Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75046.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей поведения подростков в межличностных конфликтах в зависимости от их самооценки, а также коррекция самооценки. Показано, что самооценка подростков определяет основные стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбунова Ольга Сергеевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей поведения подростков в межличностных конфликтах в зависимости от их самооценки, а также коррекция самооценки. Показано, что самооценка подростков определяет основные стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: подростки, самооценка, межличностные конфликты.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В жизни человек часто сталкивается с трудно разрешаемыми проблемами, противоречиями в межличностном общении, которые приводят к конфликтам. Особо остро конфликты проявляются в подростковом возрасте. На основе анализа работ специалистов (Выготский Л.С., Дубровина И.В., КулагинаИ.Ю., Байбуртянц Е.В., Бороздина Л.В., Долгова В.И., Аркаева Н.И., ЦветковаН.В.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]) можно утверждать, что подростковый возраст–это возраст серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психическое здоровье ребенка. У подростковвозникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другиФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»ми, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.Поведение подростка регулируется самооценкой. Самооценка подростка формируется под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего–ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов. Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми [1, 2].Эффективность деятельности и развитие личности зависит от самооценки. Умение адекватно оценить себя, знание своих реальных возможностей и способностей помогает человеку легче найти свое место в жизни, добиваться поставленных целей и задач, выстраивать межличностные отношения.Сказанное предъявляет конкретные требования к формированию адекватной самооценки подростков и конструктивного поведения в конфликте. Целью исследования является изучение особенностей самооценки подростков и их поведения в конфликте.Материалы и методыИсследование особенностей самооценки подростков и их поведения в конфликте проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса МБОУ гимназии №1. Цель психологической деятельности–формирование у подростков адекватной самооценки и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.Задачи:1)сформировать у подростков представление о собственной самооценке;2)повысить уровень самооценки подростков в процессе целенаправленной психологопедагогической коррекции;3)развить навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.Данные задачиреализуются с помощью использования различных психологических факторов, включающих психодиагностику, тренинги, подготовку и распространение наглядных материалов, коррекцию личности и межличностных отношений. Методы теоретические: анализ психологопедагогической литературы, моделирование;эмпирические: анкетирование, тестирование;

психодиагностические: тест поведения К.Томаса, методика самооценки С.А. Будасси, методика «Социометрия» Дж. Морено;методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия с подростками); методы математикостатистического анализа, критерий корреляции Пирсона [9].Результаты и обсуждениеДля определения статистической значимости выявленных взаимосвязей воспользуемся коэффициентом корреляции Пирсона (см. таблицу).

Результаты проверки достоверности связей между особенностями протекания конфликтов и самооценкой подростков с помощью коэффициентакорреляции Пирсона (N=46)

Исследуемые критерииЧастота конфликтовИнициатива в конфликтеПродолжительность конфликтовСамооценка 0,52**0,306*0,34*Конкуренция 0,42**0,34*0,37**Сотрудничество 0,0960,010,15Компромисс 0,10,010,04Избегание 0,36**0,34*0,18Приспособление 0,240,120,17

Для n= 46 , v=45 * при р ≥ 0,05 (pкрит=0,28) **–при р ≥ 0,01 (pкрит=0,34).

Как видим из таблицы, существуют прямые связи между частотой конфликтов, самооценкой, выраженностью стремления к конкуренции, инициативностью в конфликте и продолжительностью конфликтов. То есть, чем более конфликтны подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками. Обратная связь установлена между инициативой конфликта и избеганием: чем больше у подростков выражена стратегия избегания конфликта, тем меньше он стремиться обвинить другого в нем.Таким образом, наличие у подростков неадекватно завышенной самооценки, неправильного представления о себе, способствует тому, что подростки часто стремятся к конфликтам, не признают своей вины и поэтому не желают сделать шаг к примирению и продолжительно конфликтуют со сверстниками. При этом у таких подростков отмечено стремление унизить и оскорбить собеседника во время конфликтного взаимодействия.В свою очередь, если подростки умеют устанавливать контакт с окружающими, умеют быстро находить друзей, стремятся заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, они менее часто конфликтуют со сверстниками, готовы сами проявить инициативу к примирению, и поэтому их конфликты более скоротечны.Выводы Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия избегание и приспособление.У большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что самооценка подростков влияет на их поведение в конфликтных ситуациях.

Так, подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях –приспособление и сотрудничество. Подростки с высокой самооценкой применяют данные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс.Тема нашего исследования актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию.

Ссылки на источники1.Байбуртянц Е.В. Изучение особенностей самооценки подростков с нарушением поведения //коррекционная педагогика. –М., 2007, №3, с.74.2.Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. –1992. №4. –С.99100.3.Выготский Л.С. Педагогическая психология.–М., 1991.4.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие.–Челябинск: Искра, 2012.–229 с.5.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.6.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. –М.: Академия, 1999.7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –М.: ТЦ Сфера, 2005.8.Положинцев Б.И. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие. СПб.: Издво Политехн. унта, 2010. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.].–Челябинск, 2008.

Olga Gorbunova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, ChelyabinskFeatures of the selfesteem of adolescents in interpersonal conflictsAbstract.The article presents the analysis of the behavior of adolescents in interpersonal conflicts, depending on their selfassessment and selfcorrection. It is shown that the selfesteem of adolescents defines the basic strategy of behavior of adolescents in conflict situations. Key words:adolescents, selfesteem, and interpersonal conflicts.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук