Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Автор стремится оказать помощь детям расставить приоритеты между многознанием и способностью к нестандартному мышлению, представляет свою систему заданий по предмету
Ключевые слова: развитие мышления, система логических УУД, нестандартные разноуровневые задания 

Перед педагогами во все времена стояла проблема, как научить учащихся мыслить. «Многознание уму не научает». Эта мудрость, высказанная две с лишним тысячи лет назад философом Гераклитом Эфесским, не устарела и поныне. Это подтверждают и результаты тестирования PISA последних лет. На первых позициях находятся Китай, Сингапур, Корея, Япония. Наши школьники не умеют переносить полученные знания для решения практических задач, не умеют работать с информацией, моделировать ситуации.

На решение данной проблемы как раз и направлены стандарты второго поколения. Их отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.  Познавательные УУД  учат ребенка мыслить системно, применять свои знания, развивают творческое мышление, а в целом - учат учиться.

Я предлагаю систему заданий по физике для 7 класса. Это разноуровневые задания по различным темам курса для самостоятельной работы учащихся с целью формирования логических УУД.

Задания направлены на формирование и (или) развитие умений выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. Для этого используются следующие типы заданий: установить соответствия, выполнить работу с деформированным текстом, найти лишнее, заполнить пропуски в таблице, выбрать ответ из предложенных вариантов и др.

Приведенные ниже задания сконструированы самостоятельно или модифицированы уже имеющиеся в сборниках задач и учебнике. Задания распределены по уровням сложности: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий. Выставление отметки при работе не является обязательным.

Задания могут быть использованы при разработке уроков различной типологии на разных этапах урока: для актуализации знаний, осознания и осмысления нового материала, закрепления, контроля.

Примеры заданий

1. Анализ объектов с целью выделения признаков.

  • «Верно-неверно».

(Б) Верно ли что кислород может быть твердым?

  • «Четвертый лишний».

(Б) Найдите лишнее: радуга, наводнение, окисление, плавление. 

  • Установление соответствия.

(Б) Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат

1.Закон упругой деформации

А. Архимед

2.Закон всемирного тяготения

Б. Р.Гук

3.Закон равновесия рычага

В. И.Ньютон

Г. Г.Галилей

  • Задания на перевод единиц измерения.
  • Задания с многовариантными решениями.
2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Решение кроссвордов, анаграмм.

Решите анаграмму, исключите лишнее слово. Ласи (сила),

Нотьюн (Ньютон), сасам (масса), рсокстьо (скорость),

  • Разгадывание ребусов с физическим содержанием.
  • Работа с деформированным текстом.

(Б) Заполните пропуски в тексте.

Прибор, изображенный на рисунке называется    _____________. С его помощью можно измерить физическую величину ___________. Цена деления данного прибора составляет _____________. Предел измерения __________. 

  •  Составление из предложенных слов рифмованного вывода.

(П) К уроку «Сила»

К телу,применили, силу,             К телу силу применили,

Скорость, изменили, его              Его скорость изменили.

Если, тела, сохранилась,             Если скорость сохранилась,

Скорость, изменилось, форма.   Форма тела изменилась.

3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  • Нахождение отличий, общего, выбор основания для сравнения

1) (П) Что общего в устройстве барометра и манометра?

2) (П) При одинаковых объемах, на какое тело из каждой пары твердых тел действует большая сила тяжести?

Стекло, лист фанеры;золотое кольцо, серебряный кулон.

3) (В) Сравните виды сил трения: покоя, скольжения, качения, выбрав самостоятельно существенные признаки  для сравнения.

  • Ранжирование объектов в порядке убывания или возрастания степени признака.
  • Классификация.

(П) Объедините понятия в группы, определив для каждой обобщающие слова:

мензурка,  секунда, Земля, скорость, Джоуль, масса, термометр, Плутон, барометр, мощность, Марс, килограмм, сила, Венера, Сатурн, работа, метр, Ньютон, ареометр, Паскаль, время, Юпитер.

  • Обобщение.

(Б) Какое понятие является более общим: земное тяготение, солнечное тяготение, всемирное тяготение.

4. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

  • (П) Какое утверждение является верным: 1.Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, действующая на него. 2.Чем больше сила тяжести, действующая на тело, тем больше его масса.
  • (П) Выберите из перечисленных причину явления и установите соответствие.

А.трение

1. Притяжение к земле

2. Неровность поверхностей

Б.деформация

3. Отталкивание молекул

4. Взаимодействие тел


5. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  • Решение качественных задач.

(П) У какого автомобиля – грузового или легкового – больше тормозной путь при одинаковой скорости движения? Почему?

  • Работа с деформированным текстом.

Заполните пропуски.

(П) Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы … давление, так как чем … площадь опоры, тем ……  давление (увеличить, уменьшить, больше, меньше)

6. Доказательство.

  • (П) В приведённой ниже таблице указаны свойства трёх физических тел, сделанных из дерева, камня, железа. Определите, из чего сделаны предметы, обоснуйте свой выбор.
Свойство
Тело 1
Тело 2
Тело 3

Сохраняет ли форму?

да

да

да

Тонет ли в воде?

да

нет

да

Притягивается ли магнитом?

да

нет

нет


7. Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Выполнение фронтального эксперимента.

Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, динамометр, наждачная бумага, набор грузов.

Задания для выполнения.

1)(Б)Выберите верное утверждение. Физические приборы предназначены: а) для измерения погрешностей; б) для выдвижения физических гипотез; в) для создания физических теорий; г) для проведения опытов.

2) (Б) Выберите верное утверждение. Подтвердить предсказания теории можно: а) прочитав параграф учебника; б) отвергнув существующую теорию; в) обсудив теорию с товарищем; г) проведя серию физических экспериментов.

3) На вашем столе имеется динамометр. Определите и запишите а) (Б) пределы измерения; б) (Б) цену деления; в) (П) абсолютную погрешность при измерении силы.

4)(В) Проверьте на опыте предположение о зависимости (независимости) силы трения от рода поверхности. Составьте таблицу для записи показаний измерений. Сделайте вывод.

В результате работы над заданиями для учителя появляется возможность вести целенаправленную работу по формированию логических познавательных УУД, для ученика  - возможность выполнения интересных развивающих нестандартных разноуровневых заданий. 

Ссылки на источники

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  3. Коханов К.А., Сауров Ю.А. Методология функционирования и развития школьного физического образования: монография, - Киров: Издательство ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 326 с.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждениий/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 22-е изд. – М.:Просвещение, 2010
  5. Ханнанова Т.А. Физика.7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А,В,Перышкина/ Т.А.Ханнанова, Н.К.Ханнанов, - 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013