Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зоря Н. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 216–220. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75044.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста, исследована проблема выстраивания таких детско-родительских отношений, которые способствовали бы адекватному поведению подростков.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зоря Наталья Александровна, студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск670024@mail.ru

Особенности влияния детскородительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста

Аннотация. В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детскородительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста, исследована проблема выстраивания таких детскородительских отношений, которые способствовали бы адекватному поведению подростков.Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, подростковый возраст, детскородительские отношения.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Анализ научных источников (Бандура А., Долгова В.И., Аркаева Н.И., ЦветковаН.В., Курбатова Т.Н., Можгинский Ю.Б., Уолтерс Р., Паренс Г., Румянцева Т.Т., Сельченок К.В., Семенюк Л.В., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В. [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11]) позволил нам сделать следующие обобщения.Агрессивное поведение подростков формируется под действием совокупности социальнопсихологических (внутренних и внешних) и биологических факторов. Так, на процессы социализации и проявления агрессивного поведения подростками значительное влияние оказывают семейные отношения, стиль поведения сверстников в референтной подростковой группе и биологическая предрасположенность к проявлению агрессии.Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивному поведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых массовыми средствами информации.Формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями (Т.Г. Румянцева, [9, с. 250]):1.Родители поощряют агрессию в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.2.Родители наказывают детей за проявление агрессии. Родители, которые очень редко подавляют агрессию у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессию. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессии, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессию. Родителям, разумно подавляющим агрессию у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.Основными характеристиками детскородительских отношений являютсяхарактер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности в детскородительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, стиль общения, социальный контроль, степень устойчивости и последовательности семейного воспитания. Материалы и методыИсследование было проведено на базе МОУ СОШ №59 г. Челябинскасреди учащихся 8гокласса (16 человек). В этот период сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социальнопсихологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.Таким образом, обнаруживаетсяпротиворечие между тем, что детскородительские отношения влияют на агрессивное поведение детей подросткового возраста, с одной стороны, и отсутствием действенных мерпо его предупреждению и устранению, с другой стороны. На основе вышеизложенного противоречия была сформирована проблема необходимости выстраивания таких детскородительских отношений, которые способствовали бы адекватному поведению подростков. Наше исследование проходило в три этапа:1.Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик для констатирующего эксперимента. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. 2.Опытноэкспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам. Затем полученные результаты были обработаны, сведены в таблицы.3.Контрольнообобщающий этап: анализ и обобщение результатов контрольного эксперимента, формулирование выводов, проверка гипотезы.Задачинашего исследования:1.Теоретикометодологический анализ понятий «агрессивное поведение»и «детскородительские отношения»в различных психологических концепциях.2.Исследование агрессивности подростков.3.Исследование Детскородительских отношений.4.Исследование взаимоотношений подростков с родителями, как одного из аспектов социальной ситуации развития подростков.5.Выявление взаимосвязи между особенностями детскородительских отношений и агрессивностю подростков.С целью выявления уровня агрессивности в подростковом возрасте мы использовалиследующие методы и методики: 1.Теоретические: анализ и обобщение психологопедагогической литературы.2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: Опросник БассаДарки (для выявления особенностей агрессивности). Назначение методики: определение уровня различных видов агрессивности, а также уровня враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектнообъектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.2.Тестопросник родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варга. Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.3.Математикостатистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (программа Statistica). Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Первоначальное значение термина «корреляции»–взаимная связь. Корреляционная связь –это согласованные изменения двух признаков или большего количества признаков (множественная корреляционная связь). Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии сизменчивостью другого [6]. Охарактеризуем использованные методы и методики исследования.Анализ литературы –это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметнопрактической деятельности человека.Эксперимент –это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. В исследовании применялся констатирующий эксперимент.Тестирование –это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.Результаты и обсуждениеСогласно задачам исследования определялась корреляционная связь между формой агрессивных реакций и типами детскородительских отношений. Мы пытались определить, какие именно параметры в большей мере влияют на проявление определенной агрессивной реакции.При корреляционном анализе была использована программа расчёта корреляционных данных Statistica.

Таблица 1Общие групповые показатели уровня агрессивности, у подростков 14–15 лет, количество человек

ВидыСтепеньСлабаяСредняяСильнаяФизическая агрессия1114Косвенная агрессия187Раздражение583Негативизм367Обида493Подозрительность592Вербальная агрессия1510Чувство вины4111

Как видно из табл.1,агрессия подростков 14–15 лет имеет преимущественно среднюю и сильную степень выраженности:Физическая агрессия слабо выражена(т.е.почти не имеет место быть) у 6% (1чел.), средне выражена(т. е.бывает в редких случаях) у 69% (11 чел.), а сильно(бывает часто и выражено) у 25% (4 чел.).Косвенная агрессия слабо выражена (т. е.спокойные) у 6% (1 чел.), средне выражена(т. е.бываетприступы злобы) у 50% (8 чел.), а сильно (т. е.агрессия проявляется часто в приступах злобы и злобных намерениях) у 44% (7 чел.).Раздражение слабо выражено(т.е.негативные чувства при возбуждении проявляются не часто)у 31% (5 чел.), средне выражено(негативные чувства выражаются чаще) у 50% (8 чел.), а сильно(т. е.имеют место быть вспыльчивость и грубость при малейшем возбуждении) у 19% (3 чел.).Негативизм слабо выражен(т. е.сопротивления против авторитетов и руководства нет) у 19% (3 чел.), средневыражен (недовольства проявляются, но в корректной форме) у 56% (6 чел.), а сильно( сопротивление проявляется ярко и могут дорастать до активной борьбы) у 25% (7 чел.).Обида слабо выражена(т. е.нет недовольства окружающими) у 25% (4 чел.), средне выражена(т. е.недовольство имеет место быть, но оно не постоянное) у 64% (9 чел.), а сильно(т. е.проявляется выраженная зависть и недовольство окружающими, которые сохраняются на протяжении времени) у 21% (3 чел.).Подозрительность слабо выражена(т. е.сохраняется доверие и безопасность по отношению к людям) у 25% (5 чел.), средне выражена(т. е.недоверие и осторожность имеют место быть, но в разумных пределах) у 64% (9 чел.), а сильно(т. е.недоверие и осторожность ярко выражены и мешают человеку чувствовать себя комфортно) у 12% (2 чел.).Вербальная агрессия слабо выражена(т. е.выражение негативных чувств происходит приемлемым образом) 6% (1 чел.), средне выражена(т. е.негативные чувства могут выражаться некорректно, но это происходит не часто) у 31% (5 чел.), сильно(т. е.выражение негативных чувств всегда сопровождается криком, визгом и могут содержаться некорректные словесные ответы) у 63% (10 чел.).Чувство вины слабо выражено(т. е.человек не чувствует себя плохим, угрызение совести не проявляется) у 25% (4 чел.), средне выражено(т. е.человек адекватно оценивает свои поступки) у 6% (1 чел.), а сильно(т. е.чрезмерная самокритика, наличие угрызений совести) у 69%(11 чел.).Таблица 2Общие групповые показатели отношения родителей к ребёнку,

количество семей

ПараметрыКоличество семейПроценты (%)Принятиеотвержение6(№ 4, 5,8,12,14,16)28Симбиоз5(№2,3,9,11,14)24Авторитарная гиперсоциализация9(№2,5,6,10,11,13,14,16)43Маленький неудачник1(№6)5

По результатам тестопросника родительского отношения (см. табл. 2)по сумме параметров наиболее выраженным является параметры:1.«Отвержение» –выражается общее эмоционально положительное(принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.2.Шкала «Кооперация»–социально желательный образ родительского отношения. Выражается в стремлении взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 3.«Симбиоз»–отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. 4.«Авторитарная гиперсоциализация»–отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 5.«Маленький неудачник»–отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достижениям.По результатам тестопросника родительского отношения (см. табл.3)по сумме параметров наиболее выраженным является параметры:«Авторитарная гиперсоциализация»–43%.

Взрослый человек в этом случае ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.«Отвержение»–28%.

Взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни изза низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка и нередко своим отношением третирует его.«Симбиоз»–24%.Взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Таблица 3Корреляционная связь между формой агрессивных реакций и детскородительскими отношениями

СимбиозАвторитарнаягиперсоциализация«Маленькийнеудачник»ОтвержениеФизическая агрессияДевочки–––0,769 р≤0,05Мальчики0,596 р≤0,050,611 р≤0,050,659 р≤0,050,587 р≤0,05Вербальная агрессияДевочки0,736; р≤0,05–––Мальчики––––Косвенная агрессияДевочки0,762 р≤0,05––0,802 р≤0,05Мальчики–0,588р≤0,05––

Анализ корреляции выборки девочек и мальчиков и выборки отцов и матерей (см. Таблица 3) показал связь физической агрессии мальчиков с симбиотичностью (0,596; р≤0,05 ), с авторитарной гиперсоциализацией (0,611; р≤0,05), критерием «маленький неудачник»(0,659; р≤0,05) и отвержение (0,587; р≤0,05). Физическая агрессия девочек коррелирует только с отвержением (0,769; р≤0,05) .Вербальная агрессия девочек коррелирует с симбиотичностью родителей (0,732; р≤0,05). Корреляция вербальной агрессии мальчиков с параметрами родительских отношений не является статистически значимой.Косвенная агрессия девочек коррелирует с симбиотичностью (0,762 р≤0,05) и с отвержением (0,802 р≤0,05). Косвенная агрессия мальчиков коррелирует только с авторитарной гиперсоциализацией (0,588 р≤0,05).ВыводыПодростковый возраст –один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 13 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, изза неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Интегративными показателями детскородительских отношений являются родительская позиция, тип семейного воспитания, отношение родителя к ребенку. Дети с агрессивным поведением, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социальнопсихологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становитсянарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплениюдевиантного поведения.

Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаётобъективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.И если не помочь подростку научится контролировать свои агрессивные импульсы с этого возраста, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников (в подростковом возрасте) и склонностью к разгульному поведению (в юношеском).

Ссылки на источники1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия.–М.: Академия, 2010. 2.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие.–Челябинск: Искра, 2012.–229 с.3.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.4.Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии //Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского.–М.: Прогресс, 2010.5.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.–СанктПетербург. —2009.6.Основы математической статистики. 3е издание.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.7.Паренс Г. Агрессия наших детей.М.: Форум, 2009.8.Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок.–Минск: Харвест, 2009.9.Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии// Паренс Г. Вопросы психологии.–2011.–№1.10.Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции».–Москва, 2009.11.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.].–Челябинск, 2008.

NataliaZorya, student of psychologyDepartment, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

670024@mail.ruThe effects of childparent relationship on the aggressiveness of teenagersAbstract.The article presents the analysis of aggressive behavior and especially the scope of influence of the childparent relationship on the aggressive behavior of adolescents, studied the problem of building such childrenrowitelski relationships that would facilitate the adequate behavior of adolescents.Key words:aggression, aggression, aggressive behavior, adolescence, parentchild relationships.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук