Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В современном мире дети практически перестали читать книги и излагать свои мысли на бумаге. У меня появилась мечта - стать писателем и сочинять рассказы. Собственная книга способна расширить мой кругозор, добавить в жизнь новые ощущения, дать толчок к тому, что я стану личностью, интересной для окружающих. Творческий процесс создания собственного текста позволит «вырасти», пересмотреть какие-то важные вещи, а также повлиять на окружающих: показывая поступки героев, возможно, поменять отношение к себе, другим людям, окружающей действительности.
Ключевые слова. Книга, чтение, герои, поступок. 

С раннего детства человек знакомится с книгой. Книга открывает окно в новый неизведанный мир. Так и я. С пеленок в этом мире проводила много времени. Эмоций от прочитанных книг становилось все больше и больше. Казалось, они не вмещались в моей голове. Тогда я стала делиться мыслями с мамой, а она записывать их. Потом у меня появилась мечта - писать рассказы, чтобы показать читателям, что в мире нужно творить добрые дела.

Выбранную тему считаю актуальной, так как собственная книга способна расширить мой кругозор, добавить в жизнь новые ощущения, дать толчок к тому, что я стану личностью, интересной для окружающих. Творческий процесс создания собственного текста позволит «вырасти», пересмотреть какие-то важные вещи, а также повлиять на окружающих: показывая поступки героев, возможно, поменять отношение к себе, другим людям, окружающей действительности.

Объект исследования: детская литература.

Предмет исследования: книга для детей.

Гипотеза: я предположила, что если написать книгу самой это поможет обогатить внутренний мир, разобраться с противоречиями внутри себя, показать читателям, что так просто совершать добрые дела, и, возможно, они станут добрее.

Цель моего исследования: совершить первые шаги к мечте и написать свою книгу; узнать, будет ли интересна книга читателям: ребятам моего класса и взрослым.

Я поставила перед собой задачи.

  1. Первый шаг: составить рассказ в уме.
  2. Второй шаг: придумать главных героев.
  3. Третий шаг: написать задуманное.
  4. Четвёртый шаг: проверить и отредактировать текст.
  5. Пятый шаг: придумать название.
  6. Шестой шаг: нарисовать иллюстрации к рассказам.
  7. Седьмой шаг: оформить полученные результаты в книгу.
  8. Восьмой шаг: представить книгу читателю.

            Я спросила у ребят в классе, любят ли они читать? 8% опрошенных ответили, что читают, потому что это увлекает (читают разную литературу); 38% - читают только потому, что задают в школе (только по школьной программе); 52% – предпочитают компьютерные игры, а не чтение книг, с трудом выполняя домашнее задание по литературному чтению.

Я также поинтересовалась, хотели бы они написать свою книгу? Результаты показали, что 14% опрошенных хотели бы попробовать писать, но не знают, как это делать, 18% - ответили, что хотят рисовать, а не писать, 12% - сомневаются в ответе, 56% - считают, что можно свободное время можно проводить более интересно. После проведенного опроса я перед собой поставила еще одну задачу: нужно непременно приобщить одноклассников к чтению и, возможно, к изложению своих мыслей на бумаге (написанию текстов). Моя творческая исследовательская работа будет нужная и, непременно, интересная.

 

Мне очень трудно и страшно сделать первый шаг, ведь впереди длинный путь. Но там мечта!

Сначала я составляла план рассказа. Затем распространяла его. Конечно, каждое слово представить было очень сложно, но это и не нужно. Главное – я четко понимала, какой смысл нужно передать читателю. Сначала я составила план рассказа по принципу:

- Всё началось с …

- Продолжилось …

- Закончилось …

Постепенно план в голове распространялся, «обрастал» подробностями. И постепенно складывался в текст. Первый шаг сделан.

 

В книге обязательно должны быть главные герои. Ими стали два мальчика – школьные друзья и соседи.  Один Сергей Светлов - отличник в школе, добрый и отзывчивый дома. Противопоставлен ему Василий Тёмкин. Имея такую фамилию, он не является плохим. В моих рассказах нет отрицательных героев. Просто Тёмкин не очень хочет учиться, играет, а не читает книги, неаккуратный и непослушный, но в душе все равно очень добрый. Он оказался таким, как некоторые ученики моего класса. А значит, моя мечта принесёт пользу не только мне, но и окружающим.

 

На моём пути возникли первые трудности. В голове есть идеи, но как полно и красиво выразить их в письменном виде? Да и писать получалось очень медленно: рука не успевала за мыслями. Тогда стала записывать моя мама, она не пропускала ни одного слова.

На уроке русского языка мы изучали, что в художественном произведении есть завязка; развитие действия; кульминация развязка. Придерживаясь такой модели, я писала.

Мои рассказы – это не просто последовательность интересных событий. Я старалась сделать их особенными, совершить какое-то превращение. Я показывала, как положительный герой Светлов учит не очень положительного Тёмкина совершать добрые дела, правильные поступки. А ещё как в поведении Тёмкина происходят повороты в поведении и изменения в голове и душе.

 

Путь к мечте оказался очень сложный, пора сделать перерыв. После написания рассказа я откладывала его на несколько дней. Случалось такое, что только начала писать, а мыслей в голове никаких нет, тогда тоже откладывала.

Мы с мамой ни один раз обсуждали написанные рассказы, иногда возникали другие варианты развития событий. Обязательно читали вслух диалоги, чтобы фразы звучали естественно. Записывали, редактировали, снова внимательно и придирчиво читали вслух текст: вычеркивали часто повторяющиеся слова, заменяли их, делали другие исправления

 

Как учили на уроках русского языка, я четко формулировала тему и основную мысль текста, который написала.  Это необходимо, чтобы подобрать название моему рассказу. Я придумывала более десяти названий, а потом выбирала самое удачное и точное. Название рассказа должно быть интересным и привлекать, тогда его будут его читать. Когда в буклете был напечатан мой первый рассказ «Тероретор или ерунда все это», то окружающие шёпотом говорили мне, что в заголовке допущена ошибка. А я улыбалась и отвечала, что нужно просто прочитать рассказ до конца…

Другой рассказ «Ну а дружба начинается с ошибки» тоже настораживал читателей, они не понимали, как ошибка может привести к дружбе. С большим интересом принимались читать.

Есть в моих рассказах и двойные названия «Прогулка по семицветному мостику или сон наяву», «Как появилась булочка или опять невыученные уроки», «Сегодня все не так или мама такая нужная». На первый взгляд кажется, что в рассказах речь пойдет о несовместимых вещах, но начнёшь читать всё понятно. Рассказ с таким названием привлекателен.    

Путь к мечте так увлек меня, что я не заметила, как мои шаги стали увереннее.

 

В книге обязательно должны быть картинки, а художником  непременно я сама.  Подумала, что читатель больше выводов может сделать, если не только прочтет произведение, но и увидит, как автор представляет описанное в тексте.

 

            На протяжении целого года я писала рассказы о жизни двух школьных друзей Сергее Светлове и Василии Тёмкине. Всего получилось 11 рассказов. Каждый из них был посвящен какому-то значимому событию в моей школьной жизни. Иллюстрации были сделаны. Оформление придумано.

Так появилась Книга детства под названием «Заметки на полях школьной тетради».

 

В нашем классе слало уже традицией проводить литературные встречи. На одной из таких встреч я впервые познакомила одноклассников с рассказами. Ребята полюбили героев.

Есть в нашем классе ученики, для которых образцом стал Сергей Светлов. Ребята стали учиться лучше, старались быть добрее.

Есть и такие одноклассники, которым ближе стал Вася Темкин. Они такие же недисциплинированные и любят играть в компьютерные игры, ленятся и не хотят учить уроки. Но рядом есть такие, как Светлов, и это значит, что все ребята вырастут добрыми людьми.

 

После прочтения очередного рассказов мы рисовали, сочиняли продолжение истории, даже заучивали диалоги из рассказов. Время проходило очень весело! Сначала я была удивлена, какое магическое влияние на людей имеют рассказы. Раньше некоторые ребята сидели просто безучастными слушателями, им было скучно, а потом нам стало не хватать времени, чтобы выслушать всех. 

 

Свои творческие работы я представила знатокам литературного слова, в том числе Лепаловской Л.С – заслуженному учителю  Российской Федерации,  Овсепьяну В.А. – члену Союза писателей РФ и журналистов СССР и России, Хребтенко В.П. - редактору районной газеты, члену союза журналистов России. Беседы с профессионалами своего дела для меня значимы: я поняла, что мне нужно многому научиться и постоянно трудиться.

 

Прошел год. Я вновь провела опрос одноклассников. Результаты  превзошли ожидания. 78% опрошенных без труда выполняют домашнее задание по литературе, при этом 54% читают дополнительную художественную литературу и даже пробуют писать. Для 22% учеников всё еще важнее поиграть на планшете или телефоне, а не почитать. Но Результат есть.

 

Наверное, В. Путин тоже провел подобное исследование в нашей стране и получил неутешительные результаты (такие как я в начале своего исследования). Поэтому и объявил 2015 год – Годом литературы. Очень хотелось бы, чтобы результат, который я получила за год в нашем классе, был таким же по всей стране в Год литературы. 

Анализируя проведенное мною исследование, я пришла к выводу, что за год сделала пусть очень маленькие, но очень значимые шаги на пути к мечте.

Я добавила в свою жизнь новые ощущения: вместе с героями радовалась, смеялась, грустила, определяла для себя жизненные ценности. Я стала увереннее в себе, научилась иметь и отстаивать свою точку зрения, стала интересна для окружающих.

Я добавила новые ощущения в жизни моих читателей, смогла повлиять на них. Книга стала интересной для одноклассников. Анализируя поступки героев, возможно, кто-то пересмотрел и поменял отношение к себе, другим людям, окружающей действительности. Пусть сейчас это не очень заметно, но ребята вырастут, и, несомненно, будут добрыми людьми и проявят свои лучшие качества.

Гипотеза нашла подтверждение в проведенном мною исследовании. Я считаю, что, написав книгу «Заметки на полях школьной тетради» я совершила поступок. Есть такая поговорка «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Постараюсь, чтобы этот поступок стал для меня привычкой, ведь я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я только в начале пути к своей большой мечте. И дальше мои шаги будут только увереннее.

 Представляю некоторые фрагменты из книги «Заметки на полях школьной тетради».

Из рассказа «Ну а дружба начинается с ошибки».

 

«…Василий открыл дверь и увидел мальчика с маленьким рыжим котёнком в руках.

- Здравствуй! Я Сергей Светлов, – сказал незнакомец. – Это ваш котенок?

- Нет. Это какая-то ошибка, – ответил Вася и закрыл дверь. Он опять остался один и загрустил.

Мысли мальчика прервались. «Мяу! Мяу!» - жалобно доносилось из-за двери. Вася, не успев открыть дверь, произнес: «Я же сказал, что здесь какая-то ошибка!» Но за дверью кроме маленького рыжего котенка никого не было…»

 

Из рассказа «Прогулка по семицветному мостику или сон наяву».

«…Мальчику снилась… радуга. В лучах солнца она светилась разными цветами. Вася побежал вперёд. Вдруг прямо перед ним она стала подниматься высоко в небо, словно мост. Тёмкин ступил на этот семицветный мостик. Первый шаг был неуверенный, потом всё смелее и смелее мальчик поднимался вверх. Под ногами было мягко. Посмотрев вокруг, он увидел, что мост состоит из разноцветных цветочных дорожек: маки, лилии, ромашки, травка, незабудки, васильки, колокольчики.

- Нужно собрать букетик, а то мне никто не поверит, что я гулял по радуге, – подумал Вася и стал рвать цветы с разных полосок мостика…»

Из рассказа «Есть такое слово Родина».

 «…Он лежал и размышлял. "Родина начинается для меня, когда я еще сплю. Я чувствую её запах  - мама жарит блины. Уже, наверно, налила для всей семьи горячий чай и достала баночку клубничного варенья. И вот она уже подходит ко мне, гладит по щеке и говорит, что пора вставать и идти завтракать, а то все остынет. Я нехотя встаю с постели, но папа кричит, что уже доедает последний блин, и мне ничего не остается, как быстрее бежать в кухню. А родители смеются. Как я люблю завтраки с мамой и папой Я рассказываю о своих снах, мы пьем чай, папа все время подшучивает, а мама делает замечания о разговорах во время еды. Семья и дом - это моя Родина…»

 

Из рассказа «История одной пуговицы».

 «…А маленькая красная пуговичка поняла, что осталась одна в большой и чужой стране, и громко заплакала.

            В это самое время из школы возвращались друзья Сергей Светлов и Василий Тёмкин. На уроке окружающего мира им задали собрать осенние листья и сделать гербарий. Мальчики решили, что Сергей будет собирать листья жёлтого цвета, а Вася – красного цвета. Собирая листья рябины, Тёмкин, как ему показалось, услышал чей-то плач, и пошёл в ту сторону. Удивительно, но вокруг никого не было. Среди опавшей листвы, мальчик увидел пуговицу. «Такая необычная пуговица. Может пригодится», - подумал он и сунул её  карман. В этот момент плач стих…»

 

Из рассказа «Мировой дед!» 

«…Каждые выходные дедушка приходит к нам в гости, я открываю дверь и вижу эту неповторимую и лучезарную улыбку. Значит, выходные будут весёлыми. Но однажды дед пришёл очень серьёзный и говорит мне:

- Сегодня я уже смог огорчиться.

 Я напрягся и осторожно спросил:

- Дедушка, почему?

- Потому что я ел… пельмени, – ответил дед всё с таким же серьезным лицом.

- Почему же тогда ты смог огорчиться, ведь они же вкусные.

- А это потому что я ел пельмени… с горчицей! – сказал дедушка и засмеялся.

- Огорчиться от горчицы! – повторил я и тоже засмеялся…»

 

Из рассказа «Сегодня всё не так или мама такая нужная» 

«…Но мама не приходила. Василий достал лист бумаги и начал писать: "Мамочка! Я сегодня понял, что ты самая нужная. Я ходил в школу, где были все мои друзья, но мне не хотелось играть, мы изучали новую тему по математике, но я не мог сосредоточиться, даже на физкультуре прибежал последним. Еще случилось много неприятностей. Сегодня было всё не так, потому что не было тебя. Мама, куда ты исчезла? Прости за то, что бываю непослушным. Я больше никогда не буду на тебя обижаться. Я понял, что все твои замечания правильные. Ты делаешь их, потому что любишь меня и хочешь, чтобы я был аккуратным, воспитанным, хорошо учился. Я очень люблю тебя. Ты такая нужная. Ты только вернись ко мне...» 

Ссылки на источники

  1. 20000 пословиц и поговорок, Центрполиграф, 2010г.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык, учебник 2 класс, Баласс, 2013г.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., методические рекомендации к учебнику Русского языка 2 класс, Баласс, 2012г.
  4. Овсепьян В.А., «Жизнь мелькнула тенью птицы…», Нижний Тагил, 2014г.