Метод биологической обратной связи в системе коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда
Выпуск:
ART 65552
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мехоношина
Н.
В. Метод биологической обратной связи в системе коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 27. – С.
251–255. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/65552.htm.
Аннотация. В статье описана система работы учителя-логопеда по устранению нарушений речи у обучающихся с речевыми нарушениями с использованием технологии биологической обратной связи. Представленная информация адресована педагогам, логопедам, дефектологам коррекционных учреждений, учреждений, реализующих инклюзивное образование.
Текст статьи
Мехоношина Надежда Владимировна,учитель начальных классов, учительлогопед, Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа V вида», г.Березникиmnp.77@mail.ru
Метод биологической обратной связи
в системе коррекционнологопедической работы учителялогопеда
Аннотация. В статье описана система работы учителялогопедапо устранению нарушений речи у обучающихся с речевыми нарушениями с использованием технологии биологической обратной связи. Представленная информация адресована педагогам,логопедам, дефектологам коррекционных учреждений, учреждений, реализующих инклюзивное образование.Ключевые слова:БОС, метод БОС, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с ТНР, инклюзивное образование.
На современном этапе развития образования актуален вопрос социализации и интеграциидетей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями испытывают значительные трудностив общении с окружающими. Эффективным условием включения ребенка с тяжелыми нарушениями речив социальную среду является профессиональная компетентность специалистов, использующих в деятельности современные технологии. В нашей школе установлен и работаеткомплекс«БОС логотерапевтический» ,разработанный в«Институте биологической обратной связи» г.СанктПетербургапод руководством Сметанкина А.А. Цель методики:формирование, совершенствование,коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного, школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца [1].Метод БОС позволяетспециалисту в практике коррекционнопедагогической деятельности проводить комплексную работу по коррекции речи учащихся: устранять напряжение мышц, участвующих в речеобразовании, формировать речевое дыхание, нормализовывать психоэмоциональное состояние [2]. Учитывая возможности метода, в нашей школе разработана программа«БОС –логотерапевтический»,спланирована реализация курса коррекцииречи с детьми, имеющими диагноз –неврозоподобное заикание.Несформированность темпоритмической стороны речи уданной группы учащихся осложнена сочетанием с дизартрией –нарушением органического характера. ТехнологияБОСпозволяет проводить работу, направленную на устранение как речевых,так и сопутствующих нарушений, обусловленных сложной структуройречевого дефекта. На данном этапе 42% от общего количества детей, страдающих неврозоподобным заиканием закончили полный курс коррекции речи; в настоящее время 58% учащихся продолжают заниматься по данной программе. Первоначальная диагностика показала, что речевые нагрузки при заикании вызывают у учащихся любого возраста значительное ухудшение физиологических показателей (пульс, частота дыхания,дыхательная аритмия сердца) по сравнению с состоянием покоя (отсутствиемречевых судорог). Но ужена этапе формирования диафрагмальнорелаксационного типа дыхания у детей отмечаются позитивные изменения физиологического состояния: увеличилисьпоказатели дыхательной аритмии сердца; уменьшились показатели частоты сердечных сокращений; восстановилась синхронизация работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем.В результате анализа данных,полученныхв ходе контрольного обследования, необходимо отметить, что метод коррекции речи БОС обеспечивает нормализацию дыхания, устранение избыточного мышечного тонуса, положительное изменение темпоритмической организации речи, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог.Практически здоровая речь, осложненная единичными запинками, наблюдается у 44% учащихся, значительное улучшение качества речи отмечается у 33% детей, улучшение речи наблюдается у 22% учеников.Нормализация работысердечно сосудистой, дыхательной систем,активизирует мыслительную деятельность человека, что позитивно влияет на познавательную деятельность обучающихся. Анализ данных свидетельствуето том, что за период коррекциине удалось стабилизировать показатели индекса качества обученности у 25% учащихся,показатели стабилизированы у 37,5% учащихсяи стабилизированы с тенденцией к увеличению у 37,5 учащихся. Приобретенный детьми навык диафрагмальнорелаксационного типа дыхания также оказывает оздоровительныйэффектна общее состояние организма. Использование современных педагогических технологий в работе с обучающими с ОВЗ, позволяет педагогу создать базу для формирования социально значимой, успешной личности.
Ссылки на источники1.Сметанкин А. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину.2.Учебное пособие «Учись здоровью».
Метод биологической обратной связи
в системе коррекционнологопедической работы учителялогопеда
Аннотация. В статье описана система работы учителялогопедапо устранению нарушений речи у обучающихся с речевыми нарушениями с использованием технологии биологической обратной связи. Представленная информация адресована педагогам,логопедам, дефектологам коррекционных учреждений, учреждений, реализующих инклюзивное образование.Ключевые слова:БОС, метод БОС, обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с ТНР, инклюзивное образование.
На современном этапе развития образования актуален вопрос социализации и интеграциидетей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями испытывают значительные трудностив общении с окружающими. Эффективным условием включения ребенка с тяжелыми нарушениями речив социальную среду является профессиональная компетентность специалистов, использующих в деятельности современные технологии. В нашей школе установлен и работаеткомплекс«БОС логотерапевтический» ,разработанный в«Институте биологической обратной связи» г.СанктПетербургапод руководством Сметанкина А.А. Цель методики:формирование, совершенствование,коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного, школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца [1].Метод БОС позволяетспециалисту в практике коррекционнопедагогической деятельности проводить комплексную работу по коррекции речи учащихся: устранять напряжение мышц, участвующих в речеобразовании, формировать речевое дыхание, нормализовывать психоэмоциональное состояние [2]. Учитывая возможности метода, в нашей школе разработана программа«БОС –логотерапевтический»,спланирована реализация курса коррекцииречи с детьми, имеющими диагноз –неврозоподобное заикание.Несформированность темпоритмической стороны речи уданной группы учащихся осложнена сочетанием с дизартрией –нарушением органического характера. ТехнологияБОСпозволяет проводить работу, направленную на устранение как речевых,так и сопутствующих нарушений, обусловленных сложной структуройречевого дефекта. На данном этапе 42% от общего количества детей, страдающих неврозоподобным заиканием закончили полный курс коррекции речи; в настоящее время 58% учащихся продолжают заниматься по данной программе. Первоначальная диагностика показала, что речевые нагрузки при заикании вызывают у учащихся любого возраста значительное ухудшение физиологических показателей (пульс, частота дыхания,дыхательная аритмия сердца) по сравнению с состоянием покоя (отсутствиемречевых судорог). Но ужена этапе формирования диафрагмальнорелаксационного типа дыхания у детей отмечаются позитивные изменения физиологического состояния: увеличилисьпоказатели дыхательной аритмии сердца; уменьшились показатели частоты сердечных сокращений; восстановилась синхронизация работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем.В результате анализа данных,полученныхв ходе контрольного обследования, необходимо отметить, что метод коррекции речи БОС обеспечивает нормализацию дыхания, устранение избыточного мышечного тонуса, положительное изменение темпоритмической организации речи, значительное уменьшение количества речевых запинок и судорог.Практически здоровая речь, осложненная единичными запинками, наблюдается у 44% учащихся, значительное улучшение качества речи отмечается у 33% детей, улучшение речи наблюдается у 22% учеников.Нормализация работысердечно сосудистой, дыхательной систем,активизирует мыслительную деятельность человека, что позитивно влияет на познавательную деятельность обучающихся. Анализ данных свидетельствуето том, что за период коррекциине удалось стабилизировать показатели индекса качества обученности у 25% учащихся,показатели стабилизированы у 37,5% учащихсяи стабилизированы с тенденцией к увеличению у 37,5 учащихся. Приобретенный детьми навык диафрагмальнорелаксационного типа дыхания также оказывает оздоровительныйэффектна общее состояние организма. Использование современных педагогических технологий в работе с обучающими с ОВЗ, позволяет педагогу создать базу для формирования социально значимой, успешной личности.
Ссылки на источники1.Сметанкин А. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанкину.2.Учебное пособие «Учись здоровью».