Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm.
Аннотация. В работе представлены теоретические и эмпирические обоснования моделированию процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Проведена апробация Программы преобразующего психолого-педагогического взаимодействия разработанной на базе авторской модели; обсуждены результаты
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлянская Юлия Борисовна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск23a2146@mail.ru

Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Аннотация. В работе представлены теоретические и эмпирические обоснования моделированию процессов формирования психологической готовности к обучениюв школе у старших дошкольников. Проведена апробация Программы преобразующего психологопедагогического взаимодействия разработанной на базе авторской модели; обсуждены результаты.Ключевые слова: моделирование, психологическая готовность к обучению в школе, старший дошкольник, модель, программа.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И.Божович,Л. C.Выготский,В. В.Давыдов,В. И.Долгова,Р. В.Овчарова,Е. И.Рогов,И. В.Дубровина, А.Д.Андреева,Е. Е.Данилова,Т. В.Вохмянина,С. С.Журбенко,Н. В.Крыжановская[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. Это создает неблагоприятные предпосылки для выполнения системы требований, предъявляемых школой к ребенку (ответственное отношение к учебе, свободное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе и дальнейшему психологически безопасному общению в подростковом и юношеском возрастах(В.И.Долгова, П.Т.Долгов, Н.В.Крыжановская[9]).Психологическая готовность ребенка школьному обучению –это один из важных итогов психологического развития в период дошкольного детства.Развитие детей в детских садах также стало снижать свой прежний уровень изза:1)недостаточного финансированиягосударством дошкольных учреждений, что ведет в определенным проблемам в этой сфере;2)очень малой заработной платы воспитателей, что приводит к текучести кадров (зачастую –высококвалифицированных;3)снижение энтузиазма работать именно в детских садах и дошкольных учреждениях.Вследствие это ведет к недостаточной психологической развитости ребенка к моменту перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. И именно здесь остро ставится задача определить психологическую готовность к школьному обучению. Особое внимание этому уделяют психологи и педагоги, ведь вовремя определить готовность ребенка к школьному обучению –важнейшая задача, которая повлияет на будущее ребенка, и возможно, на его жизнь в целом. Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психологического развития детей.Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослым, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. В зарубежной педагогике и психологии исследование психологопедагогической готовности ребенка к школе связано с поиском методов, форм и способов ее диагностики (А.Керн, Я.Йерасек, Й.Шванцара, Г.Витцлак и др.). В связи с изменением учебных программ и появлением разнообразных образовательных учреждений (гимназии, школы, лицеи) повысились требования к умственному и психическому развитию ребенка. Поэтому исследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению были и остаются приоритетным научным направлением в России и за рубежом. Под психологической готовностью мы понимаем индивидуальнопсихологическую направленность, настроенность на произвольную деятельность, на взаимодействие с взрослыми, мобилизованность способностей на активные и целесообразные умения, действия для качественного овладения учебной деятельностью. Исследования психологопедагогической готовности к школе основываются на положении, что обучение следует за развитием, поскольку считается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Ерофеева и др.). Проведенный анализ научных работ свидетельствует о том, что имеются различные подходы к пониманию сущности психологической готовности ребенка к школьному обучению, ее структуры, направлений решения данной проблемы. В состав готовности к овладению учебной деятельностью входят такие компоненты, как принятие учебной задачи и удержание ее в памяти, овладение обобщенными способами решения учебных задач, а также овладение действием контроля и оценки. Основными компонентами психологической готовности является принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки; сотрудничество ребенка и взрослого, направленное на социальноличностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. В контексте данных положений на основе анализа научных исследований по проблемам моделирования нами разработана модель, направленная на формирование психологической готовности в системе дошкольного образовании Модель психологопедагогической готовности к обучению в школе включает в себя две подсистемы. Организационную и функциональную. К организационной подсистеме мы отнесли педагогические цели, задачи и условия, к функциональной подсистеме –диагностику и программу формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников.Анализ и обобщение результатов научных исследований указывает на возможность использования с целью формирования у старших дошкольников качеств, необходимых для полноценного овладения ими основными компонентами учебной деятельности, т.н. учебноигровой деятельности. Решению данной задачи посвящается следующая, вторая глава нашего исследования. Исследование готовности к обучению в школе среди старших школьников, проходило в четыре этапа.1.Поисковоподготовительный этап. На данном этапе выполнен теоретический обзор литературы по проблеме психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников, определены психологические особенности готовности к обучению в школе, подобраны методики диагностики готовности к обучению в школе для данной категории детей. 2.Опытноэкспериментальный этап. Определение общей стратегии обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений. 3.Формирующий этап. Цель данного этапа –формирование у старших дошкольников детских садов психологической готовности к овладению учебной деятельностью посредством программы формирования психологической готовности к обучению в школе, направленной на становление у старших дошкольников готовности к обучению в школе.4.Контрольнообобщающий этап –это заключительный этап исследовательской работы. Он включает в себя обработку совокупности полученных данных, постановка психологическогодиагноза, составление условно –вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы формирования готовности к обучению в школе для старших дошкольников.Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты представлены в табл.1.Таблица 1Сводная таблица «Психологическая готовность к школе старших дошкольников» (констатирующий эксперимент)

Методика исследованияУровень психологической готовности к обучению в школе (40 человек), %НизкийСреднийВысокий«Ориентационный тест школьной зрелости» КернЙерасека107020Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой30700«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В. Соколова, В.И. Чиркова205030Итого общий результат по трем методикам, %206020

Большинство испытуемых (60% –24 испытуемых) по результатам исследования трех методик имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (20% –8 испытуемых) и высокий (20% –8 испытуемых)уровни психологической готовности к обучению в школе. Исходя из результатов исследования, испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе. Результаты проведенного исследования показывают необходимость коррекционноразвивающих занятий с испытуемыми для повышения психологической готовности к обучению в школе. На фоне будущего поступления в школу недостаточный уровень готовности к школьному обучению должен быть устранен посредством применения специально разработанной программы под названием «Путешествие в мир знаний», целью которой является сформировать внутреннюю позицию школьника и направлена на формирование психологической готовности к обучению в школе.Данная программа была апробирована МБДОУ детский сад №343г. Челябинска с декабря 2012 г. по май 2013 г. В формирующей стадии эксперимента принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста из трех групп. Занятия продолжительностью 30минут проводились три раза в неделю. Они, с учетом индивидуальных особенностей испытуемых, включенных в формирующую стадию исследования, строились таким образом, чтобы не допустить переутомления детей: применялись физкультпаузы, переключение внимания и т.д. В основе коррекционноразвивающей программы лежат следующие принципы:1.Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игрзабав через игрызадачи к учебнопознавательной деятельности.2.Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.3.Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.4.Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.Реализация программыпроходит в4 этапа:1.Ориентировочный этап (2 занятия).2.Этап накопления положительных образов (2 занятия).3.Коррекционноразвивающий этап (17 игровых занятий).Каждое занятие включает задачи четырех блоков, направленных на развитие:‒Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).‒Произвольного и непроизвольного внимания.‒Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).‒Творческого воображения.‒Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.‒Формирование позитивно мотивации.При проведении коррекционных занятий была обнаружена положительная динамика психологической готовности к обучению у старших дошкольников. Поэтому после проведения коррекционной программы, для проверки изменений в уровнепсихологической готовности к обучению в школе старших дошкольников, осуществлено повторное исследование уровня их готовности к школе на той же самой выборке испытуемых. Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл.2.Таблица 2Сводная таблица «Психологическая готовность к школе старших дошкольников» (контрольный эксперимент)

Методика исследованияУровень психологической готовности к обучению в школе (40 человек), %НизкийСреднийВысокий«Ориентационный тест школьной зрелости» КернЙерасека105040Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой207010«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В. Соколова, В.И. Чиркова105040Итого общий результат по трем методикам, %105040Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы увеличилось на 20%, количество детей с низким и среднем уровнями психологической готовности к школе снизилось на 10%. Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели и программы по формированию готовности детей к обучению в школе.О высокой степени надежности результатов (по готовности кт обучению в школе) свидетельствуют значения Ткритерия Вилкоксона, полученного при сопоставлении данных констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента: Tэмп. = 165,5 при р < 0,01 при Т(0,01)=238, следовательно, Тэмп. < Ткр., полученные показатели попали в зону значимости, т.е. различия значимы. Другими словами, количество и интенсивность сдвигов в сторону их увеличения достоверно превышает тенденцию сохранения их на прежнем уровне. То есть коррекционнопрофилактическая работа со старшими дошкольниками дала положительный эффект.Полученные положительные результаты ни в коей мере не говорят о прекращении работы. Наоборот, работы следует продолжать в виде комплекса развивающих и поддерживающих мероприятий.После проведения коррекционной работы и обработки результатов, проведена работа с родителями и воспитателями, разработаны рекомендации.Полученные результаты исследования позволяют сделать ряд выводов. 1.Проведенный анализ педагогической и психологической литературы позволил нам определиться с подходами к пониманию учебной деятельности, выявить характеризующие ее особенности, вычленить основные ее составляющие. Мы уточнили понятие «психологическая готовность к обучению в школе» и выделили ее основные компоненты.2.На основе деятельностного, личностно ориентированного, системного подходов была разработана модель формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников, реализация содержания которой обеспечивается за счет субъектной активности ребенка. 3.Формирование психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении становится эффективнее при организацииспециальной деятельности. Данная деятельность заключается в выполнении следующих условий: