Аннотация. Автор стремится оказать помощь детям расставить приоритеты между многознанием и способностью к нестандартному мышлению, представляет свою систему заданий по предмету
Ключевые слова: развитие мышления, система логических УУД, нестандартные разноуровневые задания
Перед педагогами во все времена стояла проблема, как научить учащихся мыслить. «Многознание уму не научает». Эта мудрость, высказанная две с лишним тысячи лет назад философом Гераклитом Эфесским, не устарела и поныне. Это подтверждают и результаты тестирования PISA последних лет. На первых позициях находятся Китай, Сингапур, Корея, Япония. Наши школьники не умеют переносить полученные знания для решения практических задач, не умеют работать с информацией, моделировать ситуации.
На решение данной проблемы как раз и направлены стандарты второго поколения. Их отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные УУД учат ребенка мыслить системно, применять свои знания, развивают творческое мышление, а в целом - учат учиться.
Я предлагаю систему заданий по физике для 7 класса. Это разноуровневые задания по различным темам курса для самостоятельной работы учащихся с целью формирования логических УУД.
Задания направлены на формирование и (или) развитие умений выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. Для этого используются следующие типы заданий: установить соответствия, выполнить работу с деформированным текстом, найти лишнее, заполнить пропуски в таблице, выбрать ответ из предложенных вариантов и др.
Приведенные ниже задания сконструированы самостоятельно или модифицированы уже имеющиеся в сборниках задач и учебнике. Задания распределены по уровням сложности: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий. Выставление отметки при работе не является обязательным.
Задания могут быть использованы при разработке уроков различной типологии на разных этапах урока: для актуализации знаний, осознания и осмысления нового материала, закрепления, контроля.
Примеры заданий
1. Анализ объектов с целью выделения признаков.
- «Верно-неверно».
(Б) Верно ли что кислород может быть твердым?
- «Четвертый лишний».
(Б) Найдите лишнее: радуга, наводнение, окисление, плавление.
- Установление соответствия.
(Б) Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат
1.Закон упругой деформации |
А. Архимед |
2.Закон всемирного тяготения |
Б. Р.Гук |
3.Закон равновесия рычага |
В. И.Ньютон |
Г. Г.Галилей |
- Задания на перевод единиц измерения.
- Задания с многовариантными решениями.
- Решение кроссвордов, анаграмм.
Решите анаграмму, исключите лишнее слово. Ласи (сила),
Нотьюн (Ньютон), сасам (масса), рсокстьо (скорость),
- Разгадывание ребусов с физическим содержанием.
- Работа с деформированным текстом.
(Б) Заполните пропуски в тексте.
Прибор, изображенный на рисунке называется _____________. С его помощью можно измерить физическую величину ___________. Цена деления данного прибора составляет _____________. Предел измерения __________.
- Составление из предложенных слов рифмованного вывода.
(П) К уроку «Сила»
К телу,применили, силу, К телу силу применили,
Скорость, изменили, его Его скорость изменили.
Если, тела, сохранилась, Если скорость сохранилась,
Скорость, изменилось, форма. Форма тела изменилась.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
- Нахождение отличий, общего, выбор основания для сравнения
1) (П) Что общего в устройстве барометра и манометра?
2) (П) При одинаковых объемах, на какое тело из каждой пары твердых тел действует большая сила тяжести?
Стекло, лист фанеры;золотое кольцо, серебряный кулон.
3) (В) Сравните виды сил трения: покоя, скольжения, качения, выбрав самостоятельно существенные признаки для сравнения.
- Ранжирование объектов в порядке убывания или возрастания степени признака.
- Классификация.
(П) Объедините понятия в группы, определив для каждой обобщающие слова:
мензурка, секунда, Земля, скорость, Джоуль, масса, термометр, Плутон, барометр, мощность, Марс, килограмм, сила, Венера, Сатурн, работа, метр, Ньютон, ареометр, Паскаль, время, Юпитер.
- Обобщение.
(Б) Какое понятие является более общим: земное тяготение, солнечное тяготение, всемирное тяготение.
4. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- (П) Какое утверждение является верным: 1.Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, действующая на него. 2.Чем больше сила тяжести, действующая на тело, тем больше его масса.
- (П) Выберите из перечисленных причину явления и установите соответствие.
А.трение |
1. Притяжение к земле |
2. Неровность поверхностей |
|
Б.деформация |
3. Отталкивание молекул |
4. Взаимодействие тел |
5. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
- Решение качественных задач.
(П) У какого автомобиля – грузового или легкового – больше тормозной путь при одинаковой скорости движения? Почему?
- Работа с деформированным текстом.
Заполните пропуски.
(П) Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы … давление, так как чем … площадь опоры, тем …… давление (увеличить, уменьшить, больше, меньше)
6. Доказательство.
- (П) В приведённой ниже таблице указаны свойства трёх физических тел, сделанных из дерева, камня, железа. Определите, из чего сделаны предметы, обоснуйте свой выбор.
Свойство
|
Тело 1
|
Тело 2
|
Тело 3
|
Сохраняет ли форму? |
да |
да |
да |
Тонет ли в воде? |
да |
нет |
да |
Притягивается ли магнитом? |
да |
нет |
нет |
7. Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Выполнение фронтального эксперимента.
Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, динамометр, наждачная бумага, набор грузов.
Задания для выполнения.
1)(Б)Выберите верное утверждение. Физические приборы предназначены: а) для измерения погрешностей; б) для выдвижения физических гипотез; в) для создания физических теорий; г) для проведения опытов.
2) (Б) Выберите верное утверждение. Подтвердить предсказания теории можно: а) прочитав параграф учебника; б) отвергнув существующую теорию; в) обсудив теорию с товарищем; г) проведя серию физических экспериментов.
3) На вашем столе имеется динамометр. Определите и запишите а) (Б) пределы измерения; б) (Б) цену деления; в) (П) абсолютную погрешность при измерении силы.
4)(В) Проверьте на опыте предположение о зависимости (независимости) силы трения от рода поверхности. Составьте таблицу для записи показаний измерений. Сделайте вывод.
В результате работы над заданиями для учителя появляется возможность вести целенаправленную работу по формированию логических познавательных УУД, для ученика - возможность выполнения интересных развивающих нестандартных разноуровневых заданий.
Ссылки на источники
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
- Коханов К.А., Сауров Ю.А. Методология функционирования и развития школьного физического образования: монография, - Киров: Издательство ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 326 с.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждениий/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 22-е изд. – М.:Просвещение, 2010
- Ханнанова Т.А. Физика.7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А,В,Перышкина/ Т.А.Ханнанова, Н.К.Ханнанов, - 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013