Организация эколого-краеведческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Тезисы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбунова Н. Н. Организация эколого-краеведческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Тезисы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 316–320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65565.htm.
Аннотация. Современная экологическая ситуация в мире требует пристального внимания всего человечества. Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвя-зях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае. Учитывая современные требования к эколого-краеведческому образованию, автор составила рабочие программы по внеурочной деятельности для младших школьников «Зелёная школа» (1-2 классы), «Школа природы» (3-4 классы) и учащихся 5- 6 классов - «Юный краевед», которые представлены вашему вниманию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбунова Надежда Николаевна, учитель начальных классов,Нерюнгри Республика Саха (Якутия)sh15@nerungri.edu.ru

Организация экологокраеведческой деятельности учащихся в условияхреализации ФГОС

Аннотация.Современная экологическая ситуация в мире требует пристального внимания всего человечества.Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.Учитывая современные требования к экологокраеведческому образованию, автор составила рабочие программы по внеурочной деятельности для младших школьников «Зелёная школа» (12 классы), «Школа природы» (34 классы)и учащихся 56 классов «Юный краевед», которые представлены вашему вниманию.Ключевые слова:начальная школа, экологическое краеведение, младшие школьники, рабочаяпрограмма, внеурочная деятельность.

Современная экологическая ситуация в мире требует пристального внимания всего человечества.Третье тысячелетие развиваетсяв условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.Стремительный рост промышленности, интенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно ведёт к возникновению целого ряда проблем.Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования экологокраеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.Краеведение и экология тесно связаны между собой по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:Согласно ФГОС, в начальной школе экологическое воспитание реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовнонравственного развития и воспитания –в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики. В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историкокраеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.Школьное экологическое образование

как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.Учитывая современные требования к экологокраеведческому образованию, я составила рабочие программы по внеурочной деятельности для младших школьников«Зелёная школа» (12 классы), «Школа природы» (34 классы) и учащихся56 классов «Юный краевед».Актуальность всех программ определяется рядом факторов:вопервых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;вовторых, программысоздают условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;

втретьих, использование в качестве содержательной основы предметаисследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры, воспитанию патриотических чувств.Общие цели и задачи экологокраеведческого обучения и воспитания школьников, изложенные во всех трёх программах:Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенкана основе краеведческого материалаЗадачи:Воспитательные (личностные):Способствовать формированию бережного отношения к природе.Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой.Развивающие (метапредметные):Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.3.Содействовать развитию коммуникативных навыков.Образовательные (предметные):. 1. Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.2. Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.В основе содержания программ «Зелёная школа», «Юный краевед», «Школа природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края–Республики Саха (Якутия), окрестностей города Нерюнгри.Формы занятий: для реализации программ используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписаниемМБОУ СОШ № 15.Ожидаемые результаты реализации программ и способы определения результативности:Личностные результаты воспитанников:мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;готовность работать в группе и самостоятельно;ценностносмысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;освоение элементарныхправил нравственного поведенияв мире природы;развитие эмоциональной сферы, образного мышления.Метапредметные результаты:умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебноинформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;овладение способностьюпринимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;освоение доступных способов изучения природы.В решении задач эколого краеведческого обучения и воспитания учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение природы родного края –Республики Саха (Якутия). Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебновоспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационнометодических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностноориентированный подход в воспитании. Краеведческий материал я использую практически и на всех своих уроках в начальной школе.Более подробно расскажу о программе «Зелёная школа» для учащихся 12 классов.Младший школьный возраст это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.Рабочая программа и календарно тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Зелёная школа»» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе программ А.А.Плешакова; Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. «Окружающий мир». Вней большое внимание уделено экологическим проблемам социальномировоззренческого характера, вопроса взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения –личной заинтересованности обучающихся в получении знаний по экологии. Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относитьсяк природе,во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения.Изучение курса «Зелёная школа» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России.Цель программы:сформировать у детей понятие об экологии как науке изучающей взаимосвязи различных факторов окружающей среды, навыки исследовательской деятельности, необходимости общения с природой.

Задачи программы:Образовательные:

расширять знания обучающихся о растительном и животном мире России, и в частности родного края –Якутии;

способствоватьполучению доступной информации о растениях и животных Республики Саха, окрестностей города Нерюнгри;

обучать составлению проектов по изучению растительности и животного мира различных природных зон Якутии;

формировать системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;Воспитательные:

формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

воспитывать трудолюбие, любознательность;

воспитывать бережное отношение к природе, развивать экологическую культуру.Развивающие:

развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

развивать умение ухаживать за комнатными растениями;

самостоятельно планировать и осуществлять практические действия;

развивать стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).Участвовать в общественнополезном труде по озеленению класса, рекреации школы, пришкольной территории.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:

понимание жизни как высшей ценности;

человек как ценность всего смысла познания.

универсальные ценности природы,

ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Зелёная школа»:Предметные результаты:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.Личностные результаты:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты:Регулятивные универсальные учебные действияпредвосхищать результат;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.Коммуникативные универсальные учебные действияставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.Познавательные универсальные учебные действия

формулировать и решать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

установление причинноследственных связей; К концу обучения школьники должны знать:1.Секреты живой и неживой природы.2.Условия, необходимые для жизни растений и животных окружающей среды.3. Правила обращения с объектами природы.К концу обучения школьники должны уметь:1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.2.Оказывать помощь птицам в зимнее и весеннее время.3.Эстетически, эмоционально нравственно относиться к природе Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностьюжизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целомДовольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений состороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического образования.Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности обучающихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у воспитуемых активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и формировании экологического мировоззрения на основе изучения краеведческого материала.Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися начальных классов позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране зеленых насаждений, птиц, участие в работе «зеленых патрулей», помощи животным, попавшим в беду, и т. д.В реализации программы использую различные формы и методы обучения: урокигра, урокбеседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует своюдеятельность.

Учащиеся под моим руководством рисуют плакаты, выпускают листовки об охране природы («Сохраним ёлочку», «Помоги птицам» и т.д.), делаем фотовыствкии фотоальбомы о природе и о городе Нерюнгри, принимаем участие в городской акции «Покормите птиц» (февральмарт), создаютпростейшиепрезентаций и проектныеработы, составляю памятки по охране окружающей среды.Контроль знаний и умений обучающихся провожув форме проведения конкурсов, бесед, викторин, смотров знаний, олимпиад, защиты исследовательских и проектных работ, вопросов для самоконтроля.В конце года провожу КВН или брейнринг, где включаются вопросы по экологии и краеведению, рассмотренные в течение учебного года, а также в организацию тематических линеек, викторин, конкурсов, экологических праздников.Кроме занятий в классе, работа учащихсяосуществляется в школьном парке(посадка саженцев, уборка территории, развешивание кормушек и кормление птиц, белочек и т.д.)., в помощи школьному цветоводу –пересадка комнатных растений и уход за ними.Программа «Зелёная школа» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:патриотизм;ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;трудолюбие;настойчивость;дисциплинированность;неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что систематические экологокраеведческие занятия с детьми младшего школьного возраста повышают их уровень экологического образования, знания о закономерностях в природе. А самоеглавное это то, что мои воспитанники учатся любить природу и свою республику. Те люди, которые любят природу, это добрые и ответственные люди. Я за воспитание доброты и ответственности!

Ссылки на источники1.Школьный экологический мониторинг Т. Я. Ашихмина М.: Агар 2002г. 2.Практикум по экологии С. В. Алексеев М.: АО МДС 1996 3.Практикум по агрохимии Х.К. Асаров. М.: Просвещение 1974г 4.Лабораторный практикум по экологии М.: 1986г.5.Книга для учителя «Я иду на урок биологии»6.Биология в школе № 5, 1997.начнотеоретический и методический журнал. Школа Пресс.7.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. –М.: Педагогическое сообщество России, 20048.Белкин А.С. Ситуация успеха (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). Кн. для учителя. –Екг: УрГПУ, 1997. 9.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое наследие). М.: Просвещение, 1968. 10.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.М.: 2003.

11.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000..12.

www.matriz.ru/ru/section.php?docId=4398