Полный текст статьи
Печать

«Центральная тема, которой посвящен ..том собрания сочинений Ш.А. Амонашвили, - становление и педагогическая деятельность гуманного учителя» (1)

Вот и мы пойдем тем же путем. Сначала Ирина Витальевна раскроет тайны ступенек, по которым становилась гуманным в полном смысле этого слова педагогом, представим ее «исповедь», а затем средствами характеристики расскажем о ней ее достижениях на стезе педагога.  Ее участие в педагогическом ансамбле неоценимо, и ее СЛОВО и ДЕЛО как инструменты духовного постижения с полным правом звучат в симфонии гуманной педагогики Вятского края.

 

«Когда и как происходит понимание, что нужно выбрать учительскую профессию? Есть 4 профессии, которые называются высоким словом – служение: священник, военный, врач, учитель… Это не происходит само собой, обязательно будущий Учитель встречает в школьные годы пример для подражания, Учителя, который зажигает в его сердце свечу будущего педагогического служения. Я все школьные годы обучалась в Гостовской средней школе Шабалинского района. После окончания школы прошло 37 лет, уже и мой педагогический стаж 33 года. И может, оттого, что все эти годы я в школе, кажется, что я всё продолжаю своё обучения. Когда-то, будучи 8-классницей, я поняла, что не смогу жить без школьного звонка-колокольчика… Конечно, это моё решение пришло от встречи с удивительной плеядой педагогов моей школы. О каждом учителе можно написать очень много, вспоминаются и уроки, и необыкновенное обаяние, и эрудиция, и профессионализм. Все вместе мои любимые педагоги составляют сегодня с высоты моих лет ожерелье мудрости. Каждый – отдельная яркая жемчужина или алмаз, высвечивающийся разными гранями таланта. Вот оно, моё ожерелье:

Во-первых, конечно, моя мама, Тутубалина Милитина Дмитриевна – заведующая Гостовским детским садом. Мама 36 лет проработала в детском саду. Через её руки и доброе сердце прошли все дети Шабалинского леспромхоза. Мама помнит всех своих воспитанников, радуется, если у теперь уже очень взрослых людей бывают радости, удачи, открытия. Я дома видела и чувствовала привязанность мамы к детям, видимо, уже на генном уровне было предопределено, что буду учителем.

А потом было 1 сентября 1966 года. Моё 1 сентября и первое публичное выступление. Мы с мамой и папой, который тоже выступал на нашей линейке от администрации Шабалинского леспромхоза, учили дома мою речь. Было страшно, ведь на линейке нужно сделать несколько шагов вперёд и сказать: «Дорогие учителя и наши старшие товарищи! Сегодня мы первый раз пришли в нашу родную школу. Этого дня мы долго ждали…» И вот моя первая Учительница – Жолобова Полина Ивановна. Умная, интеллигентная, всегда одетая по-учительски в красивые костюмы (я и сейчас помню их цвет), помню её красивый почерк. Мы все очень старались писать так же, как Полина Ивановна. Сохранились документы того времени – табель успеваемости - листочек в клеточку, сложенный пополам. 4 табеля за 4 начальных класса…

Наверное, обо всех не получится написать, расскажу об учителях русского языка и литературы, поскольку я выбрала именно этот предмет. Каждый из литераторов оставил свой след, сейчас я себе говорю, поступлю так или не поступлю, как… Гагаринова Татьяна Васильевна, Емельянов Николай Иванович (Заходил в класс, мы - 7-классники, говорит: «Ну что, шумим, братцы, шумим. А о чём шумим? О том о сём, а больше ни о чём… »

В 8 классе уроки русского языка и литературы начала преподавать новая учительница – Герасимова Мария Александровна. Какие это были уроки! Вот тогда я и поняла, что лучше литературы ничего нет. «Слово о полку Игореве» Мария Александровна читала на старославянском языке. Это было обворожительно! По вечерам проводила факультатив по поэзии. Мария Александровна просто виртуозно преподавала русский язык и литературу! Мария Александровна давно на пенсии, живёт в п. Ленинское. А в 9 классе русский язык и литературу преподавал муж Марии Александровны – Василий Алексеевич Герасимов. И вновь были новые открытия литературы и педагогики. А в 10 классе в школу пришла молодая учительница литературы Евгения Ильинична Сенникова. Евгения Ильинична и сегодня работает учителем русского языка и литературы в Гостовской  школе. (Её материалы - в нашем сборнике!)

И конечно, хочется вспомнить учителей разных предметов – ярких, талантливых, неповторимых: Мочалова Ивана Фёдоровича, Злобину Таисию Георгиевну – учителей математики, учителя физики Гребенева Леонида Павловича, учителя химии Сидоркину Валентину Михайловну, учителей истории Кощеева Сергея Гавриловича, Савиных Анну Макаровну, учителя биологии Шабалину Евдокию Андриановну, учителей немецкого языка Бутакову Надежду Николаевну, Фалалееву Алевтину Геннадьевну… Все они в наших сердцах, ныне живущие и ушедшие в мир иной. Ожерелье мудрости….

Выросли школьные тополя.
И мы живём, не теряемся:
Ныне сами – учителя,
Как умеем – стараемся...
Л.Куклин

Официальное слово
Галкина Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, Почётный работник общего образования, победитель конкурса лучших учителей России, учитель высшей квалификационной категории.

 

И.В.Галкина работает в МБОУ СОШ № 5 г. Кирова учителем русского языка и литературы с 1988 года. Педагогический стаж 33 года. Учитель высшей квалификационной категории.

И.В.Галкина – педагог, имеющий индивидуальный творческий стиль работы, сложившуюся методическую систему, в основе которой личностно-ориентированный подход в обучении предмету, гуманистическая направленность, открытость и сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Система работы учителя строится на метапредметной и внутрипредметной интеграции, на связи урочной и внеурочной деятельности.

Ученики И.В.Галкиной имеют глубокий и устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы, являются призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, победителями и лауреатами различных творческих конкурсов.

Продуктивность педагогической деятельности учителя подтверждается высокими результатами обучения. Процент успеваемости по русскому языку и литературе стабильно составляет 100%. Из 25 учащихся 9 класса в 2014 году 18 учащихся сдали ОГЭ на «5»

Педагог постоянно повышает уровень профессионального мастерства через индивидуальную методическую работу и курсовую подготовку: в 2013 году на курсах повышения квалификации «Читательская деятельность современных подростков как средство духовно-нравственного воспитания» в КОГОАУ ДПО (ПК) «Институте развития образования Кировской области», в 2013 году – на курсах «Методологическая компетентность современного педагога в условиях реализации ФГОС» в КОГОАУ ДПО (ПК) «Институте развития образования Кировской области», в 2010 году – на курсах «Теория и  практика анализа художественного текста как средство формирования профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы» в ГОУ ДПО «Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Галкина Ирина Витальевна является экспертом предметной комиссии Кировской области по проверке выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и ГИА  по литературе, работает в качестве тестолога по русскому языку при проведении аккредитации и лицензирования общеобразовательных учебных заведений Кировской области, член жюри регионального этапа по литературе, входит в состав комиссии, осуществляющей рейтинговый отбор участников регионального этапа по литературе, составляет задания для конкурса «Осенний марафон»

Учитель делится опытом своей работы с коллегами, ежегодно проводит  мастер-классы для учителей города и области на Лихановских чтениях, Областных родительских чтениях, выступала на межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 130-летней годовщине со дня рождения А.Грина, «Рассказ А Грина «Словоохотливый домовой» (опыт медленного чтения)» (2010г), выступила по теме «Мир сквозь притчу» по рассказу В.Н. Крупина «Змея и чаша» на областных литературоведческих чтениях, посвящённых юбилею В.Н. Крупина (2011г). Стала победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Москва, 2011 г, диплом 2 степени), лауреат 1 степени международного конкурса «Педагогические диалоги» общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск, 2013г), награждена грамотой за активное участие в 11 Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (г Москва, 2013г), с 2008 года – участница Международных Педагогических Чтений.

Элективный курс «Загадки грамматики», разработанный учителем, в конкурсе на лучшую методическую разработку занял 1 место. Материалы элективного курса опубликованы в сборнике КИПК и ПРО.

Педагог имеет следующие публикации из опыта работы:

- статья «Мир сквозь притчу» (публичный урок для учащихся, родителей, учителей) в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области». - №3 2012г.

- статья «Элективный курс «Загадки грамматики» в сборнике «Элективные курсы по русскому языку». – Киров, 2008,

- статья «Жить без сказки – что постную кашу жевать» в сборнике «Исследовательская работа учителей-словесников и школьников». – Киров, 2009.

- статья «Речь – зеркало человека» в сборнике «Животворящий русский язык. Публичные уроки русского языка». Учебно-методическое пособие для учителей-словесников, классных руководителей, старшеклассников. – Киров. 2008.

- статья «А. Грин. Рассказ «Словоохотливый домовой» с сборнике «Творческое наследие А.Грина в формировании нравственных ценностей учащихся». – Киров. 2010.

- статья «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение» в коллективной монографии «Чтение как искусство: герменевтический аспект». – Киров. 2013

- статья «Отцы и дочери в русской литературе» в материалах международной научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов». - Киров. 2011

- статья «Уроки любви Януша Корчака» в сборнике «Януш Корчак: жизнь, отданная детям». – Белгород, 2012.

-статья «Уроки любви Януша Корчака» в сборнике «Ребёнок в современном российском обществе». – Киров. 2011.

- статья «За каждым словом стоит целый мир»  в сборнике «Речевые уроки: как создавать, понимать и интерпретировать текст (высказывание)». – Киров. 2009.

Также публиковала статьи в сборниках «Философские основы гуманной педагогики» 2007-2013 гг. - 7 статей и 6 статей в сборниках «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности  учреждений образования» 2008-2013гг, является редактором и составителем данных сборников. Неоднократно печатала статьи в газете «Педагогические ведомости». В 2009г включена в общероссийскую ежегодную Энциклопедию «Одарённые дети – будущее России».

Галкина И.В. является победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального приоритетного проекта «Образование». Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (Приказ № 224 от 01.08. 2007 года), победитель конкурсного отбора лучших педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений (распоряжение Правительства Кировской области от 25.09.2012 №297). Награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (приказ Минобрнауки от 11.04. 2013 №250/к-н)

В ноябре 2013 года Ирина Витальевна в составе делегации Кировской области участвовала в работе Российского литературного собрания в Москве.

В августе 2014 в составе делегации Кировской области работала на международном фестивале школьных учителей в г. Елабуге.

 

Ирина Витальевна - постоянный член оргкомитета Областных Родительских чтений. Руководитель круглых столов:

Первые областные  Родительские  чтения – круглый стол «Доброе воспитание – признак благочестивых родителей» была соведущей секции «Отец в семье».

Вторые Родительские Чтения –  «Нить серебряная связи поколений».

Третьи Родительские Чтения – «Надо осознать любовь родителей как творчество»

Четвертые Родительские Чтения – «Педагогическое евангелие» Я. Корчака

Пятые Родительские Чтения – «Тайны приобщения к творчеству»

Шестые Родительские Чтения – «Образ отца в творческих сочинениях детей»

Седьмые Родительские Чтения – «Путь к ученику» 

Нравственный стержень в воспитании человека формируется  и на основе приобщения к культуре страны, нравственному подвигу выдающихся личностей. Поэтому Ирина Витальевна не пропускает возможности активного участия и в организации Лихановских Чтений (Муниципальная библиотека имени А. А. Лиханова является одной из экспериментальных площадок Центра гуманной педагогики), встреч с победителями литературных конкурса - премии имени А Грина (детские писатели, современные писатели и поэты) музыкальной гостиной областной научной библиотеки имени А.И. Герцена. Такие встречи становятся основой для приобщения детей и молодежи к историко-культурологическим, социально-значимым конкурсам ООД «Исследователь». Так, на  Лихановских чтениях в ноябре 2008 года,  провела мастер-класс «Родословная в культуре своего народа», а в 2010 году организовала детей на участие в конкурсе «Педагог - не профессия, а призвание». Работы детей  о педагогах развивают элементы детской общественной экспертизы роли учителя в обществе в целом и конкретной личности на примере своего педагога.

Ирина Витальевна входит в состав Кировского отделения «Ассоциации творческих учителей России», которое стремится к объединению креативных педагогов, обобщению их опыта работы совместно с представителями  студенчества, социально-активных граждан города.

Ирина Витальевна является призером Первого Регионального конкурса «Педагог-исследователь» в номинации «Фамилистика», который состоялся в январе 2009 года. Она представила рефлексию исследовательской работы учителя по произведениям литературы ХIХ века, но в связи с тематикой ГОДА СЕМЬИ.

Год Литературы - 2015 он встречает как редактор необычного издания – Художественно-педагогического романа Ольги Богат «Судьба учителя» 2 часть.

Ссылка на источники информации:
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.5. учитель/Шалва Амонашвили.- 2-е изд.- М.: Свет, 2015.- 288с.