Аннотация. Статья посвящена проблемам образования, появившимся в информационном обществе. Также в статье предлагаются пути решения проблем, которые при полной доработке смогут послужить основой не только для количественного, но и качественного развития общества.
Ключевые слова: информационное общество, образование, педагогика, нравственность, самосознание.
Образование играет в жизни человека важную роль. 11лет мы проводим в школе, затем 6 лет в университете, а некоторые и вовсе начинают с образовательных детских садов. Многие занимаются допольнительным образованием, таким как музыкальная или художественная школа, а также посещают всевозможные секции, кружки или факультативы.
Ценность образования трудно переоценить. В его функции входит передача знаний и умений, развитие навыков, а также развитие необходимых для жизни в обществе качеств личности, формирование сознания и воспитание в маленьком человеке этой самой личности.
Однако образование начинается не в школе и даже не в детских садах, как могут подумать многие, оно начинается в семье. Именно первые годы жизни влияют на дальнейший путь развития ребенка.
Предлагаю рассмотреть образование, его особенности и проблемы, имеющиеся в наше время, на разных возрастных этапах.
1. От 0 до 3 лет.
Как известно, возраст приема детей в дет.сады составляет 3 года, но сущестуют и более ранние группы. В этом возрасте ребенок, находясь только в обществе своих родителей, нуждается в здоровом питании, благоприятных условиях, общении со взрослыми, по большей части с матерью, а также наличие различных развивающих игрушек.
В возрасте до года дети питаются грудным молоком и в данном случае качество грудного вскармливания зависит от образа жизни матери, что определяется ее самосознанием.
Общение со взрослыми развивает необходимые для жизни в обществе навыки. Научно доказано, что отсутствие общения ребенка с родителями в последующем приводит к замкнутости ребенка и его отграждения от общества, т.е. к развитию интровертности.
Также неоспоримым фактом является благотворное влияние классической музыки на здоровье, а также физическое и умственное развитие ребенка. Прослушивание классики необходимо еще и в то время, когда ребенок находится в утробе матери.
Для нормального психического здоровья важным фактором является общее состояние здоровья, генетически и экологически нормальное состояние всех органов и систем.
2. От 3 до 6 лет. Детский сад.
На данном этапе социальное окружение ребенка увеличивается и важным фактором является общение с другими детьми и со взрослыми (воспитатели, няни в д/садах, преподаватели различных кружков и т.д.). Ребенок начинает смотреть телевизор с пониманием того, о чем там говорят. Под внимание малыша попадают как мультики, так и другие программы не редко, несущие в себе пропаганду жестокости, насилия и преломленных ценностей.
3. От 7 до 12 лет.
В школе на ребенка оказывают влияние преподаватели, сверстники и старшеклассники, на которых дети и стремятся походить. Именно здесь важно развивать в ребенке самосознание, приобщать к культурной стороне жизни. На данном этапе начинает ярко прорисовываться темперамент.
4. От 12 до 18 лет. Подростковый переходный возраст.
Здесь подросток уже стремится выделиться из толпы, стремится к самоопределению и самоутверждению. На данном этапе,как утверждает Б. Т. Лихачев в своей книге "Воспитание и этика", необходимо "развивать внутреннюю нравственную свободу, рассудительность, независимость от негативных внешних влияний и воздействий, чтобы с помощью рассудительности обуздывать и укрощать добровольное безумство[1]".
В общем о школе, педагогике и образовании.
Педагогика со времен ее появления в корне изменилась. Если раньше она являлась наукой о передаче опыта, то сейчас основная задача педагога состоит в том, чтобы "готовить людей к жизни, учить цивилизованной самореализации в ней, опираясь на опыт человечества и с заботой о будущем". Для того чтобы данная задача выполнялась, необходимо совершенствование навыков преподавателей и получение новых, необходимых для качественного преподавания в современной школе.
Здесь же можно сказать о проблеме стареющего преподавательского состава, являющееся следствием малого спроса среди современной молодежи на педагогическое образование, а причиной этому служат низкий социальный статус преподавателя и небольшая заработная плата. Именно здесь бы хотелось отметить тот факт, что Россия является страной с самым низким расходом ВВП на образование равным 0,9% с прогнозируемым понижением в 2015-16годах до 0,8% и до 0,7 в 2017 году[2].
Быть может в таком случае стоит перестать возлагать расходы на местные небольшие бюджеты и увеличить финансирование образования за счет ВВП, так как это находится в интересах всего государства. Образованное население, хорошие специалисты могут помочь улучшить позицию страны в мире, правда это уместно в том случае, когда гос.аппарат нацелен на развитие страны и общества, а не на собственное обогащение и сохранение власти в своих руках, ведь тогда слова Ришелье обрели бы смысл "Точно так же,как безобразным бы стало человеческое тело, снабженное глазами на всех его частях, так и государство обезобразилось бы, если бы все жители стали образованны, ибо вместо послушания они преисполнились бы гордостью и тщеславием. Всеобщее образование привело бы к тому, что число сеющих сомнения намного превысило бы число способных их развеять".
Участники II Всероссийского педагогического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге 30 июля 2010 года, утверждают, и нельзя отрицать справедливость данного высказывания, что "молодое поколение становится все более безграмотным и не желающим получать образование...происходит деградация уровня знаний выпускников...Уровень нравственности молодежи падает[3]". В чем же причины столь стремительно падающей грамотности россиян? Очевидно, что современная молодежь, поддается культу вседозволенности, свободы и отсутсвию обязанностей столь ярко пропангандируемых в СМИ, интеренете и телевидении.
5. От 18 до 23лет. Среднее-специальное и Высшее образование.
Хотелось бы начать со статистических данных, опубликованных в газете USA Today[4], которые утверждают, что Россия является самой образованной страной и при этом с самой минимальной платой за обучение. Приведу некоторые данные:
Страна |
Уровень взрослого населения с высшим образованием |
Оплата за обучение |
РФ |
53,5% |
7424$ |
Канада |
52,6% |
23225$ |
Япония |
46,6% |
16445$ |
Израиль |
46,4% |
11553$ |
США |
43,1% |
26021$ |
И это при том,что уровень качества образования в России с каждым годом все ниже и ниже. В 1992 году Россия занимала 13-е место в мире по качеству образовании[5], в 2007-27-е место[6], в 2012г. 36-е место[7],
Таким образом, мы можем утверждать, что большинство из тех, кто на данный момент получил высшее образование на самом деле не являются специалистами в своей области и ценность диплома падает.
Итак, какие же проблемы мы можем выделить на данный момент.
1)Отсутсвие необходимых знаний молодых родителей о психологии воспитания детей.
2) Оснащение детей гаджетами, свободным доступом в интернет и и большим количеством времени для игр в "войнушки".
3) Низкое качество образования и неравентсво среди разных регионов.
4) Отсутсвие качественного образования в области психологии и педагогики среди учителей
5) Низкий социальный статус и небольшая зарплата преподавателя.
6) В высшем образовании: низкое качество образования на фоне увеличения количества взрослого населения получившего диплом о высшем образовании.
7) Отсутсвие среди молодежи желания получать образование.
Пути решения:
1) Так как многое зависит от родителей, то необходимо ввести в школьную программу предмет об основах воспитания детей, разработанный специалистами в данной области. Преподавать данный предмет могут психологи, имеющиеся почти во всех школах.
2) Можно было бы сказать,что необходим контроль за СМИ, но в условиях информационного общества трудно найти середину. Здесь возможен либо фатальный контроль, либо отсутствие контроля которое имеется на данный момент. Введение категорий "12+", "16+" и т.д. ситуации не меняет. Если в общественном месте данный закон и работает, то никто не может гарантировать, что дома в отсутствии взрослых ребенок будет его соблюдать.
3) Из написанного выше напрашивается вывод-необходимо воспитывать в детях и подростках самосознание, рассудительность и независимость от внешних негативных влияний,а это уже зависит от самих родителей на раннем этапе жизни, а в дальнейшем от учителей.
4) Для решения проблемы неравенства в качестве образования для разных регионов необходимо вывести одну единую для всей страны, качественную и разработанную НАСТОЯЩИМИ специалистами программу образования, и это касается не только школ но и ВУЗов.
5) Повысить соц.статус преподавателя при правильном подходе можно за счет СМИ, интернет и телевидения, а также, учитывая материалистичность современной молодежи, ее можно привлечь в педагогику за счет повышения заработной платы.
6) Для сохранения статуса высшего образования, как истинно ВЫСШЕГО требуется более жесткий контроль и отбор абитуриентов. Очевидно, что ЕГЭ на опыте доказало свою неэффективность. Чем более жесткий контроль устраивается для выпускников, тем более изощреннее становятся их пути обхода. Звучит достаточно проиворечиво "необходим жесткий контроль, но выпускники всегда найдут выход". Что же, может здесь все-таки стоит обратиться к прошлому, когда качество образования было высоким и выбрать более эффективные способы проверки знаний, чем тестирование, например, устный экзамен, который позволяет улучшить систему отбора учеников, проверить навыки построения грамотной и конструктивной речи.
7) Самым важным фактором является желание у детей учиться и познавать новое, а для этого необходимо правильное воспитание родителями своих детей, отсутствие внешних негативных влияний, качественное и интересное преподавание, рассудительность, что возможно только в условиях общего здорового состояния организма ребенка, а так же приобщенности к культуре.
Вывод: все строны жизни человека связаны между собой и для улучшения качества одной из них необходимо найти взаимосвязи с другими и воздействовать со всех сторон. Сюда относятся здравоохранение, культура, СМИ, образование и т.д.. Все проблемы должны решаться с помощью специалистов, а не только чиновниками, не имеющими четкого представления о том, чем они управляют.
Конечно, современному обществу невозможно отказаться от всех тех благ, которые предоставил нам научно-технический прогресс. То, что ребенок будет воспринимать и перенимать из разных средств массовой информации, определяется его осознанием того, что плохо и хорошо. Воспитывая в детях это осознание сегодня, завтра мы получим результат в виде высоко развитого в нравственном и интеллектуальном плане общества.
Современное образование требует совсем иных изменений, нежели те, что происходят в данный момент. Система обучения, которая так эффективна за рубежом, не работает на российских школьниках и студентах что во многом зависит от менталитета русского человека и особенностей воспитания в России. Попытка подстроиться под Европу приводит к снижению качества знаний населения за внешней видимостью высокой доли населения с высшим образованием. Все это напиминает ситуацию, когда маленький ребенок в фантик из под конфеты заворачивает пластилин или игрушку и пробует их ее кому-либо вручить. Безделушкой в данном случае является качество ообразования а статистика служит красивым фантиком.
Ссылки на источники
1.Лихачев Борис Тимофеевич "Воспитание и этика" [Текст]/ Б. Т. Лихачев; [Ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования].- Ярославль:Аверс Плюс, 2009.- 203 с.- ISBN 978-5-9527-0141-0.Библиогр.: с. 201-203
2.Slon.ru "Пушки вместо масла, или Милитаризация России" URL:http://slon.ru/economics/pushki_vmesto_masla_ili_militarizatsiya_rossii-1171969.xhtml
3.Текст обращения к гражданам России. URL: http://subscribe.ru/group/epistolyarij/88853
4. USA Today: Россия - самая образованная страна мира. URL:http://russian.rt.com/inotv/2014-09-14/USA-Today-Rossiya---samaya
5.Реформа образования в России (1991-1999) URL:http://newsruss.ru/doc/index.php/
6.Статистика.ru Качество образования – мировые тенденции и рейтинги. URL:http://statistika.ru/obraz/2007/12/08/obraz_9809.html
7. Центр гуманитарных технологий - информационно-аналитический портал. "Рейтинг стран мира по уровню образования" URL:http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info