Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Анализ особенностей юмора и остроумия в процессе образования. Исследование проведено на материале свидетельства видных представителей искусства, науки и техники в оценке юмора как средства повышения интеллектуальной активности, развития творческих способностей. Обоснована значимость междисциплинарного характера юмора в образовании и науке в зарубежных отечественных исследованиях и психолого-педагогических рекомендациях.
Ключевые слова: юмор, остроумие, юмор в образовании и науке, программы обучения остроумию.

Юмор как явление, по меткому определению Жан Поля, обладающее природой Протея (способностью принимать любую форму, многознанием, сокрытием пророческого дара от всех, кто не сумеет распознать его истинную сущность, обилием детей или подопечных) вполне справедливо признается одной из важнейших составляющих процесса обучения и творческой деятельности. И это не является привилегией наших дней. Так, в Духовном регламенте 1721 года есть такое предписание «Новопришедшего ученика отведать память и остроумие и если покажется,  весьма туп, не принимать в Академию». Таким образом, процесс остроумия напрямую связывается со способностью к обучению и соответственно формированию мировоззрения. Общеизвестно, что психические процессы – восприятие, внимание, воображение, память, речь, мышление – являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности [1].

В этом плане заслуживают внимания свидетельства видных представителей искусства, науки и техники в оценке юмора как средства повышения интеллектуальной активности, развития творческих способностей. Так, выдающийся философ Имануил Кант изрек: «Юмор ... обозначает именно талант произвольно приходить в хорошее расположение духа». Более категорично высказался выдающийся физик Нильс Бор: «Юмор – черта богов». Также яркой иллюстрацией сказанного являются знаменитые на весь мир сборники «Физики шутят», «Физики продолжают шутить».

Действенность юмора в образовании и науке, основана, прежде всего, на том, что юмор как механизм активизации интеллектуальной активности личности, порождает в процессе восприятия текста изменение смысла (порождение нового смысла) основанного, на компоновке текста, с высокой степенью контраста (диалектической двойственности) и имплицитности, опосредованного обращением к собственным творческим способностям личности, посредством: выявления имплицитного содержания, через динамизацию устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выход на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций, с целью выявления сущностных характеристик; создания значений альтернативных имеющимся через возникновения нового смысла, порождаемого значимыми отклонениями от нормативных структурных ожиданий, опосредованных игровой сущностью юмора; пробуждение дополнительного интереса  к проблеме, через вне логические формы доказательства; предвидения последствий, посредством проигрывания на лингво-юмористических моделях, принятия тех или иных решений и выборе оптимального решения в соответствии с заданными критериями управления.

Впрочем, природа юмора, ярче всего проявляющаяся в когнитивно-аффективной природе приемов остроумия, с нашей точки зрения эффективно способствует повышению интеллектуальной активности посредством смены способов кодирования информации, отбора стратегий переработки информации, произвольной приостановке своих интеллектуальных действий (например, прием остроумия «доведение до абсурда», в трактовке М. Минского, как прерывания непродуктивных мыслительных процессов) [2].

Примечателен тот факт, что когнитивный аспект юмора  в части социологических исследований рассматривается с определения места юмора в науке. «Юмор … побуждает участников использовать их интерпретационные возможности, чтобы создавать и даже с восторгом воспринимать такого рода дискурсную вариабельность, которая в серьезных высказываниях укрывается от не слишком внимательного наблюдателя с помощью приемов, позволяющих примерить противоречия, и посредством разделения интерпретационного контекста» [3].

Юмор ученых, как важный объект анализа рассматривают M.J.S. Rudwick, G.D.L. Travis. Особое исследование J.A. Paulos посвящено юмору математиков на примере чикагского и лондонского университетов [4]. Интересная попытка социологического анализа иронии предпринята в работе E. Wright «Социология и иронические модели» [5].

При этом констатируем, что  юмор является средством повышения эффективности педагогического процесса, разрабатываются педагогические рекомендации по применению педагогического потенциала юмора. Следует подчеркнуть, что основное направление рекомендаций основывается на формирование первоначальных представлений о комическом, юморе, сатире. Важно при этом учитывать особенности формирования мировоззрения в переходные возрастные периоды [6].

Сравнительное изучение показывает, что основная масса работ, так или иначе связанных с психолого-педагогическими проблемами юмора, поставлена и решается в рамках филологических дисциплин, ориентированных на различные возрастные группы от дошкольников до студентов. С сожалением, приходится констатировать, преимущественно специальностей филологического профиля. В качестве примеров  приведем учебно-методическое пособие для студентов заочников факультетов и отделений журналистики В.Н. Вакурова «Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне» (изданном в середине ХХ столетия в МГУ) [7]; учебное пособие по спецкурсу С.А. Голубкова «Мир сатирического произведения» [8]; пособие по спецкурсу В.С. Монакова Сатирико-юмористическая проза. Проблемы жанра и стиля [9]. Больше того, этот перечень можно значительно расширить за счет когорты «Веселых учебников», вышедших из-под пера одаренных филологов. Следует, пожалуй, выделить особую популярность «занимательных материалов по русскому языку» и «материалов по занимательной грамматике русского языка А.Т. Арсирия [10]. Здесь можно добавить к уже приведенным фактам и то, что занимательность понимается авторами как активизация методов и приемов обучения, что, в конечном итоге, направлено на активизацию интеллектуальной деятельности учащихся.

Следует также отметить активное применение когнитивного и аффективного аспектов юмора в педагогической практике в учебных пособиях для студентов по различным областям знаний.  Так, к услугам студентов,  стремящихся к легкой жизни,  имеется  «Введение в биохимию» в стихах и положенное на музыку, увидевшее свет в Оксфорде и Нью-Йорке, в начале 80 – х годов, ХХ столетия [11]. Многочисленные примеры использования юмора в учебной литературе содержатся, например, в учебнике Д. Николлса «Биооэнергетика», изданном в Нью-Йорке и Лондоне.

В отечественной педагогической практике получили широкое распространение и рекомендации Министерства образования Российской Федерации в качестве пособия для учащихся в серии «Веселые учебники» «Задачник. Ненаглядное пособие по математике» и не менее ненаглядное пособие «Физика» - Г. Остера. Из более ранних работ следует отметить «Занимательную физику» Я.И. Перельмана. В процессе преподавания общественных наук также находит применение юмор, в основном в форме «Примечательных историй и анекдотов о российских государях и замечательных людях»  [12], занимательных сюжетах из русской истории [13, 14, 15] и т.п. Наконец, можно отметить и работы более общего характера, основанные на всемирном остроумии, среди них энциклопедия для школьников «Всемирная история в лицах: от Гомера до Эйнштейна. Анекдоты, остроты, шутки» [16].

Больше того, этот перечень может быть расширен  за счет «вполне серьезных анекдотов», ставших основой «Учебника псиХО-Хо-терапии» Б. Тренкле [16]. В данном учебнике на основе функций юмора показаны сложнейшие аспекты некоторых современных психологических школ и направлений. Так, в предисловии к книге, получившем название «Совершенно серьезно», Б. Тренкле высказывается следующим образом. «Строго говоря, книгу следовало бы назвать «Учебник гипно- и семейной ПсиХо-Хо-терапии», ибо большинство тем относится именно к этим направлениям. Но поскольку перед нами все же сборник анекдотов, я не стал вносить в заголовок такое уточнение» [17 c. 7]. В работе Б. Тренкле нашла эффективное воплощение разработка проблемы подготовки специалистов в области семейной терапии и специалистов по клиническому гипнозу средствами юмора. В связи с чем автор, издавая информационный бюллетень «Общества эриксониановского гипноза», ввел в нем рубрику, содержащую анекдоты. Первоначально она называлась «Альтернативный учебник психотерапии».

В этой связи важна мысль А.В. Дмитриева о роли когнитивных аспектов юмора в образовании: «Юмористическая мысль, исходящая из противоречия, усиливает воображение учащегося, способна побудить его к участию в живом общении, к диалогу» [18]. Автор совершенно справедливо подчеркивает, что на основе юмора формируется «динамическая интерпретация», важная для будущего совершенствования, образования.

Юмор в научной среде проявляется также систематически, это подтверждается рядом фактов. Например, многие научно - исследовательские лаборатории выпускают свои юмористические издания. Так в Кембридже – это «Послетрапезные записки Кавендишского физического общества» в эпоху Дж. Дж. Томпсона. Примечательны три знаменитых юмористических послания к Нильсу Бору, направлявшиеся к нему копенгагенским Институтом теоретической физики в 1935, 1945 и 1955 гг. под названием «Журнал комической физики». В не столь давние времена юмор ученых обрел институциональную базу в ряде юмористических журналов: «Журнал не воспроизводимых результатов», «Компендиум по улиточным бегам», «Журнал незначительных исследований», «Новости запечной социологии», «Обозрение туманной физики». Описание и анализ данных изданий содержится в обзоре сделанном Е. Гарфилдом «Юмор в научных журналах и юмористические научные журналы» [19].

Отечественный юмор, родившийся в научных центрах, исследовательских лабораториях крупнейших технических университетов нашел отражение в ряде публикаций. Таких как:             Антология юмора Академгородка [16]; Вечера в Политехническом : званные гости [17], вечерах «Духовно богатые люди / Со сцены нам радость несли, / Кому-то пример подавали, /Кому-то вы жить помогли…»; Миниатюры, стихи, песни : СТЭМ РТФ МЭИ [18]; Научный юмор [19].

О «Развитии креативности или дюжине приемов остроумия» рассуждает М.В. Мусийчук [20]. Ваша покорная слуга и автор этого интересно затянувшегося обзора. В книге представлена информация о каждом из 12 (дюжины) приёмов остроумия и технологии его воспроизведения. Изящные примеры, сопровождающие теоретический материал экстравагантностью побуждают посоревноваться с мастерами слова в изобретении оригинальных по содержанию и точных по языковой форме высказываний. Практически все творческие задания содержат возможные варианты ответов: неожиданных по способу создания, остроумных  по содержанию, деликатных в нравственном отношении. Удачна иллюстративная часть пособия. Более полусотни юмористических рисунков настолько совпадают с содержанием соответствующих заданий, что одно только соотнесение  их с конкретной задачей способствует обнаружению нужного «ответа». В работе О.В. Токарь подчёркивается роль образования (воспитания и обучения) как специально организованного способа передачи общественно-исторического опыта от поколения к поколению [21]. Тем не менее, науке еще предстоит обосновать принципы, формы и методы образования, воспитания и развития такого типа человека, который владел бы в совершенстве умениями, выдвигаемыми в качестве требования в складывающейся социально- культурной ситуации [22, с. 167].

Таким образом, основным в процессе понимания когнитивной природы юмора являются такие важнейшие аспекты, как: юмор – когнитивная форма отражения объективного мира, порождение и восприятие юмора является интеллектуальной деятельностью, опосредующей динамическое восприятие действительности; процесс познания на основе юмора протекает через разрешения противоречий и опосредуется интеллектуальной активностью; юмор обеспечивает свободу когнитивного выбора личности; остроумие неотъемлемое качество процесса творчества и особенностей мышления творческих личностей; юмор по уровню обобщенности аналогичен абстрактному мышлению; юмор проявляется посредством отождествления двух и более элементов, которые одновременно исключают друг друга, что вызывает активное самостоятельное развитие процесса мышления; юмор как род интеллектуальной игры способствует приобретению нового опыта и научению, тем самым,  являясь важнейшей образовательной категорией [23]. Самостоятельность, наряду с ответственностью и способность к самоконтролю, является неотъемлемым компонентом развития познавательных способностей, интеллекта [24, с. 8].

Интеллектуальные чувства, согласно Платону, начинаются с удивления, любопытства, сомнения и уверенности  в суждении. Данные чувства лежат в основе процесса восприятия юмора, что является ярким доказательством взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных моментов. Имеет значение тот факт, что позитивная эмоциональная сущность юмора была отмечена мыслителями, начиная с глубокой древности. Так, о мажорном смехе богов говорил Прокл.  Гомерический хохот языческих богов вошел в число общекультурных идиом. Аналогичного рода отношение к эмоциональной составляющей юмора и вызываемого им смеха содержится в древних мифах. Мифы говорят, что «плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой есть, а порой нет их, смех же знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту вселенского действования… Смех,  мы отнесем,  к роду богов, а слезы - к состоянию людей и животных». В данном высказывании речь идет о таких важных сущностных характеристиках юмора, как способность к эмоциональному возрождению посредством отстранения от рассматриваемой ситуации, что позволяет достигать большей объективности в науке и жизнедеятельности, и в целом в мировоззрении.

Ссылки на источники

  1. Великанова С.С. Виды, структура и уровни учебно-познавательной деятельности студентов документоведов APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 6.
  2. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. – С. 281 – 309.
  3. Гилберт Д., Малкей М. Сатира как форма суждений ученых // Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых: Пер с англ. /Вступ. Ст. В.П. Скулачева; Общ. Ред. и послесл. А.Н. Шамина и Б.Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1987. – С. 238.
  4. Paulos J.A. Mathematics and Humor. The University of Chicago Press, 1980, p. 9.
  5. Wright E. Sociology and the irony model. sociology, vol.12, 1978, p. 523 – 543.
  6. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах таблицах, комментариях. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск,  МаГУ, 2010. C/ 49 – 50.
  7. Вакуров В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников III – IY курсов факультетов и отделений журналистики. - М., МГУ, 1961 – 59 с. (2 – е изд. 1969).
  8. Голубков С.А. Мир сатирического произведения: Учебное пособие по спецкурсу. Самарский гос. пед. университет им. В.В. Куйбышева. – Самара: Самарский ГПУ. – 1991. – 106 c.
  9. Монаков В.С. Сатирико-юмористическая проза. Проблемы жанра и стиля: учеб. Пособие по спецкурсу – Сыктывкар. – Пермский университет. – 1986. - 87 с.
  10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995. А.Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1967. – 287 с.
  11. Baum H The Biochemists Songbook. Oxford and New York, Pergamon Press, 1982.
  12. Примечательные истории и анекдоты о российских государях. М., 1994.
  13. Исторические анекдоты и остроты придворных шутов. - СПб, 1901.
  14. Исторические рассказы и анекдоты из жизни русских государей и замечательных людей XYIII и XIX столетий. - СПб., 1885.
  15. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. -М., 1995.
  16. Антология юмора Академгородка / сост. и карикатуры Э. Швецовой. – Новосибирск : ГПНТБ, 2003. - 192 c.
  17. Блинов Лев Николаевич. «Вечера в Политехническом» : званные гости программы / Л. Н. Блинов. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2005. – 95 с.
  18. Бенько Юрий Михайлович. Миниатюры, стихи, песни : СТЭМ РТФ МЭИ : 50 - 60 гг. / Ю. Бенько. - М. : МИРЭА, 2000. – 131 с. (СТЭМ – студенческий театр эстрадных миниатюр).
  19. Журавлев А. И. Научный юмор : (На стыке наук) / А. И. Журавлев - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - 172 c.
  20. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах таблицах, комментариях. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск,  МаГУ, 2010. C. 15.
  21. Мусийчук М.В. Развитие креативности или дюжина приемов остроумия. 2-е издание, стереотипное. М.: Флинта, 2013. – 265 с.
  22. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов современного гуманитарного вуза средствами воспитывающего обучения // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 166-168.
  23. Мусийчук М.В.,  Мусийчук С.В. Юмор в образовании как эффективный способ превратить «Ха-Ха» в «Ага!» // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 3 (52). Т. 10. С. 122 – 123.
  24. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2008. № 2. С. 8-10.