Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аскарова
Л.
П. Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S8. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75131.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ исследования модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова:
инновации, управленческая деятельность, инновационная культура, развитие инновационной культуры, модель развития инновационной культуры руководителей доу
Похожие статьи
Текст статьи
Аскарова Лариса Павловна,
магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскaskarova23@chelcom.ru
Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения
Аннотация. В статье представлен анализ исследования модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: инновации, инновационная культура, развитие инновационной культуры, модель развития инновационной культуры руководителей ДОУ, управленческая деятельность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Реформирование системы образования в нашей стране привело к повышению новых требований к образовательным учреждениям и к качеству управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. Актуальность трбований к профессиональным качествам руководителя определила необходимость в подготовке управленцев нового типа, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, соответствующими качествами специалиста, и обладающих высокой общей и инновационной культурой–все это, позволяет адаптироваться к новым требованиям и новым условиям управления (В.И.Долгова [1], В. К. Шаяхметова [1], О. Н. Любина [2], А. С. Пудинова [3], Н.Н.Сабинина [4]).Инновационная (англ. innovation–нововведение) культура личности и общества, рассматривается, как важнейший потенциал нашего века, который способствует социальному прогрессу. И представлена, как целостная ориентация личности, заложенная в мотивах, знаниях, умениях и навыках, образах и нормах поведения, с готовностью, воспринимающая новые идеи, способная к разработке и внедрению новшеств во всех сферах жизни.Решение проблем развития детей, воспитания и обучения, возможно при совершенствовании управленческой системы, высокого уровня профессионализма руководителей образовательных учреждений, с преобразованием педагогического процесса. Руководитель ДОУ с развитой инновационной культурой осуществляет и последовательно развивает изменения в содержании испособах управленческого функционирования (педагогический анализ, планирование, организацию, руководство и контроль), прогнозируя, на основе закономерностей и направлений, достижение конкретных целей. Чтопозволяет получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах с возможными радикальными изменениями внутренней системы. В связи с этим, важным становится вопрос о необходимости специальной подготовки управленцев. Одним из механизмов в решении задачи является прохождение ими курсов повышения квалификации с позиции развития инновационной культуры, где необходимо предусмотреть возможность увеличения в учебном плане дисциплин, освещающих вопросы инноваций, теории управления, социальнопсихологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления (А. А. Абрамян [5], Е. В. Суетина, Н.А. Шепилова [6]). Успешное протекание формального образования зависит от следующих педагогических условий:
1.Образовательный процесс построен с учетом диагностическихрезультатов и имеющий у них потенциал инновационной культуры и к деятельности руководителя.2.Реализация личностного взаимодействия в процессе подготовки управленца на основе сотрудничества. 3.Реализация поэтапной личностной подготовки руководителя образования; с высоким приближением учебнопознавательного процесса к управленческой деятельности с применением активных форм и методов обучения. Подходящие организационные формы и методы, используемые в подготовке: проблемные лекции, организация пропаганды передового опыта, лекциидиалоги, организационнодеятельностные и деловые игры, мастерклассы, решение конкретных проблемных ситуаций (casemethod), групповые дискуссии, мозговой штурм (brain storming), тренинги, а также так называемые трудовые методы (ротации и стажировки).Цель нашего исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования:развитие инновационной культуры руководителя.Предмет исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Методы исследования: а)изучение проблемы исследования; б)проведение эксперимента; применение методик диагностики; количественная и качественная обработка материалов с применением метода математической статистики, Gкритерий знаков. В основе модели данного процесса–позитивное отношение к самореализации и самоактуализации, как механизмов проявления инновационной культуры, с андрагогическим, деятельностным и антропологическим подходами (В.И. Долгова, Е.В.Мельник, В.А.Ткаченко [7, 8, 9]).Процесс моделирования развития инновационной культуры руководителей дошкольного образовательного учреждения, проходит четыре этапа:1.«Ориентационный» этап. Переход от ориентационного к диагностикопрогностическому этапу происходит при внедрении условий: развитие мотивационноценностного компонента.2.«Диагностикопрогностический» этап. Переход от диагностикопрогностического этапа к обогащающему, происходит при внедрении условий, позволяющих на основе самопознания и выявленного идеального и реального профессионального «Яобраза», обозначить возможные пути их сближения в индивидуальном маршруте личностнопрофессионального роста. 3.«Обогащающий» этап. Переход от обогащающего к продуктивному этапу происходит при внедрении условий: развитие когнитивноволевого компонента и операциональнодейственного компонента.4.«Продуктивный» этап. В данном этапе выявляем своеобразие развития инновационной культуры участников эксперимента–руководителей дошкольных образовательных учреждений, т. е. уровни выраженности структурных компонентов.в)Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Мотивационноценностный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ1.1.Уровень мотивации в выборе профессии. 1.2.Стабильность профессионального выбора. 1.3.Ценностные ориентации профессиональной деятельности. 1.4.Самооценка способностей к деятельности руководителя в связи с отношением к ней.
2.Когнитивноволевой компонент инновационной культуры руководителя ДОУ2.1.Интеллектуальные способности. 2.2.Эмоциональная стабильность. 2.3.Волевой потенциал (ответственность, способность самоуправления, саморазвитие).2.4.Организаторские и коммуникативные способности.3.Операциональнодейственный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ3.1.Система знаний и умений в реализации планирования управленческой деятельности.3.2.Система знаний и умений в реализации организации управленческой деятельности.3.3.Система знаний и умений в реализации руководствауправленческой деятельности.3.4.Система знаний и умений в реализации контроля управленческой деятельности.Исследование выполняется втриэтапа: Первый этап –аналитикоконстатирующий –изучение научной литературы по теме исследования. Определили проблему и порядок исследования; выявлен базис понятия, с разработкой концепции и ориентиров развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Выстраивается опытноэкспериментальная работа.Второй этап –опытноэкспериментальный–разработка и осуществление модели развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Третий этап –заключительнообобщающий –посвящен количественному и качественному методу обработки данных; обобщению и интерпретации результатов исследования.В процессе исследования использовались, опросные методы (анкетирование, беседа), тестирование, метод само оценивания.База исследованиясистема муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Челябинска и участники исследования руководители ДОУ с высшим педагогическим образованием, возраст которого от 35 до 55 лет, имеющие стаж управленческой работы от 3 до 12 лет.Характеристика этапов экспериментальной работы
Этапы экспериментаЦели и задачиМетоды экспериментаКонстатирующийФормирование выборки.Диагностика и определение состояния уровня инновационной культуры руководителей ДОУ1.«Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций.2.Методика «Ваш творческий потенциал».
3.Самодиагностика по анкете Е.Б.КузнецовойФормирующийРеализация комплексной модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ
АналитическорезультативныйОпределение эффективности модели. Диагностика уровня развития инновационной культуры в соответствии с критериями. Оформление и теоретическое осмысление полученных результатов. Прогнозирование дальнейшей деятельности1.«Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций.2.Методика «Ваш творческий потенциал».
3.Самодиагностика по анкете Е.Б.Кузнецовой.4 Метод статистической обработки данных исследования с Gкритерий знаков. Обобщение полученных результатов
Подготовлены этапы, методы и методики,–каждый этап охарактеризован определенными целями и задачами, для получения данных в экспериментальном исследовании уровней развития инновационной культуры руководителей ДОУ. Полученные параметры позволили обобщить данные и выделить три уровня по (Е.Б.Кузнецовой), развития инновационной культуры руководителей ДОУ: высокий, средний, низкий.
Уровни развития инновационной культуры руководителей ДОУдо формирующего эксперимента и после формирующего экспериментаНа констатирующем этапе, показано, что участники эксперимента имеют —70% средний уровень и 30% низкий уровень владения механизмами инновационной управленческой деятельности (см. рисунок), т.е.о слабом уровне развитии инновационной культуры руководителей ДОУ. На этапе эксперимента была построена модель развития инновационной культуры.
Формирующий этап, с реализацией модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ, проведен семинар и деловая игра по подготовке руководителей к инновационной управленческой деятельности. Цель семинара, повысить уровень развития инновационной культуры, тем самым повысить уровень профессионального управленческого мастерства. Аналитическорезультативный этап определил эффективность модели (см. рисунок). Результаты исследования показали динамику управленческих умений, необходимых для инновационной деятельности. Средний показатель комплекса управленческих умений увеличился с 3,67 балла до 4,67 баллов. Повысился уровень умений анализировать микрои макросреду дошкольного учреждения (на 34%), осуществлять потребности населения и родителей вобразовательных услугах дошкольного учреждения (на 42%), искать новшества в управлении и для развития детского сада (на 36%), повысился уровень самоанализа управленческой деятельности (управленческая рефлексия) (на 24%). Совершенствовались умения у руководителей прогнозировать (на 34%), планировать (на 61%) инновационную деятельность, разрабатывать и внедрять разные формы организации детей дошкольного возраста (на 53%), сформировались навыки стратегического планирования (на 51%). Повысился уровень умений по организации коллектива на внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ (на 54%), повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности (на 47%), по организации деятельности творческих групп (на 42%). Изменились контрольноэкспертные умения: при оценке инновационной деятельности педагогов (на 47%), осуществлении педагогического (на 40%) и управленческого (на 59%) мониторингов, но еще некоторую трудность вызывает оценка предложений по организации тех или иных нововведений. В подтверждение достоверности полученных результатов в процессе формирующего эксперимента использовался метод математической статистики Gкритерий знаков. Итоговый уровень развития инновационной культуры: типичный сдвиг —положительный, отрицательных сдвиговнет. Уровень достоверности исследуемых данных составил 0,95. Это позволило сделать вывод о достоверности полученных данных.Повышение профессиональной квалификации руководителей в области инновационного управления, которое произошло в процессе обучающего семинара, позволило сформировать эмоциональноценностное отношение к инновационному процессу, расширить знания о сущности инноваций, об управленческих инновациях, развить креативность, управленческую рефлексию, овладеть аналитическими, плановопроектировочными, организационными, контрольноэкспертными умениями, необходимыми для инновационной деятельности.Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о качественных изменениях в уровне развития инновационной культуры руководителей ДОУ (см. рисунок)и подвести итоги исследования: 1.Результаты в констатирующем эксперименте показали, что руководители дошкольных образовательных учреждений имевшие слабый уровень развития инновационной культуры, это недостаточно подготовлены к инновационному управлению и не владеющие механизмом инновационной управленческой деятельности: отсутствуют знания о сущности инноваций, об управленческих нововведений, слабо мотивированы на инновационную деятельность, недостаточно сформированы инновационные управленческие умения, креативность и управленческая рефлексия.2.Разработанный семинар был реализован с участниками в формирующем эксперименте, в процессе организованного обучения с освоением модели развития инновационной культуры, инновационной управленческой деятельности и алгоритмом действий по внедрению инноваций.3.Профессиональные качества в деятельности руководителей ДОУ, инновационный потенциал в педагогическом коллективе а значит, повысило качество управления дошкольными учреждениями, тем самым повысило качество управления дошкольными учреждениями, через внедрение разработанной нами модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ.4.Таким образом, результаты экспериментальной проверки показали эффективность модели развития инновационной культуры ДОУ и позволили достигнуть нашей цели.
Ссылки на источники1.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: Издво РЕКПОЛ, 2009. –314 с.2.Любина О.Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»–2014.–URL: http://www.zpujournal.ru3.Пудинова А.С., Шепилова Н.А.Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. –2014. –№ 72. –С. 34–35. 4.Сабинина Н.Н. Инновационная культура педагога дополнительного образования–структурный компонент общей педагогической культуры //Вестник ТОГИРРО. –2013. –№ 1.–С. 149–151.5.Абрамян А.А. Возможности исследования развития профессиональноличностного потенциала руководителя ДОУ // Научные статьи НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА –2014. –URL:http://cyberleninka.ru/.6.Суетина Е.В. Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения федеральных государственных образовательных стандартов // Академический вестник.–2014.–№ 2 (28).–С. 367–373.7.Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С. 17–24.8.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам// Научное мнение.–2012.–№8.–С. 89–103.9.ДолговаВ. И. Планшетдляизученияинновационнойдиспозицииличностируководителя// SOCIAL PROCESSES REGULATION IN THE CONTEXT OF ECONOMICS, LAW AND MANAGEMENT:Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. ChiefeditorPavlovV. V. –L., 2013. –С. 13–16.
Larisa Askarova,
Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskaskarova23@chelcom.ru
Development model innovation culture head of preschool educational institutionAbstract. The article presents an analysis of research on the development model of innovation culture head of preschool educational institution. Keywords:innovation, innovation culture, the development of an innovative culture model of innovation culture of headsof preschool, administrative activity.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
магистрант факультета психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскaskarova23@chelcom.ru
Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения
Аннотация. В статье представлен анализ исследования модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: инновации, инновационная культура, развитие инновационной культуры, модель развития инновационной культуры руководителей ДОУ, управленческая деятельность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Реформирование системы образования в нашей стране привело к повышению новых требований к образовательным учреждениям и к качеству управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. Актуальность трбований к профессиональным качествам руководителя определила необходимость в подготовке управленцев нового типа, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, соответствующими качествами специалиста, и обладающих высокой общей и инновационной культурой–все это, позволяет адаптироваться к новым требованиям и новым условиям управления (В.И.Долгова [1], В. К. Шаяхметова [1], О. Н. Любина [2], А. С. Пудинова [3], Н.Н.Сабинина [4]).Инновационная (англ. innovation–нововведение) культура личности и общества, рассматривается, как важнейший потенциал нашего века, который способствует социальному прогрессу. И представлена, как целостная ориентация личности, заложенная в мотивах, знаниях, умениях и навыках, образах и нормах поведения, с готовностью, воспринимающая новые идеи, способная к разработке и внедрению новшеств во всех сферах жизни.Решение проблем развития детей, воспитания и обучения, возможно при совершенствовании управленческой системы, высокого уровня профессионализма руководителей образовательных учреждений, с преобразованием педагогического процесса. Руководитель ДОУ с развитой инновационной культурой осуществляет и последовательно развивает изменения в содержании испособах управленческого функционирования (педагогический анализ, планирование, организацию, руководство и контроль), прогнозируя, на основе закономерностей и направлений, достижение конкретных целей. Чтопозволяет получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах с возможными радикальными изменениями внутренней системы. В связи с этим, важным становится вопрос о необходимости специальной подготовки управленцев. Одним из механизмов в решении задачи является прохождение ими курсов повышения квалификации с позиции развития инновационной культуры, где необходимо предусмотреть возможность увеличения в учебном плане дисциплин, освещающих вопросы инноваций, теории управления, социальнопсихологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления (А. А. Абрамян [5], Е. В. Суетина, Н.А. Шепилова [6]). Успешное протекание формального образования зависит от следующих педагогических условий:
1.Образовательный процесс построен с учетом диагностическихрезультатов и имеющий у них потенциал инновационной культуры и к деятельности руководителя.2.Реализация личностного взаимодействия в процессе подготовки управленца на основе сотрудничества. 3.Реализация поэтапной личностной подготовки руководителя образования; с высоким приближением учебнопознавательного процесса к управленческой деятельности с применением активных форм и методов обучения. Подходящие организационные формы и методы, используемые в подготовке: проблемные лекции, организация пропаганды передового опыта, лекциидиалоги, организационнодеятельностные и деловые игры, мастерклассы, решение конкретных проблемных ситуаций (casemethod), групповые дискуссии, мозговой штурм (brain storming), тренинги, а также так называемые трудовые методы (ротации и стажировки).Цель нашего исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования:развитие инновационной культуры руководителя.Предмет исследования: экспериментальная проверка эффективности модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Методы исследования: а)изучение проблемы исследования; б)проведение эксперимента; применение методик диагностики; количественная и качественная обработка материалов с применением метода математической статистики, Gкритерий знаков. В основе модели данного процесса–позитивное отношение к самореализации и самоактуализации, как механизмов проявления инновационной культуры, с андрагогическим, деятельностным и антропологическим подходами (В.И. Долгова, Е.В.Мельник, В.А.Ткаченко [7, 8, 9]).Процесс моделирования развития инновационной культуры руководителей дошкольного образовательного учреждения, проходит четыре этапа:1.«Ориентационный» этап. Переход от ориентационного к диагностикопрогностическому этапу происходит при внедрении условий: развитие мотивационноценностного компонента.2.«Диагностикопрогностический» этап. Переход от диагностикопрогностического этапа к обогащающему, происходит при внедрении условий, позволяющих на основе самопознания и выявленного идеального и реального профессионального «Яобраза», обозначить возможные пути их сближения в индивидуальном маршруте личностнопрофессионального роста. 3.«Обогащающий» этап. Переход от обогащающего к продуктивному этапу происходит при внедрении условий: развитие когнитивноволевого компонента и операциональнодейственного компонента.4.«Продуктивный» этап. В данном этапе выявляем своеобразие развития инновационной культуры участников эксперимента–руководителей дошкольных образовательных учреждений, т. е. уровни выраженности структурных компонентов.в)Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.Мотивационноценностный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ1.1.Уровень мотивации в выборе профессии. 1.2.Стабильность профессионального выбора. 1.3.Ценностные ориентации профессиональной деятельности. 1.4.Самооценка способностей к деятельности руководителя в связи с отношением к ней.
2.Когнитивноволевой компонент инновационной культуры руководителя ДОУ2.1.Интеллектуальные способности. 2.2.Эмоциональная стабильность. 2.3.Волевой потенциал (ответственность, способность самоуправления, саморазвитие).2.4.Организаторские и коммуникативные способности.3.Операциональнодейственный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ3.1.Система знаний и умений в реализации планирования управленческой деятельности.3.2.Система знаний и умений в реализации организации управленческой деятельности.3.3.Система знаний и умений в реализации руководствауправленческой деятельности.3.4.Система знаний и умений в реализации контроля управленческой деятельности.Исследование выполняется втриэтапа: Первый этап –аналитикоконстатирующий –изучение научной литературы по теме исследования. Определили проблему и порядок исследования; выявлен базис понятия, с разработкой концепции и ориентиров развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Выстраивается опытноэкспериментальная работа.Второй этап –опытноэкспериментальный–разработка и осуществление модели развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Третий этап –заключительнообобщающий –посвящен количественному и качественному методу обработки данных; обобщению и интерпретации результатов исследования.В процессе исследования использовались, опросные методы (анкетирование, беседа), тестирование, метод само оценивания.База исследованиясистема муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Челябинска и участники исследования руководители ДОУ с высшим педагогическим образованием, возраст которого от 35 до 55 лет, имеющие стаж управленческой работы от 3 до 12 лет.Характеристика этапов экспериментальной работы
Этапы экспериментаЦели и задачиМетоды экспериментаКонстатирующийФормирование выборки.Диагностика и определение состояния уровня инновационной культуры руководителей ДОУ1.«Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций.2.Методика «Ваш творческий потенциал».
3.Самодиагностика по анкете Е.Б.КузнецовойФормирующийРеализация комплексной модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ
АналитическорезультативныйОпределение эффективности модели. Диагностика уровня развития инновационной культуры в соответствии с критериями. Оформление и теоретическое осмысление полученных результатов. Прогнозирование дальнейшей деятельности1.«Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций.2.Методика «Ваш творческий потенциал».
3.Самодиагностика по анкете Е.Б.Кузнецовой.4 Метод статистической обработки данных исследования с Gкритерий знаков. Обобщение полученных результатов
Подготовлены этапы, методы и методики,–каждый этап охарактеризован определенными целями и задачами, для получения данных в экспериментальном исследовании уровней развития инновационной культуры руководителей ДОУ. Полученные параметры позволили обобщить данные и выделить три уровня по (Е.Б.Кузнецовой), развития инновационной культуры руководителей ДОУ: высокий, средний, низкий.
Уровни развития инновационной культуры руководителей ДОУдо формирующего эксперимента и после формирующего экспериментаНа констатирующем этапе, показано, что участники эксперимента имеют —70% средний уровень и 30% низкий уровень владения механизмами инновационной управленческой деятельности (см. рисунок), т.е.о слабом уровне развитии инновационной культуры руководителей ДОУ. На этапе эксперимента была построена модель развития инновационной культуры.
Формирующий этап, с реализацией модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ, проведен семинар и деловая игра по подготовке руководителей к инновационной управленческой деятельности. Цель семинара, повысить уровень развития инновационной культуры, тем самым повысить уровень профессионального управленческого мастерства. Аналитическорезультативный этап определил эффективность модели (см. рисунок). Результаты исследования показали динамику управленческих умений, необходимых для инновационной деятельности. Средний показатель комплекса управленческих умений увеличился с 3,67 балла до 4,67 баллов. Повысился уровень умений анализировать микрои макросреду дошкольного учреждения (на 34%), осуществлять потребности населения и родителей вобразовательных услугах дошкольного учреждения (на 42%), искать новшества в управлении и для развития детского сада (на 36%), повысился уровень самоанализа управленческой деятельности (управленческая рефлексия) (на 24%). Совершенствовались умения у руководителей прогнозировать (на 34%), планировать (на 61%) инновационную деятельность, разрабатывать и внедрять разные формы организации детей дошкольного возраста (на 53%), сформировались навыки стратегического планирования (на 51%). Повысился уровень умений по организации коллектива на внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ (на 54%), повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности (на 47%), по организации деятельности творческих групп (на 42%). Изменились контрольноэкспертные умения: при оценке инновационной деятельности педагогов (на 47%), осуществлении педагогического (на 40%) и управленческого (на 59%) мониторингов, но еще некоторую трудность вызывает оценка предложений по организации тех или иных нововведений. В подтверждение достоверности полученных результатов в процессе формирующего эксперимента использовался метод математической статистики Gкритерий знаков. Итоговый уровень развития инновационной культуры: типичный сдвиг —положительный, отрицательных сдвиговнет. Уровень достоверности исследуемых данных составил 0,95. Это позволило сделать вывод о достоверности полученных данных.Повышение профессиональной квалификации руководителей в области инновационного управления, которое произошло в процессе обучающего семинара, позволило сформировать эмоциональноценностное отношение к инновационному процессу, расширить знания о сущности инноваций, об управленческих инновациях, развить креативность, управленческую рефлексию, овладеть аналитическими, плановопроектировочными, организационными, контрольноэкспертными умениями, необходимыми для инновационной деятельности.Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о качественных изменениях в уровне развития инновационной культуры руководителей ДОУ (см. рисунок)и подвести итоги исследования: 1.Результаты в констатирующем эксперименте показали, что руководители дошкольных образовательных учреждений имевшие слабый уровень развития инновационной культуры, это недостаточно подготовлены к инновационному управлению и не владеющие механизмом инновационной управленческой деятельности: отсутствуют знания о сущности инноваций, об управленческих нововведений, слабо мотивированы на инновационную деятельность, недостаточно сформированы инновационные управленческие умения, креативность и управленческая рефлексия.2.Разработанный семинар был реализован с участниками в формирующем эксперименте, в процессе организованного обучения с освоением модели развития инновационной культуры, инновационной управленческой деятельности и алгоритмом действий по внедрению инноваций.3.Профессиональные качества в деятельности руководителей ДОУ, инновационный потенциал в педагогическом коллективе а значит, повысило качество управления дошкольными учреждениями, тем самым повысило качество управления дошкольными учреждениями, через внедрение разработанной нами модели развития инновационной культуры руководителей ДОУ.4.Таким образом, результаты экспериментальной проверки показали эффективность модели развития инновационной культуры ДОУ и позволили достигнуть нашей цели.
Ссылки на источники1.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: Издво РЕКПОЛ, 2009. –314 с.2.Любина О.Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»–2014.–URL: http://www.zpujournal.ru3.Пудинова А.С., Шепилова Н.А.Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях // Международный журнал экспериментального образования. –2014. –№ 72. –С. 34–35. 4.Сабинина Н.Н. Инновационная культура педагога дополнительного образования–структурный компонент общей педагогической культуры //Вестник ТОГИРРО. –2013. –№ 1.–С. 149–151.5.Абрамян А.А. Возможности исследования развития профессиональноличностного потенциала руководителя ДОУ // Научные статьи НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА –2014. –URL:http://cyberleninka.ru/.6.Суетина Е.В. Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения федеральных государственных образовательных стандартов // Академический вестник.–2014.–№ 2 (28).–С. 367–373.7.Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С. 17–24.8.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам// Научное мнение.–2012.–№8.–С. 89–103.9.ДолговаВ. И. Планшетдляизученияинновационнойдиспозицииличностируководителя// SOCIAL PROCESSES REGULATION IN THE CONTEXT OF ECONOMICS, LAW AND MANAGEMENT:Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. ChiefeditorPavlovV. V. –L., 2013. –С. 13–16.
Larisa Askarova,
Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskaskarova23@chelcom.ru
Development model innovation culture head of preschool educational institutionAbstract. The article presents an analysis of research on the development model of innovation culture head of preschool educational institution. Keywords:innovation, innovation culture, the development of an innovative culture model of innovation culture of headsof preschool, administrative activity.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск