Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щеглова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75140.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щеглова Галина Сергеевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскgscheglova@yandex.ru

Психологопедагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы

Аннотация. В статье обсуждаются возможности психологопедагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дерево целей, модель, программа психологопедагогической коррекции, технологическая карта.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Современная школа предъявляет большие требования ко всем аспектам деятельности учителя: к личностным особенностям, педагогическим умениям, знаниям, способам деятельности. На основе осуществления принципов личностноориентированного обучения, особую важность, мы считаем, приобретает изучение факторов, которые препятствуют гуманизации отношений в диаде «учительученик». Синдром эмоционального выгорания, который характеризуется личностной отстраненностью, эмоциональной сухостью педагога, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, расширением сферы экономииэмоций, оказывает достаточное влияние на характер профессионального общения учителя. Обсуждаемая профессиональная деформация мешает полноценному осуществлению учебного процесса, становлению профессионального коллектива, оказанию необходимой психологической помощи. На данном этапе развития педагогики важным является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды, но высокая эмоциональная напряженность, связанная с особенностями межличностного взаимодействия в ходе профессиональной деятельности, часто приводит вместе с другими факторами к развитию синдрома эмоционального выгорания (Н.П. Абаскалова, Н.Е. Водопьянова,В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, О.А. Кондратьева [1, 2, 3, 4]).Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.Гипотеза: психологопедагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы будет более результативной, если:осуществить моделирование психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы;разработать и реализовать программу психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:1.Теоретические: анализ, обобщение, моделирование.2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам:«Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко», «САН» («Опросник самооценки функционального состояния»).Математикостатистические: Tкритерий Вилкоксона.Исследование проводилось на базе МОУ СОШ№ 42 г. Копейска. Висследовании приняли участие 20 педагогов разного возраста и с различным стажем работы.Наша модель построена по рекомендациям В.И. Долговой, Е.В. Мельник [5] и состоит из 5 блоков:1.Теоретический: анализ литературы по проблеме, определение форм, методови методик диагностики, коррекции и оценки полученных результатов. Разработка коррекционной программы.2.Диагностический: диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов школы путем тестирования по методикам «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко», «Опросник самооценки функционального состояния». Отбор участников психологопедагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.3.Коррекционный: проведение психологопедагогической коррекции согласно разработанной программе в течение 10 занятий.4.Оценочный: анализ полученных результатов. Проведение повторного тестирования, оценка динамики степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, у участников группы путем количественного и качественного анализа произошедших изменений по сравнению с констатирующим экспериментом.5.Прогностический: разработка методических рекомендаций по преодолению синдрома эмоционального выгорания педагогов школы на основании полученных результатов, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.Целью модели психолого–педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы является реализация системной и систематической помощи по снижению уровня названного синдрома. Цель далеедекомпозируется на задачи каждого этапа (В.И.Долгова[6]). Всего этапов–три этапа: теоретический (анализ психологопедагогической литературы по теме, подбор методик), опытноэкспериментальный (констатирующий и формирующий эксперимент) и контрольнообобщающий (анализ полученных результатов и разработка методических рекомендаций).В ходе исследования были использованы следующие методы и методики: теоретические (анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания» В.В. Бойко», «Опросник самооценки функционального состояния»), математикостатистические (Tкритерий Вилкоксона).Анализируя полученные притестировании данные, можно сделать следующие выводы: у 30% педагогов (12 человек) сформирован синдром эмоционального выгорания, ещё у 45% (18 человек) синдрос эмоционального выгорания находится в стадии формирования, и только у 25% (10 человек) синдром эмоционального выгорания не выявлен.Сложившаяся ситуация требует формирования экспериментальной группы и проведения психологопедагогической коррекции эмоционального выгорания педагогов.Программа психологопедагогической коррекции базировалась на трех составляющих самосознания:самопознание (когнитивный блок)–осознание педагогом школы своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов;отношение к себе (эмоциональный блок)–формирование у педагогов позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживаний в группе;саморегуляция (поведенческий блок)–преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепление новых форм поведения.Для проведения психологопедагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания была выбрана групповая форма работы, поскольку групповая форма включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях и позволяет сконцентрировать внимание на проблемах межличностного взаимодействия клиентов.Целью коррекционной работы являлось снижение интенсивности эмоционального выгорания у педагогов школы путем снятия эмоционального напряженияи повышения эффективности педагогического и межличностного общения.Критерием эффективности программы является существенное снижение у участников коррекционной группы проявлений эмоционального выгорания вплоть до полного исчезновения.С учетом поставленных задач был выбрана кратковременная форма проведения коррекционной работы: программа рассчитана на 10 занятий.По окончании коррекционной работы было проведено повторное тестирование педагогов, вошедших в коррекционную группу.Анализируя данные, полученныепри повторном тестировании по методикам «Профессиональное выгорание» и «Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко», можно сделать следующие выводы: Уровень выраженности показателя «эмоциональное истощение» после проведения коррекционной работы снизился на 70% (со 100% (20 человек) до 30% (6 человек)); уровень выраженности показателя «деперсонализация» снизился на 60% (с 70% (14 человек) до 10% (2 человек)). Выраженность фазы тревожная напряженность в коррекционной группе снизилась на 10% (с 10% (2 человека) до нуля); резистенция на 50% (с 50% (10 человек) до нуля); педагогов со сформированной фазой истощения в группе не было, однако количество педагогов с данной фазой в стадии формирования также снизилось на 40% (с 60% (12 человек) до 20% (4 человека)).В результате математической обработки результатов исследования при помощи Ткритерия Вилкоксона можно утверждать, что показателей степени выраженности синдрома эмоционального выгорания педагогов статистически достоверны, что подтверждает, что программа психологопедагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы позволила существенно снизить его уровень. Гипотеза исследования доказана.По итогам работы были разработаны рекомендации по профилактике и устранению синдрома эмоционального сгорания педагогов школы на 4 уровнях: органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета); эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:; рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия); поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины).Ссылки на источники1.Абаскалова Н.П. Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении (методические рекомендации)–Новосибирск,

2010.36с.2.Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. –СПб.: Питер, 2010. –336 с.3.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Издво Перо, 2014.–196 с. 4.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.5.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT:Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V. –L., 2013. –С. 66–69.6.ДолговаВ. И. Системныеинновационныетехнологиицелеполагания// GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USEOF NATURAL RESOURCESMaterials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05–November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05–November 12, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–L., 2013. –С. 41–45.

Galina Shcheglova,

Candidate for a master's degree faculty of psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskgscheglova@yandex.ruPsychologicalpedagogical correction of the emotional burnout syndrome school teachersAbstract. The article discusses the features of psychologicalpedagogical correction syndrome of emotional burnout of teachers.Keywords: emotional burnout, objective tree, model, program of psychologicalpedagogical correction, MP.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск