Освоение образовательной программы дополнительного образования «Чтение нот с листа в классе фортепиано»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокопуд А. П. Освоение образовательной программы дополнительного образования «Чтение нот с листа в классе фортепиано» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65519.htm.
Аннотация. В статье показаны основные методические подходы в процессе освоения учащимися «Чтения нот с листа в классе фортепиано». Автор считает, что на уроках музыки необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося к осваиваемым музыкальным произведениям, умение самостоятельно мыслить. С этой целью нужно постепенно приучать детей всё чаще использовать приобретённые навыки чтения нот с листа: это может быть такая форма, как игра в ансамбле, подготовка к музыкальным мероприятиям во внеклассной работе в условиях как музыкальной, так и в общеобразовательной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Сорокопуд Алла Павловна,преподаватель фортепиано Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» городаСтаврополяalla_sorokopud@mail.ru

Освоениеобразовательной программыдополнительного образования«Чтение нот с листа в классе фортепиано»

Аннотация.В статье показаны основные методические подходы в процессе освоения учащимися «Чтения нот с листа в классе фортепиано». Автор считает, что на уроках музыки необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса итворческого отношения учащегося к осваиваемым музыкальным произведениям, умение самостоятельно мыслить. С этой целью нужно постепенно приучать детей всёчаще использовать приобретённые навыки чтения нот с листа: это может быть такая форма, как игра в ансамбле,подготовка к музыкальным мероприятиям во внеклассной работев условиях как музыкальной, так и в общеобразовательной школы.Ключевые слова. чтение нот с листа,класс фортепиано, учитель музыки, учащиеся.

В учреждения дополнительного образования детей (и их родителей) приводит духовная потребность развития интеллектуального познания окружающего мира через музыкальное искусство. Как правило, в ДМШ (ДШИ) приходят учиться дети со скромными способностями к музыке, не склонные впоследствии заниматься ею профессионально, одаренных же учеников немного. Они как звездочки в классе, требуют особого пути развития, и преподаватели школы готовы дать материал в любом объеме. В музыкальных звуках находят выражение мысли и чувства, порожденные явлениями действительной жизни, и в результате изучения нотной грамоты и усвоения игровых навыков формируется деятельнопрактическое отношение к музыке в процессе ее исполнения. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка,музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей и духовно богатой личности, занимая существенное место в концепции развивающего обучения.Навык чтения нот с листа вообще считается достаточно сложным, и не каждый даже профессиональный пианист владеет им на хорошем уровне. При овладении навыком чтения с листа требуется определенная автоматизация перевода знаковых символовнот в движения рук. Овладение навыкамичтенияс листа связано с развитием не только внутреннего слуха, образного представления, но имузыкального сознания, мыслительных аналитических способностей, также необходимо накопление возможно большего музыкального опыта, начиная от самых простых мелодий (в том числе очень легких переложений), до более сложных, для того, чтобы прочувствовать образный строй музыки различных стилей.Следует наметить основные направленияформирования навыка:необходимо формировать умение осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем, а со временем этот анализ делается учеником самостоятельно для осознания и охвата «целого»;учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения;понимать образное содержание произведения;обладать музыкальным мышлением, делать акцент насильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;

необходимотакже формировать умениеу ученикабыстро группировать ноты, объединять их по смыслу;навык узнавать в тексте похожиеинтонации –восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др. учащийся должен быть знаком техническис несколькими несложными типами фортепианной фактуры и узнавать ихв произведениях;фигурационныефактурные изложения необходимо научить представлять более крупно, чтобы конкретно понимать динамику развития;внимательно следить за движением басовых голосов, осознавая гармонические краски; проявлять активность реакции, быстроту и ловкость движений;стараться ориентироваться в клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи текста;осознаватьфразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах;осознавать сходство и различие мотивов, фраз, тождественность;понимать художественный образ произведения, динамические контрасты и выделять главное;увеличивать объем внимания ученикаи развиватьпамять. Умение читать и понимать музыку через музыкальные нотысимволы можно сопоставить с умением читатьбуквы и понимать текст. Способность читать нотный текст не по одной ноте, или вертикальному комплексу, но объединенно,более крупно, осмысленно подобна тому,как после чтения «по слогам»ребенок переходитк чтению словамии предложениями.Думается, что процесс изучения нотной грамотынеобходимо связать с развитием и прочным закреплением навыка чтения нот. Исходя из опыта работы, именно в этот период возникает разница между учащимися в осознании нотной записи, способности «чтения» нот.Уже в самый начальный период обучения на уроках следует уделять внимание чтению нот, каждый раз ставя перед учеником конкретную задачу.Наиболее легкое заданиедля учащихся —определить ритм и с помощью преподавателя активно выразить рисунок собственными движениями:прохлопать,простучать на шумовом музыкальном инструменте ритм мелодии, просчитать вслух. Полезно, например,прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумяруками, читая двенотные строчки,сначала в простейших, а затем в постепенно усложняющихся сочетаниях самостоятельно или вместе с учителем. Перед тем, как выразить ритм собственным движением (хлопком), обязательно вначале возникает мысльнамерение это сделать. Какой именно ритмический рисунокследует отразить, требуется заранее осознать, и еще необходимо это сделать вовремя, не отставаяот преподавателя.Трудность овладения навыкомчтение нот с листа состоиттакже в том, что требуетсянепрерывность звучания при исполнении. На первых порах исполнитьпрочитать простой ритмическийрисунокученику легче, чем вглядываться в ноты и искать руками нужные клавиши на клавиатуре,и –интереснее, если исполнение ритма происходит вместе с игрой на инструменте преподавателя. В таком случае педагогпомогает ученику осознать и услышать записанныйнепривычнымизнаками текст. При чтении нот, также возможно использовать различные виды заданийупражнений. Например, ученик читает ноты «язычком», произносядиктуя названия нот вслух, например, преподаватель начинает играть фразу, а ученик «подсказывает» заранее нотывслух, внимательно следя за текстом, который звучит в данный момент, но заглядывая вперед и называя те ноты, какиееще только предстоит сыграть.

Тем самым вырабатывается ключевое умение: внимательно следить за исполнением по нотам и одновременно «смотреть—слышать» вперед. Наблюдая процесс исполнения какбы со стороны, и в то же время активно участвуя в нем, называяподсказывая учителю верные ноты (а сделать это надо вовремя!), ученику легче уловить главное: суть овладения навыком состоит именно в умении«заглядывать» вперед, как бы внутренним слухом и волевым усилием предвосхищать будущее звучание.

Для облегчения выработки навыка преподавателю следует помогать ученику следить указкойкарандашом занотами в строчке. Возможно использовать самые различные виды упражнений, сочетая взаимодействие учителя и ученика.

Изучая метрические доли, счет, вырабатывая ощущение чувства времени доли у ученика, можно давать задания по чтению «только ритма» просчитай самостоятельно вслух, переводя точно вовремя указку с ноты на ноту. Опятьтаки, следует дать короткую песенку, но следить за тем, чтобы задание выполнялось до завершения пьесы.Преподаватель может «помогать» на первых порах, называя, считая вместе с ребенком, но, давая ученику выполнить контрольное задание самостоятельно, следует вести наблюдение и давать оценку результату. При непосредственном чтении но с листа, т.еигре на инструменте, вначале рекомендуется использовать «комбинированные»способы, когда учитель может вдвоем с учеником «прочитать» нотный текст(ученик текст правой руки, учитель –левой и наоборот), или просто разделить пьесу между рукой ученика и другой рукой учителя и исполнять наподобие ансамбля.При этом основнойзадачей являетсяне исполнение в ансамбле разученного произведения,а постоянное стремление к непрерывному звучанию нового незнакомого текста с осознанием его структуры.Интересным для ученика может быть использование разных звучащих шумовых инструментов, что также развивает и обогащает его музыкальнослуховые представления и возможности. При такой работе страх перед новым, чемто трудным уходит, а вместо этого формируется у учащегося чувство сродни выраженному в известном детском стихотворении«Как хорошо уметь читать…» (В.Берестов, «Читалочка»). Возможно давать специальные задания на ощущение чувства движениятактами,

подчеркивание первой сильной доли на детском шумовом инструменте, в то время как преподаватель исполняет простую пьеску; назвать по ходу исполнения пьесы первую ноту такта (можно давать в любой руке), не теряя при этом общего движенияпульсации, можно подобные задания предложить ученику проделать через такт, формируямузыкальное мышление более крупнымизвуковыми комплексами. В дальнейшем это поможет избавиться от суетливости, аморфности игры, даст более свободноемышление[2]. Начиная с чтения нот на одномдвухтрех звуках,следует приучать ученика видеть группу этих звуков,переходя к рисунку в пределах одной аппликатурной позиции, учить узнавать позицию, рисунки квинт, сопровождающих аккордов, постепенно включаягаммообразные, арпеджированные обороты, накапливать багаж знакомых формул игровых умений. Хотелось бы предложитьпоявление новых формулпри чтении нового материалаотражать в тетради в примечаниях,можно специальным для каждого вида формулы значком. С самого начала учеников необходимо также учить осознанному анализу фрагментов: отдельных мотивов, музыкальных фраз, из которых складываются отдельные музыкальные предложенияпроизведения. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и дает этим импульс творческому воображению ученика. Создаютсяслуховые представления, внутреннее мысленное «слышание» музыкальных

последовательностей, в сознании ученика происходит превращение нотных знаков в музыку.Уместно вести тетрадь по чтению с листа, куда записываются названия прочитанных как в классе, так и дома произведений. Благодаря ведению тетрадей всегда можно оценить объем проделанной работы, уровень трудности прочитанных произведений, встретившиеся формулы, способ выполнения (устное прочтение, ритмическое, частичное, с преподавателем и т.п.), видеть то, как происходит накопление багажа знаний, определить, с какими конкретными сборниками ознакомились, и, наконец, видны замечания и оценка преподавателя.

Все вышеизложенное возможно систематически включать в классные уроки по специальности, уделяя этому небольшую часть времени, а также и в домашние задания. Более старшие ученикидолжныуметь прочитатьисполнить произведение, учитывая многие другие параметры.При«чтении нот слиста» произведение изучается эскизно, берется гораздо более легкое для исполнения. При выборе произведений обычно рекомендуется ориентироваться на 23 класса ниже уровня ученика, в дальнейшем, при систематических занятиях поовладению навыком― исходя извозможностей учащегося. Предполагается, что произведение проигрывается не более 2 (реже 3) раз, вполне понятно ученику и посильно в исполнении как технически, так и художественно. Преподаватель прививает ученику умение окинуть взглядом «целое», понять, предварительно продумать и обсудить заранее вслух ряд действий, при которых определяются:размер;ритмический рисунок;тональность произведения;особенности мелодической линии;тип фактурного изложения;регистр;анализ сходства и различия отдельных элементов;формообразующие элементы (фразы, предложения, репризы и т.п.) темп;использование штрихов;динамический план;действия рук (аппликатура, активность пальцев, одновременность, поочередность действий, перенос рук в другой регистр и т. д.);определение главной кульминации;предполагаемое образное содержание;определение характера и жанра музыкального произведения;педализация.

проведение аналогий по типу задач уже пройденных произведений;выявление новых элементов.После исполнения следует произвести повторно обзорный анализ прочитанного текста и собственного исполнения, сделать выводы о том, что из ожидаемого реализовано, что не удалось и по каким причинам, заметил ли ученик при предварительном просмотре указатели втексте, совпадает ли характер предварительных устных представлений о произведении с тем, какое сложилось после реального звучания. Предлагаются два уровня прохождения материала: в классе под руководством преподавателя более трудные, с освоением новых конкретных элементов, для домашней работы ― облегченные, использующие типы и виды классных заданий. Чем более ясно и четкодля учащегося сформулированы

методические задания, тем активнее становится слуходвигательный самоконтроль.Преподавателю всегда следует поддерживать творческую активность, уверенность в способности достижения результата, интерес ученика к познанию нового, подбирать интересный репертуар. Только при активизации сознательного отношения учащегося к изучаемому материалу развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связимежду музыкальными созвучиями.

Дваждыв течение учебного года проводятся контрольные уроки, на которых проверяется степеньприобретенных навыков:1 полугодие ― декабрь.II полугодие март—апрель.Достижения каждого ученика могут быть разными, и, при контрольной проверке, оценке продвижения учащегося следует сосредоточиться на его собственной линии продвижения, сравнивая ученика с «ним самим» на предыдущем прослушивании, отмечая достижения, недостатки, определяя последующие задачи. Тетради по чтению с листа (схема приведена выше) окажут преподавателю и ученику неоценимую пользу, т. к. позволяют видеть объем материала и его уровень, затраченное время, задачи, степень выполнения. В одной тетради могут быть записи нескольких лет, что делает наблюдение за формированием навыка еще более наглядным и конкретным для преподавателя.Проверку навыков целесообразно проводить не как общее умение читать текст, но именно направленную на подведение итога по заявленным в плане конкретным задачам, формулам. При этом критериями являются: а) непрерывность чтения, б) степень быстроты осознания текста и соответственно реакцииотклика рукой,в) проникновение в художественный образ произведения, г) грамотность и точность прочтения текста.Оценка ставится по 5балльной системе. В примечаниях отмечается индивидуальный уровень продвижения. Возможно также проведение проверки по зачетной системе.Полезно проводить контрольные зачетыпроверки одновременно с проверкой технического развития учащихся. Оба этих навыка тесно взаимосвязаны. Развитию умения играть слистаспособствует хорошая техника, потому что мало понимать, что именно и какнадо сыграть, следует вырабатывать пианистические навыки, ощущение одной позиции, смены позиций, знание традиционной аппликатуры пассажей, аккордов, арпеджированныхфигураций,умение вовремя применить.При этом основная задача преподавателя: сделать овладение навыком, чтениянот с листа, сделать доступными интересным для ученика. Программа каждого учащегосядолжна быть направлена на «узнавание» конкретных музыкальных элементов. Для этого необходимо включать в программу небольшие музыкальные произведения, разнообразные по стилям и жанрам: от старинной музыки до современной. Пьесы, легкие сонатины, доступные полифонические произведения, обработки народных песен, переложения популярной музыки, этюды должны соответствовать уровню учащегося и отвечать музыкальным требованиям, техническим задачам, запросамученика. Степень восприятия и возможности каждого ученика глубоко индивидуальны, поэтому и скорость освоениязапоминания«узнавания» музыкальных элементов будет разной. Однако сам процесс чтения может стать более понятным, конкретным, привычным, увлекательным.

Необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегосяк осваиваемым музыкальным произведениям, умение самостоятельно мыслить. С этой целью нужно постепенно приучать детей всёчаще использовать приобретённыенавыки чтения нот с листа: это может быть такая

форма, как играв ансамбле,подготовка к музыкальным мероприятиям во внекласснойработев условиях как музыкальной, так и в общеобразовательнойшколы. Нами разработанаи апробирована на базе«Детской школыискусств» города Ставрополя образовательная программадополнительного образования «Чтение нот с листа в классе фортепиано»для учащихся 27 классов. Для отбора репертуара мы использовали пособие И.И Гриффиной иН. А. Тарасоваой«Я учусь играть с листа на фортепиано» [3]и других авторов [1; 4; 5]. В заключении отметим, что игра на музыкальном инструменте должна приноситьребёнкучувство радости от собственной творческой деятельности, окрыленность.Педагог должен стремиться, чтобы к концу обучения, ученик научился анализировать, читать несложный музыкальный текст «с листа», был способен составить собственное мнение о пьесе, заметить особенности, трудности. Такой ученик, взрослея, сохранит навыки игры на инструменте, интерес и желание познакомиться с новым для него нотным текстом, будет в состоянии это сделать, сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни.

Ссылки на источники1.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Спб, Композитор, 2006.2.Гриффина И., Тарасова Н. Я учусь играть на фортепиано:Учебное пособие. СПб: Композитор, , 20093.Гриффина И.И, Тарасова Н. А. Я учусь играть с листа на фортепиано. Учебное пособие для детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования. Тетрадь 1, 2. 3 –СПБ. 2012.4.Копылова Н.К.О формировании навыка чтение нот с листа.[Электронный ресурс]: itn.ru/attachment.aspx?id=593995.Чтение нот с листа. Адаптированная программа для учащихся отделения фортепиано (7летний курс обучения) МОУДОД«Детская школа искусств №2»пос. Тепличный Саратовского района Саратовской области. Принято педагогическим советом ДШИ №2 Протокол №1 от 26.08.2003г. Авторсоставитель Копылова Н.К. http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/valentin_berestov/osen/shitat.htm