Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках математики. Раскрыты возможности их применения на различных этапах урока математики.
Ключевые слова: мотивация, мотив, этапы урока.
В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности, ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация является основным критерием ее сформированности, то есть ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» [1]. Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс.
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Выделяют две основные группы мотивов учения: мотивы познавательного интереса и мотивы общественного плана (мотивы общественного долга и ответственности). Для формирования познавательных мотивов можно использовать следующие приемы: планирование целей вместе с учеником; связь теоретического материала с практикой; разнообразные формы урока, в том числе и нетрадиционные; организация творческой, поисковой деятельности; организация ситуации успеха каждого ученика (дифференцированное обучение – посильные задания каждому ученику). Для формирования социальных мотивов можно использовать следующие приемы: педконсилиум; поощрение и престиж (доска почета, линейки); классные часы с приглашением выпускников; организация индивидуальной работы с родителями; развитие ученического самоуправления.
Методы мотивации учения – это методы, направленные на формирование и закрепление положительного отношения к учению, стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых [2]. При этом выделяют две подгруппы: методы мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации (доминирование социальных и личных мотивов) к учебной деятельности на уроках математики являются: содержание учебного материала; стиль общения педагога и учащихся; характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Рассмотрим способы формирования учебной мотивации учащихся на уроках математики. Цель: создать условия для того, чтобы ученик был постоянно мотивирован к учебной деятельности.
Содержание деятельности. В начале урока математики необходимо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики следует создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации, для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого нужно вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценку, сравнение, получение удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики учитель должен создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановки задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Отметим, что грамотное подведение итогов урока позволяет сформировать устойчивую личную мотивацию у учащихся к учебной деятельности на уроках математики.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.).
Рассмотрим формирование учебной мотивации на уроке геометрии на примере темы «Практические применения подобия треугольников». Тип урока: применение знаний, навыков и умений. Цель урока: создать учащимся условия для вторичного осмысления уже известных знаний, выработки умений и навыков применять геометрические знания при решении задач с практическим содержанием.
Этап возникновения исходной мотивации. Цель: вызвать мотивы ориентации на предстоящую деятельность, организовать работу учащихся по формулированию и принятию цели урока. Содержание деятельности: 1) два исторических сообщения о том, как Фалес Милетский определял расстояние от наблюдателя до корабля, как он измерял высоту пирамиды; 2) рассказ учителя о геодезии и геодезической вышке. Результат: учащиеся активно отвечают на поставленные вопросы и формулируют цель урока.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Цель: вызвать интерес к решению задач с практическим содержанием, к разным способам сотрудничества с другим человеком. Содержание деятельности: 1) самостоятельная работа репродуктивного уровня с последующей проверкой у доски; 2) решение проблемы определения высоты дерева; 3) решение проблемы определения длины мостика через овраг; 4) решение проблемы способа применения высотомера лесника; 5) самостоятельная работа, состоящая из заданий конструктивного и творческого уровней. Результат: учащиеся успешно выполняют самостоятельную работу репродуктивного уровня, активно участвуют в решении проблем, выполняют задания конструктивного и творческого уровней в соответствии со своими возможностями.
Этап завершения урока.Цель: вызвать состояние удовлетворенности от проделанной работы, желание заниматься геометрией. Содержание деятельности: 1) самооценка учащимися результата своей деятельности (учащиеся отмечают площадку геодезической вышки, на которой они находятся); 2) запись домашнего задания в дневник, пояснения учителя. Результат: учащиеся осмысленно дают оценку своих достижений на уроке, выбирают уровень домашнего задания.
Формированию и развитию мотивации при обучении математике учеников способствует использование на уроках математики ТРИЗ-педагогики. Например, в самом начале урока для «настройки» учеников на определенный тип работы, деятельности можно применить интеллектуальную разминку: два-три не слишком сложных вопроса на размышление. На этапе объяснения нового материала очень хороши приемы «Удивляй!» или игра «Лови ошибку». Домашнее задание может быть задано в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме.
Для повышения мотивации обучения на уроках математики широко используются информационно-коммуникационные технологии. Использование системы интерактивного опроса Verdict позволяет за очень малый промежуток времени проверить уровень усвоения материала всех учеников. Так, например, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание учеников, и даёт возможность раскрыть творческий потенциал учеников, стимулирует их умственную деятельность. Формированию положительной мотивации к математике способствуют и творческие презентации учеников, выполненные на заданную тему, например, разработанные школьниками презентации по истории возникновения тригонометрических функций, истории изучения логарифмов и т. д.
В свою очередь, регулярное использование тестовых заданий на уроках математики позволяет повысить уровень учебной деятельности учащихся, усилить социальные и личные (социального самоутверждения, познавательный, подготовки к профессиональной деятельности) мотивы обучения на уроках математики.
Таким образом, осознание школьниками своих мотивов в учебной деятельности и доминирование их социальных и личных мотивов в обучении способствуют осознанному усвоению математических знаний, умений и навыков, что позволяет повысить уровень овладения программным материалом и развить логическое мышление учащихся.
Ссылки на источники
1. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126–130.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. – М.: Педагогика, 2012.