Клинико-психологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога
Выпуск:
ART 65502
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малкова
Е.
Е. Клинико-психологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65502.htm.
Аннотация. В работе предложен порядок планирования и организации практической подготовки специалистов в вузе на примере клинических психологов. Показано, что практическая направленность в формировании компетентности клинического психолога обеспечивается посредством овладения им клинико-психологическим методом. На примере авторской программы показан порядок организации обучения в рамках аудиторной работы, практических занятий на клинических базах, в формате постранств подготовки, опыта и презентации, а также содержания самостоятельной работы. Среди основных методологических принципов выделены: комплексность и системность; моделирование; единство качественного и количественного анализа; индивидуальный и личностный подход, а также единство диагностики и коррекции.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка, клинико-психологическая практика, клинический психолог.
Текст статьи
Малкова Елена Евгеньевна,доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургHelen_malkova@herzen.spb.ru
Клиникопсихологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога
Аннотация.В работе предложен порядок планирования и организации практической подготовки специалистов в вузе на примере клинических психологов.Показано, что практическая направленность в формировании компетентности клинического психолога обеспечивается посредством овладения им клиникопсихологическим методом. На примере авторской программы показан порядок организации обучения в рамкахаудиторной работы, практических занятий на клинических базах, в формате постранств подготовки, опыта и презентации, а также содержания самостоятельной работы. Среди основных методологических принципов выделены: комплексность и системность; моделирование; единство качественного и количественного анализа; индивидуальный и личностный подход, а также единство диагностики и коррекции.Ключевые слова: клиникопсихологическая практика, профессиональная подготовка, клинический психолог.
Клиническая психология относится к разряду гуманитарных дисциплин, отличающихся практической ориентированностью подготовки специалистов. Ошибки в практической психологической работе с человеком, будь то психокоррекционная работа или диагностика психического состояния, могут иметь весьма серьезные и непредсказуемые последствия, поэтому психологическое вмешательство может осуществляться лишь при четком осознании психологом границ своей компетенции (Алехин А.Н., 2012).Основным методом работы, соответственно, является клиникопсихологическй, включающий психодиагностическую беседу, психодиагностическое интервью, наблюдение, биографический (анамнестический) метод, изучение продуктов деятельности, а также количественнокачественный анализ содержания (контентанализ). Выделяются следующие отличительные особенности клиникопсихологического метода (Щелкова О.Ю., 2011): ситуативность; многоаспектность; идеографичность; индивидуализация; интерактивность и интуитивность.В то же время, клинические психологи, работающие с детьми и подростками с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и пограничными состояниями, помимо овладения методом клиникопсихологической диагностики, должны осуществлять следующие виды практической деятельности: коррекционную, экспертную, психотерапевтическую, а также принципами восстановительного обучения и пр.(Зверева Н.В., 2013).Примером может служить разработанная нами программа дисциплины «Практикум по детской клинической психологии» (Малкова Е.Е., 2012), нацеленная на развитие профессиональной компетентности обучающихся на основе систематизации профессиональных знаний о прикладных аспектах детской клинической психологии, задачах, принципах и методах клиникопсихологического обследования детей и подростков с аномалиями развития, а также формирование базовых навыков клиникопсихологической диагностики нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сферы и личности детей и подростков с отклонениями в развитии.Ожидаемые результаты освоения этой практикоориентированной дисциплины условно разделены нами на три группы:способности, характеризующие готовность к выполнению клиникои экспериментальнопсихологического исследованияспособности студента, характеризующие его готовность к представлению результатов клиникои экспериментальнопсихологического исследованияспособностистудента, характеризующие его готовность к деятельности в команде специалистов (педагогов, врачей, психологов).При этом, аудиторную работу целесообразно организовывать преимущественно в форме семинарских занятий, содержание которых должно быть непосредственно связано с практической работой на клинических базахСледует особо отметить, что практические занятия на клинической базе имеют особое значение и составляют основную часть, которая в учебном плане обозначена в разряде аудиторных(Малкова Е.Е., 2014).Соответственно, в процессе освоения практикоориентированной дисциплины студент «погружается» в профессиональную среду, общаясь с коллегами и смежными специалистами, исполняя(под руководством преподавателя) профессиональные обязанности клинического психолога. В связи с чем, мывыделяемтри условных пространства, в которых студент осваивает необходимые компетенции:пространство подготовкипространство опытапространство презентацииСамостоятельная работа является важнейшей составляющей подготовки специалистапрактика, включающую в себя подготовку к семинарским занятиям, обработку полученных на базах результатов исследования и их осмысление с учетом освоенных на теоретических дисциплинах положений, а также написание заключения/отчета о проведенной на практическом занятии работе и подготовка доклада/презентации.Таким образом, среди основных методологических принципов клиникопсихологической работы с детьми и подростками нами выделяются следующие (Астапов В.М., Малкова Е.Е., 2012): принцип комплексности и системности; принцип моделирования или деятельностного подхода; принцип единства качественного и количественного анализа; принцип индивидуального и личностного подхода; принцип единства диагностики и коррекции.
Ссылки на источники1.Алехин А.Н. Элементы общей психопатологии для педагогов и психологов: Учебное пособие. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –123 с.2.Астапов В.М., Малкова Е.Е. Психическое здоровье школьников: Учебное пособие. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –64 с.3.Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ.учрежденийвысш.проф.образования / Н.В.Зверева, Т.Г.Горячева. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. –272 с.4.Малкова Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: учебнометодический комплекс: электронное издание / Е.Е. Малкова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –67 с.5.Малкова Е. Е. Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4. Концепт. 2014. ART 55274. URL: http://ekoncept.ru/2014/55274.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.6.Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть III: Основные методическиеподходы: Учеб. пособие. –СПб., 2011. –80 с.
Клиникопсихологическая практика в структуре профессиональной подготовки клинического психолога
Аннотация.В работе предложен порядок планирования и организации практической подготовки специалистов в вузе на примере клинических психологов.Показано, что практическая направленность в формировании компетентности клинического психолога обеспечивается посредством овладения им клиникопсихологическим методом. На примере авторской программы показан порядок организации обучения в рамкахаудиторной работы, практических занятий на клинических базах, в формате постранств подготовки, опыта и презентации, а также содержания самостоятельной работы. Среди основных методологических принципов выделены: комплексность и системность; моделирование; единство качественного и количественного анализа; индивидуальный и личностный подход, а также единство диагностики и коррекции.Ключевые слова: клиникопсихологическая практика, профессиональная подготовка, клинический психолог.
Клиническая психология относится к разряду гуманитарных дисциплин, отличающихся практической ориентированностью подготовки специалистов. Ошибки в практической психологической работе с человеком, будь то психокоррекционная работа или диагностика психического состояния, могут иметь весьма серьезные и непредсказуемые последствия, поэтому психологическое вмешательство может осуществляться лишь при четком осознании психологом границ своей компетенции (Алехин А.Н., 2012).Основным методом работы, соответственно, является клиникопсихологическй, включающий психодиагностическую беседу, психодиагностическое интервью, наблюдение, биографический (анамнестический) метод, изучение продуктов деятельности, а также количественнокачественный анализ содержания (контентанализ). Выделяются следующие отличительные особенности клиникопсихологического метода (Щелкова О.Ю., 2011): ситуативность; многоаспектность; идеографичность; индивидуализация; интерактивность и интуитивность.В то же время, клинические психологи, работающие с детьми и подростками с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и пограничными состояниями, помимо овладения методом клиникопсихологической диагностики, должны осуществлять следующие виды практической деятельности: коррекционную, экспертную, психотерапевтическую, а также принципами восстановительного обучения и пр.(Зверева Н.В., 2013).Примером может служить разработанная нами программа дисциплины «Практикум по детской клинической психологии» (Малкова Е.Е., 2012), нацеленная на развитие профессиональной компетентности обучающихся на основе систематизации профессиональных знаний о прикладных аспектах детской клинической психологии, задачах, принципах и методах клиникопсихологического обследования детей и подростков с аномалиями развития, а также формирование базовых навыков клиникопсихологической диагностики нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сферы и личности детей и подростков с отклонениями в развитии.Ожидаемые результаты освоения этой практикоориентированной дисциплины условно разделены нами на три группы:способности, характеризующие готовность к выполнению клиникои экспериментальнопсихологического исследованияспособности студента, характеризующие его готовность к представлению результатов клиникои экспериментальнопсихологического исследованияспособностистудента, характеризующие его готовность к деятельности в команде специалистов (педагогов, врачей, психологов).При этом, аудиторную работу целесообразно организовывать преимущественно в форме семинарских занятий, содержание которых должно быть непосредственно связано с практической работой на клинических базахСледует особо отметить, что практические занятия на клинической базе имеют особое значение и составляют основную часть, которая в учебном плане обозначена в разряде аудиторных(Малкова Е.Е., 2014).Соответственно, в процессе освоения практикоориентированной дисциплины студент «погружается» в профессиональную среду, общаясь с коллегами и смежными специалистами, исполняя(под руководством преподавателя) профессиональные обязанности клинического психолога. В связи с чем, мывыделяемтри условных пространства, в которых студент осваивает необходимые компетенции:пространство подготовкипространство опытапространство презентацииСамостоятельная работа является важнейшей составляющей подготовки специалистапрактика, включающую в себя подготовку к семинарским занятиям, обработку полученных на базах результатов исследования и их осмысление с учетом освоенных на теоретических дисциплинах положений, а также написание заключения/отчета о проведенной на практическом занятии работе и подготовка доклада/презентации.Таким образом, среди основных методологических принципов клиникопсихологической работы с детьми и подростками нами выделяются следующие (Астапов В.М., Малкова Е.Е., 2012): принцип комплексности и системности; принцип моделирования или деятельностного подхода; принцип единства качественного и количественного анализа; принцип индивидуального и личностного подхода; принцип единства диагностики и коррекции.
Ссылки на источники1.Алехин А.Н. Элементы общей психопатологии для педагогов и психологов: Учебное пособие. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –123 с.2.Астапов В.М., Малкова Е.Е. Психическое здоровье школьников: Учебное пособие. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –64 с.3.Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ.учрежденийвысш.проф.образования / Н.В.Зверева, Т.Г.Горячева. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. –272 с.4.Малкова Е.Е. Практикум по детской клинической психологии: учебнометодический комплекс: электронное издание / Е.Е. Малкова. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. –67 с.5.Малкова Е. Е. Проектирование учебной программы практикоориентированной дисциплины вуза гуманитарного профиля // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4. Концепт. 2014. ART 55274. URL: http://ekoncept.ru/2014/55274.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.6.Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть III: Основные методическиеподходы: Учеб. пособие. –СПб., 2011. –80 с.