Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сиражетдинова З. Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75033.htm.
Аннотация. В статье представлен коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта (из числа учеников 6 «а» класса). Показано, что коррекция агрессивности у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях от уровня агрессивности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СиражетдиноваЗульфия Дамировна, студентка факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскzulya. sirazhetdinowa@ya.ru

Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта

Аннотация. В статье представлен коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта (из числа учеников 6 «а» класса). Показано, что коррекция агрессивности у младших подростков определяет стратегии поведения в конфликтных ситуациях от уровня агрессивности. Ключевые слова: агрессивность, конфликт, подростковый кризис, младшие подростки. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Агрессивность в отрочестве выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям. Как показывают многочисленные исследования, вподростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование. Агрессивность подростков находится впрямой зависимости от характера семейных отношений и педагогической позиции родителей. Тип агрессивного подростка формируется в основном при двух разновидностях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекция с жестоким обращением. Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте–переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей (Бандура А.,Уолтерс Р.,Берковиц Л.,ГорынцеваП. Д.,Долгова В. И.,Аркаева Н. И.,Цветкова Н. В.,Златогорская О.,МожгинскийЮ.Б.,Семенюк Л. М.,Фопель К.,Фурманов И. А.,Хухлаева О.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]). Поэтому целью нашего исследования является изучение агрессивности младших подростков в межличностных конфликтах. Материалы и методыИсследование агрессивности младших подростков проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса в гимназии №63 (n=28). В гимназии работает педагогпсихолог, который может помочь ученикам в снижений агрессии. Коррекция агрессивности основана на управлений собственным гневом путем рационального,позитивного мышления, сдержанностью. Целью являетсяизучение агрессивности младших подростков вмежличностных конфликтах. Задачи:1)проанализировать научнопрактическую литературу по проблеме исследования;2)выявить особенности проявления агрессивности у младших подростков;3)выявить уровень агрессивности, стратегию поведения в конфликте у младших подростков;4)определить этапы, методы и методики, соответствующие поставленной цели исследования;5)провести эмпирическое исследование агрессивности, стратегии поведения в конфликтной ситуации, охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования. Эти задачи коррекции агрессивности реализуют студенты факультета психологии с помощью сочетанного использования разномодальных психологических факторов, включающих психодиагностику, индивидуальную работу, упражнения, подготовку и распространение наглядных материалов, коррекцию личности и межличностных отношений, Методы теоретические: системный подход, субъектнодеятельностный подход, моделирование;психодиагностические: методика «личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [10]; 16факторный личностный опросник P. Б. Кэттелла [9]; опросник А. Басса –А. Дарки [2]. методы формирующего эксперимента (комплексные упражнения); методы математикостатистического анализа (методы описательной статистики —вычисление среднего, дисперсии, стандартного отклонения); коэффициенты корреляции К. Пирсона, Ч. Спирмена; tкритерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок), кластерный анализ, метод семантического дифференциала [4]. Для обработки данных был использован пакет программ Statistic 6. 0. Результаты и обсуждениеУровень агрессивностив ситуации межличностного конфликта достигается не в личностном вакууме, а в сложном взаимопереплетении условий, определяющих полимотивность его становления. Важнейшими из них являются физическая агрессия, вербальная агрессия. В нашем исследовании физическая агрессия, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей. Анализ особенностей проявления агрессивности в младшем подростковом возрасте показал, что индекс агрессивности как обобщенный показатель открытой агрессии по выборке в целом остаётся в пределах нормы (от 15 до 22 баллов) (рис. 1). Скрытые формы агрессивности, отраженные в индексе враждебности(рис. 1).

Рис. 1

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число испытуемых используют вербальную агрессию, а также преобладает чувство вины. Для людей, выбирающих данные психологические формы агрессивности, характерны определенные стратегии поведения, которые используются в конфликтных ситуаций или неприятных жизненных моментах,которые приносят человеку дискомфорт. Рассматривая каждый из представленных выше форм агрессивности, можно говорить о том, в чем плюсы и минусы использования того или иного форм агрессии, для самого индивида. Исследование показало, что 36% испытуемых (1 мальчик, 3 девочки) используют физическую агрессивность. Зачастую данная формаиспользуется очень внушаемыми людьми. 25%учеников (1 девочка, 2 мальчика) используют косвенную агрессивность–подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Людям, использующимданный механизм, присущи такие качества как подозрительность, упрямство, нетерпимость к возражениям, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательностьк себе и другим. 32%испытуемых (3 девочки) проявляют раздражение–возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции. Негативизмпроявляют 35% исследуемых (4 мальчика). Такие люди часто раздражительны, импульсивны, для них не характерно чувство вины. 21% испытуемых (1 мальчик, 1 девочка) используют обиду–это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Подозрительностьиспользуют 43% испытуемых (4 мальчика, 1 девочка). Люди, использующиеданной формой агрессивности склонны к анализу, с сильным самоконтролем. 0%10%20%30%40%50%60%70%ВысокийСреднийНизкий% испытуемых (3 девочки, 4 мальчика)используютвербальную агрессию. Для них характерны пессимизм, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность. Чувство вины преобладает у 54% испытуемых ( 2 девочки, 3 мальчика).

Рис. 2

Рис. 3

0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%ВысокийСреднийНизкий0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%Фактор «С»Фактор "L"Фактор «О»Фактор «Q3»Фактор «Q4»НизкийВысокийВыводыАгрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какойнибудь значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации. Открытые проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я, а социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии. Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников и взрослых. Для подростков важно мнение лидеров (на них равняются), т. е. лидеры являются референтной группой, необходимо отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием. Часто свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от требований со стороны окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы. Активность в установлении контактов,общительность в этих возрастных группах нередко приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии. Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством агрессивных проявлений.

Ссылки на источники1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / /Под ред. Н. М. Платоновой. –СПб.:Речь, 2006. 2.Бандура А.,Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000. 3.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. //СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. –512с. 4.Горынцева П. Д. Девиации в детском и подростковом возрасте. –М.:Лига, 2005. 5.Долгова В. И.,Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. –Челябинск: Искра, 2012. –229 с. 6.Долгова В. И.,Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7.С. 8998. 7.Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003. 8.Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм//CПб, 1999.,с. 38–39.9.Практическая психология образования: Учебное пособие 4е изд. / / Под редакцией И. В. Дубровиной. –СПб.:Питер, 2004. 10.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996. 11.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ / Пер. с нем. –М.:Генезис, 2001. 12.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.)/ Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И.,Долгов П. Т.,Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008. 13.Фурманов И. А. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте. –Минск: НИО, 2004. 14.Хухлаева О. Классификация нарушений / /Школьный психолог. 2001. №41.

Zulfiya Siragetdinova, student of psychology Department,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskzulya.sirazhetdinowa@ya.ruCorrection aggressiveness of teenagers in situations of interpersonal conflictAbstract.The article presents the correction of aggressiveness younger undergrowth Cove in situations of interpersonal conflict (from among the pupils of the 6th grade). Is shown that the correction aggression in younger adolescents determines a country's strategyof behavior in conflict situations, the level of aggressiveness. Key words:aggression, conflict, adolescent crisis, the youngest undershoots.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук