Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам принципов построения внеклассных и внеурочных занятий по математике. Дается описание внеклассной и внеурочной работы учителя, которое строиться в самых разнообразных приемах, видах и формах. Приводятся примеры викторин по математике и разработка внеклассного мероприятия по математике для 5-6 классов «А ну-ка, математики!».
Ключевые слова:индивидуальная работа, групповая работа массовая работа, основные приёмы, методы и формы работы, творческие задания, развитие интереса к математике, развитие творческих способностей учащихся. 

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике, интеллектуальных умений и способов овладения нужной информацией, постепенное и целенаправленное включение их в самостоятельную познавательную деятельность.

Эта задача разрешима лишь в том случае, если ребёнок включён в процесс организации образовательного пространства, если он постоянно испытывает ведущее к открытию напряжение ума и радость победы.

Достичь положительных результатов в решении данной задачи учитель может при условии активной позиции в организации содержательной и разнообразной внеклассной и внеурочной работы по предмету.

Под внеурочной работой я понимаю необязательные систематические занятия учащихся с учителем связанные с учебным процессом и направленные главным образом на:

-     коррекцию пробелов в знаниях учащихся, стимуляцию математического самообучения слабоуспевающих школьников, формирование навыков познавательной самостоятельности, самодисциплины,

-     расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, развитие специальных математических способностей, формирование навыков познавательно-поисковой деятельности.

Под внеклассной работой по предмету понимается деятельность учителя, направленная на пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, развитие самостоятельности и творческой активности, разностороннее развитие личности.

Не следует, конечно, рассматривать оба типа этих работ обособленно, каждый из них является естественным продолжением другого.

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по выбранным программам с учётом интеллектуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Выбору индивидуальных или групповых программ должна предшествует большая и кропотливая диагностическая работа, которая позволяет наметить коррекционные или развивающие мероприятия по руководству самообучения, саморазвития детей.

Внеклассная работа имеет два аспекта: организационный и дидактический. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях, отдельных состязаниях или занятиях в кружках.

Роль дидактического аспекта состоит в том, чтобы помочь ребёнку в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой, поддержать возникший интерес, желание заниматься математическим самообразованием, тем самым создать базу каждому для дальнейших личных успехов.

И внеклассная и внеурочная работа, имеют два основных вида:

-     постоянно действующие формы, к ним я отношу кружки, факультативы, клубы, стенную печать, заочные викторины, олимпиады и др.;

-     эпизодические формы, к ним можно отнести тематические выставки, ученические конференции, викторины, вечера и др.

И те, и другие мероприятия осуществляются не разобщено, а включаются в единую, чётко планируемую систему дополнительной работы по математике.

Принципы построения внеклассных и внеурочных занятий по математике

Организация дополнительных занятий по математике во многом базируется на общедидактических принципах, однако имеет некоторые специфические принципы, присущие только ей.

На внеклассных занятиях и во внеурочных мероприятиях используются целый ряд методов обучения, которыми пользуется, пожалуй, каждый учитель на уроках математики (доклады, сообщения, рефераты, творческие или информационные проекты, олимпиады, дидактические игры и др.).

Среди общедидактических принципов, на которых основываются дополнительные занятия, следует, прежде всего, назвать принцип научности.

Известно, что принцип научности состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют устоявшимся в современной науке положениям.

Следующий принцип, который необходимо соблюдать учителю – принцип последовательности и систематичности в изложении материала.

Как и на уроках, материал дополнительных мероприятий должен раскрываться перед учащимися в определённой системе. И что особенно важно – должна быть соблюдена определённая преемственность, с точки зрения содержания материала, между изучаемым в классе и на дополнительных занятиях.

Однако в ряде случаев вполне возможно строить работу так, чтобы дополнительный материал несколько опережал классный. Это требует реализации принципа преемственности и перспективности.

Следует учитывать также принцип связи теории с практикой. Эта связь, формирует у школьников навыки и умения, которые позволят им умело применить полученные знания в учебной и практической деятельности.

 Весьма важным для нормальной организации дополнительных занятий по математике является принцип доступности.

Учителю следует помнить, что материал дополнительных занятий может несколько выходить за рамки программных требований, но, ни в коем случае не должен превышать возрастные, интеллектуальные и познавательные возможности детей.

К числу специальных принципов организации и проведения дополнительных занятий по математике, можно отнести принцип добровольного участия школьников.

Он предполагает наличие у детей определённого круга интересов, который позволит им выбрать определённый вид деятельности и самое важное желания заниматься этой деятельностью.

Однако принцип добровольности не исключает работу учителя по развитию интереса к изучению математики у всех учащихся, в том числе и у тех, кто пока не проявляет достаточного внимания занятиям математикой.

Помимо простого желания учиться, которое, увы, дано не каждому, есть ещё чувство интереса. Это замечательное чувство незаметно и естественно вовлекает человека в творческий процесс мышления, оживляет, снимает усталость.

Особо следует сказать о принципе занимательности.

 Данный принцип находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм дополнительных занятий, методов и приёмов работы. Широко используемые на уроках методы обучения: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа и др. – не могут быть перенесены на дополнительные занятия без всякого изменения. Здесь более всего уместны игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творческого участия. Непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большей заинтересованности учащихся в работе.

 Умственное развитие уверенно движется вперёд, если оно тесно связано с оживлением остальных задатков, и все они приводятся в гармоничное согласие. Увлекательная форма заданий избавляет человека от усилий, которые нужны, чтобы сосредоточиться – всё происходит естественно. «Сосредоточенность - вот в чём секрет силы». (Р. У. Эмерсон)

 

Основное содержание деятельности

Примеров и приёмов, которые можно использовать для оживления внеурочной и внеклассной работы по предмету в методической литературе достаточно много, важно только преломить их непосредственно к данному коллективу детей, уметь вовлечь их в процесс подготовки, заинтересовать, оживить чувство интереса.

 

Таблица 1

 

Тип работы

 Основное содержание работы

1

Внеурочная работа

*индивидуальные занятия с детьми, испытывающими трудности в освоении программного материала;

*индивидуальные занятия с детьми, пропустившими занятия по уважительной причине;

*индивидуальные консультации детям, проявляющим повышенный интерес к предмету;

*индивидуальные и групповые консультации с детьми, выполняющими творческие задания к учебным занятиям;

*олимпиады по предмету;

*подготовка учащихся к участию в районных, краевых и региональных математических олимпиадах и конкурсах;

*элективные курсы;

*миникурсы;

*факультативы.

2

Внеклассная работа

* проведение массовых общешкольных мероприятий;

* проведение кружковых и клубных занятий;

* организация и проведение математической недели;

* организация творческих, интеллектуальных и познавательных мероприятий внутри одного классного коллектива или по параллелям;

* организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

* организация информационно-просветительской работы, через выпуск Математического вестника, оформление информационных листовок, буклетов, «говорящей стены».

 

Внеклассная и внеурочная работа учителя может строиться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить основные три вида работ:

-     индивидуальная

-     групповая

-     массовая.

Большие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся и развития их математических способностей имеет индивидуальная работа. В индивидуальную работу необходимо вовлекать и тех учащихся, у которых проявляется интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету. Предлагая ученику посильные развивающие задачи, поручая выполнить творческую работу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, учитель не только стимулирует математическое самообучение ребёнка, но и способствует переходу его из слабоуспевающих в успевающие.

Групповая работа предполагает систематические занятия с постоянным коллективом учащихся.

Большой воспитательный эффект имеют массовые формы работы. Имея эпизодический характер (всегда новый), охватывая большой детский коллектив, этот вид работы наиболее привлекателен для детей среднего школьного возраста. Привлекательность таких мероприятий заключается в том, что они позволяют любому ребёнку, даже самому неуспешному в математике, проявить себя в качестве участника, болельщика, оформителя, режиссёра или ведущего.

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует серьёзной и трудоёмкой подготовки – это с одной стороны минус данному виду работы, так как в течение учебного года провести их можно сравнительно редко, с другой стороны огромный плюс, так как такие мероприятия редко кого оставляют равнодушными (яркое оформление, эмоциональность, насыщенность). Педагогически оправдано привлечение к таким мероприятиям родителей учащихся, например, в качестве болельщиков, в роли консультантов или выступающих на устном журнале.

Опыт показывает, что не стоит увлекаться какой-то одной формой работы, так как каждой из них присущи свои достоинства и недостатки, свои возможности развивающего воздействия на ребёнка. На практике зачастую все эти три вида работ тесно связаны между собой.

Таблица 2

 

Вид работы

Основные приёмы, методы и формы работы

1

Индивидуальная работа

* дополнительные занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении программного материала;

* руководство подготовкой докладов, рефератов, творческих заданий, проектов;

* работа с консультантами;

* подготовка учащихся к участию в олимпиадных конкурсах;

*подготовка учащихся к интеллектуальным и познавательным конкурсам, викторинам, межпредметным соревнованиям.

2

Групповая работа

 

* олимпиады;

* элективные, спец- и мини- курсы;

* факультативы;

* руководство проектной деятельностью детей;

* математические кружки;

* руководство подготовкой к математическим праздникам, конкурсам.

3

Массовая работа

*неделя математики;

* школьная ученическая конференция;

* математические вечера:

* интеллектуальные конкурсы, викторины;

*познавательные мероприятия: «Устный журнал», «Говорящая газета», «Математическое путешествие в мир …», «Математические завлекалки» и т. п.

*конкурсные мероприятия:

- «Математический марафон»

- конкурс «Лучший математик»

- конкурс математических газет

- конкурс на лучшее математическое пособие

- конкурс на самую интересную задачу «Любимые книги глазами математика» и др

 

Формы творческих заданий, которые мы используем с ребятами в своей практике:

- математические сочинения;

- математические сказки;

- изготовление наглядных пособий;

- составление задач, викторин, конкурсных мероприятий, рукописных справочников, энциклопедий, информационных листков, и др.;

- выпуск математических газет, стендов;

- выполнение дизайн-проектов.

Некоторые формы внеклассной работы:

1. Интеллектуально-познавательные игры.

Пожалуй, никто не станет оспаривать тот факт, что в человеке заложено замечательное пристрастие к интеллектуальным играм. Это одно из развлечений, которое не только сопутствует процессу детского развития, оно остаётся с нами на всю жизнь. Поэтому, наверное, интеллектуальные мероприятия стоят у ребят на первом месте среди прочих видов нашей внеклассной деятельности. По результатам анкет, проведённых среди школьников 5-11 классов, интеллектуальные конкурсы по рейтингу занимают первое место.

К числу интеллектуальных игр можно отнести, например:

- Аукцион.

 Аукцион - познавательно-соревновательная игра, позволяющая активизировать мыслительную деятельность ребёнка.

Совет по его подготовке вырабатывает правила «торгов», определяет эмблему аукциона, оповещает о правилах игры.

Правила игры:

На «торги» выставляется два – три предмета (это могут быть детские поделки, рисунки, сувениры, школьные принадлежности или сладости). Для «выкупа» предмета необходимо ответить на определённое количество вопросов (например, 10). Цена «лота» определяется Советом заранее. Участник знающий ответ на поставленный вопрос поднимает свой номер. Победитель тот, кто набрал наибольшее количество баллов (один вопрос – один балл).

 - Викторина.

 Занимательная математическая викторина принадлежит к числу наиболее любимых детьми. Решая нестандартные задачи, ребята испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.

 Математическая викторина – это возможность проявить смекалку, творчество, умение быстро ориентироваться, включаться в коллективную работу.

Викторину можно провести в форме КВН, вечера занимательных задач, по типу телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Брей – ринг» и т.п. Каждая встреча может, при желании, стать маленьким праздником коллективного творчества.

- Интеллектуальный тир.

Для игры требуется две мишени с пятью концентрическими кругами и цифрами от 1 до 5, а также маленькие бумажные флажки двух цветов, для каждой команды.

Правила игры:

 Игра проводится в три тура. В каждом туре степень трудности заданий возрастает. Для ответа на вопросы команде предоставляется возможность 5и попыток. Если команда не ответила ни на один вопрос – «попала в молоко», выстрел считается «холостым».

Количество правильных ответов, определяет сумму «выбитых» победных очков, которые отмечаются флажками на мишени.

2. Познавательные мероприятия.

 Среди множества форм воспитательной работы по математике, особое место занимают познавательные мероприятия, главная цель которых – расширение зоны активного познания ребёнка.

 При всём многообразии познавательных мероприятий учителю важно выбрать форму, доступную для данного возраста: старшие предпочитают командное первенство, коллективное обсуждение, персональную ответственность за ответ или выполненное дело. Стихия младших – участие малыми группами, но индивидуальные ответы.

К числу познавательных мероприятий можно отнести:

- Устный журнал.

Устный журнал - одна из самых продуктивных познавательных форм внеклассной работы по предмету. Он позволяет коснуться рада интересных математических вопросов, не углубляясь в них и не перегружая ребят подробностями. В устном журнале органично переплетаются наука, творчество и радость коллективного труда.

 Ценность устных журналов состоит не столько в их непосредственном проведении, сколько в их подготовке. Начиная с обсуждения темы журнала, выбора «редакции журнала», подбора необходимой литературы и заканчивая репетициями. .

- Говорящая газета.

 Говорящая газета – познавательное коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (рубрик) детей на различные математические темы.

Её задачи:

- приобщение учащихся к публичным выступлениям, расширение математического кругозора учащихся;

- развитие творческих способностей, математической культуры речи, умения согласованно решать вопросы.

- Заочная викторина.

 Заочная викторина – долгосрочная форма проведения подобного вида

конкурсов. Обычно ответы на вопросы викторины ребята ищут в течение 2 -3 недель.

В викторине данного вида может принять участие любой желающий, не зависимо от возраста.

 Практика показывает, что викторина (особенно первая) должна быть должным образом прорекламирована: ярко оформлена, сопровождена соответствующим письмом, творчески представлена и т.п.

 Когда работаешь с детьми, приходиться постоянно что-то придумывать,

изобретать, чтобы коллектив не застоялся на месте, чтобы в нём не поселилась

скука.

Так в нашем учебном кабинете появилась «Говорящая стена».

Говорящая стена содержит в себе различную информацию. Здесь «живут»

высказывания «великих» о математике (и не только о ней), математические

шарады, рисунки ребят, математические бюллетени и многое другое.

«Жители» говорящей стены постоянно меняются (желательно, в каждые 2-3 дня, сменить хотя бы один), иначе у ребят пропадает к ней интерес.

Рубрики, которые живут на стене постоянно:

- Полезно знать,

- Высказывания Великих,

- В помощь арифметике,

- Это интересно,

- Проверь свои способности.

В начале, когда «Говорящая стена» только поселилась в нашем классе, рубрики заполнялись учителем, затем ребята настолько увлеклись ею, что соперничают между собой, кто интереснее «добудет» информацию. И каждое утро начинается со слов: «Обратите, внимание стена сегодня вновь, заговорила …».

Уютно себя чувствует в нашем кабинете и Математический вернисаж.

Математический вернисаж – это выставка творческих работ учащихся по одной из заданных тем. Например, выставка рисунка «Правильные многоугольники», или «Параллельные прямые в науке и природе».

3. Математические смотрины.

 Математические смотрины – это одна из форм проведения олимпиады. Смотрины проводятся в два этапа. Первый этап предполагает решение участниками определённого количества математических задач за отведённый промежуток времени. Второй – демонстрацию доказательства одного из решений. Участие во втором этапе не обязательно для всех, так как некоторые ребята быстро и правильно находят решения предложенных задач, но публичного выступления избегают. Умения детей, которые они продемонстрировали и в первом и во втором туре оценивает жюри. В состав жюри можно включить старших школьников, родителей, представителей общественности. 

 План проведения недели математики

1. Стартовая линейка «Математика – наука».

2. Смотр-конкурс математических газет (участники - учащиеся 5-11

 классов).

3. Олимпиада по математике (участники – учащиеся 5-11 классов).

4. Устный журнал «Исторические зигзаги науки математики» (участники – учащиеся 7- 8 классов).

5.Математический вечер «Числа правят миром».

 6. Мини-лекции «Великие математики и великие открытия» (учащиеся старших классов готовят и проводят лекции в младших классах).

7. Викторина «Секреты и полезные советы школьного учебника» (участники – учащиеся 5- 6 классов).

8. Выставка творческих работ учащихся.

9. Сбор - финиш «Виват – математики!».

 

 Викторина «Испытай свои способности» 

 Вопросы викторины:

 1. В древности учение об этом математическом понятии было в большом

 почёте у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в

 природе, о созвучных аккордах в музыке, и гармони во вселенной. Оно применялось и применяется в архитектуре, искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения и изображения.

 Современная запись определения этого понятия с помощью

 математических знаков была введена немецким математиком Готфридом

 Вильгельмом Лейбницем в XVII веке.

 О каком математическом понятии идёт речь? (пропорция)

 

 2. Назовите имя автора «Книги об абаке», написанной в 1202 году, которая

 несколько веков оставалась основным хранилищем сведений по

 арифметике.

 (Леонардо Фибоначчи)

 

3. Какому великому математику древности принадлежат следующие слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимеду)

 

4. Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записанное одними единицами: 777*143= 111 111. если же число 777 умножить на 429, то получится 333 333. Найдите числа при умножении, которых на 777, мы получим числа, записанные одними двойками, четвёрками и т.д.

(286, 572, 715, 858, и т.д.; 777*143 =111 111, 777*2*143= 777*286= 222 222 и т.д.)

5. Попробуйте найти не менее 3х способов решения следующей задачи:

«На первой и второй полках вместе 50 книг, на первой и третьей вместе 40 книг, на второй и третьей вместе 30 книг. Сколько книг на каждой полке?»

Литература, в которой вы можете найти нужную информацию:

 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

 2. А.В. Дорофеева. «Страницы истории на уроках математики». Львов.

 3. Журнал «Квантор», 1991г.

 4. Энциклопедия юного математика.

 5. И.Я. Демпман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики».

 Пособие для учащихся.

 6. И.Я. Депман. «Мир чисел». – 4-ое издание Л. 1982г. Детская литература.

 

 Викторина «Знаете ли вы?»

Вопросы викторины:

 1. Кому принадлежат слова «Если хотите научиться плавать, то смело входите в

 воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»?

 (известному педагогу-математику современности Д.Пойа)

 

 2. Понятие арифметических действий в разные времена у разных народов

 было различным. Древние египтяне, например, к арифметическим

 действиям относили сложение, удвоение и деление пополам. Для

 обозначения действий сначала употреблялись слова, затем – буквы. Когда

 и кем окончательно были утверждены арифметические знаки, которыми

 мы пользуемся сейчас?

 (Окончательно известные нам арифметические действия, утвердились в трудах немецкого учёного Г.В. Лейбница, в 17 веке.)

3. Вспомните и запишите не менее восьми названий городов земного шара, в которые входит слово «сто».

 (Стокгольм, Ростов, Севастополь, Бостон, и др.)

 

 4. В Древнем Китае высоко ценились образованные люди. Чтобы занять

 государственную должность, нужно было выдержать экзамен по

 математике, изучить трактат «Математика в девяти книгах». Кто является

 автором данного трактата и в какое время он был написан?

 (Трактат «Математика в девяти книгах» был написан разными людьми и

 в разные эпохи. Окончательно отредактировал его финансовый

 чиновник Чжан Цан, умерший в 150 году до н.э.)

5. От какого слова происходит название – «Арифметика»? В каком веке это слово вошло в русский язык и как математические рукописи назывались до этого времени?

(Название науки «Арифметика» происходит от греческого слова «арифмос» -

 число. В русский язык это слово вошло в 16 веке, когда математические

 рукописи назывались обычно так: «Книга, рекома по-гречески арифметика, а

 по-русски цифирная счётная мудрость»).

 

 Математическая шутка

Теорема: Ученики ничего не делают.

 

Доказательство:

  1. По ночам занятий нет, значит, половина суток свободна.

 Остается 365 – 182 = 183 (дня).

  2. В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (т.е. четвертая часть суток) может быть свободна.

 Остается 183 – 183: 4 ≈ 137 (дней). 

3. В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится ≈ 15 дней, таким образом, выходных в учебном году 52 – 15 = 37 (дней).

  Итого остается 137 - 37 = 100 (дней). 

4. Но есть еще каникулы: осенние (≈ 5 дней), зимние (≈ 10 дней), весенние

(≈ 7 дней), летние ( ≈ 78 дней).

 Всего 5 + 10 + 7 + 78 = 100 (дней). 

5. Итак, школьники заняты в году 100 – 100 = 0 (дней).

