Полный текст статьи
Печать

Аннотация: в статье показана работа педагогов в летнем туристическом лагере со школьниками, направленная на развитие волевой сферы учащихся.
Ключевые слова: летний лагерь, развитие волевой сферы, формирование личности

Жизнь человека обусловлена социальными требованиями, которые общество ставит перед личностью. Требования оформляются в правила, при выполнении которых необходимо умение регулировать свое поведение. Социализируя ребенка мы с раннего детства целенаправленно формируем качества, которые предполагают волевые усилия. Воспитательный процесс при этом является приоритетным.

В научной литературе мы находим исследования, авторы которых рассматривают волю как психологический и социальный параметр и выявляют ее взаимосвязь с сознанием, эмоциями и другими компонентами психики (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). В психологии воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевое действие каждого человека характеризуется неповторимостью, индивидуальностью и отражает структуру личности. Именно воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.

Хороший эффект по формированию волевых качеств мы можем наблюдать только при вовлечении человека в деятельность и ставя пред ним задачи, которые он должен самостоятельно преодолеть. Мы считаем, что воспитательная система дополнительного образования может в полной мере реализовать данную задачу.

Л.В.  Степанова отмечает, что дополнительное образование помогает сформировать у учащихся следующие качества [3]:

а) ответственное отношение к себе и окружающим, самостоятельность, умение принимать решения;

б) проявление волевых качеств, стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию;

в) этика поведения, коммуникабельность;

            г) отзывчивость, сопереживание;

д) общественная активность, способность к творчеству, инициативность, оптимистичность.

Педагоги, работающие со старшеклассниками на станции юных туристов в Амгинском улусе Республики Саха (Якутия), разработали программу, которая направленна на решение нескольких задач: формирование здорового образа жизни, развитие личностных качеств, необходимых для проживания в суровых климатических условиях Севера. В основе данных задач на первое место встал вопрос о развитии волевой сферы школьника. Взяв за основу основные компоненты волевых качеств, определенных Э.Г. Ширяевой (моторный, эмоционально-мотивационный и социально-личностный) была разработана программа летнего туристического лагеря [4]. Также бралось во внимание исследование Н.Н. Платонова, который изучая волевое развитие личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности в условиях Севера, пришел к выводу, что все волевые качества, в том числе выдержка и самообладание требуют системной тренировки и условием развития этих качеств является, преодоление препятствий различной степени трудности за строго регламентированное время, а также преодоление дополнительных трудностей на фоне утомления [2].

 Программа включает несколько этапов работы. Первый этап предполагает теоретическую и практическую подготовку старшеклассников к сплаву на байдарках. Для этого школьники ищут информацию о местности где пройдет сплав, изучают особенности рельефа, учатся работать с картами, изучают особенности байдарки, учатся ее управлению. Важным является изучение техники безопасности при сплаве. После этого ребятам разрешается спустить байдарки на воду и вместе с инструкторами потренироваться в тренировочном заезде.

На следующем этапе происходит собственно сплав длиной 495 километров, сложностью 1 и 2-ой категории по реке Амга. Исходным пунктом маршрута является Верхняя Амга, конечный пункт село Оннес Амгинского улуса. Продолжительность водного путешествия составляет 8 дней. День четко распланирован. Педагогики распределили время на собственно сплав, научные исследования, отдых. Научные исследования предполагают изучение края и местности сплава, а также наскальные рисунки древнего человека. Отдых имеет разную структуру. Его можно поделить на пассивный и активный. При активном отдыхе ребятам предлагалась рыбалка, купание, игры. Отрадно заметить, что большинство игр имели соревновательный характер, что тоже способствует развитию волевых качеств.

По окончании сплава и возвращении в лагерь, походят мероприятия на закрепление полученных знаний и навыков. Анализируя влияние сплава на развитие волевой сферы мы можем отметить положительную динамику. Проведя Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 мы выявили хорошие параметры по шкале «Планирование», которая показывает умение строить план на будущее и по шкале «Оценивание результатов», характеризующей индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Несомненно, наблюдения оказали, что сплав дает толчок в личностном развитии всех участников, появляется выраженная самостоятельность, выносливость, сдержанность, уверенность в преодолении трудностей, настойчивость, организованность, дисциплинированность. Все эти качества будут востребованы при дальнейшем процессе профессионального обучения и получении любой профессии. Профориентологи считают, что такого рода мероприятия формируют личность, направленную на профессиональное самоопределение и на планирование профессионального будущего [1].

            Рассмотрим, какие методы воспитания использовали педагоги лагеря для формирования волевой сферы учащихся:

- требование-совет. Педагоги обучали правилам необходимыми для безопасного сплава; показывали, как нужно правильно ставить палатку и в каком месте ее лучше всего расположить; давали инструкции для постройки временного домика с помощью подручных материалов и др.

- игра.  Игра - это деятельность, в которой ребята реализуют свои способности, применяют знания из разных отраслей науки и включаются в активное взаимодействие.  Ребятам это нравится, они с удовольствием принимают участие в различного рода играх. Известно, что с помощью игры незаметным образом выполнялись и требования сплава. Мы считаем, что это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования.

Педагоги лагеря стремятся использовать игры на всех этапах проведения программы. Это могут быть соревнования на лучшего рыбака, лучший костер, быстрое и красивое обустройство ночлега, на самого быстрого (первого финиширующего определенный участок сплава) и т.п.   Соревновательность вызывает активность и хорошую мотивацию у любого участника состязания. 

- просьба. По сути просьба является формой сотрудничества, доверия, понимания и уважения. Просьба в условиях коллективной работы имеет большое значение и участникам группы дает уверенность друг в друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что такого рода воспитательно-образовательные программы помогают сформировать определенные черты характера с выражением волевых параметров. При этом, выбор и применение воспитательных методов, должны быть направлены на развитие инициативы и уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, формирование выдержки, самообладания, совершенствование навыков самостоятельного поведения. Находясь в условиях отличных от городских подросток, преодолевая трудности и взаимодействуя с участниками, учится регуляции своего поведения и анализу своего отношения к происходящему.   

Список литературы:

  1. Мордовская, А.В., Панина, С.В., Макаренко, Т.А. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров – Москва: Юрайт, 2011 г., 235 с.
  2. Платонов, Н.Н. Формирование волевого развития личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с оздоровительной направленностью в условиях Севера. Диссертация на соискание степени кандидата педагогический наук, Якутск, Якутский государственный университет, 1998 г., 144 С.
  3. Степанова, Л.В. Развитие общих личностных качеств учащейся молодежи в процессе дополнительного образования. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 2009, Т. 6 №1, С. 79-83
  4. Ширяева, Э.Г. Волевая активность в подростковом возрасте, ее развитие и коррекция. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. - Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет, 2003.