Психологическая коррекция и профилактика и профилактика синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тупикова
О.
Е. Психологическая коррекция и профилактика и профилактика синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S8. – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75141.htm.
Аннотация. Статья посвящена психологической коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС.
Ключевые слова:
синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание, деформация, психологическая коррекция и профилактика, программа коррекции и профилактики, деперсонализация
Текст статьи
Тупикова Ольга Евгеньевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск+79043018412@yandex.ru
Психологическая коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС
Аннотация. Статья посвящена психологической коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС.Ключевые слова: психологическая коррекция и профилактика, синдром эмоционального выгорания, программа коррекции и профилактики, эмоциональное выгорание, деформация, деперсонализация.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современных социальноэкономических условиях понятие «синдром эмоционального выгорания» (далее –СЭВ) все больше занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки. Актуальность исследования данного психологического феномена обусловлена егоярко выраженными отрицательными последствиями, которые проявляются в постепенном развитии негативных социальнопсихологических установок в отношении себя, близких людей, коллег, работы. Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности и окружающим, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, эмоциональная неустойчивость личности, деструктивная психологическая защита(Л.С. Выготский [1], В.В. Бойко [2], Г.Ю. Гольева [3], В.И. Долгова [3, 4], О.А. Кондратьева [4], Г.С. Абрамова [5]).Синдром эмоционального выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60х гг. прошлого века, не потерял свою актуальность и в наше время. Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены представители любых профессий, но выгорание профессионалов «человек –человек» имеют наибольшую степень опасности, так как проявляются отрицательно в сфере делового и личностного общения. Материалы и методы:Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей служащих МЧС.Для исследования уровня эмоционального выгорания у служащих МЧС была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: методика «Личностная агрессивность и конфликтность», методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Была проведена опытноэкспериментальная работа по организации и проведению программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС, проведен анализ формирующего эксперимента, а так же разработаны практические рекомендации и составлена программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.Для оптимального построение программного комплекса психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы исходили из рекомендаций, которые сделаны по моделированию профессиональной коммуникативной компетентности (В.И.Долгова, Е.В.Мельник[6]).Это рекомендации по применению системного подхода–постановка целей, элементов, структуры, параметров входа, выхода, обратной связи. Создание программ позволит предельно конкретизировать процесс подготовки коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания, подчинить его четко обозначенным целям, расчленить на более конкретные и простые участки. В процессе разработки программы мы опирались на уже апробированную В.И. Долговой программу коррекции эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ [7].Программа предназначена для работы с сотрудниками учреждений (25–55 лет) Минимальная численность группы –5 человек, максимальная 35 человек.Цель программы –развитие эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания сотрудников.Задачи программы:1.Снять психологическое напряжение у сотрудников.2.Способствовать повышению работоспособности.3.Обучить сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости.4.Обучить сотрудников навыкам саморегуляции.5.Активизировать стремление к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.Уровень эмоционального выгорания исследовался нами с помощью Методики «Феномен эмоционального выгорания и его диагностирование».Исследование феномена эмоционального выгорания показало, что у 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у данных испытуемых выявлено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизмапсихологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.По результатам оказалось также, что у 6 сотрудников МЧС выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть формируется или уже сформировалась та или иная фаза «эмоционального выгорания», что подтверждает актуальность темы нашего исследования и необходимость проведения соответствующей коррекционной работы. В то же время у 11 сотрудников из 35 сформирован высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС–это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы, обнаруживающая себя в сниженииэмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие «душевных» затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета.Рис.1. Диаграмма исследования уровней эмоционального выгорания
Исследование феномена эмоционального выгорания после проведения коррекционной программы показало, что у 8 вместо 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у 10 (28,57%) испытуемых после прохождения программы коррекции снижено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. По результатам оказалось также, что у 2 сотрудников МЧСвместо 6 выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть работа по коррекции выгорания показала себя в активном действии, что подтверждает актуальность темы нашего исследования и еще раз доказывает эффективность проведения соответствующей коррекционной работы.В то же время высокий уровень синдрома эмоционального выгорания у сотрудников на данном этапе работы отсутствует, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС эффективно снижено посредством проведения коррекционной работы. То, что показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, говорит о том, что «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
024681012141618Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень11 Рис. 2. Диаграмма исследования уровней синдрома эмоционального выгорания после проведения программы коррекции
Проведенный контрольный этап эксперимента позволил нам сделать сравнительный анализ «до» и «после» проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС. Исходя из полученных результатов, можно увидеть изменения: на диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
012345678Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень82 Рис.3. Результаты исследования по методике «Личностнаяагрессивность и конфликтность». Сравнение исследования личностной направленности после проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у служащих МЧС
На диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе послеэксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и доказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Исследование личностной направленности показало, что после проведения коррекционной работы с сотрудниками МЧС у испытуемых преобладает мотивация на работу (25,71%). Это говорит о том, что у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и появилось желание общаться с людьми.Следующие четыре показателя«выгорания» дали либо незначительную положительную динамику, такой как «эмоциональное состояние на работе» (16,28), либо не показали ее вообще, как, например, интересующий нас признак «личностная направленность» (20), так как он входит в структуру «выгорания» служащих МЧС. При этом, у сотрудников не выявлено также и отрицательной динамики, то есть симптомы эмоционального выгорания не усилились.На последнем месте, отношения с другими людьми (11,42%). Это говорит о том, что отношения в коллективе у служащихи с другими людьми влияет на настроение испытуемых. Таким образом, содержание выявленных факторов позволяет нам сделать вывод, что служащие в системе МЧС после прохождения программы коррекции не имеют выраженного симптома эмоционального выгорания, работадоставляет им удовольствие и есть желание общаться с людьми.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и 051015202530ДоПослеМотивация на работуЛичностная направленностьЭмоциональное состояние на работеЭмоциональное состояние домадоказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Для подтверждения достоверности различий между результатами одной и той же выборки «до» и «после» разработанной нами программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы провели математическую обработку данных по Критерию ТВилкоксона. Полученная величина Тэмп попала в зону значимости. Это свидетельствует о том, что гипотеза Н1 подтверждается.Таким образом, разработанная и реализованная нами программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания позволила получить положительную динамику.Исследование психологической коррекции и профилактики проходилов 3 этапа: 1) поисковоподготовительный; 2) опытноэкспериментальный; 3) контрольнообобщающий. Был использован комплекс методов и методик: теоретические: анализ и обобщение психологопедагогической литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий) тестирования по методикам:«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В.., для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента убеждают в необходимости разработки и реализации программы «Психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания».Реализация психологопедагогической программы по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания показала положительную динамику, по всем методикам произошел сдвиг в наилучшую сторону.Применение критерия ТВилкоксона позволило установить наличие статистически значимого влияния разработанной программы по психологопедагогической по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания, что дает основание считать гипотезу подтвержденной.Основные рекомендации по психологической коррекции и профилактике состоят в развитие эмоциональной устойчивости сотрудников, планомерной профилактике эмоционального выгорания сотрудников, снятие психологического напряжения у сотрудников, обучить сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости, обучить сотрудников навыкам саморегуляции.
Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Лекции по психологии. –СПб.: Союз, 1997. –144 с.2.Бойко В.В. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях. –URL: http://bookap.info/okolopsy/boyko_psihoenergetika/gl64.shtm(дата обращения 03.03.2014г.)3.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Издво Перо, 2014.–196 с. 4.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.5.Абрамова Г. С.Общаяпсихология: учебное пособие для вузов. –М.: Академ. проект, 2003. –495 с.6.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V. –L., 2013. –С. 66–69.7.Долгова В. И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27.–№ 2. –С. 315–320.
Olga Tupikova,
Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk79043018412@yandex.ruPsychological correction and prevention and prevention of emotional burnout syndrome servants in the field of MESAbstract. The article is devoted to psychological correction and prevention of emotional burnout syndrome servants in the field of MES.Key words: psychological correction and prevention, emotional burnout syndrome, the program of correction and prevention, emotional burnout, strain, depersonalization.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
Психологическая коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС
Аннотация. Статья посвящена психологической коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС.Ключевые слова: психологическая коррекция и профилактика, синдром эмоционального выгорания, программа коррекции и профилактики, эмоциональное выгорание, деформация, деперсонализация.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современных социальноэкономических условиях понятие «синдром эмоционального выгорания» (далее –СЭВ) все больше занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки. Актуальность исследования данного психологического феномена обусловлена егоярко выраженными отрицательными последствиями, которые проявляются в постепенном развитии негативных социальнопсихологических установок в отношении себя, близких людей, коллег, работы. Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности и окружающим, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, эмоциональная неустойчивость личности, деструктивная психологическая защита(Л.С. Выготский [1], В.В. Бойко [2], Г.Ю. Гольева [3], В.И. Долгова [3, 4], О.А. Кондратьева [4], Г.С. Абрамова [5]).Синдром эмоционального выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60х гг. прошлого века, не потерял свою актуальность и в наше время. Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены представители любых профессий, но выгорание профессионалов «человек –человек» имеют наибольшую степень опасности, так как проявляются отрицательно в сфере делового и личностного общения. Материалы и методы:Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей служащих МЧС.Для исследования уровня эмоционального выгорания у служащих МЧС была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: методика «Личностная агрессивность и конфликтность», методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Была проведена опытноэкспериментальная работа по организации и проведению программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС, проведен анализ формирующего эксперимента, а так же разработаны практические рекомендации и составлена программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.Для оптимального построение программного комплекса психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы исходили из рекомендаций, которые сделаны по моделированию профессиональной коммуникативной компетентности (В.И.Долгова, Е.В.Мельник[6]).Это рекомендации по применению системного подхода–постановка целей, элементов, структуры, параметров входа, выхода, обратной связи. Создание программ позволит предельно конкретизировать процесс подготовки коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания, подчинить его четко обозначенным целям, расчленить на более конкретные и простые участки. В процессе разработки программы мы опирались на уже апробированную В.И. Долговой программу коррекции эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ [7].Программа предназначена для работы с сотрудниками учреждений (25–55 лет) Минимальная численность группы –5 человек, максимальная 35 человек.Цель программы –развитие эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания сотрудников.Задачи программы:1.Снять психологическое напряжение у сотрудников.2.Способствовать повышению работоспособности.3.Обучить сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости.4.Обучить сотрудников навыкам саморегуляции.5.Активизировать стремление к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.Уровень эмоционального выгорания исследовался нами с помощью Методики «Феномен эмоционального выгорания и его диагностирование».Исследование феномена эмоционального выгорания показало, что у 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у данных испытуемых выявлено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизмапсихологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.По результатам оказалось также, что у 6 сотрудников МЧС выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть формируется или уже сформировалась та или иная фаза «эмоционального выгорания», что подтверждает актуальность темы нашего исследования и необходимость проведения соответствующей коррекционной работы. В то же время у 11 сотрудников из 35 сформирован высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС–это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы, обнаруживающая себя в сниженииэмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие «душевных» затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета.Рис.1. Диаграмма исследования уровней эмоционального выгорания
Исследование феномена эмоционального выгорания после проведения коррекционной программы показало, что у 8 вместо 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у 10 (28,57%) испытуемых после прохождения программы коррекции снижено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. По результатам оказалось также, что у 2 сотрудников МЧСвместо 6 выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть работа по коррекции выгорания показала себя в активном действии, что подтверждает актуальность темы нашего исследования и еще раз доказывает эффективность проведения соответствующей коррекционной работы.В то же время высокий уровень синдрома эмоционального выгорания у сотрудников на данном этапе работы отсутствует, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС эффективно снижено посредством проведения коррекционной работы. То, что показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, говорит о том, что «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
024681012141618Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень11 Рис. 2. Диаграмма исследования уровней синдрома эмоционального выгорания после проведения программы коррекции
Проведенный контрольный этап эксперимента позволил нам сделать сравнительный анализ «до» и «после» проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС. Исходя из полученных результатов, можно увидеть изменения: на диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
012345678Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень82 Рис.3. Результаты исследования по методике «Личностнаяагрессивность и конфликтность». Сравнение исследования личностной направленности после проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у служащих МЧС
На диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе послеэксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и доказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Исследование личностной направленности показало, что после проведения коррекционной работы с сотрудниками МЧС у испытуемых преобладает мотивация на работу (25,71%). Это говорит о том, что у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и появилось желание общаться с людьми.Следующие четыре показателя«выгорания» дали либо незначительную положительную динамику, такой как «эмоциональное состояние на работе» (16,28), либо не показали ее вообще, как, например, интересующий нас признак «личностная направленность» (20), так как он входит в структуру «выгорания» служащих МЧС. При этом, у сотрудников не выявлено также и отрицательной динамики, то есть симптомы эмоционального выгорания не усилились.На последнем месте, отношения с другими людьми (11,42%). Это говорит о том, что отношения в коллективе у служащихи с другими людьми влияет на настроение испытуемых. Таким образом, содержание выявленных факторов позволяет нам сделать вывод, что служащие в системе МЧС после прохождения программы коррекции не имеют выраженного симптома эмоционального выгорания, работадоставляет им удовольствие и есть желание общаться с людьми.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и 051015202530ДоПослеМотивация на работуЛичностная направленностьЭмоциональное состояние на работеЭмоциональное состояние домадоказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Для подтверждения достоверности различий между результатами одной и той же выборки «до» и «после» разработанной нами программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы провели математическую обработку данных по Критерию ТВилкоксона. Полученная величина Тэмп попала в зону значимости. Это свидетельствует о том, что гипотеза Н1 подтверждается.Таким образом, разработанная и реализованная нами программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания позволила получить положительную динамику.Исследование психологической коррекции и профилактики проходилов 3 этапа: 1) поисковоподготовительный; 2) опытноэкспериментальный; 3) контрольнообобщающий. Был использован комплекс методов и методик: теоретические: анализ и обобщение психологопедагогической литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий) тестирования по методикам:«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В.., для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента убеждают в необходимости разработки и реализации программы «Психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания».Реализация психологопедагогической программы по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания показала положительную динамику, по всем методикам произошел сдвиг в наилучшую сторону.Применение критерия ТВилкоксона позволило установить наличие статистически значимого влияния разработанной программы по психологопедагогической по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания, что дает основание считать гипотезу подтвержденной.Основные рекомендации по психологической коррекции и профилактике состоят в развитие эмоциональной устойчивости сотрудников, планомерной профилактике эмоционального выгорания сотрудников, снятие психологического напряжения у сотрудников, обучить сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости, обучить сотрудников навыкам саморегуляции.
Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Лекции по психологии. –СПб.: Союз, 1997. –144 с.2.Бойко В.В. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях. –URL: http://bookap.info/okolopsy/boyko_psihoenergetika/gl64.shtm(дата обращения 03.03.2014г.)3.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Издво Перо, 2014.–196 с. 4.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.5.Абрамова Г. С.Общаяпсихология: учебное пособие для вузов. –М.: Академ. проект, 2003. –495 с.6.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V. –L., 2013. –С. 66–69.7.Долгова В. И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27.–№ 2. –С. 315–320.
Olga Tupikova,
Candidate for a master's degree faculty ofpsychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk79043018412@yandex.ruPsychological correction and prevention and prevention of emotional burnout syndrome servants in the field of MESAbstract. The article is devoted to psychological correction and prevention of emotional burnout syndrome servants in the field of MES.Key words: psychological correction and prevention, emotional burnout syndrome, the program of correction and prevention, emotional burnout, strain, depersonalization.
Рекомендованокпубликации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск