Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75021.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саитгалина Эльмира Салаватовна,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,

г. Челябинск

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье представлены результаты исследования уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: память,старший дошкольный возраст, образная память,словеснологическая память, кратковременная память, долговременная память,оперативная память.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Период дошкольного возраста –один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.

Память в детском возрасте, является одной изосновных, центральных,психических функций. С точки зрения психического развития: не мышление, стоит в начале развития,а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.Память –форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Значение памяти огромно, без неё невозможна никакая деятельность.Проблеме памятипосвященыисследования П.П. Блонского, А.БэнаЛ.С. Выготского,К. Грооса, Л.В. Занкова, В.Я. Ляудис, Н.М. Сеченова, В.А. Сумароковой, и других учёных. Авторами обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы её нарушений. Изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей.

По мнению учёных Л.И. Божович, Л.С.Выготского, З.М. Истоминой,память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание.При хорошо организованной психологопедагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать, классифицировать, группировать,находить характерные признаки.В исследовании были проведены следующие методы и методики:1.Теоретические –анализ психологопедагогической литературы, моделирование.2.Эмпирические –эксперимент, тестирование по методикам: «Изучение зрительной произвольной памяти», «Оценка слуховой памяти –10 слов» А.Р. Лурия, методика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», для математической обработки результатовисследования применяли Ткритерий Вилкоксона.База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 с. Аргаяш, дети в количестве 20 человек в возрасте 6,4–6,7 лет.К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование –у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые.В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомнитьсянепроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.У ребенка 5–7 лет можно и нужно развивать все виды памяти –образную и словеснологическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у детей дошкольного возраста:

преобладает непроизвольная образная память;

словесносмысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;

складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;

формируются предпосылки для овладения логическими приемамизапоминания.Обследовались дети 6,4–6,7 лет подготовительной группы. В эксперименте принимали участие 20 человек, из них 8 девочек и 12 мальчиков.

Дети данной подготовительной группы посещают детский сад с ясельного возраста. Все дети из полных семей.Детей из многодетной семьи в данной выборке –3человека. Дети в этой группе очень активны на занятиях, проявляют интерес к окружающему миру. Психологический климат в группе благоприятный: дети стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на занятиях внимательно, серьезных конфликтов в данной группе нет. Характеристика эмоциональноволевой сферы детей позволяет организовывать работу с детьми на более продуктивном уровне. Дети на занятиях ведут себя активно, дисциплинированно, любят играть в подвижные и развивающие игры, слушать сказки, петь песни, конструировать, собирать мозаики. Некоторые посещают музыкальные и спортивные кружки. Участвуют в районных выставках. Принимают участия в музыкальных конкурсах, в спортивных состязаниях. Родители всегда поощряют начинания своих детей, принимают участие во всех праздниках. В ходе проведения констатирующего среза диагностики сформированности памяти детей старшей группы в количестве 20 человек получены следующие результаты.Данные уровня развития зрительной произвольной памяти представлены на рис. 1.

Уровень развития зрительной произвольной памяти

Рис.1. Результаты диагностики зрительной произвольной памяти на констатирующем этапе

Из рис. 1 видно, что высокий уровень сформированности зрительной, произвольной памяти обнаружен у 10% (2чел.), онивнимательно рассмотрели картинки и смогли без особых затруднений вспомнить показанные им картинки. 35% (7 чел.) находятся на среднем уровне, то есть они назвали 6–7 картинок из10, при назывании картинок сильно торопились и повторяли название одних и тех же картинокпо два раза.55% (11чел.)плохо справились с заданием, смогли вспомнить лишь 3–4 картинок, то есть у них низкий уровень сформированности зрительной произвольной памяти. Из результатов диагностики следует, что уровень сформированности зрительной произвольной памяти дошкольников находится на низком уровне, то есть нуждаются в развивающей работе по развитию зрительной памяти.

Результаты диагностики по методике А.Р. Лурия «Оценка слуховой памяти –10 слов»приведены на рис. 2.

Уровень развития слуховой памяти

Рис. 2. Результаты диагностики слуховой памяти на констатирующем этапе

Высокий уровень сформированности слуховой памяти в данной выборке обнаружено лишь у 10% (2чел.), после прочтения они вспомнили 5 слов из 10, он уложился в отведенное время для выполнения задания и внимательно слушал.10355501020304050600102030405060103060Колво человек в %Колво человек в %% (6чел.) находятся на среднем уровне развития, так они смогли вспомнить 3–4 слова. На низком уровне находятся 60% (12 чел.). Они сумели вспомнить лишь 1–2слова, так как при зачитывании слов сильно отвлекались на посторонние предметы.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень развития слуховой памяти находится на среднеми низком уровне. Данные уровня развития словесно –логическойпамяти по методике А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание» представлены на рис. 3.

Уровень развития словеснологической памяти

Рис.3. Результаты диагностики словеснологической памяти на констатирующем этапе

Высокий уровень сформированности словеснологической памяти в данной выборке детей не обнаружен, то есть ни один ребенок не смог запомнить 8–10 слов по выбранной им картинке.У 30% (6чел.) детей обнаружен средний уровень сформированности словеснологическойпамяти, то есть только треть детей смогли найти логические связи в процессе запоминания (7–5 слов из 10).

У 70% (14чел.) детей обнаружен низкий уровень сформированности словеснологической памяти, в процессе опосредованного запоминания запомнили менее половины слов (1–4 слов из 10).

Следовательно, можно сделать вывод, что словеснологическаяпамять дошкольников находится нанизком уровне развития.Дети всей группы нуждаются в проведении с ними развивающей работы по развитию памяти. В развивающую программу были включены упражнения и игры, направленные на развитие различных видов памяти дошкольников. Выводы Исследование памяти дошкольников выполнялось в три этапа: подготовительный, экспериментальный и контрольнообобщающий.По методике «Изучение зрительной произвольной памяти», проведенный с целью определения уровня развития зрительной произвольной памяти дошкольников, получили следующие результаты:Высокий уровень сформированности зрительной произвольной памяти обнаружено у 10% (2 чел.);средний уровень сформированности зрительной произвольной памяти у 35% (7 чел.); на низкомуровне–55% (11чел.).7003001020304050607080Колво человек в %По методике «Оценка слуховой памяти –10 слов» А.Р. Лурия, проведенный с целью изучения слуховой памяти дошкольников, получили следующие результаты:У 10% (2 чел.) высокий уровень развития слуховой памяти, у 30% (6 чел.) –средний уровень; у 60% (12 чел.) –низкий уровень развития слуховой памяти. По методике А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», проведенный с целью изучения словеснологической памяти дошкольников, получили следующие результаты.Высокого уровня развития словеснологической памяти в данной выборке детей не обнаружено, у 30% (6чел.) детей –средний уровень, у 70% (14чел.) детей низкий уровень развития словеснологической памяти. Из результатов диагностики видно, что развитие памяти находится на среднем и низком уровне. Следовательно, дети всей группы нуждаются в развивающей работе по развитию памяти.

ElmiraCathalina,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, ChelyabinskThe development of memory in children preschool ageAbstract.The article presents the results of the study the level of development of memory in children preschool age.Keywords:memory, preschool age, shape memory, verballogical memory, shortterm memory, long term memory, working memory.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук