Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топчиева
В.
И.,
Котляр
Т.
М. Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75113.htm.
Аннотация. В статье раскрывается субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям, определяется его влияние на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников.
Похожие статьи
- Социально-правовое регулирование семейных отношений: современное состояние, перспективы развития
- Творчество А. С. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания учащихся киргизских школ
- Существенные различия понятий «мораль» и «нравственность»
- ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЗАЩИТНИКА В СУДЕ
Текст статьи
Топчиева Вера Ивановна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниverasgpi@mail.ru
Котляр Татьяна Михайловна,
магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниtatiana.kotliar@yandex.ru
Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников
Аннотация.В статье раскрываетсясубъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям, определяется его влияние на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников. Ключевые слова:общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, начальная школа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Выработанная за последнее десятилетиявзвешенная государственная политика в области образования и воспитания российских граждан сформировала оптимальный баланс между национальными (общефедеральными, общероссийскими) ценностями, традициями и приоритетами, с одной стороны, и потребностями интеграции российской системы обучения в общеевропейские и общемировые образовательные процессы–с другой [1].И тем неменее в современной школеучитель начальной школы испытывает определённые затруднения в организации воспитания своих воспитанников. На родительских собраниях, все чаще можно наблюдать картину, где около половины родителей игнорируют приглашения учителя. Зачастую дети остаются без должного внимания со стороны семьи, такие дети отличаются слабостью нравственноэтических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и учебной деятельностью. Всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают «что такое хорошо и что такое плохо».К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. По какому же каналу «изливается» воспитательная сила? Этот канал–межличностное взаимодействие взрослого с ребенком, в процессе которого идет развитие не только мл. школьников, но и изменение личности воспитателей. Именно от личности учителя во многом зависит как ребенок будет относиться к преградам, возникающим при взаимодействии с окружением [2]. Поэтому нами была предпринята попытка изучить субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям. В процессе исследования нам было интересно узнать, каким является дифференцированное отношение к детям. Мы исходили из положения о том, что профессиональная позиция учителя предполагает безусловно положительное отношение к любому ребенку, невзирая на личные привязанности, индивидуальные особенности, что часто влияет на установление позитивного взаимоотношения. Однако, в практике работы учителя не только выделяют детей по своему отношению к ним, но и часто не могут контролировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных ситуациях взаимодействия смладшими школьниками, что показывает смешение профессиональных и личностных позиций. В беседах с учителями отмечалось проявление внутреннего конфликта между пониманием профессиональной позиции и реальным воплощением поведенческих реакций во взаимодействиях с детьми. В процессе исследования учителям было предложено выразить свое отношение к детям по шкале от 0до 100%. Результаты этих ответов представлены на рисунке.
Распределение учителей по их отношению к детям
На рисунке графически представлено отношение учителей к детям в %. По горизонтали расположены границы процентных отношений, а по вертикали непосредственное отношение учителей к детям.При анализе полученных результатов были выделены четыре уровня отношения учителей к детям. Первый уровень–от 80 до 100%; второй–от 60 до 80%; третий–от 40 до 60%; четвертый–от 20 до 40%. Рисунок показывает, что большинство учителей проявляют положительное отношение к детям, соответствующее первому уровню. Такое отношение к детям выразили 55% учителей. Остальные 45% выражают свое положительное отношение к детям с некоторыми условиями, оговорками, то естьу них нет безусловного принятия детей. В своем отношении они, возможно, отталкиваются от обобщенного, идеального образа ребенка, поэтому какие то качества детей они принимают, а какие то отвергают. Причем к 11,1% мл. школьников учителя выразили отношение на 20 40%, что на наш взгляд, свидетельствует о том, что идеальный образ ребенка у учителя не совпадает с образом реального ребенка, с которым он взаимодействует. Так как происходит такое несовпадение, то и способы реагирования учителя часто носят неадекватный характер. Для подтверждения этого предположения нами была использована методика ЦТО–Цветовой Тест Отношений. Проективные выборы осуществлялись с обеих сторон, как со стороны детей, так и взрослых, что позволило выявить влияние учителей на отношение к ним детей. Данные по взаимным цветовым предпочтениям учителей и мл. школьников представлены в табл.1.
010203040506020-40%40-60%60-80%0-100%Таблица 1
Цветовые выборы учителей по отношению к младшимшкольникам и младших школьников по отношению к ним(%)
Анализируя обобщенный цветовой ряд выборов учителей начальной школы к детям (35412067), мы пришли к следующим выводам: у учителей по отношению к детям наблюдается стремление производить впечатление, вызывать интерес, быть броскими. У них преобладает потребность в активной деятельности. Собственное благополучие зависит от гармонии отношений. Так, если нет гармонии в ближайшем окружении (например, в семье) то это влияет на их собственное благополучие, а также на благополучие детей. Вместе с тем у учителей отмечается недостаток уверенности в своих силах, приспособление к требованиям ситуации. Пребывание в стрессе и тревоге.Такое состояние учителя имеет высокую степень воздействия на школьников, поскольку возрастные особенности их эмоциональной сферы предрасполагают к этому. С другой стороны, у детей ярко выражена потребность в активных взаимодействиях с учителем.Анализ обобщенных цветовых рядов ученических выборов по отношению к учителям 43527601, показал, что все ученики по отношению к педагогам стремятся завоевать их внимание, признание. Они полны ожиданий от общения с ними. Также у всех мл. школьников исследуемой выборки, отмечается потребность в признании со стороны окружающих.Результаты показывают, что у мл. школьников с адекватной и неадекватной половозрастной идентификацией на первом месте по отношению к воспитателю стоит желтый цвет 25% и 34% соответственно.Сопоставление цветовых выборов детей с адекватной и неадекватной идентификацией с выборами учителей показало, что их совпадения наблюдаются очень редко, это подтверждает противоречивость между потребностями во взаимоотношениях и их реальной реализацией у учащихся и учителей.ЦветЦветовые выборы воспитателей по отношению к детямЦветовые выборы детей с адекватной половозрастной идентификациейЦветовые выборы детей с неадекватной половозрастной идентификациейКво выборов%Кво выборов%Кво выборов%Синий2614,553,812Зеленый2212,22116,136Красный4022,226201020Желтый2815,632251734Фиолетовый3016,62418,5816Коричневый105,68636Черный63,38648Серый181064,648Всего18010013010050100Как уже отмечалось выше все школьники принимавшие участие в исследовании стремятся к завоеванию признания, внимания со стороны учителя.В то же время у школьников с неадекватной половозрастной идентификацией проявляется конфликтное напряжение и ощущение повышенной потребности в полном взаимопонимании и чуткости близких (5 0). У большинства школьников нашей выборки выявилась неудовлетворенность во взаимоотношениях при осознании своей зависимости от объекта привязанности. Стремление сохранить активность, завладеть вниманием и эмоциональным расположением со стороны значимого взрослого. Дети с неадекватной половозрастной идентификацией испытывают по отношению к учителю эмоциональную неудовлетворенность, потребность в сотрудничестве. У них фрустрирована потребность в позитивной самооценке и уважении со стороны окружающих. Противодействие окружающих воспринимается как враждебность, что приводит к стрессу и разладу межличностных отношений.Таким образом мы видим, что учителя хотят видеть в своих воспитанниках усидчивых, сосредоточенных послушных учащихся, а дети в свою очередь нуждаются в учителях как в соучаствующих значимых взрослых, принимающих и понимающих их эмоциональные состояния.Поскольку нами была выявлена противоречивость образа ребенка, существующего у учителя и реальным ребенком, то возникло предположение об усугублении данного противоречия в конфликтных ситуациях, которые могут стать либо источником личностного развития, либо затормозить его[3]. Для этого была использована методика изучения фрустрации С. Розенцвейга. Мы предлагали учителям сначала выполнить взрослый вариант, а затем детский вариант методики. Причем, предлагая детский вариант, мы просили разрешить ситуацию так, как по их мнению должен выйти из нее ребенок. Такая инструкция, по нашему мнению, должна была стимулировать поиск более конструктивных способов решения фрустрирующей ситуации. Поведение во фрустрирующей ситуации показывает адекватность или неадекватность реагирования воспитателей. Результаты обоих вариантов представлены в табл.2.
Анализ данной таблицы показывает, что как во взрослом, так и в детском вариантах ответов воспитателей преобладают реакции экстрапунитивного направления 52,2% и 55,9% (соответственно). В ответах детей, принимавших участие в исследовании, также преобладают такие реакции и их количество составило 58,8%. Далее по количеству во взрослом варианте были зафиксированы реакции интуитивного характера 25,2%, интуитивных реакций в ответах воспитателей всего на 2,6% меньше и они составляют 22,6%. В детском варианте ответов учителей преобладают реакции интуитивного характера 25,4%, интуитивные реакции составляют 18,7%. У школьников, исследуемой выборки, распределение процентных соотношений по импунитивному и интропунитивному направлению составило 24% и 17,2% (соответственно). По направлению реакций у учителей как во взрослом, так и в детском вариантах преобладали реакции по типу ЕЭ 50% и 53,9%, у школьников также преобладали реакции «с фиксацией на самозащите»58,4%. Ответы учителей на взрослый вариант методики показали, что у них одинаковое количество реакций «с фиксацией на препятствии» и реакций «с фиксацией на удовлетворении потребностей»–25%. В то время как в ответах на детские ситуации преобладают реакции «с фиксациейна удовлетворении потребностей»–31,3%, затем реакции «с фиксацией на препятствии»–14,8%, в детских ответах мы наблюдали те же самые реакции «с фиксацией на удовлетворении потребностей»–24,6%, реакции «с фиксацией на препятствии»–17%.Таблица 2 Профили фрустрациониых реакций учителей (взрослый и детский варианты, %)
Таким образом,все вышеизложенное позволяет заключить, что: по собственному мнению учителей к большинству школьников (55%) они относятся безусловно положительно, а к 45% учащимися–с некоторыми оговорками. Хотя результаты проективного исследования отношения учителей к школьникам выявили противоречие между восприятием образа ученика его учителеми реальными особенностями конкретного ребенка. Учителя в большей степени ждут от учащихся дисциплинированности, усидчивости, серьезности, активности на занятиях, тогда как ученики хотят эмоционального участия и принятия их учителем.Одним из магистральных направлений психологической и воспитательной работы в начальной школе является личностное развитие ребенка[4].Однако в настоящее время начальная школа определяется как подготовительный этап к обучению в основной школе, что привело к широкому распространению в практике начальнойсистемы обучения детей по многим признакам схожей с обучением школьного типа среднего звена. Но при этом часто не учитываются особенности возраста и недооцениваются возможности личностного развитиямладшего школьника, причем не в абстрактной и расплывчатой туманности «всестороннего и гармоничного развития личности», а в конкретных формах поведенческого репертуара ребенка, его качествах и характеристиках.
Ссылки на источники1.Топчиева В. И. Дискуссии о содержании и структуре школьного исторического образования второй половины 1980х –начала 1990х гг. // Мировое сообщество: проблемы социальноэкономиеского и духовнополитического развития: сб. науч. ст. Всерос. науч.практ. конф. (г. Новороссийск, 18–19 апреля 2013 г.). –Пенза: Издво ПГУ, 2013. –С. 219.2.Днепров Э. Д.Ушинский и современность / Гос. унт –Высшая школа экономики.–М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.–С. 45.
3.АболинЛ. M., Валиахметов Х. Х. Духовнонравственное развитие личности в событийной деятельности. –Казань: Издво «Карпол», 2002.–С. 45.4.МельниковаН. В.Эмоциональное проявление нравственных чувств // Духовнонравственное воспитание в образовании: роль социогуманитарных дисциплин: материалы конф. Ч. 2. –Уфа: Издво филиала ГОУ ВПО «МГОПУ им. М. А. Шолохова», 2006. –С. 15.
Vera Topchiyeva,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanverasgpi@mail.ruTatyana Kotlyar,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP ПрофильФрустрационные реакцииЕIМООЕВЫ
РСредние нормативы для взрослых36,235,128,328,936,634,1Взрослый52,225,222,6255025Детский55,918,725,414,853,931,3"Management of the Educational Organization", Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubantatiana.kotliar@yandex.ruThe influence of the teacher's personality on the formation of moral and creative qualities younger studentsAbstract.This article deals with the subjective level of attitudes of primary school teachers to children is determined by its effect on the formation of moral and creative qualities of younger students.Keywords:Secondary School, humanism, ethics, morality, elementary school.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
Котляр Татьяна Михайловна,
магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниtatiana.kotliar@yandex.ru
Влияние личности учителя на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников
Аннотация.В статье раскрываетсясубъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям, определяется его влияние на формирование нравственных и креативных качеств младших школьников. Ключевые слова:общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, начальная школа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Выработанная за последнее десятилетиявзвешенная государственная политика в области образования и воспитания российских граждан сформировала оптимальный баланс между национальными (общефедеральными, общероссийскими) ценностями, традициями и приоритетами, с одной стороны, и потребностями интеграции российской системы обучения в общеевропейские и общемировые образовательные процессы–с другой [1].И тем неменее в современной школеучитель начальной школы испытывает определённые затруднения в организации воспитания своих воспитанников. На родительских собраниях, все чаще можно наблюдать картину, где около половины родителей игнорируют приглашения учителя. Зачастую дети остаются без должного внимания со стороны семьи, такие дети отличаются слабостью нравственноэтических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. Эти характеристики коррелируют с нарушениями поведения, общения и учебной деятельностью. Всё больше встречается агрессивных и тревожных детей, которые способны на безнравственные поступки, которые не понимают «что такое хорошо и что такое плохо».К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. По какому же каналу «изливается» воспитательная сила? Этот канал–межличностное взаимодействие взрослого с ребенком, в процессе которого идет развитие не только мл. школьников, но и изменение личности воспитателей. Именно от личности учителя во многом зависит как ребенок будет относиться к преградам, возникающим при взаимодействии с окружением [2]. Поэтому нами была предпринята попытка изучить субъективный уровень отношения учителей начальной школы к детям. В процессе исследования нам было интересно узнать, каким является дифференцированное отношение к детям. Мы исходили из положения о том, что профессиональная позиция учителя предполагает безусловно положительное отношение к любому ребенку, невзирая на личные привязанности, индивидуальные особенности, что часто влияет на установление позитивного взаимоотношения. Однако, в практике работы учителя не только выделяют детей по своему отношению к ним, но и часто не могут контролировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных ситуациях взаимодействия смладшими школьниками, что показывает смешение профессиональных и личностных позиций. В беседах с учителями отмечалось проявление внутреннего конфликта между пониманием профессиональной позиции и реальным воплощением поведенческих реакций во взаимодействиях с детьми. В процессе исследования учителям было предложено выразить свое отношение к детям по шкале от 0до 100%. Результаты этих ответов представлены на рисунке.
Распределение учителей по их отношению к детям
На рисунке графически представлено отношение учителей к детям в %. По горизонтали расположены границы процентных отношений, а по вертикали непосредственное отношение учителей к детям.При анализе полученных результатов были выделены четыре уровня отношения учителей к детям. Первый уровень–от 80 до 100%; второй–от 60 до 80%; третий–от 40 до 60%; четвертый–от 20 до 40%. Рисунок показывает, что большинство учителей проявляют положительное отношение к детям, соответствующее первому уровню. Такое отношение к детям выразили 55% учителей. Остальные 45% выражают свое положительное отношение к детям с некоторыми условиями, оговорками, то естьу них нет безусловного принятия детей. В своем отношении они, возможно, отталкиваются от обобщенного, идеального образа ребенка, поэтому какие то качества детей они принимают, а какие то отвергают. Причем к 11,1% мл. школьников учителя выразили отношение на 20 40%, что на наш взгляд, свидетельствует о том, что идеальный образ ребенка у учителя не совпадает с образом реального ребенка, с которым он взаимодействует. Так как происходит такое несовпадение, то и способы реагирования учителя часто носят неадекватный характер. Для подтверждения этого предположения нами была использована методика ЦТО–Цветовой Тест Отношений. Проективные выборы осуществлялись с обеих сторон, как со стороны детей, так и взрослых, что позволило выявить влияние учителей на отношение к ним детей. Данные по взаимным цветовым предпочтениям учителей и мл. школьников представлены в табл.1.
010203040506020-40%40-60%60-80%0-100%Таблица 1
Цветовые выборы учителей по отношению к младшимшкольникам и младших школьников по отношению к ним(%)
Анализируя обобщенный цветовой ряд выборов учителей начальной школы к детям (35412067), мы пришли к следующим выводам: у учителей по отношению к детям наблюдается стремление производить впечатление, вызывать интерес, быть броскими. У них преобладает потребность в активной деятельности. Собственное благополучие зависит от гармонии отношений. Так, если нет гармонии в ближайшем окружении (например, в семье) то это влияет на их собственное благополучие, а также на благополучие детей. Вместе с тем у учителей отмечается недостаток уверенности в своих силах, приспособление к требованиям ситуации. Пребывание в стрессе и тревоге.Такое состояние учителя имеет высокую степень воздействия на школьников, поскольку возрастные особенности их эмоциональной сферы предрасполагают к этому. С другой стороны, у детей ярко выражена потребность в активных взаимодействиях с учителем.Анализ обобщенных цветовых рядов ученических выборов по отношению к учителям 43527601, показал, что все ученики по отношению к педагогам стремятся завоевать их внимание, признание. Они полны ожиданий от общения с ними. Также у всех мл. школьников исследуемой выборки, отмечается потребность в признании со стороны окружающих.Результаты показывают, что у мл. школьников с адекватной и неадекватной половозрастной идентификацией на первом месте по отношению к воспитателю стоит желтый цвет 25% и 34% соответственно.Сопоставление цветовых выборов детей с адекватной и неадекватной идентификацией с выборами учителей показало, что их совпадения наблюдаются очень редко, это подтверждает противоречивость между потребностями во взаимоотношениях и их реальной реализацией у учащихся и учителей.ЦветЦветовые выборы воспитателей по отношению к детямЦветовые выборы детей с адекватной половозрастной идентификациейЦветовые выборы детей с неадекватной половозрастной идентификациейКво выборов%Кво выборов%Кво выборов%Синий2614,553,812Зеленый2212,22116,136Красный4022,226201020Желтый2815,632251734Фиолетовый3016,62418,5816Коричневый105,68636Черный63,38648Серый181064,648Всего18010013010050100Как уже отмечалось выше все школьники принимавшие участие в исследовании стремятся к завоеванию признания, внимания со стороны учителя.В то же время у школьников с неадекватной половозрастной идентификацией проявляется конфликтное напряжение и ощущение повышенной потребности в полном взаимопонимании и чуткости близких (5 0). У большинства школьников нашей выборки выявилась неудовлетворенность во взаимоотношениях при осознании своей зависимости от объекта привязанности. Стремление сохранить активность, завладеть вниманием и эмоциональным расположением со стороны значимого взрослого. Дети с неадекватной половозрастной идентификацией испытывают по отношению к учителю эмоциональную неудовлетворенность, потребность в сотрудничестве. У них фрустрирована потребность в позитивной самооценке и уважении со стороны окружающих. Противодействие окружающих воспринимается как враждебность, что приводит к стрессу и разладу межличностных отношений.Таким образом мы видим, что учителя хотят видеть в своих воспитанниках усидчивых, сосредоточенных послушных учащихся, а дети в свою очередь нуждаются в учителях как в соучаствующих значимых взрослых, принимающих и понимающих их эмоциональные состояния.Поскольку нами была выявлена противоречивость образа ребенка, существующего у учителя и реальным ребенком, то возникло предположение об усугублении данного противоречия в конфликтных ситуациях, которые могут стать либо источником личностного развития, либо затормозить его[3]. Для этого была использована методика изучения фрустрации С. Розенцвейга. Мы предлагали учителям сначала выполнить взрослый вариант, а затем детский вариант методики. Причем, предлагая детский вариант, мы просили разрешить ситуацию так, как по их мнению должен выйти из нее ребенок. Такая инструкция, по нашему мнению, должна была стимулировать поиск более конструктивных способов решения фрустрирующей ситуации. Поведение во фрустрирующей ситуации показывает адекватность или неадекватность реагирования воспитателей. Результаты обоих вариантов представлены в табл.2.
Анализ данной таблицы показывает, что как во взрослом, так и в детском вариантах ответов воспитателей преобладают реакции экстрапунитивного направления 52,2% и 55,9% (соответственно). В ответах детей, принимавших участие в исследовании, также преобладают такие реакции и их количество составило 58,8%. Далее по количеству во взрослом варианте были зафиксированы реакции интуитивного характера 25,2%, интуитивных реакций в ответах воспитателей всего на 2,6% меньше и они составляют 22,6%. В детском варианте ответов учителей преобладают реакции интуитивного характера 25,4%, интуитивные реакции составляют 18,7%. У школьников, исследуемой выборки, распределение процентных соотношений по импунитивному и интропунитивному направлению составило 24% и 17,2% (соответственно). По направлению реакций у учителей как во взрослом, так и в детском вариантах преобладали реакции по типу ЕЭ 50% и 53,9%, у школьников также преобладали реакции «с фиксацией на самозащите»58,4%. Ответы учителей на взрослый вариант методики показали, что у них одинаковое количество реакций «с фиксацией на препятствии» и реакций «с фиксацией на удовлетворении потребностей»–25%. В то время как в ответах на детские ситуации преобладают реакции «с фиксациейна удовлетворении потребностей»–31,3%, затем реакции «с фиксацией на препятствии»–14,8%, в детских ответах мы наблюдали те же самые реакции «с фиксацией на удовлетворении потребностей»–24,6%, реакции «с фиксацией на препятствии»–17%.Таблица 2 Профили фрустрациониых реакций учителей (взрослый и детский варианты, %)
Таким образом,все вышеизложенное позволяет заключить, что: по собственному мнению учителей к большинству школьников (55%) они относятся безусловно положительно, а к 45% учащимися–с некоторыми оговорками. Хотя результаты проективного исследования отношения учителей к школьникам выявили противоречие между восприятием образа ученика его учителеми реальными особенностями конкретного ребенка. Учителя в большей степени ждут от учащихся дисциплинированности, усидчивости, серьезности, активности на занятиях, тогда как ученики хотят эмоционального участия и принятия их учителем.Одним из магистральных направлений психологической и воспитательной работы в начальной школе является личностное развитие ребенка[4].Однако в настоящее время начальная школа определяется как подготовительный этап к обучению в основной школе, что привело к широкому распространению в практике начальнойсистемы обучения детей по многим признакам схожей с обучением школьного типа среднего звена. Но при этом часто не учитываются особенности возраста и недооцениваются возможности личностного развитиямладшего школьника, причем не в абстрактной и расплывчатой туманности «всестороннего и гармоничного развития личности», а в конкретных формах поведенческого репертуара ребенка, его качествах и характеристиках.
Ссылки на источники1.Топчиева В. И. Дискуссии о содержании и структуре школьного исторического образования второй половины 1980х –начала 1990х гг. // Мировое сообщество: проблемы социальноэкономиеского и духовнополитического развития: сб. науч. ст. Всерос. науч.практ. конф. (г. Новороссийск, 18–19 апреля 2013 г.). –Пенза: Издво ПГУ, 2013. –С. 219.2.Днепров Э. Д.Ушинский и современность / Гос. унт –Высшая школа экономики.–М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.–С. 45.
3.АболинЛ. M., Валиахметов Х. Х. Духовнонравственное развитие личности в событийной деятельности. –Казань: Издво «Карпол», 2002.–С. 45.4.МельниковаН. В.Эмоциональное проявление нравственных чувств // Духовнонравственное воспитание в образовании: роль социогуманитарных дисциплин: материалы конф. Ч. 2. –Уфа: Издво филиала ГОУ ВПО «МГОПУ им. М. А. Шолохова», 2006. –С. 15.
Vera Topchiyeva,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanverasgpi@mail.ruTatyana Kotlyar,
undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP ПрофильФрустрационные реакцииЕIМООЕВЫ
РСредние нормативы для взрослых36,235,128,328,936,634,1Взрослый52,225,222,6255025Детский55,918,725,414,853,931,3"Management of the Educational Organization", Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubantatiana.kotliar@yandex.ruThe influence of the teacher's personality on the formation of moral and creative qualities younger studentsAbstract.This article deals with the subjective level of attitudes of primary school teachers to children is determined by its effect on the formation of moral and creative qualities of younger students.Keywords:Secondary School, humanism, ethics, morality, elementary school.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани