Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елькина Л. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 3-го класса «Праздник вятской картошки» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75056.htm.
Аннотация. В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» демонстрируется проектная технология формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; методы и приемы усвоения фольклорных традиций русского народа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елькина Людмила Николаевна,учитель начальных классов МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Внеклассноезанятие внеурочной деятельности для 3гокласса«Праздник вятской картошки»

Аннотация.В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» демонстрируется проектная технология формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; методы и приемы усвоения фольклорных традиций русского народа.Ключевые слова:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; проект, предметные результаты обучения, картофель –«второй хлеб».Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Фольклорный праздник –особая форма деятельности в начальной школе, которая предусмотрена в курсе дополнительной образовательной программы «Литература Вятского края». Праздник готовится коллективом одного класса для целой параллели. В коллективном творческом деле участвуют все: родители, дети, классный руководитель. Родительским комитетом и классным руководителем разрабатывается проект праздника. На подготовительном этапе класс разбивается на группы, начинается сбор информации для сценария. Это сведения об истории появления картошки в России, на Вятке; материалы о целебных свойствах картофеля, его выращивании, приготовлении из него различных блюд. Идет подборка песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок и частушек. Музыкального оформления. Шитье и изготовление костюмов, бутафорской принадлежности. На основном этапе составляется сценарий, подбираются исполнители, проходят репетиции. Продуктом проекта на третьем заключительном этапе является сам праздник. В результате воспитание гимназистов становится не досуговым, а мыследеятельностным, в процессе которого идет формирование личностных и метапредметных результатов.Цель: создание условийдля приобщения учащихся к знаниям о народных традициях посредством коллективной творческой деятельности, разработке минипроекта.Задачи:1)акцентировать внимание детей младшего школьного возраста на культурных особенностях и фольклорных традициях русского народа; 2)способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности детей; 3)создать развивающуюся среду, способствующую погружению детей в атмосферу русского национального быта; 4)привлечь к активному участию в подготовке и проведении праздников родителей и других членов семьи. Планируемые результаты:Личностные:уважительное отношение к родному Вятскому краю, его народу, языку, культуре, истории, традиции, праздникам, труду и творчеству вятчан; понимание семейных ценностей. Регулятивные:осуществлять оценку и взаимооценку деятельности, контроль и взаимоконтроль.Познавательные:уметь работать с разными источниками и формами информации для извлечения главного, существенного; пользоваться Интернетресурсами.Коммуникативные:использовать монологическую и диалогическую формы речи с применением речевых средств, адекватных речевой ситуации;уметь сотрудничать и договариваться; уважать мнения других.Оборудование:пословицы и поговорки на плакатах;атрибуты для игр;картофель, декорации для постановки сказок, костюмы.

Ход занятияДети исполняют песню «Картошка» (Композитор В. Шаинский, автор текста М. Львовский). Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались в этом зале. Какой же праздник у нас на этот раз? Послушайте загадку:Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далекий птицы улетели,Если небо хмурится, если дождик льется,Это время года…. как оно зовется? (Осенью)

Инсценирование стихотворения «Ссора»Однажды картошка приходит к морковкеИ видит: морковка лежит в упаковке –Морковка, морковка, скажи мне на милость: Куда это нынче ты так нарядилась?–Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:Сегодня меня пригласили к ножу.Меня без тебя пригласили к нему,Тебя я, картошка, с собой не возьму.Картошка сказала: «Подумаешь, нож!Чихать мне на то, что меня не возьмешь!Две ложки меня пригласили на щи.Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»Еще пригласили меня в 3 класс,У них между прочим «Праздник Вятской картошки» сейчас (хором)

Оформление:1ячасть зала –Владенье Бабыяги; 2ячасть –жилище людей. (На столе тарелка с поганками и с мухоморами); поднос с картофелем.Действующие лица:Бабаяга, Леший, Кощей, Змей Горыныч, Картошка в мундире, народ.1 Ведущий:Как с детства, мы все любим сказки.Приключения, чудеса,В них добро срывает маски,Побеждает в них краса.2 Ведущий: Былью сказочных миров,Насладиться ты готов?И так внимание друзья,Это пропустить нельзя.Ведущие:Раздватри –Двери в сказку отвори.1 Сцена: Владенье Бабыяги1 Ведущий:В некотором царстве,В некотором государствеТам где лес или тайга,Есть везде своя ЯгаА вот наша Яга,Из Кирова (Входит Бабаяга и за ней Кощей).2 Ведущий:И при ней Кощей БессмертныйБабке преданный слуга.Дружит она с лешими (входит Леший)Коннымии пешими,И всегда голоднымиВедьмами болотными. 1 Ведущий:Сидит Бабаяга ест свои мухоморы и поганки (под музыку) морщится. Бабаяга:Фуу, ну и продукты, совсем есть не возможно (отодвигает тарелку).2 Ведущий:Бабаяга целый месяц в постели.Хворь инедуги её одолели.Бабаяга:Ах, я бедняжка! (вздыхает Яга) Ноет моя костяная нога,Пальцы не гнутся,Стреляет спина.Нужен мне врач,Я слаба и больна!Ойойой совсемСо здоровьем тугоА я ведь ещё молодаМне всегото 300 лет.Леший:Эй, ты душка, моя старушка.Да что ты, так жалуешься?Бабаяга:Оой, чавойто худо мне!Слышь? как хрустнуло в спине.Да и Кощеюшка перестал помогать, может ему позвонить… (достаёт телефон, звонит) Леш: Да вот смотри, Кощеюшка спешит ЗмеяГорыныча подгоняет. (Подлетают Змейс Кощеем)ЗмейГор:Жжжжж Что случилось? Жжжжж.Бабаяга:Ты Горыныч, не жужжи, лучше службу сослужи.Кощей и Змей: Тааак, готовы мы помочь! Говори, что надо?Бабаяга:Далекодалеко, там–Где круглый год, светит солнце, поют птицы, цветут сады, дружно люди выращивают овощ. Я слышала, что она помогает от болезней и недугов. Я хочу, чтобы доставили вы, этот заморский овощ мне. Кощей:Хорошо, доставим овощ. В путь Горыныч соберись! Змей:Чтоожж летим. (обращается к Кощею–Улетают…….Облетают землю).Змей:Смотри, Кощей, вот та земля, мне посадка нужна.Кощей:Вон на поле приземлись. Давай послушаем народ, что говорят об этом чудоовоще (Прилетев, становятся с боку у жилища).2 Сцена–Жилище людей:1 Ведущий:На этот раз пойдёт рассказО той кто шесть имеет глаз, А иногда и семь и пять,Что, в прочем можно сосчитать.О той, кто зиму сладко спал,Забравшись осенью в подвал.О той, кого на кухню к намВесною притащил я самО той, чьи странные глазкиРосли день ото дня.О той, кто был знаком со мнойНо не видал меня.Подумайте немножко, Что это? (картошка)2 Ведущий:Ах, картошка–объеденье, Детей и взрослых идеал. Тот не знает наслажденья, Кто картошку не едал. Знают о картошке все на свете Богачи и те, кто не богат.Всяк её посвоему готовит,Каждый на столе картошке рад. И кто жарит, и кто парит,Кто печёт и кто толчёт,Но едят ее повсюду.Все:Ей и слава, и почёт!2 Ведущий:Свойство царское имела:Накормить народ сумела.Словом, наша речь о том,Как пришёл картофель в дом!Обо всех свойствах, об уходеО работе в огородеО поделках вкусной пище,Всем узнать не будет лишним.Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли посвоему: Англичане –потатоФинны –тартуИтальянцы –тартуфольФранцузы –пом де террНемцы –картофельнНо первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов –«тартофелем», народ назвал картофелем. Ведущий:500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение–картофель. Новот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное–клубни.Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Ктото из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у когото перекосилось лицо, ктото выбежал изза стола.Не везде приняли картошку. Коегде в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка,–«чертово яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку прорепку? Для чего нужна была дедке большая–пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «первым»хлебом, а картофель «вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.Кощей и Змей: А как это чудоовощ выращивают?Закопали в землю в маеИ сто дней не вынимали,А копать под осень сталиДесять из земли достали.Она в дождик, она в зной Прячет клубни под землёй. Клубни вытащишь на светВот и завтрак и обед.У нас семейка велика

Не похлебаешь молока.Успевай брать ложку Чтобы есть картошку.Хоть хвалится не приличноНо должны мы вам сказатьБез картошки, на отличноНе поесть, не поплясать.Кощей:Этот овощ нам подходит, будет рада нам Яга.Змей и Кощей:Вот спасибо, вам за овощ, в Киров полетим и Ягу мы вылечим (Поблагодарив, улетают …….. прилетают во владенье БЯ).

3 сцена –Владенье Бабыяги:Кощей:Вот Бабаяга, привезли мы вам «Чертово яблоко», задание выполнено.Змей:Эта диковиннозаморская овощ очень полезна.Вход картошки.Бабаяга:Даэто ещё кто? Картошка:Как это кто? Я картошка.Меня единственную в мире, Не просто варят, а в мундире.Бабаяга:Вот услужили, вот удружили. Как я рада. Стану выращивать и разводить картофель да кушать. Своё здоровье поправлять, хочу быть я красивой, вечно молодой.1 Ведущий:Вот от радости, как выздоровела Бабаяга так напекла, нажарила много блюд из картошки: Готовы для Женечки с картошкой варенички, а для Толи, Коли, Юли румяные дранички, а Аделе и Данииле картошечка в мундире, а для Саши, Паши печёной картошки, а для Кристиночки жареной картошки.2 Ведущий:Ну а для всех вас друзья, пирожки с картошкой.Так картошку полюбила, это Бабаяга, сама ела да хвалила, со всеми делилась. Так прославилась картошка и во владеньи Яги.Все: Знают люди с давних лет, что вкусней картошки нет!! ( Все встают в ряд.)1.Хоть хвалиться неприлично,Но пришли мы вам сказать:Без картошки на «отлично»Ни поесть, ни поплясатьДаже вкусный огурецЛишь с картошкой молодец.2. Хоть сердит зеленый лук,А картошка –лучший друг,Из картошки там и тутНужный делают продуктИ недаром, ведь, картошкуВторым хлебушком зовут.Какой же вятский садится за обеденный стол без картошки? И в супчике она вкусна, и гарнира лучше, чем жареная, с румяной корочкой картошечка, не сыскать. А до чего аппетитна она, еще обжигающая пальцы, вынутая из золы прогоревшего костра. У вятских любовь к картошке особая, оттого и считают ее «вторым хлебом». Встарь почтение выражалось в обращении не иначе, как «матушка картошка». И она за любовь эту платила взаимностью: спасала от голодной смерти в военные годы, выручала в безденежный период перестройки. Возлагая на картошку надежды как на спасение «в случае чего», выращивали ее как в хозяйствах, так и на домашних огородах много.Он и в дождик, он и в знойПрячет клубни под землей. Клубни вытянешь на свет Вот и завтрак и обед. Лежит между горТолстый Егор. Он и в мундире хорош и раздетый, А ляжет в золу, вкусней его нету. В нем очень много витаминов, Минералов и крахмал. Он ценный, вкусный и полезный, Его любит, стар и мал. Учитель.А сейчас послушайте полезные советы.1.Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями–60–70%, а нарезанный–лишь 35–50%.2.Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на часдва в воде,и притом целыми клубнями.3.Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.4.Если вам нужно заранее очистить картофель–храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.5.Солить картофель при варке лучше всего за 5–10 миндо его полной готовности.6.Картофель в «мундире»не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.7.Картофель, сваренный в «мундире», легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.8.Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой –традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.9.Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.10.Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.11.Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.Под землей росла девица, Но свежа и круглолица. Громко лает пес Антошка:Гав! Гав! Гав!–привет, картошка!

Песня «Антошка». (Муз. В. Шаинского) Дети исполняют танец «Антошка»Ведущий Ребята, прежде чем выкопать картошку, что нужно сделать? Посадить ее. Мы возьмем ведеркиДа и в путь –дорожку, Дружба нам поможет Посадить картошку. Эстафета «Посади картошку».Дети делятся на две команды.

Первые игроки берут с «ведра»по одной картошке, бегут вперед обруча, кладут картошку в обруч, возвращаются в команду.Эстафета «Выкопай картошку»Обруч –в нем картошка. Каждый игрок бежит, берет одну картошку, возвращается в команду, кладет в корзину.Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».Льют осенние дожди (Мы не спорим!)Ждет весна нас впереди (Спорим!)Целый день мели метели (Спорим!)Лист с деревьев опадает ( Мы не спорим!)Ландыш белый расцветает (Спорим!)В роще соловьи запели (Спорим!)А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!) Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)Есть размером с чемодан (Спорим)На ветвях цветет бурьян (Спорим)Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)Вбегает доктор Пилюлькин. Он озабочен, под мышкой градусник, пока бежит по залу, ставит его детям под мышки. Доктор Очень хорошо! Очень хорошо! Я как раз вовремя. Поступила телеграмма, что дети много говорят о картошке, может, им нужна моя помощь? Уу! Глазато как горят —Температура у ребят. Знаю средство я одно, Давно проверено оно:Над картошкой подышали –Сразу все здоровы стали. Зачихала детвора –Лечить картошкой их пора! Будем горло прогревать! Будем тёплый пар вдыхать! (Дети вдыхают носом воздух и выдыхают через рот 3–4 раза).ДокторНад картошкой подышали? Сразу все здоровы стали! Вот и всё! И все здоровы! Можете смеяться! А теперь, друзья Мы можем посоревноваться! Эстафета «Пронеси картошку в ложке».Даются ложки с картошкой. Задача: пробежать до обруча и обратно и не уронить картошку.Доктор А сейчас еще игра, Будем веселиться, детвора! Вкружок, ребята все ставайтеИ картошку собирайте! Дети стоят в кругу. Возле каждого на полу лежит картошка. Под музыку –идут по кругу. Музыка останавливается –поднимают картошку. Игра–на выбывание).Доктор (обращается к ведущему):

Да, за ваших ребят, Я, признаюсь, очень рад! Быстрые и смелые, Ловкие, умелые! Ведущий. Спасибо, доктор Пилюлькин. (Раздаётся телефонный звонок. Доктор берёт трубку, отвечает):Успокойтесь, не реветь! (ведущему) Новый вызов. Мне к больному нужно успеть. (Прощается, убегает).Ведущий. А сейчас, мои ребятки, Отгадайтека, загадки. Загадки. И зелен, и густНа грядке вырос куст. Покопай немножко:Под кустом (картошка) Это чудо плодЕе едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошкаВезде присутствует (картошка) Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножкоВедь, правда, вкусная… (картошка?) Ведущий. Ребята, послушайте пословицы про картошку. Картошка да каша–еда наша. Голодному и картошка лакомство. Картофель хлебу подспорье. Картошку копать, не руками махать. С картошкой мы сегодня играли, Стихи про нее читали. Ставьте ушки на макушке –

Про нее споем частушки. Частушки

1.Гармонист, гармонист,Разверни гармошку,Мы сегодня пропоемчастушки про картошку.2.Посадили мы картошку Колорадский жук пришёл Вышел дед копать картошку А картошки не нашёл.3.Лучше песен про картошкуВ мире не было и нет,Мы споем вам про картошку,А вы хлопайте в ответ.4.Ох, картошечка, картошка,Ах, какая тебе честь!Кабы небыло картошки,Так чего бы стали есть?5.Эх, картошка, ты картошка,Ты любимая моя,Беру ложку, ем картошкуНе хожу голодный я.6.Мы картошку убирали,Я без дела не сижу:Папа роет, мама носит,Ну, а я руковожу.7.Папе с мамой помогалСобирать картошку.Он –ведро, она –ведро,Ну, и я немножко.8.Посадили мы картошку,Колорадский жук пришел.Вышел дед копать картошку,А картошку не нашел.9.Я мультфильм люблю смотреть,Про рыжего Антошку.И всегда в обед беруСвою большую ложку.10.Без мундира и в мундиреВся картошка хороша.Целый год едим картошкуДенег нету ни гроша.11.Мы картошечку сажалиВ огороде, у ворот.Зацвели на ней цветочки,Пусть любуется народ.12.В огород пришла коза,Растопырила глаза: –Где же лук? А где горошек?Все засажено картошкой.13.Повар жарил, поварпарил,На диване задремал.А потом вместо картошкиУгольки одни собрал.14.Братец мой по кухне рыщет,Целый час картошку ищет,Ну а мнето что за дело,Я ее давно уж съела.15.Ах, картошка, ты картошка!До чего же хороша!И пожаришь, и попаришь,А как съешь –поет душа!16.Я картошку утром ела,Так старалась, так пыхтела,Что картошка –на бровях,На носу и на ушах.17.Мы все лето ели кашу,Молоко, окрошку,А сегодня будем естьПеченую картошку.18.Не хочу я пить компот, Не хочу варенье. Ах, картошка, ты картошка–

Просто объедение! КАРТОШКА. Она в князья не набивалась, В стихи и песни не прошла,Когда ростками выбивалась Изпод земли, когда цвела... Так робко, будто понарошке, Он набирался над ботвой–

Чернильнобелый цвет картошки. Размытый дождевой водой! Ей жизнь досталась на задворках, А в это время на виду Благоухали розы гордо. Пионы пыжились в саду. И хлебу, работягехлебу Достались красные слова: Он–золотой под синим небом–

Всему живому голова. А ей все это и не нужно, Она посвоему живет: Она работает натужно, Не уповая на почет, Изпод земли, из самой глуби, Через каменья и песок В крахмальносахарные клубни Вбирает сокровенный сок, Случайно ль в памяти народной, В ее незримой глубине Таится быль о непогодной Весне–и дальше: о войне?.. И что там вкус плодов красивых И цвет нездешних ярких трав. Когда зимой любой в России Картошке вымолвит спасибо, И вспомнит все. И будет прав!Дети исполняют песню «Картошка»и выходят из зала. РефлексияПроводится в классе, который разрабатывал проект праздника: (для оценки своей работы предлагается ответить на три вопроса:1.Что язнаю, чего не знал раньше?2.Что яумею делать, чего не умел ранее?3.Что ятеперь делаю, чего ранее не делал?Проводится с приглашенными на праздник детьми:1.Чем запомнился праздник?2.Какое настроение создал вам праздник?

Lyudmila Elkina,

Primary school teacher, Alexander Grin gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruExtracurricular Activity for the 3rdForm“Vyatka Potatoes Holiday”Abstract.The article demonstrates the project technology of forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course “Literature of the Vyatka region”. It also shows methods and techniques of learningRussian folk traditions.Key words:personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; project, the subject learning results, potatoes are the “second bread”.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»