Инновационная культура как система

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цветкова И. В. Инновационная культура как система // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S10. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75173.htm.
Аннотация. Формирование инновационной культуры личности и общества является одной из самых актуальных социальных проблем. Цель исследования – изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделены при анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества. Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни. Работа выполнена в рамках НИР темплана, проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цветкова Ирина Викторовна,доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольяттиaleksandr.kozlov@mail.ru

Инновационная культура как система

Аннотация.Формирование инновационной культуры личности и общества является одной из самых актуальных социальных проблем. Цель исследования –изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделены при анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества. Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни. Работа выполнена в рамках НИР темплана, проект № 383: «Работники промышленной и научнотехнической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».Ключевые слова:функции, структура, инновационнаякультура, социальные и культурные факторы, социальная интеграция, социальная адаптация, информационное общество, образование, знания, ценности, мотивация.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных проблем современности [1,с.57–58]. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными вобществе знаний, они помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит, главным образом, от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Современное общество остро обеспокоено образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его инновационной составляющей [2]. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.Инновационный тип развития меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъектобъектной парадигме. Знания предавались от учителя к ученику в процессе обучения. Третьим элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т.Кун подчеркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных[3]. Этот комплекс знаний используются для написания учебников и применяются при подготовке новый поколений ученых и специалистов. К. Поппер в учении о трех мирах, определяющих развитие науки, включает в их состав разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитет, традиции. Эти тексты К. Поппер рассматривал как препятствие для развития критического отношения к знаниям, стимулирующего развитие новых идей [4].Проблемы инновационной культуры получили разработку в ряде работ современных ученых. А.Л.Маршак обосновал существование социология инноватики как прикладной науки[5]. Ю.А.Карпова провела социологический анализ инновационной системы, рассмотрела роль личности в инновационном процессе, акцентировала внимание на таких ресурсах инновационного процесса, как интеллект и творчество[6]. В работах многих отечественных и зарубежных учёных можно найти определения инновационной деятельности как процесса, «направленного на непрерывное создание нового». Проблематика социология культуры активно разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Из современных отечественных учёныхсоциологов, нацеленных на проблематику социологии культуры, важно отметить работы А.С.Капто [7] (проблематика профессиональной этики). Для нашего исследования очень важна проблематика ценностей в аспекте инновационной активности. М.К.Горшков охарактеризовал специфические черты российского менталитета, выявил критерии социальной идентичности[8].В сборнике статей под редакцией В.А. Ядова«Россия трансформирующееся общество»проанализированы ценностные основания инноваций, которые могут служить ориентирами поведения наёмных работников[9].Целью исследования является изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделеныпри анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества.Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатовИнновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям вразличных сферах жизни.Можно выделить следующие функции инновационной культуры:Креативная: предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [10,с.9]. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.Адаптационная: способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области, профессор Ю.А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество» [11]. Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.Аксиологическая: обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н.Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность [12,с.171–178]. Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны,как элемент, присутствующий в каждом виде культуры [13]. Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.Гуманистическая: создает условия для наиболее эффективной самореализации индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А.И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами» [14]. Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.Мотивационная: создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. А.Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жаждаобновления, рождение идей и их осуществление… <…> Популяризация «инновационного» подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа «жить, как живётся». Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу «инноваций», то есть, ‮жить продуманно, организованно», и, наконец, креативно» [15]. Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.Стратифицирующая: формирует новые способы стратификации и дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов), например, по уровню разработки и основания новых технологий. В.В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» [16].В условиях инновационной революции субъектобъектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно–коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний [17]. Изменения приобретают следующий характер.1.Получение или передача знаний является процессом трансляции освоения или освоения учебной информации посредством ИКОС. Роль преподавателя состоит в формировании ИКОС с характеристиками, соответствующими определенной предметной сфере, нормативам и стандартам компетенций.2.Освоение знаний связано с формированием технологий обучения, поскольку они обеспечивают связь с ИКОС. Технологии предусматривают временную и информационную стандартизацию предметной сферы образовательных знаний. Они ориентированы на то, чтобы ознакомить учащихся с определенным объемом информации и проконтролировать умение ориентироваться в ней.3.Формируется симбиоз знаний и информации, который интегрирован с ИКОС. Этот симбиоз повышаетскорость процессов обучения, с одной стороны, а с другой –позволяет увеличивать объемы освоения информации за единицы учебного времени.4.Преимущества ИКОС состоят в формировании определенных модулей информации, учитывающих график обучения, пространственные границы расположения учащегося и преподавателя, индивидуальные особенности освоения материала учащимися. ИКОС повышает наглядность обучения, т.к. позволяет использовать средства компьютерной графики, создавать виртуальные обучающие тренажеры.5.Результатомобучения выступают компетенции –комплекс знаний, умений навыков, сформированных в результате обучающих технологий. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания технологизируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей ИКОС.6.В отличие от прежних условий, когда знания передавались непосредственно в процессе общения от учителей и учеников, чтения книг, выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателей, ИКОС не предполагает формирования системы ценностей. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на ценностных основаниях, это дает возможность постоянно обновлять знания.7.В классической парадигме знания рассматривались как средство формирования личности, ее совершенствования. В условиях инновационной революции роль знаний в формировании ценностных ориентиров личности снижается, поскольку интеграция знаний с обновляющейся информацией придает им релятивный характер.8.Знания, полученные при помощи ИКОС, позволяют индивидам адаптироваться к изменениям в социальноэкономический сфере. Однако они не формируют стратегии поведения в обществе, поэтому перед индивидами возникают проблемы, требующие принятия решений при выборе системы ценностей в ситуациях жизненного самоопределения.Данные характеристики знаний в условиях инновационного типа развития формируют одно их противоречий, определяющих бытие личности в обновляющемся обществе. Это противоречие между необходимостью овладения знаниями, интегрированными в ИКОС, и системами ценностей, определяющими взаимодействие индивидов с обществом, с духовным миром.Это противоречие является следствием других видов противоречий, которые вызваны неравномерным развитием сфер науки, технологий, управления и образования. Обновление знаний происходит быстрее, чем преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Оно выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально, разумно, взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновационного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, в процессах маргинализации и в стихийных протестах.Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщиков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.

Ссылки на источники1.Колин К.К.Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. –2006. –№ 6 (59). –С. 57–58.2.Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. –URL: http://www.portlus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=&.3.Кун Т.Структура научных революций / пер. с англ. И.З.Налетова; общ.ред. и послесл.С.Р.Микулинского и Л.А.Марковой. –М.: Прогресс, 1977.–300с.4.Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: избр. работы / пер. с англ. –М.: Прогресс, 1983. –605 с.5.МаршакА.Л. Социология инноватики как прикладная наука: постановка вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: сб. ст. –М., 1996. –45с.6.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: учеб.пособие. –СПб.: Питер, 2004. –192с.7.Капто А.С. Социоментальные основания культуры мира. –М., 2000; Профессиональная этика. –М.;Ростовн/Д., 2006.8.Горшков М.К. Новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий // Президентский контроль. Информационный бюллетень / Издание Администрации Президента Российской Федерации. –2010.–№5.9.Россия: трансформирующееся общество / под ред.В.А. Ядова. –М.: Издво «КАНОНпрессЦ», 2001.–640 с.10.Философия творчества: монография / под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.–М.: Философское общество, 2002. –268с.11.Цит. по: Исаев В.В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. –2000. –№ 5–6.12.Василенко Н.Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе //Экономика и право. XXI век. –2013. –№ 2. –С.171–178.Долгова В.И. Акмеологическаясущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 14: Педагогика. Психология. –1999. –№1.–С. 65–71. –URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf.14.Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Международный журнал «Теория и практика управления». –URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_01.htm.15.Зубенко В. В. Инновационная культура общества —основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. Сер. В: Економiка iправо. –2007. –Вип. 1. –С. 209–215.16.Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. –М.: Издво «Академия естествознания»,2008. –160с.

Irina Tsvetkova,

Doctor of the Philosophical Sciences, Professor of the pulpit History and philosophy Togliyatti state University, Togliyatti aleksandr.kozlov@mail.ruInnovative culture as a systemAbstract.Shaping the culture of the creation innovation is one of the themost actual social problems. The Purpose of the study is a study function cultures, which can be chosen at analysis mechanism to adapting the individual to social changes to different sphere of the lifes society. The Culture of the creation innovation provides not only constant creation and introduction new, but she includes the mechanisms, allowing adapt the individual to changes to different sphere of the lifes. Keywords: functions, structure, culture innovation, social and cultural factors, social integration, social adaptation, information society, formation, knowledges, value, motivation.

Рекомендовано к публикации:

Ивановой Т. Н., доктором социологических наук