Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Автор стремится раскрыть социальные последствия устоявшихся традиций гендерных аспектов профессии учителя, влиянии доминирования женщин в педагогике на развитие личности ребенка, формирование структуры и качественного состава общества.
Ключевые слова: женственность, мужественность, формирование психологических моделей поведения

Профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, потому что количество учителей мужчин неуклонно стремится к нулю.

Отечественный психолог, педагог, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн еще в 1927 году в книге «Проблема учителя» так писал об учительском труде: «… в ряде производств, выражаясь современным термином, производство живой силы поставлено позади всех других профессий в современном обществе как в отборе живой силы, так и в подготовке её и в её оплате и положении. Нет сомнения, что из интеллигентских профессий учительская стоит, безусловно, на последнем месте, хотя всякому должно быть понятно, что должно из этого получиться в реальной жизненной обстановке. Мы можем всё еще до сих пор повторить старую мысль Платона и Гегеля, что платье своё изготовить мы поручаем лучшим мастерам, а о выборе мастеров, которые должны взрастить наших детей, мы меньше беспокоимся.

Что это остается в силе еще до сих пор, это лучше всего видно из того, что в большинстве своем в ряды педагогов становятся остатки от других профессий, в большинстве случаев только те, кто не нашел себе места на других путях. Группа тех, кто пошел туда по призванию, отказавшись от других возможностей, необычайно мала, потому что это идейные подвижники. Чтобы понять и объяснить это явление, необходимо вспомнить, что положение прислуги, живущей на всем готовом при 10–15 рублях жалованья, лучше положения учителя» [1].

Очень похожая ситуация и в современном Российском обществе. Ведь сообщения о непрерывном росте доходов учителей не соответствуют реальной стоимости этих доходов. Учителя пока остаются людьми второго сорта по возможностям существования в этом мире [1]. На сегодняшний день можно констатировать, что по совокупности всего происходящего, положение современного учителя в обществе, едва ли не хуже, чем в 1927 году.

При этом образовательные учреждения работают и учат детей. Хотя с каждым годом это делать становится все сложнее. Современный учитель оказался в ситуации, когда с одной стороны в обществе потеряна ценность образования как результата деятельности, но обязательно наличие документа об образовании. Образовательные реформы волна за волной «накрывают» учителя, не давая возможности хоть немного отдохнуть от очередных нововведений.

Современное образование существует только благодаря подвижничеству, стойкости и жертвенности тысяч женщин-учителей. Мужчины массово ушли из образования. Во многом, это произошло потому, что они не входят в категорию управляемой массы [2]. Все, кто проявляет «непослушание», может позволить себе быть «свободным  художником» (работает на результат) и не готов терпеть ограничения (как минимум, в зарплате), а тем паче высказать критику и недовольство, вытесняются из образования. В итоге, современное образование практически оказалось однополым.

Но в жизни есть и мужчины и женщины. А взрослые мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек. Кто же выигрывает в том, что в детском саду рядом с детьми – женщины, в школах – женщины, в огромном количестве неполных семей рядом с детьми только женщины, в системе дополнительного внешкольного образования тоже женщины, в системе СПО и высшей школы – преимущественно женщины? Проигрывают все – и женщины, и мужчины, и дети, и общество в целом.

Трагизм ситуации для мальчиков в отсутствии модели поведения «нормального мужчины», у которого он мог бы перенять опыт. Как следствие – трагизм мужчины, который не сумел психологически повзрослеть.

Трагизм ситуации для девочек – в отсутствии опыта общения с мужчиной, в отсутствии фактора сдерживания феминистских тенденций в поведении. Трагизм женщин – в отсутствии рядом «настоящих» мужчин. Несчастные мужчины и женщины воспитывают несчастных детей. В обществе гармоничных людей (мужчин и женщин) царят любовь и взаимопонимание. Мужчины и женщины, уходящие от своей мужской и женской природы, не реализовавшие себя в ней, усугубляют социальные проблемы, провоцируя социальное напряжение.

Но вернемся в сферу образования. «Сверху», со стороны администрации образовательного учреждения, учитель имеет массу циркуляров и требований (не будем останавливаться на вопросе их целесообразности), «снизу» – учеников со слабой учебной мотивацией и их родителей, имеющих право даже подать в суд за не качественное обучение.

Зададимся вопросами: Как женщина-учитель чувствует себя в этой ситуации? Кем она себя чувствует? Как профессиональный стресс скажется на личностных изменениях в процессе профессиональной и частной жизни? Что делать?

Игнорируя эти вопросы, мы рискуем потерять не только учителей-мужчин, но и учителей-женщин. Потерять не в смысле кадровой статистики, а в смысле качества учительства. А дальше этот «снежок» трансформируется в «снежный ком»: (слабый) учитель – (низкое) качество обучения – (не) грамотные (в широком смысле) люди – (слабая) социализация – социальные девиации, и т.д.…. В эту логическую цепочку смело можно включать почти все социальные проблемы нашего общества.

Но, выявив начальное звено патологического развития общества, можно целевым воздействием на него задать новый, более «здоровый» вектор. Хорошее самочувствие, психофизическое здоровье учителя – важнейшее условие изменения нашего общества к лучшему.

Л. С. Выготский (цит по Е.Н.Панченко) еще в начале прошлого века нелицеприятно писал о том, учительская профессия сделалась местом, куда стекается все неприспособленное, неудачливое, потерпевшее крушение на всех жизненных поприщах. «Школа – та пристань, в которую, – замечает он, – жизнь отводит поломанные корабли. Поэтому для учительской профессии создается естественный отбор слабого, негодного и калеченного человеческого материала», «Это ужасно, что среди учителей так много старых дев обоего пола и, вообще, всевозможного рода неудачников. Как можно доверять детей тому, кому не удалась его собственная жизнь?» [4]. 

Чтобы женщина-учитель избежала участи неудачницы, она должна понять, что «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» (И.Ильф и Е.Петров).

Даже в названии «учитель-женщина» есть две составляющих: учитель и женщина. Следовательно, есть два ресурса, которые будут влиять на состояние женщины-учителя. Недостаток ресурсности в одном состоянии может быть компенсирован ресурсностью другого состояния.

Предположим, что учитель-женщина объективно оценивает свой труд и его роль в обществе (составляющая учителя), но не находит в этом своем аспекте необходимой ресурсности. Учитель не может влиять на иерархию власти в образовании (от завуча до министра), получать желаемую зарплату и т.п.

Второй аспект  – женственность – полностью зависит от неё самой. Этот ресурс обладает огромным потенциалом, потому что позволяет женщине открыть свою природу не только в профессии, но и в других сферах жизни, проявить и оценить себя в более широком диапазоне. Важно, что почувствовать себя женщиной можно всегда – в любом возрасте, где угодно, с кем угодно, имея рядом мужчину или нет – важно внутреннее ощущение себя женщиной. Женственность – это состояние, а не атрибуты (платья, юбки, прически, косметика и др.). Используя атрибуты легче войти в это состояние и находиться в нем.

Волевой характер труда учителя стимулирует «мужественность» учителя. Такие женщины сами все делают или руководят. Они просто бессознательно востребовали или им пришлось востребовать свою мужскую часть, свою мужскую силу. Они ее очень хорошо чувствуют, привыкли ежечасно пользоваться. Но это совершенно не значит, что с ними что-то не то и они не женщины. Но точно также можно востребовать и свою женскую силу, женскую энергию и развить свой женский аспект, которые в труде учителя воплощается в энергии вдохновения, воодушевления, интуиции, творчества и созидания.

Лучшие представительницы учительской профессии своим примером подтверждают этот тезис. Раскрытие женского ресурса исцеляющие действует на психофизическое состояние женщины-учителя, позволить ей быть счастливой как женщина, как мать, как друг и наставник. И, конечно, позволит раскрыть себя как профессионала Учителя.

Таким образом, именно Женщина-учитель способна ответить на вопросы, поставленные временем перед школой, колледжем, вузом Сознательное культивирование своей женской природы гармонизирует внутреннее состояние женщины-учителя, позволяет ей находиться в активном, ресурсном состоянии, эффективно управлять собой, образовательным процессом, отношениями любого рода, дарить и получать удовольствие от взаимодействия с учениками и коллегами, получать высокие показатели качества обучения. 

Ссылки на источники
1. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М. Академия. 2004. С. 160-161,URL:http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_problema-uchitelya_1927/go,6;fs,1/
2. Верин-Галицкий Д. В. Мужчина и женщина в школе // Народное образование. №8. 2008. С. 139-142
3. Дылдина Т.М. Педагогическое эссе "Педагог XXI века» URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4767/Itemid,0/
4. Панченко Е. Н. Личностная подготовка женщины к трудностям профессии учителя : Автореферат диссертации на соискание степени канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 1999.- 194 c. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/lichnostnaja-podgotovka-zhenwiny-k-trudnostjam-professii-uchitelja.html