Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасюк
Ю.
В. Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S1. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75049.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивности подростков. Феномен агрессивность в психолого-педагогических исследованиях понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям.
Ключевые слова:
агрессивное поведение, агрессивность, косвенная агрессия, вербальная агрессия, физическая агрессия
Похожие статьи
- Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
- Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста
- Влияние ментального здоровья учителя на агрессивность ученика
- Технология коррекционной работы по профилактике и устранению агрессивного поведения у дошкольников с патологией речи
Текст статьи
Тарасюк Юлия Васильевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскJuili1993@mail.ru
Особенности психологопедагогической коррекции агрессивности подростков
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивности подростков. Феномен агрессивность в психологопедагогических исследованиях понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность–это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям. Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, косвенная агрессия, вербальная агрессия, физическая агрессия. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Актуальность исследования агрессивности подростков определяется насущными проблемами общественной жизни. Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научнотехнических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологическинравственными трудностями, поразившими наше общество, с нарушением преемственности между поколениями, с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения.Цель исследования, представленного в статье: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование агрессивности подростков.Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:проанализировать феномен агрессивности в психологопедагогических исследованиях; изучить особенности агрессивности подростков; представить этапы, методы и методики исследования; охарактеризовать выборку и обсудить результаты исследования.Проведенный намианализ психологопедагогической литературы в аспекте темы статьи еще раз подчеркнул закономерность, которая подтверждает, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Бреслав Г.Э., ПлатоноваН.М., Долгова В.И., Аркаева Н.И., Цветкова Н.В., Крэйхи Б., Петрова А.Б., РеанА.А., Руденко В.И., Семенюк Л.М., Екимова В.И., Долгов П.Т., КрыжановскаяН.В.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]).
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившихся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов–возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям [7].Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условной типологии.Основываясь на проявлении агрессии, выявлены четыре категории детей. Дети, склонные к проявлению физической агрессии–это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Детей, склонных к проявлению вербальной агрессии отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Детей, склонных к проявлению косвенной агрессии отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Детей, склонных к проявлению негативизма, отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство–неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других [2]. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. Не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. И с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [7]. Еще один важный аспект в понимании индивидуальных различий в агрессивном поведении в подростковом возрасте связан с ролью личностных характеристик, особенно эмоционального контроля и когнитивных механизмов. Дети, для которых характерна недостаточная эмоциональная регуляция и контроль побуждений, скорее будут развивать и поддерживать модели агрессивного поведения. Таких детей часто считают обладателями трудных характеров. И им сложно сдерживать свои агрессивные побуждения в соответствии с нормами, адекватными их возрасту. Различие в характерах возникают уже в раннем возрасте и влияют на отношение к детям окружающих [5]. В структурированном виде, по мнению Г. Э. Бреслава, агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки; уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают вкачестве: средства достижения какойлибо значимой цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждения [2]. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент–это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности–темпераментов, интроверсией и экстраверсией [3, 4, 11]. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лети 14–15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 и в 13 лет. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек–к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно выражение агрессии в прямой, открытой форме непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах–прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все–таки более распространенной.Материалы и методыОпытноэкспериментальное исследование агрессивности подростков складывалось из трехэтапов:1.Поисковоподготовительный–анализ научной литературы по данной проблеме; подбор методов и методик для проведения исследования; определение цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.2.Опытноэкспериментальный–диагностика, обработка и интерпретация результатов исследования.3.Контрольнообобщающий–проверка гипотезы и оформление работы.Методы и методики В исследовании агрессивности подростков был использован комплекс методов и методик:1.Теоретические: обобщение и анализ психологопедагогической литературы. 2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: тест Айзенка «Самооценка психических состояний», Фрейбургская анкета агрессивности подростков, опросник Басса–Дарки. Результаты и обсуждениеВ исследовании агрессивности подростков приняли участие учащиеся 7 класса МАОСОШ с углубленным изучением отдельных предметов №67 при ЮУрГУ. Методом одномоментного тестирования были опрошены 25 учеников, средний возраст испытуемых составил 13 лет. По результатам теста Айзенка «Самооценка психических состояний» 40%, т. е. 10 человек имеют высокий уровень агрессивности. У детей с высоким уровнем агрессивности наблюдается несдержанность, импульсивность, часто возникают трудности при общении с окружающими людьми. 48%, т.е. 12 человек имеют средний уровень агрессивности. Такой процент выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. С окружающими подростки обычно ведут себя сдержано, но при недопонимании могут сорваться. И, наконец, 12% учащихся, т. е. 3 человека не имеют агрессивности. Данный процент показывают, что у этих детей внутреннее состояние спокойное, выдержанное.
По результатам Фрейбургской анкеты агрессивности подростков высоким уровнем агрессивности обладают 28%, т. е. 7 человек. Высокий процент обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. 64%, т. е. 16 человек имеют средний уровень агрессивности. Данный процент показывает возникновение у подростка эмоционального отчуждение при общении с окружающими, сопровождаемое подозрительностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Низким уровнем агрессивности обладают 8% испытуемых, т. е. 2 человека. Низкий показатель обычно свидетельствует о неискренности ответов испытуемого, его стремлении соответствовать социальной норме. По результатам опросника Басса –Дарки 36%, то есть 9 человек обладают высоким уровнем агрессии. Это объясняется тем, что52%, то есть 13 человек имеют средний уровень агрессии; низкий уровень агрессии имеют 12%, то есть 3 человека.Проанализировав результаты проведенного исследования, мы установили, что агрессивность наблюдается у большинства детей подросткового возраста. Это служит основанием для дальнейшего целевого психологопедагогического взаимодействия с подростками.
Ссылки на источники1.Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие/ред. Н. М. Платонова.–СПб.: Речь, 2006.–(Психологический практикум).–336 с. 52.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов/Г. Э. Бреслав.–СПб.: Речь,2007.–(Психологическая помощь).–144 с. 23.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие.–Челябинск: Искра, 2012.–229 с.4.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.5.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии/ Б. Крэйхи.–СПб.: Питер, 2003. (Концентрированная психология).–235 с. 46.Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практ. рукво: учеб. пособие/ А. Б. Петрова.–М.: Флинта: Моск. псих.–соц. ин–т, 2008.152 с. 67.Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие.–СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999.–432 с. 38.Руденко В.И. Родители и подростки [Текст]: умные отношения/В. И. Руденко.–Ростов н/Д: Феникс, 2011.–(Мир вашего ребенка).–219 с. 79.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие.М.: Московск. психол. социальный инт Флинта, 1998.–(Библиотека школьного психолога).–254 с. 110.Трудные подростки: практ. матер. По психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/ [авт.сост. В.И. Екимова].М.: Аркти, 2007.(Школьное образование).–83 с. 811.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш.проф. образования "Челябинский гос. пед. унт"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.].–Челябинск, 2008.Julia Tarasyuk,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk
Juili1993@mail.ruFeatures of psychologicalpedagogical correction of aggressive adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the features of aggressiveness undershoots. The phenomenon of aggression in psychological and educational research is focused on the quality of personality, reflected in readiness for aggression. Aggressionintensity this is a trait of personality manifests itself in more or less constant hostile attitude of man to man, animals and objects of nature and material culture, the tendency to their destruction and aggressive disproval is included in the action. Key words: aggression, aggressive behavior, indirect aggression, verbal aggression, physical aggression.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Особенности психологопедагогической коррекции агрессивности подростков
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивности подростков. Феномен агрессивность в психологопедагогических исследованиях понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность–это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям. Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, косвенная агрессия, вербальная агрессия, физическая агрессия. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Актуальность исследования агрессивности подростков определяется насущными проблемами общественной жизни. Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научнотехнических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологическинравственными трудностями, поразившими наше общество, с нарушением преемственности между поколениями, с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения.Цель исследования, представленного в статье: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование агрессивности подростков.Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:проанализировать феномен агрессивности в психологопедагогических исследованиях; изучить особенности агрессивности подростков; представить этапы, методы и методики исследования; охарактеризовать выборку и обсудить результаты исследования.Проведенный намианализ психологопедагогической литературы в аспекте темы статьи еще раз подчеркнул закономерность, которая подтверждает, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Бреслав Г.Э., ПлатоноваН.М., Долгова В.И., Аркаева Н.И., Цветкова Н.В., Крэйхи Б., Петрова А.Б., РеанА.А., Руденко В.И., Семенюк Л.М., Екимова В.И., Долгов П.Т., КрыжановскаяН.В.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]).
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившихся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов–возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям [7].Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условной типологии.Основываясь на проявлении агрессии, выявлены четыре категории детей. Дети, склонные к проявлению физической агрессии–это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Детей, склонных к проявлению вербальной агрессии отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Детей, склонных к проявлению косвенной агрессии отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Детей, склонных к проявлению негативизма, отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство–неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других [2]. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. Не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. И с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [7]. Еще один важный аспект в понимании индивидуальных различий в агрессивном поведении в подростковом возрасте связан с ролью личностных характеристик, особенно эмоционального контроля и когнитивных механизмов. Дети, для которых характерна недостаточная эмоциональная регуляция и контроль побуждений, скорее будут развивать и поддерживать модели агрессивного поведения. Таких детей часто считают обладателями трудных характеров. И им сложно сдерживать свои агрессивные побуждения в соответствии с нормами, адекватными их возрасту. Различие в характерах возникают уже в раннем возрасте и влияют на отношение к детям окружающих [5]. В структурированном виде, по мнению Г. Э. Бреслава, агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки; уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают вкачестве: средства достижения какойлибо значимой цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждения [2]. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент–это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности–темпераментов, интроверсией и экстраверсией [3, 4, 11]. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лети 14–15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 и в 13 лет. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек–к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно выражение агрессии в прямой, открытой форме непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах–прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все–таки более распространенной.Материалы и методыОпытноэкспериментальное исследование агрессивности подростков складывалось из трехэтапов:1.Поисковоподготовительный–анализ научной литературы по данной проблеме; подбор методов и методик для проведения исследования; определение цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.2.Опытноэкспериментальный–диагностика, обработка и интерпретация результатов исследования.3.Контрольнообобщающий–проверка гипотезы и оформление работы.Методы и методики В исследовании агрессивности подростков был использован комплекс методов и методик:1.Теоретические: обобщение и анализ психологопедагогической литературы. 2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: тест Айзенка «Самооценка психических состояний», Фрейбургская анкета агрессивности подростков, опросник Басса–Дарки. Результаты и обсуждениеВ исследовании агрессивности подростков приняли участие учащиеся 7 класса МАОСОШ с углубленным изучением отдельных предметов №67 при ЮУрГУ. Методом одномоментного тестирования были опрошены 25 учеников, средний возраст испытуемых составил 13 лет. По результатам теста Айзенка «Самооценка психических состояний» 40%, т. е. 10 человек имеют высокий уровень агрессивности. У детей с высоким уровнем агрессивности наблюдается несдержанность, импульсивность, часто возникают трудности при общении с окружающими людьми. 48%, т.е. 12 человек имеют средний уровень агрессивности. Такой процент выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. С окружающими подростки обычно ведут себя сдержано, но при недопонимании могут сорваться. И, наконец, 12% учащихся, т. е. 3 человека не имеют агрессивности. Данный процент показывают, что у этих детей внутреннее состояние спокойное, выдержанное.
По результатам Фрейбургской анкеты агрессивности подростков высоким уровнем агрессивности обладают 28%, т. е. 7 человек. Высокий процент обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. 64%, т. е. 16 человек имеют средний уровень агрессивности. Данный процент показывает возникновение у подростка эмоционального отчуждение при общении с окружающими, сопровождаемое подозрительностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Низким уровнем агрессивности обладают 8% испытуемых, т. е. 2 человека. Низкий показатель обычно свидетельствует о неискренности ответов испытуемого, его стремлении соответствовать социальной норме. По результатам опросника Басса –Дарки 36%, то есть 9 человек обладают высоким уровнем агрессии. Это объясняется тем, что52%, то есть 13 человек имеют средний уровень агрессии; низкий уровень агрессии имеют 12%, то есть 3 человека.Проанализировав результаты проведенного исследования, мы установили, что агрессивность наблюдается у большинства детей подросткового возраста. Это служит основанием для дальнейшего целевого психологопедагогического взаимодействия с подростками.
Ссылки на источники1.Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие/ред. Н. М. Платонова.–СПб.: Речь, 2006.–(Психологический практикум).–336 с. 52.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов/Г. Э. Бреслав.–СПб.: Речь,2007.–(Психологическая помощь).–144 с. 23.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие.–Челябинск: Искра, 2012.–229 с.4.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.5.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии/ Б. Крэйхи.–СПб.: Питер, 2003. (Концентрированная психология).–235 с. 46.Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практ. рукво: учеб. пособие/ А. Б. Петрова.–М.: Флинта: Моск. псих.–соц. ин–т, 2008.152 с. 67.Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие.–СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999.–432 с. 38.Руденко В.И. Родители и подростки [Текст]: умные отношения/В. И. Руденко.–Ростов н/Д: Феникс, 2011.–(Мир вашего ребенка).–219 с. 79.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие.М.: Московск. психол. социальный инт Флинта, 1998.–(Библиотека школьного психолога).–254 с. 110.Трудные подростки: практ. матер. По психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/ [авт.сост. В.И. Екимова].М.: Аркти, 2007.(Школьное образование).–83 с. 811.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш.проф. образования "Челябинский гос. пед. унт"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.].–Челябинск, 2008.Julia Tarasyuk,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk
Juili1993@mail.ruFeatures of psychologicalpedagogical correction of aggressive adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the features of aggressiveness undershoots. The phenomenon of aggression in psychological and educational research is focused on the quality of personality, reflected in readiness for aggression. Aggressionintensity this is a trait of personality manifests itself in more or less constant hostile attitude of man to man, animals and objects of nature and material culture, the tendency to their destruction and aggressive disproval is included in the action. Key words: aggression, aggressive behavior, indirect aggression, verbal aggression, physical aggression.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук