Полный текст статьи
Печать

Аннотация: поднимается проблема профилактики девиантного поведения учащихся. Исследование направлено на выявление целесообразных методов для осуществления профилактики отклоняющегося поведения.
Ключевые слова: профилактика, девиантное поведение, методы проведения профилактики отклоняющегося поведения 

На сегодняшний день тема ранней профилактики отклоняющегося поведения учащихся является одной из наиболее актуальных для мировой педагогики и психологии. С одной стороны, причиной этого служит общность проблемы девиантного поведения представителей подрастающего поколения для всех постиндустриальных и информационных обществ. С другой стороны, российские реалии автоматически ставят указанную проблему на самый верх «повестки дня» экспертного сообщества: наблюдается недопустимо высокий уровень числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними или с их участием (на 2012 г, согласно материалам Ростата, их количество составило 10471), детских и подростковых самоубийств (по информации Следственного комитета России, в 2010 г. в РФ было зарегистрировано 798 самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м - 896, в первом полугодии 2012-го - уже 532 случая), все более привычным явлением становится алкоголизм молодежи, попытки переломить ситуацию в сфере распространения среди подрастающего поколения наркозависимости также не приносят ожидаемых результатов. Кризис проявляется и в менее явных формах – посредством распространения аффективной и агрессивной моделей поведения, увеличения семейных конфликтов, формированию абсентеистских установок по отношению к учебному процессу и получению знаний в принципе, что приводит в итоге к падению общего интеллектуального уровня молодежи (которое, в частности, прекрасно иллюстрирует ситуация со снижением минимального количества баллов ЕГЭ по математике в 2014 г.). Нельзя забывать также про значительное увеличение клинико-психопатологических девиаций среди подрастающего поколения – фактор, проигнорировать который не может ни одно общество, стремящееся к собственному сохранению.

При этом необходимо подчеркнуть, что борьба с перечисленными проблемами уже после их возникновения сама по себе представляет сложный процесс, а в условиях российской действительности дополнительные проблемы с ликвидацией девиаций создают нехватка финансирования, недостатки системы воспроизводства квалифицированных педагогов и психологов в рамках высшей школы, успешная трансляция различных стереотипов отклоняющегося поведения посредством «блатной», криминальной по своей сути субкультуры, а также затруднения, связанные с организацией досуга школьников и студентов. Особую роль в снятии этой напряженности играет непосредственно нравственное воспитание, Ф.Д. Товарищева  видит цель такого воспитания через построение личностью своей жизни на основе развитого самосознания, конструирование жизни в виде индивидуального проекта [5].

  В отечественной науке мы находим достаточно исследований, связанных с проблемами отклоняющегося поведения, его коррекции и профилактики среди них отмечаем таких авторов как: К.А. Гербут, который рассматривает особенности педагогической профилактики девиантного поведения старшеклассников и проблемы отклонения в поведении детей с органиченными возможностями здоровья [3]; С.П. Татарову, рассматривающую особенности проявления девиантного поведения подростков и социальные технологии его профилактики [4], К.О. Хвостунова, определяющего социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в системе ДПО [6] и др.

 Роль теоретико-методологической основы исследования сыграли использованные в комплексе системный и сравнительный подходы, социальная феноменология и символический интеракционизм, реализованные в ходе изучения материалов, полученных путем проведения анкетирования, фокус-групп, глубинных и экспертных интервью. В центр внимания исследователя был помещен вопрос о степени эффективности наиболее широко распространенных методик ранней профилактики отклоняющегося поведения. К числу последних были отнесены: формирование здорового образа жизни и позитивных жизненных целей, запуск программ саморазвития личности и выработки коммуникативных навыков, профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний, коррекция агрессивности, копинг-профилактика употребления психоактивных веществ, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, усовершенствование психологической подготовки педагогов образовательных учреждений.

Каждый из перечисленных методов рассчитан на оказание эффективного комплексного воздействия на модель поведения объекта воздействия. Значимым для нас является мнение О.Г. Галич, Е.А. Карпушкиной, Л.Н. Корчагиной, Н.Л. Морозовой, Н.В. Тупаревой, которые предложили программы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в зависимости от факторов риска [1] .

В частности, программа формирования здорового образа жизни способствует осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей, формированию установки на ведение здорового образа жизни, обучению детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ, формированию у детей психосоциальных и психогигиенических навыков принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивлению негативному влиянию сверстников, управления эмоциями. Однако остается открытым вопрос – насколько в данном случае теория соотносится с практикой.

Нам импонирует модель профилактики отклоняющегося поведения, разработанная Т.Г. Глуховой, считающая, что модель профилактики отклоняющегося поведения должна быть направлена на разрушение старых установок, стереотипов, представлений и ценностей и на формирование новых, основанных на самореализации личности в обществе. И обращает внимание на происходящее при этом повышения уровня компетентности в вопросах норм и правил, принятых в обществе, разрешение конфликта «Личность и окружающая среда», «Личность и общество». Свою модель она представила в виде пяти этапов работы: первый этап направлен на определение внешности подростка; на втором – помощь подросткам в выявлении нормы и отклонения посредством наблюдения, опросов, тестирования; на третьем этапе выявляются источники отклонений; четвертый этап – демонстрация наличия и углубление одобряемых и неодобряемых самими подростками их собственных качеств признаков. Пятый этап заключается в демонстрации и подтверждении длительного реального существования новых качеств и признаков, т.е. закрепление положительного общественного мнения [2].

В результате проведенного исследования было установлено, что приблизительно половина респондентов-несовершеннолетних является носителями разного рода форм отклоняющегося поведения, при этом две трети из них отказываются признать негативный характер девиаций и необходимость их коррекции. Необходимо подчеркнуть, что подобные отказы в большинстве случаев сопровождаются обвинениями в адрес окружающих в том, что последние «не понимают молодежь».

В то же время необходимо отметить, что откровенно антиобщественный характер носит лишь приблизительно четверть выявленных девиаций. В остальных случаях отклонения представляют собой опасность в первую очередь для самих носителей, так как заметно осложняют их социализацию, что подразумевает значительные риски обретения низкого социального статуса или включения в число маргиналов.

Абсолютное большинство опрошенных, равно как и все без исключения эксперты, оценивает существующую систему ранней профилактики отклоняющегося поведения как неэффективную В числе причин этого упоминаются нехватка внимания к проблеме со стороны государства, отличающий работу соответствующих государственных органов формализм, нехватку ресурсов общественных организаций и препятствия, создаваемые для их функционирования властями, проблемы подготовки квалифицированных специалистов и их дальнейшего привлечения на работу в соответствующие заведения.

Таким образом, следует признать, что, несмотря на свою очевидную актуальность для российского общества, проблема ранней профилактики отклоняющегося поведения вероятнее всего не будет решена в обозримой перспективе даже на удовлетворительном уровне. Неизбежным следствием этого должно стать приближение социума к состоянию аномии по мере увеличения интеграции  молодежи в структуру «взрослого общества».

Ссылки на источники:

  1. Галич, О.Г., Карпушкина, Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010, № 16 (20), С-84-91
  2. Глухова, Т.Г. Средства психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков / Наука и культура России. Материалы VIII Междунардной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры память равноапостольных Кирилла и Мефодия. – Самара: Издательство «Самарский государственный университет путей сообщения. – 2011, С.224-226
  3. Гербут, К.А Педагогические условия профилактики девиантного поведение старшеклассников/ Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Владимирский государственный университет, Москва, 2012
  4. Татарова, С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 2007
  5. Товарищева, Ф.Д., Макаренко, Т.А. Философско-антропологический подход к теории нравственного воспитания старшеклассников / Наука школа 2012., №6, С. 133-135
  6. Хвостунов, К.О. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования/ Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Тамбов, Тамбовский государственный университет, 2004