Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белолипецкая А. В. Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75146.htm.
Аннотация. Рассмотрена необходимость активизации учебного процесса студентов экономических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения. Проанализирована роль деловых игр как наиболее эффективной формы инновационного обучения. Выделены специфические особенности применения деловых игр в учебном процессе студентов специальности «Мировая экономика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белолипецкая Алла Вячеславовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Тульского филиала ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Тулаalla249@mail.ru

Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей

Аннотация. Рассмотрена необходимость активизации учебного процесса студентов экономических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения. Проанализирована роль деловых игр как наиболее эффективной формы инновационного обучения. Выделены специфические особенности применения деловых игр в учебном процессе студентов специальности «Мировая экономика».Ключевые слова:инновационные методы обучения, деловая игра, специальность «Мировая экономика». Раздел: (04) экономика.

В современных условия возникает насущная необходимость активизации познавательной деятельности студентов экономических специальностей, что требуетширокого использования инновационных методов обучения. Наиболее эффективным из таких методов обоснованно считается проблемное обучение, целью которого является формирование самостоятельной позиции студента по рассматриваемым вопросам, а также развитие исовершенствование способности к творческой деятельности. В контексте проблемного обучения происходит трансформация полученных знаний в убеждения, и благодаря этому формируется активная жизненная позиция студента. В качестве одного из самых действенных способов решения проблемных ситуаций в учебном процессе можно рассмотреть деловую игру–групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В деловой игре сочетаются два принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.Деловыеигрыявляются одним из инновационных методов подготовки квалифицированных кадров, в том числе –студентов экономических специальностей. Широкая практика применения деловых игр в учебном процессе обусловлена тем, что благодаря им обеспечиваются: активизация творческого мышления благодаря самой технологии учебного процесса;длительная и устойчивая активность, приобретаемая студентами;поощрение самостоятельной выработки студентами творческих, мотивационно оправданных решений;повышение эффективности обучения не благодаря увеличению объема получаемой информации, а за счет глубины и скорости овладения ею. Учебные деловые игры, применяемые в процессе обучения студентов экономических специальностей, позволяют повысить масштаб охвата анализируемых хозяйственных ситуаций, наглядно показывают результаты принимаемых решений и дают возможность оценить их альтернативные модификации при различных вариантах развития событий. Можно также выделить специфические преимущества деловых игр как инновационного метода обучения для студентов специальности и профиля «Мировая экономика», которым в процессе будущей профессиональной деятельности предстоит решать наиболее сложные и многовариантные задачи, действуя в условиях, когдатребуется умение адаптироваться к происходящим изменениям мирохозяйственной конъюнктуры.Для студентов специальности и профиля «Мировая экономика» необходимость применения деловых игр в процессе обучения обусловлена следующими факторами:принятие решений сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) нередко осуществляется при достаточно неопределенных исходных условиях;необходимо быстро приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды;специалист может испытывать недостаток нужной информации;исходная информация для принятия решений может быть настолько объемной, что специалист испытывает нехватку времени на её полную обработку;задачи в сфере ВЭД могут быть столь сложными, что решить их привычными, традиционными способами зачастую невозможно.

Такимобразом, необходимо выбирать для студентов специальности и профиля «Мировая экономика» такие технологии обучения, которые способствовали бы выработке у будущих специалистов и бакалавров привычки к активному мышлению, к отказу от стереотипов.Учебная деловая игра является формой реализации подобных технологий. Деловые игры позволяют обучиться грамотно действовать в сложных экономических ситуациях не в условиях психологического давления, которое неизбежно будет присутствовать при осуществлении профессиональной деятельности, а в достаточно спокойной обстановке, которая, тем не менее, будет имитировать реальные условия принятий решений.Кроме того, информация, необходимаядля принятия решений в сфере ВЭД, может быть чрезвычайно объемной. В связи сэтим, при осуществлении профессиональной деятельности на внешнем рынке выпускникам потребуется умение компетентно производить отбор информационных источников, а затем быстро и достаточно углубленно изучать их. Для формирования надлежащих навыков работа с экономической информацией должны использоваться в том числе учебные деловые игры.Таким образом, применение деловых игр при организации учебного процесса студентов экономических специальностей, в том числе –специальности и профиля «Мировая экономика», можно считать не только важным, но и необходимым с целью повышения инновационного потенциала вуза и наращивания конкурентоспособности его выпускников.

Список литературы1.Белолипецкая А. В. Деловая игра как форма активизации учебного процесса студентов специальности «Мировая экономика» // Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения. Вып. 5й: сб. материалов преподавателей и специалистов и вузов г. Тулы, получивших диплом «Преподаватель высшей школы». –Тула: Издво ТулГУ, 2009.2.Петровичев В. М., Белолипецкая А. В., Раменских Е. А. Деловая игра как форма активизации учебного процесса студентов специальности «Мировая экономика»: монография. –Тула: Издво ТулГУ, 2009. 3.Калинин Н. В., Денисов В. Н., Белолипецкая А. В. Педагогический аспект учебнопознавательной деятельности студентов экономических и финансовых специальностей: монография.–Тула: ТФ РГТЭУ, 2011.

Alla Belolipetskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics, accounting and audit,Plekhanov Russian University of Economics, Tulaalla249@mail.ruThe use of innovative methods in teaching students of economic specialtiesAbstract. Discussed the need to enhance the learning process of students of economic specialties, through the introduction of innovative teaching methods. Analyzes the role of business games as the most effective forms of innovative learning. Highlighted specific features of the use of business games in the educational process of students of the specialty “World economy”.Key words:innovative teaching methods, business game, specialty “World economy”.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»