Устная работа 5253103102()222Ребята, на доске зашифрованы слова части тела, на которые пагубно влияет курение.Вы можете их разгадать, выполнив задания 117.(заготовка на доске).ЁСГУЕАШЦЖЛЗДИОРКТ91/8161/42/34/55101/160,52/92,740,02201,2390
136783
25414163
91016
42121312
61517
14151112
Рис. 1
(Ученики решают устно, ответы заменяютбуквами, получают слова: «сердце», «лѐгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?Сердце сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной[3].Лѐгкие затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты [3].Уши поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха[3].Глаза делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения[3].Рот повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит кнеприятному запаху при дыхании [3].Кожа температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше[3].Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, изза быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость [4].С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.Таблица 1
ABCDE1аелсч2бѐнхэ3взотя4гипуы5дкрцм
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток:A3; B4; D3; A1; E5; B4; C2; E4(Ученики ищут и находят слово «витамины»)Итак, моими помощниками будут сегодня витамины, они принесли для вас задачи. Ребята, а вы знаете, что означает слово « витамин»? Вита жизнь, мин остаток аммиака.А кто придумал слово «витамин»? Итак, решив правильно задачи от моих помощников, вы узнаете, кто придумал слово «витамин». Разгадку найдѐте в следующей таблице.Таблица 26207200,020,28,7258,4АФРУОНК
III. Динамическая паузаIV Решение задач.№1. Первый мой помощник витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.Задача от витамина А.Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лѐгких. Найдите количество больных, если в посѐлкекурят около 900 человек.№2. Второй помощник витамин В1. В1 способствует росту ребѐнка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.Задача от витамина В1.Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг.В сигарете LM содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лѐгкие. Сколько мг никотина попадает в лѐгкие? Результат округлите до десятых.№3. Третий помощник витамин С. Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.Задача от витамина С.Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?№4. Четвѐртый помощник витамин Р. Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.Задача от витаминаР.Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 610 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? [4,6](Послерешений задач, по ответам дети находят в таблице фамилию Функ)В 1912 году польский биохимик КазимежФунк получил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которому дал название витамин.[2, 5]Ребята, вы узнали о пользе витаминов для организма, и давайте укрепим наше здоровье витаминами.(Ученикам выдаѐтся витамин. Срок годности проверен медицинскимработником школы.)О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!». Читает ученик:Я
Сегодня дышу как слон,походкамоялегка,и ночьпронеслась,как чудесный сон,без единогокашля и плевка…Я сталопределѐнныйвесельчак и остряк ну просто душа общества.
Итак, ребята, давайте этими словами, подведѐм итог нашего урока.V. Итог урока1.Что нового вы узнали на уроке? 2.Какое задание было интереснее всего решать? 3.Как бы вы продолжили предложение?
Прежде чем закурить … (подумай)
Курить … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно). 4.Оценки за урок. VI. Домашнее задание
Нарисоватьплакатрекламу о вреде курения, о здоровом образе жизни.
Для желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения.
№ 570,577,568.
Ссылки на источники1.Учебник математики. 6 класс. Автор Виленкин Н. Я. идр. 2.ЯгодинскийВ. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся,1986.3.Энциклопедия для детей Аванта +. 4.В. В. Деларю. Губительная сигарета,1987 г.5.Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико,1983 г. 6.П. А. Петров. Курение и болезни,1981 г. 7.Л. Л. Генкова,Н. Б. Славков. Почему это опасно,1989.8.Смирнов А.Т. Основы Безопасности Жизнедеятельности: Учебник для учащихся 79х классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2001.9.Шевченко С.В. и другие. Классные часы. 111 классы. Волгоград:Учитель, 2003.10.Журнал «Семейный доктор», № 5, 2000.11.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Москва: Просвещение, 1985.12.Все новости в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infosmi.net, свободный13.О курящих в мире и России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsesekrety.ru, свободный14.О здоровье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.doktorpiter.ruсвободный15.Школа здоровья О курении [Электронный ресурс]. Режим доступа: 16.http:// www.dietologia.ucor.ru, свободный17.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102. URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.
О вреде курения языком математики
Аннотация. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нѐм у многих обучающихся либо очень низка, либо отсутствует полностью. Решая математические задачи, подготовленные учащимися в результате реализации проекта, дети получают реальную, страшную картину жизни курящего человека. Ключевые слова:межпредметные связи; активная познавательная деятельность; организация самостоятельной работы, исследовательская деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность.
О вреде курения иупотребления наркотиков, особенно для детского и молодого организма,написано много статей, брошюр и книг, постоянно говорятв школе на классных часах, родителями в семье, по телевидению. На практике же не раз убеждались, что многие взрослые сами подвержены этимвредным привычкам. В последние десятилетия во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представления о вредном влиянии курения на беременность. Практически во всех странах мира имеет место выраженныйрост числа курящих женщин. При этом важную роль играют социальные факторы и условия. Курят женщины во всех слоях общества. Женщины, относящиеся к низкой социальной группе курят во время беременности, и курят помногу, причѐм табачные изделия низкого качества, с большим содержанием никотина и смолистых веществ. Женщиныиз высоко обеспеченных слоѐв,жены «новых русских», «бизнес леди» курят более дорогие и более высокого качестватабачные изделия, но содержащиеся в них никотин и смолистые вещества всѐравно влияют на будущее или на подрастающее потомство. Как это им объяснить? В 56 классе науроке математики рассказывается о статистике науке, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе[17]. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов[1].Курение табака (никотинизм) вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании.
По данным исследования в школе среди мотивов курения большинство детей называют «за компанию», «от нечего делать», «баловство», «любопытство». 76% подростков курят на улице, 18% прячутся вразных местах, 6% смельчаков пускают кольца дома, пока взрослые отсутствуют. Такую наглость позволяют себе те, у кого курит ктото из родителей. Кстати, дымящая семейка отличные условия для того, чтобы чадо подружилось с сигаретой: магию личного примера ещѐникто не отменял.Личный пример родителей, это только одна причина курения детей. В распространении курения имеет значение своеобразное принуждение детей к этой вредной привычке со стороны курящих. В школахкурящиесчитают некурящих трусами,«маменькиными сынками», не вышедшими изпод опеки родителей, несамостоятельными.Желание избавиться от такого мнения друзей встать вровень с курящимидостигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всѐболее сильным. Из систематически курящих мужчин 16,9%начали курить в 89 лет[2].Сегодня доказана прямая зависимость между курением ираком лѐгких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечнососудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту[4].О том, что с каждым днѐм всѐбольшее количество детей подвержено вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркотикам знают все. Это уже становится проблемой. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер. Многие пробуют курить потому, что курят их друзья илипростохочется побыстреестать«взрослым». Некоторые хотят казаться сильными, крутыми и независимыми внешне, при этом оставаясь слабыми и зависимыми. Из опрошенных учащихся, пробовавших курить, продолжили опыт только8человек. Но при этом только пяти из них нравится курить. Но почему же остальные 3 не бросят курить, если им это не нравится? И снова слабость характера. Они готовы идти на конфликт со взрослыми, чтобы только не покинуть свою компанию курящих друзей. Часто многие из этих «друзей» готовы тоже бросить курение. Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им и это признак слабости. Но слабостьне в этом, слабость в неспособности бросить то, что не нравится, а значит и вредит здоровью[6, 7].Проведя обработку данных по этой теме, пришли к выводу, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги: применение в действии закона о штрафах за курение, личный пример взрослых, понятие и осмысление вреда курениядля здоровья.
Разработан цикл уроков и внеклассных мероприятийпо данной теме,используемый в работе.Приведу пример одного изуроковв 6 классена тему:«О вреде курения языком математики».
Тип урока:урок решения задач по теме «Нахождение дроби от числа».Цели:
Образовательная отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа.
Воспитательная пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
Развивающая способствовать формированию умений применять приѐмы: сравнения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти. Оборудование:плакат «ЗОЖ», плакат «О вреде курения», книги и вырезки из газет о вреде курения
Ход урокаI. Организационный моментРебята, сегодня мы завершаем изучение темы «Нахождение дроби от числа». Заключительный урок по этой теме называется: «О вреде курения математическим языком».Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни». Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что: 1.вы можете справиться с задачами данного урока; 2.тема «Нахождение дроби от числа» вами усвоена; 3.табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации. II. Устная работа 5253103102()222Ребята, на доске зашифрованы слова части тела, на которые пагубно влияет курение.Вы можете их разгадать, выполнив задания 117.(заготовка на доске).ЁСГУЕАШЦЖЛЗДИОРКТ91/8161/42/34/55101/160,52/92,740,02201,2390
136783
25414163
91016
42121312
61517
14151112
Рис. 1
(Ученики решают устно, ответы заменяютбуквами, получают слова: «сердце», «лѐгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?Сердце сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной[3].Лѐгкие затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты [3].Уши поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха[3].Глаза делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения[3].Рот повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит кнеприятному запаху при дыхании [3].Кожа температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше[3].Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, изза быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость [4].С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.Таблица 1
ABCDE1аелсч2бѐнхэ3взотя4гипуы5дкрцм
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток:A3; B4; D3; A1; E5; B4; C2; E4(Ученики ищут и находят слово «витамины»)Итак, моими помощниками будут сегодня витамины, они принесли для вас задачи. Ребята, а вы знаете, что означает слово « витамин»? Вита жизнь, мин остаток аммиака.А кто придумал слово «витамин»? Итак, решив правильно задачи от моих помощников, вы узнаете, кто придумал слово «витамин». Разгадку найдѐте в следующей таблице.Таблица 26207200,020,28,7258,4АФРУОНК
III. Динамическая паузаIV Решение задач.№1. Первый мой помощник витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.Задача от витамина А.Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лѐгких. Найдите количество больных, если в посѐлкекурят около 900 человек.№2. Второй помощник витамин В1. В1 способствует росту ребѐнка. Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.Задача от витамина В1.Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг.В сигарете LM содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лѐгкие. Сколько мг никотина попадает в лѐгкие? Результат округлите до десятых.№3. Третий помощник витамин С. Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.Задача от витамина С.Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?№4. Четвѐртый помощник витамин Р. Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.Задача от витаминаР.Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 610 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? [4,6](Послерешений задач, по ответам дети находят в таблице фамилию Функ)В 1912 году польский биохимик КазимежФунк получил из рисовых отрубей кристаллическое вещество, которому дал название витамин.[2, 5]Ребята, вы узнали о пользе витаминов для организма, и давайте укрепим наше здоровье витаминами.(Ученикам выдаѐтся витамин. Срок годности проверен медицинскимработником школы.)О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!». Читает ученик:Я
Сегодня дышу как слон,походкамоялегка,и ночьпронеслась,как чудесный сон,без единогокашля и плевка…Я сталопределѐнныйвесельчак и остряк ну просто душа общества.
Итак, ребята, давайте этими словами, подведѐм итог нашего урока.V. Итог урока1.Что нового вы узнали на уроке? 2.Какое задание было интереснее всего решать? 3.Как бы вы продолжили предложение?
Прежде чем закурить … (подумай)
Курить … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно). 4.Оценки за урок. VI. Домашнее задание
Нарисоватьплакатрекламу о вреде курения, о здоровом образе жизни.
Для желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения.
№ 570,577,568.
Ссылки на источники1.Учебник математики. 6 класс. Автор Виленкин Н. Я. идр. 2.ЯгодинскийВ. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся,1986.3.Энциклопедия для детей Аванта +. 4.В. В. Деларю. Губительная сигарета,1987 г.5.Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико,1983 г. 6.П. А. Петров. Курение и болезни,1981 г. 7.Л. Л. Генкова,Н. Б. Славков. Почему это опасно,1989.8.Смирнов А.Т. Основы Безопасности Жизнедеятельности: Учебник для учащихся 79х классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2001.9.Шевченко С.В. и другие. Классные часы. 111 классы. Волгоград:Учитель, 2003.10.Журнал «Семейный доктор», № 5, 2000.11.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Москва: Просвещение, 1985.12.Все новости в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infosmi.net, свободный13.О курящих в мире и России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsesekrety.ru, свободный14.О здоровье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.doktorpiter.ruсвободный15.Школа здоровья О курении [Электронный ресурс]. Режим доступа: 16.http:// www.dietologia.ucor.ru, свободный17.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. 2011. 1 квартал 2011. ART 11102. URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.