Ч.т.д.
 

Вопрос: А когда же учиться?

Где ошибка в рассуждениях?

Ответ: Каникулы и воскресенья подсчитаны дважды. 

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «А ну-ка, математики!»


Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
образовательные:
• расширить круг знаний учащихся;
• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
воспитательные:
• воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
• развитие доброжелательного отношения к членам команды и соперникам;
• развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
развивающие:
• развитие интереса к предмету, математической культуры, внимания, памяти;
• научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;
Оборудование: индивидуальные вопросы и задания для команд (в печатном варианте), листы , ручки, кроме того ряд заданий могут демонстрироваться на интерактивной доске через проектор.
Жюри : 3 учителя или 3 ученика из старшего звена, которые подсчитывают количество баллов, набранных каждой командой, и подводят итоги, награждая победителей грамотами и призами.

 Ход мероприятия.

1. Организационный момент.
2. Ведущий объявляет начало игры:
Математические забавы я открываю.
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всем в уме считать.
3. Проверка домашнего задания. 
(Учащиеся приготовили свои домашние задания : рисунки из цифр и предоставляют их жюри для оценивания.)
4. Конкурс «Разминка».
Ведущий демонстрирует картинки, надо выполнить задания. За верный ответ команде начисляется балл.
1)Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
РЕНИУАНВЕ
ОЕКНРЬ
ТПЬСЕНЕ
ЛТСУ
Ответы:
Уравнение
Корень
Степень
Стул–лишнее слово
2) Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
ВРАКДАТ
ИЕТПАРЯЦ
БОМР
РУЛИТЕНЬКО
Ответы:
Квадрат
трапеция
Ромб
Треугольник - лишнее слово
3)Продолжить ряд: 1,3, 9, 27, 81, …
Ответ: 243 = 35
4) Продолжить ряд : 10, 11, 15, 16, 20, 21, …
Ответ: 25
5. Конкурс : «Кто больше слов из букв, образующих слово»:
1) параллелограмм
2) перпендикуляр
За каждое составленное слово команде начисляется балл.
6. Логическая пауза. (сценка)
На сцене за столом сидит старшеклассник. Он в роли учителя математики. На столе табличка «Идёт экзамен по математике».
Вбегает ученик.
Учитель: 
- Извлекать корни умеете?
Ученик:
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растение посильнее, и корень извлекается из почвы.
Учитель:
-Нет, я имел в виду другой корень, например, из девяти.
Ученик:
- Это будет «Девять», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».
Учитель :
- Нет, вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.
Ученик:
- Квадратных корней не бывает, они бывают мочковатые, стержневые.
Учитель :
- арифметический квадратный корень.
Ученик:
- три, так как три в квадрате равно девяти.
Учитель:
- Ну, наконец-то.
7. Конкурс «Смекалистые и сообразительные» ( в скобках – ответы).
За каждое верное задание начисляется 1 балл.
1) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 – сто и 1000000 - миллион)
2) Какие три числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат? (1, 2, 3)
3)В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (четыре)
4)Человек шел в Ленинград, ему навстречу отряд ребят. У каждого по лукошку, а в лукошке по кошке, у кошки по пять котят. Сколько человек шло в Ленинград? (один)
5)Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (две)
6)Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько их было? (трое)
7)Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (трое)
8)Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы? (два землекопа)
9)В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (шесть)
10) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
11) Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
12) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
Ребята выполняют задания.
8. Конкурс с болельщиками.
Задание болельщикам: «Кто больше назовёт пословиц и поговорок с числами и цифрами».
Например, 
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
«Семь раз отмерь, один раз отмерь».
За каждую пословицу, поговорку команде дополнительно начисляется балл.
8. В конце игры : подведение итогов игры «А ну-ка, математики!». Жюри подсчитывает баллы, набранные командами.
Ведущий:
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в забавах отличился?
5.Награждение участников команды грамотами и призами.

Ссылки на источники

  1. Виленкин Н. Я., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И., Жохов В. И. Математика: учебник для 5 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1990. – 304 с.
  2. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 264 с.
  3. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике: книга для учащихся 5–7 классов. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с. 2.
  4. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС,1992. – 208 с. 5.
  5. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 288 с. 7.
  6. Баврин И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994. – 128 с. 17.