Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисова
П.
В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S1. – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75022.htm.
Аннотация. В статье раскрыта актуальность, названы методы и методики, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
задержка психического развития, агрессивное поведение, старший дошкольный возраст, агрессивность
Похожие статьи
- Технология коррекционной работы по профилактике и устранению агрессивного поведения у дошкольников с патологией речи
- Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков
- Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста
- Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения
Текст статьи
Борисова Полина Владимировна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскporlina.borisova@mail.ru
Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрыта актуальность, названы методы и методики, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессивность, агрессивное поведение, задержка психического развития.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу среди психологов вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, требующие адекватного и эффективного преобразующего психологопедагогического взаимодействия (В. И.Долгова,Р.В.Овчарова,Р. Д.Дорофеева,В. Л.Юлдашев,А. Ф.Амиров,А. Н.Мартынов[3, 4, 5]). Исследования, посвящённые коррекции агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), единичны и в основном касаются младшего школьного и подросткового возраста Установлено, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) эмоциональное и личностное развитие не соответствует своему возрасту. К старшему дошкольному возрасту у такихдетей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожнофобическим расстройствам (К.Бюттер,Л. С.Выготский,С. Н. Еникополов,А. И.Захаров,Г. Я.Кудрина,Г.Паренс,Д. Б.Эльконин[1, 2, 6, 7, 8, 9, 10]). В настоящее время в практических исследованиях определяют тревожнофобические и агрессивнотревожные поведенческие типы у детей, но не раскрывают особенности психокоррекции этих эмоциональноповеденческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. В то время как решение проблем подготовки детей к школе, преодоления трудностей и овладения ими новой социальной ситуацией требует использования специальных психокоррекционных технологий. Таким образом, возникают противоречия между потребностями практической работы и отсутствием необходимых исследований по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. Эти противоречия и определили проблему нашего исследования, которая заключается в изучении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Методы исследования: 1.Теоретические –теоретическую основу исследования составили труды ученых по теории и практике агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.Эмпирические методы: структурализированное наблюдение по методике Г.П.Лаврентьевой, тестирование (методики: рисунок «Несуществующее животное».База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа –детский сад № 2» п. Асбест.По результатам наблюдения проведенного нами можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Низкий уровень агрессивности у шести детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.
Рис. 1. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников (по методике Г.П.Лаврентьевой «Структурализированное наблюдение»)
Тест «Несуществующее животное» относится к проективным методикам, он может предлагаться детям с пятилетнего возраста. Ряд ученых (К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и др.)считают, что рисунок животного (а также человека, дома, дерева) –это своеобразный автопортрет рисующего, так как в своем рисунке ребенок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы для него.Результаты оценивания детских рисунков: 6 детей набрали –(0,7–0,8) балла, проявив высокий уровень агрессии; 2 детей набрали –(0,4–0,5) балла, проявив средний уровень агрессии; 4 детей набрали –(0–0,2 балла), проявив низкий уровень агрессии. 0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%высокийсреднийнизкий25%25%50%xyуровень агрессивного поведения Рис. 2. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных –один нападает, другой убегает . Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Выводы:Проведенное нами исследование показало, что все агрессивные дети с ЗПР проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.Именно поэтому особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринятьсвоевременные превентивные и корригирующие меры.
Ссылки на источники1.Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.М.: Просвещение, 1997.122 с.2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.–654 с.3.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.2334.0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%высокий уровеньсреднийнизкий50%25%25%xyуровень агрессивного поведенияДолгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 4048.5.Дорофеева Р.Д., Долгова В.И., Юлдашев В.Л., Амиров А.Ф., Мартынов А.Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования// Вопросы наркологии. 2007. № 1. С. 2631.6.Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии.// Школа здоровья.–№1/199526 с.7.Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.М.: Педагогика ,1994.76 с.8.Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников.СПб.: Питер, 2004.224с.9.Паренс Г. Агрессия наших детей. М.:Юнити, 1997.160с.10.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии.–№4/1971.84с.
Polina Borisova,graduate student in the Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskporlina.borisova@mail.ruThe study of aggressive behavior in children with mental retardation preschool ageAbstract. The article considers the relevance of named methods and techniques, discussed the results of the study of aggressive behavior of children with mental retardation preschool age. Key words: senior preschool age, aggression, aggressive behavior, mental retardation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрыта актуальность, названы методы и методики, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, агрессивность, агрессивное поведение, задержка психического развития.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу среди психологов вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность, требующие адекватного и эффективного преобразующего психологопедагогического взаимодействия (В. И.Долгова,Р.В.Овчарова,Р. Д.Дорофеева,В. Л.Юлдашев,А. Ф.Амиров,А. Н.Мартынов[3, 4, 5]). Исследования, посвящённые коррекции агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), единичны и в основном касаются младшего школьного и подросткового возраста Установлено, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) эмоциональное и личностное развитие не соответствует своему возрасту. К старшему дошкольному возрасту у такихдетей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожнофобическим расстройствам (К.Бюттер,Л. С.Выготский,С. Н. Еникополов,А. И.Захаров,Г. Я.Кудрина,Г.Паренс,Д. Б.Эльконин[1, 2, 6, 7, 8, 9, 10]). В настоящее время в практических исследованиях определяют тревожнофобические и агрессивнотревожные поведенческие типы у детей, но не раскрывают особенности психокоррекции этих эмоциональноповеденческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР. В то время как решение проблем подготовки детей к школе, преодоления трудностей и овладения ими новой социальной ситуацией требует использования специальных психокоррекционных технологий. Таким образом, возникают противоречия между потребностями практической работы и отсутствием необходимых исследований по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. Эти противоречия и определили проблему нашего исследования, которая заключается в изучении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Методы исследования: 1.Теоретические –теоретическую основу исследования составили труды ученых по теории и практике агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.Эмпирические методы: структурализированное наблюдение по методике Г.П.Лаврентьевой, тестирование (методики: рисунок «Несуществующее животное».База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа –детский сад № 2» п. Асбест.По результатам наблюдения проведенного нами можно отметить, что из двенадцати детей, в особом внимании нуждаются три ребенка, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Средний уровень агрессивности у двоих детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым. Низкий уровень агрессивности у шести детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.
Рис. 1. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников (по методике Г.П.Лаврентьевой «Структурализированное наблюдение»)
Тест «Несуществующее животное» относится к проективным методикам, он может предлагаться детям с пятилетнего возраста. Ряд ученых (К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и др.)считают, что рисунок животного (а также человека, дома, дерева) –это своеобразный автопортрет рисующего, так как в своем рисунке ребенок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы для него.Результаты оценивания детских рисунков: 6 детей набрали –(0,7–0,8) балла, проявив высокий уровень агрессии; 2 детей набрали –(0,4–0,5) балла, проявив средний уровень агрессии; 4 детей набрали –(0–0,2 балла), проявив низкий уровень агрессии. 0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%высокийсреднийнизкий25%25%50%xyуровень агрессивного поведения Рис. 2. Распределение уровней агрессивного поведения у старших дошкольников по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.), изображение двоих животных –один нападает, другой убегает . Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. Выводы:Проведенное нами исследование показало, что все агрессивные дети с ЗПР проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.Именно поэтому особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринятьсвоевременные превентивные и корригирующие меры.
Ссылки на источники1.Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.М.: Просвещение, 1997.122 с.2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.–654 с.3.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.2334.0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%50%высокий уровеньсреднийнизкий50%25%25%xyуровень агрессивного поведенияДолгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 4048.5.Дорофеева Р.Д., Долгова В.И., Юлдашев В.Л., Амиров А.Ф., Мартынов А.Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования// Вопросы наркологии. 2007. № 1. С. 2631.6.Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии.// Школа здоровья.–№1/199526 с.7.Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.М.: Педагогика ,1994.76 с.8.Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников.СПб.: Питер, 2004.224с.9.Паренс Г. Агрессия наших детей. М.:Юнити, 1997.160с.10.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии.–№4/1971.84с.
Polina Borisova,graduate student in the Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskporlina.borisova@mail.ruThe study of aggressive behavior in children with mental retardation preschool ageAbstract. The article considers the relevance of named methods and techniques, discussed the results of the study of aggressive behavior of children with mental retardation preschool age. Key words: senior preschool age, aggression, aggressive behavior, mental retardation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук