Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75132.htm.
Аннотация. Обсуждаются проблема современной системы образования и пути её решения. Рассмотрены психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. Определена специфика процесса формирования личностных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Представлены результаты исследования.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Даньшова Татьяна Анатольевна,педагогпсихолог МАОУ «Лицей № 6», г. Миасс; магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскdanshovata@mail.ru

Психологопедагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Аннотация. Обсуждаютсяпроблема современной системы образования и пути её решения. Рассмотрены психологопедагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. Определена специфика процесса формирования личностных универсальных учебныхдействий в младшем школьном возрасте. Представлены результаты исследования.Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, условия формирования личностных универсальных учебных действий, младший школьный возраст, модель психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований PISA.Россия в этом исследовании принимала участие, пять раз и с каждым годом начала сдавать позиции. Цель исследований заключалось в выявлении способности школьников применять полученные знания в жизненных ситуациях [1].Было выявлено, что образование заключается в усвоение учениками школьной программы, определённых знаний, умений и навыков, которые теряют свою актуальность после 2–3 лет окончания школы. Это сопутствовало ряду изменений и в октябре 2006 года президент Д.А. Медведев подписал приказ о разработке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [2]. Актуальность исследования обусловлена изменением образовательной системы в соответствии с компетентностным подходом: от цели усвоения учащимисяконкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся личностных универсальных учебных действий [3].Основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление (В.И. Долгова, Н.В. Цветкова [4]).При изучении психологопедагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста и недостаточностью изученности психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников [5].Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.Объект: личностныеуниверсальные учебные действия младших школьников.Предмет: психологопедагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. Гипотеза: 1)Сформированность личностных универсальных учебных действий младших школьников находится на недостаточном уровне, что говорит о необходимости реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий.2)Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована совокупность следующих психологопедагогических условий:создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки, понимания и доверия, актуализации положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (В.И. Долгова, Е.В.Мельник);реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъектсубъектного взаимодействия учителей, школьников, родителей (В. И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О. А. Кондратьева, О. А. Шумакова [6]).Методы и методики исследования:1.Теоретические методы: анализ и обобщение психологопедагогической литературы, моделирование.2.Эмпирические методы:эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: методика диагностика самооценки Дембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т.А. Ратанова);методика «Что такое хорошо и что такое плохо».1.Методы обработки данных, математикостатистического анализа: tкритерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок); коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для обработки данных была использована программа «SPSS 17.0 for WINDOWS».Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей № 6» г. Миасса. В исследовании приняли участие 25 учеников 3а и 21 ученик 3б класса, из них 26 девочек и 20 мальчиков.Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования была обеспечена многосторонним анализом изучаемой проблемы на основе определенного исходного теоретикометодологического базиса с применением методического инструментария, который соответствует моделированию психологопедагогического исследования (В.И. Долгова [8]).Построенная нами по рекомендациям этих авторов модель содержит четыре блока.Теоретический блок включал в себя сбор и анализ литературных источников, по проблеме исследования, подбор методик соответствующих теме, содержанию исследования и возрасту учащихся. В диагностический блок вошли три методики диагностики компонентов личностных универсальных учебных действий. По результатам диагностики учащиеся были разделены на две группы. Дети экспериментальной группы приняли участие в формирующем блоке.Формирующий блок включал разработку программы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников, где важное направление связано с формированием школьноймотивации, формированием самооценки, а также нравственных представлений.Аналитический блок включал в себя: проведение повторной диагностики уровня сформированности компонентов личностных универсальных уебных действий младших школьников, обработку результатов с помощью математической статистики. Выявление динамики в количественном и качественном отношении.Сказанное составило сущность проведенного моделированияформирования личностных универсальных учебных действий младших школьников содержиткомпоненты, достаточный уровень сформированности которых и обуславливает сформированность личностных универсальных учебных действий младших школьников, а именно: самооценка, мотивация и нравственноэтическая ориентация. Исследование сформированности компонентов личностных универсальных учебных действий: самооценки, мотивации и нравственных представлений выявило следующее.МетодикаДембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан выявила, что низкий уровень самооценки у 20% (5 учащихся) 3а класса и у 19,05%(4 учащихся) 3бкласса. Средний уровень самооценки у 28% (7 учащихся) 3а класса и 28,57% (6учащихся) 3б класса. Высокий уровень самооценки составил 28% (7 учащихся) и 23,81% (5 учащихся) 3а и 3б классов соответственно. Очень высокий уровень самооценки у 24% (6 учащихся) 3а класса и у 28,57% (6 учащихся) 3б класса. Опросник оценки школьной мотивации Т.А. Ратановой выявил, что высокий уровень школьной мотивации у 4% (1 учащегося) 3а класса и у 9,52% (2 учащихся) 3б класса. Хороший уровень школьной мотивации у 24% (6 учащихся) 3а класса и у 14,29% (3 учащихся) 3б класса. У 40% (10 учащихся) 3а класса и 33,33% (7 учащихся) 3б класса, средний уровень школьной мотивации. С низким уровнем школьной мотивации 20% и 23,81% (по 5 учащихся) в 3а и 3б классах. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 12% (3 учащихся) и у 19,05% (4 учащихся) 3а и 3бклассов соответственно. По методике«Что такое хорошо и что такое плохо» были получены следующие результаты: 24% (6 учащихся) 3а класса и 38,09% (8 учащихся) 3б класса с высоким уровнем нравственных представлений. Со средним уровнем нравственных представлений 48% (12 учащихся) 3а класса и 42,86% (9 учащихся) 3б класса. Низкий уровень 28% (7 учащихся) 3а класса и 19,05% (4 учащихся) 3б класса. Анализ полученных данных подтверждает нашу гипотезу, что сформированность компонентов личностных универсальных учебных действий младших школьников находится на недостаточном уровне, что говорит о необходимости реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий.Для реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников применим метод математической статистики –метод ранговой корреляции Спирмена, для определения взаимосвязи между компонентами личностных универсальных учебных действий, на основании которых будет разрабатываться программа. Для определения экспериментальной группы, был применен статистический метод Tкритерий Стьюдента, путем определения значимых отличий между уровнями компонентов личностных универсальных учебных действий в обоих классах. На основании проделанного анализа, экспериментальной группой будем считать 3а класс, поскольку различий значимых между классами нет, а запрос на работу по данному направлению поступал от учителя.Третья глава посвящена опытноэкспериментальному исследованию психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. В этой главе нами была разработана и реализована программа психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников, которая состоит из 30 занятий. Формирующая программа соответствует цели и задачам исследовательской работы, разработана с учетом названных теоретических предпосылок (В.И.Долгова [8]).Основными методами работы былиигры, упражнения, приёмы арттерапии, релаксационные упражнения, беседы, дискуссии, работа с текстом. Программа поможет ученикам позволит сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, научит осознавать себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых моральноэтических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации формирующей программы.Результаты до и после реализации программы по методике диагностики самооценки Дембо –Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан экспериментальной группы: очень высокий уровень до у 24% (6 учеников), после у 16% (4 учеников); высокий уровень самооценки до у 28% (7 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 28% (7 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 20% (5 учеников) и у 12% (3 учеников) после реализации программы.Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т.А. Ратанова) до и послереализации программы выявила, что у учеников экспериментальной группы: высокий уровень до и после реализации программы у 12% (3 учеников); хороший уровень школьной мотивации до у 20% (5 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 40% (10 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 24% (6учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 4% (1 ученика) до и нет ни одного ребёнка с негативным отношением к школе после реализации программы.Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» у учащихся экспериментальной группыдо и после реализации программы выявила: высокий уровень до реализации программы у 24% (6 учеников) и у 32% (8 учеников) после; средний уровень до у 48% (12 учеников) и у 52% (13 учеников) после; низкий уровень до у28% (7 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы.Для проверки гипотезы исследования о том, что развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована совокупность психологопедагогических условий: создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, актуализации положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы; реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъектсубъектного взаимодействия, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью Ткритерия Стьюдента. Различия между средними показателями компонентов личностных универсальных учебных действий экспериментальной группы до и после реализации программы, также с контрольной группой значимы, т.е. уровень личностных универсальных учебных действий младших школьников экспериментальной группыизменился, в результатереализации совокупности психологопедагогических условий. Гипотеза исследования доказана.Результаты до и после реализации программы по методике диагностики самооценки Дембо–Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан экспериментальной группы: очень высокий уровень до у 24% (6 учеников), после у 16% (4 учеников); высокий уровень самооценки до у 28% (7 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень самооценки у 28%(7 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень самооценки до у 20% (5 учеников) и у 12% (3 учеников) после реализации программы.Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т.А. Ратанова) до и послереализации программы выявила, что у учеников экспериментальной группы: высокий уровень до и после реализации программы у 12% (3 учеников); хороший уровень школьной мотивации до у 20% (5 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 40% (10 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 24% (6учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 4% (1 ученика) до и нет ни одного ребёнка с негативным отношением к школе после реализации программы.Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» у учащихся экспериментальной группыдо и после реализации программы выявила: высокий уровень до реализации программы у 24% (6 учеников) и у 32% (8 учеников) после; средний уровень до у 48% (12 учеников) и у 52% (13 учеников) после; низкий уровень до у 28% (7 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы.Для проверки гипотезы исследования о том, что развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована программа психологопедагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников: создание в группе атмосферыпсихологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, актуализации положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы; реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъектсубъектного взаимодействия, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью Ткритерия Стьюдента.ВыводыРазличия между средними показателями компонентов личностных универсальных учебных действий экспериментальной группы до и после реализации программы, а также различия экспериментальной с контрольной группой после реализации программы значимы, т.е. уровень личностных универсальных учебных действий младших школьников экспериментальной группыизменился, в результатереализации совокупности психологопедагогических условий. Гипотеза исследования доказана.

Ссылки на источники1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В.,Володарская И. А., Карабанова О. А., . Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. –М.: Просвещение, 2010. –159с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010. –251 с. 3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. –4е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2012. –223 с. 4.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2014. –№7. –С. 89–98. 5.Цукерман Г. А. Пизанская башня отечественного образования // Школьный психолог. –2008. –№ 03. –URL: http://psy. 1september. ru/article. php?ID=2008003026.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. –М.: Издательство Перо, 2014. –185 с. 7.Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психологопедагогическое сопровождение детскородительских отношений (монография). –М.: Буки Веди, 2012. –152 с 8.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCESMaterials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013. –С. 41–45.

TatianaDanshova,

Educational psychologist, Munitsypalnoe Independent Educational Institution “Lyceum № 6”Miass; Candidate for a master's degree faculty of psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskdanshovata@mail.ruPsychopedagogical conditions of formation of personal universal educational actions younger studentsAbstract. The problems of modern education system and ways to solve it. Considered psychopedagogical conditions of formation of personal universal educational actions younger students. Spitsifika defined process of formation of personal universal educational actions in the early school years. Presentation of the results of the study. Keywords:universal curricular activities, personal universal learning activities, the conditions of formation of personal universal educational actions, younger school age, a model program for the formation of personal universal educational activities.

Рекомендованокпубликации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск