Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе
Международная
публикация
Выпуск:
ART 75235
УДК
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лашкова
Л.
Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S17. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75235.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема коммуникативной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор раскрывает современные подходы к формированию коммуникативных знаний и умений у бакалавров педагогики в вузе.
Ключевые слова:
коммуникативные умения, коммуникативная подготовка, коммуникативные знания, педагог дошкольной образовательной организации
Текст статьи
Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART75235УДК378.147
Лашкова Лия Луттовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутlashkovall@rambler.ru
Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе
Аннотация.В статье рассматривается проблема коммуникативной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор раскрывает современные подходы к формированию коммуникативных знаний и умений у бакалавров педагогики в вузе.Ключевые слова:коммуникативная подготовка, коммуникативные знания, коммуникативные умения, педагог дошкольной образовательной организации.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения воспитателем детского сада профессиональных функций, что обусловлено предоставленной свободой творчества, вариативностью образовательных программ, разнообразием видов дошкольных организаций. В процессе успешного решения образовательных задач особую роль имеет характер педагога (общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность) и его профессиональные качества.Определение профессионально важных качеств педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) базируется на функциональном анализе его педагогической деятельности. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую ученые определяют как научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психологопедагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.Среди важнейших профессиональных функций педагога детского сада следует выделить:создание педагогических условий для успешного воспитания детей;обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья дошкольников;осуществление воспитательнообразовательной работы с детьми;участие в педагогическом просвещении родителей;регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОО;самообразование педагога;участие в исследовательской работе.Полифункциональность деятельности педагога ДОО предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями, среди которых одними из приоритетных являются умения в области коммуникации. Положив в основу ведущие компоненты педагогического общения, И.И. Рыданова выделяет следующие блоки профессиональных коммуникативных умений:социальнопсихологический (умения производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, активно воспринимать и понимать Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
личность каждого ребенка, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использоватьпсихологические средства, механизмы коммуникативного воздействия);нравственноэтический блок (умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовывать творческое сотрудничество с детьми, инициировать благоприятный нравственный климат общения);эстетический (умения гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать детей к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного);технологический (умения использовать учебновоспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность) [2]. Из приведенных содержательных характеристик видно, что общение с детьми реализует разнообразные функции: актуализацию типичных и индивидуальных свойств личности, информационную, нормативнорегулирующую, эмоциональную, перцептивную, материнскую.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что взрослые создают условия, которые предполагают непосредственное общение с каждым ребенком, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации в группе сверстников, взаимодействие с родителями и др. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация взрослого, умение, как отметила Н.К. Крупская, «влезть в шкуру ребенка» в рамках высокого профессионализма. Особо важно подчеркнуть отношение к ребенку как субъекту, уважение его прав и интересов, признание его возможностей развития, совместная деятельность с ним на основе максимальной активности.Эффективность реализации педагогической деятельности в детском саду во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. В исследованиях Л.Н. Башлаковой, М.В. Воробъевой, Т.И. Ерофеевой, В.Д. Калишенко показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений в детском сообществе. Ученые отмечают, что педагогу необходимо помнить, что при использовании стилей общения следует учитывать становление и развитие образаЯ у ребенка, его стремление быть лучше. В связи с этим, педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости; предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали раскрытию у детей потенциальных возможностей, творчества и активности. Однако, по мнению Т.М. Бабуновой, лишь каждый пятый педагог придерживается личностноориентированной модели взаимодействия, треть современных воспитателей ДОО осуществляют учебнодисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается [1].В связи с этим, одной из важных задач, стоящих сегодня перед педагогами, является выбор правильного стиля взаимодействия с детьми, оказание психологической поддержки ребенку в становлении его индивидуальности. При этом немаловажную роль играет способность взрослого отбирать речевые средства, способыкоммуникаЛашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
ции, способствующие регуляции поведения ребенка. При личностноориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.В качестве критериев определения стилей педагогического общения следует выделить способы разделения функций между воспитателем и детьми, соотношение требовательности и уважения к личности ребенка, учет межличностных отношений, сложившихся в группе детей, соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий, соотношение позитивных и негативных оценок, наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия, характер педагогических установок и др.В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М. Кларина и другиеустановили связь культуры общения взрослого с культурой общения детей. Ученые отмечают, что в ДОО необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о правилах взаимодействия с другим человеком, формирования отношения к выполнению данных требований. С этой целью возможно использование разнообразных сюжетноролевых игр, этюдов, разнообразных форм игровой терапии.Технология педагогического общения, на наш взгляд, должна быть направлена на организацию определенных этапов:формирование у ребенка потребности в общении;ориентировка ребенка в целях, в ситуациях общения;ориентировка в личности собеседника;планирование содержания общения;корректирование направления, стиля, стратегии общения.По данным исследования О.А. Шороховой, на фоне общего положительного отношения воспитателей к инновационным технологиям в области развития монологической и диалогической речи дошкольников, выделяются некоторые затруднения в образовательном процессе:неумение организовать педагогическую деятельность на диагностической основе;трудности в правильной оценке речевого развития детей и формировании методических рекомендаций по коррекционной работе;затруднения в организации индивидуального стиля взаимодействия;недостаточное рефлексивное осознание себя как субъекта профессионального саморазвития; расхождение самооценки коммуникативной компетентности и уровня реального ее проявления в профессиональной деятельности и др. Кроме того, отмечается ряд психологических барьеров,связанных с проявлением стандартизации в поведении педагогов, нормативностью взглядов на ребенка, неправильном использовании стимульного материала для активизации речевой деятельности детей, неумением создать условия, мотивирующие коммуникационный процессв ситуации взаимодействия «воспитатель –ребенок» [4].Определенное влияние на возникновение барьеров в процессе сотрудничества с детьми становятся и такие качества личности педагога, как несдержанность, эмоциональная неустойчивость, скованность, агрессивность, неуверенность в себе, робость, замкнутость и др. Анализ педагогической практики показывает, что воспитаЛашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
тели в качестве причин затруднений называют и внешние факторы: дефицит времени, материальные трудности, нерегулярное посещение детьми детского сада.В связи с этим, перед педагогическими вузами стоит задача обучения студентов эффективной коммуникации и формирования коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога ДОО.Понятие коммуникативной компетентности педагогавоспитателя объединяет способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты; систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную коммуникацию; пристраиваться к партнеру, способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера; преодолевать трудности социальноперцептивного и экспрессивноречевого характера.Учитывая специфику деятельности педагога ДОО, необходимо особое внимание уделить возможности развития эмпатии как составного элемента коммуникативнойкомпетентности. Это обусловлено тем, что ребенок не всегда может четко сформулировать свои мысли, запросы, главную роль в понимании его состояния играют сочувствие, сопереживание, содействие. Именно эмпатические способности воспитателя становятся залогом успешной коммуникации в системе «воспитатель–ребенок».Значительную роль при обучении бакалавров педагогики эффективной коммуникации играет развитие способности усваивать и рефлексировать опыт общения в различных по смыслу, содержанию и иструменталике ситуациях взаимодействия с детьми и их родителями. Уровень педагогического взаимодействия определяется тем, насколько адекватно прошлый коммуникативный опыт анализируется в контексте настоящих ситуаций общения, что побуждает педагога осознанно вычленять и закреплять наиболее удачные, целесообразные стратегии и тактики коммуникативного поведения.Особое внимание необходимо обратить на формирование культуры мышления у будущих педагогов ДОО. В процессе организации лекций, ролевых игр, коммуникативных тренингов следует сформировать у бакалавров педагогики умения убедительно излагать свою точку зрения, познавать позиции собеседника, конструктивно критиковать, организовывать эффективную коммуникацию. В.В. Рыжов рассматривает коммуникативную подготовку будущих педагогов «как процесс воспитания своеобразной диалогичности личности». Критериями оптимального развития коммуникативного потенциала являются:готовность к сотрудничеству и диалогу, то есть мотивационная направленность личности на общениедиалог;способность иумение быть участником диалога и сотрудничества [3].В связи с этимнеобходимо в первую очередь изучить теоретические основы педагогического общения и разработать индивидуальную программу коммуникативного развития, выделив в ней следующие блоки:развитие общительности как профессиональноличностного свойства;преодоление негативных наслоений в общении (скованность, манерность, стеснительность, «зажатость», резкость и др.);формирование профессиональнокоммуникативных умений и навыков;упражнения по овладению педагогическим общением;разнообразная деятельность коммуникативного характера, способствующая обретению опыта общения.В психологопедагогических исследованиях доказано, что в случае недостаточного уровня сформированности коммуникативных знаний и умений представители разных возрастных, этнических и социальных групп проявляют «психологическую глухоту» к Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
исходящей от партнера информации. Это положение приобретает особое значение в педагогическом общении, так как воспитатель и ребенок принадлежат к разным возрастным группам и имеют достаточно часто социальные и этнические различия.Таким образом, организация коммуникативного процесса в дошкольной образовательной организации имеет свои особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимо подчеркнуть, что такая деятельность связана, прежде всего, с возрастными и индивидуальными возможностями детской коммуникации, с созданием условий для превращения каждого ребенка в субъекта педагогической деятельности, равного участника диалога со взрослым.В связи с этим, при обучении эффективной коммуникации важно научить бакалавров педагогики строить субъектсубъектные взаимоотношения, оптимально использовать средства коммуникации в соответствии с возрастными особенностями детей, эмпатически слушать, следовать этикетным правилам в общении. В процессе формирования коммуникативных знаний и умений будущие педагоги дошкольного образования должны освоить следующие способы реализации принципов построения субъектсубъектного взаимодействия с ребенком:диалогизации (психологическое равенство сотрудничающих взрослого и пебенка);проблематизации (актуализация тенденции к личностному росту ребенка, стимулирование его исследовательской активности);персонализации (личностная включенность в процесс общения);индивидуализации (выбор адекватных индивидуальности ребенка средств педагогического воздействия).В настоящее время стоит задача поднять престиж детского сада, что требует повышения профессиональной компетентности воспитателей. Уникальность сложившейся в России системы дошкольного образования признана на уровне мирового педагогического сообщества.Качество образования детей дошкольного возраста определяется характером психологопедагогических условий, в которых протекаетобразовательный процесс. Основная роль в создании адекватных возрасту психологопедагогических условий принадлежит взрослому, его умению строить общение и взаимодействие с ребенком. Решение данной задачи предполагает повышение профессиональной компетентности воспитателей детских садов, владение личностноориентированными образовательными технологиями.Коммуникативные знания и умения могут быть использованы в работе с детьми на различных этапах дошкольного детства. Специфика варьирования данными умениями, взависимости от возраста детей, выражается в действиях, входящих в их состав.
Ссылки на источники1.Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –208 с.2.Рыданова И. И. Основы педагогики общения. –Минск: Беларускаянаука, 1998. –319 с.3.Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. –Н. Новгород: Издво Нижегород. унта, 1994. –164 с.4.Шорохова О. А. Психологопедагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. –2005.–№ 1. –С. 9–16.
Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
LiyaLashkova,Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the chair of the theory and methods of preschool and primary education,Surgut State Pedagogical University,Surgutlashkovall@rambler.ruCommunicative training of teachers of the preschool educational organizations at higher education institutionAbstract.The problem of communicative training of teachers of the preschool educational organizations is considered in the article. The author opens modern approaches to the formation of communicative knowledge and abilities at bachelors of pedagogics at higher education institution.Keywords:сommunicative training, communicative knowledge, communicative abilities, teacher of the preschool educational organization.
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н.., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лашкова Л. Л., 2015www.ekoncept.ru
ART75235УДК378.147
Лашкова Лия Луттовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутlashkovall@rambler.ru
Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе
Аннотация.В статье рассматривается проблема коммуникативной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор раскрывает современные подходы к формированию коммуникативных знаний и умений у бакалавров педагогики в вузе.Ключевые слова:коммуникативная подготовка, коммуникативные знания, коммуникативные умения, педагог дошкольной образовательной организации.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения воспитателем детского сада профессиональных функций, что обусловлено предоставленной свободой творчества, вариативностью образовательных программ, разнообразием видов дошкольных организаций. В процессе успешного решения образовательных задач особую роль имеет характер педагога (общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность) и его профессиональные качества.Определение профессионально важных качеств педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) базируется на функциональном анализе его педагогической деятельности. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую ученые определяют как научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психологопедагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.Среди важнейших профессиональных функций педагога детского сада следует выделить:создание педагогических условий для успешного воспитания детей;обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья дошкольников;осуществление воспитательнообразовательной работы с детьми;участие в педагогическом просвещении родителей;регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОО;самообразование педагога;участие в исследовательской работе.Полифункциональность деятельности педагога ДОО предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями, среди которых одними из приоритетных являются умения в области коммуникации. Положив в основу ведущие компоненты педагогического общения, И.И. Рыданова выделяет следующие блоки профессиональных коммуникативных умений:социальнопсихологический (умения производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, активно воспринимать и понимать Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
личность каждого ребенка, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использоватьпсихологические средства, механизмы коммуникативного воздействия);нравственноэтический блок (умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовывать творческое сотрудничество с детьми, инициировать благоприятный нравственный климат общения);эстетический (умения гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать детей к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного);технологический (умения использовать учебновоспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность) [2]. Из приведенных содержательных характеристик видно, что общение с детьми реализует разнообразные функции: актуализацию типичных и индивидуальных свойств личности, информационную, нормативнорегулирующую, эмоциональную, перцептивную, материнскую.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что взрослые создают условия, которые предполагают непосредственное общение с каждым ребенком, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации в группе сверстников, взаимодействие с родителями и др. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация взрослого, умение, как отметила Н.К. Крупская, «влезть в шкуру ребенка» в рамках высокого профессионализма. Особо важно подчеркнуть отношение к ребенку как субъекту, уважение его прав и интересов, признание его возможностей развития, совместная деятельность с ним на основе максимальной активности.Эффективность реализации педагогической деятельности в детском саду во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми. В исследованиях Л.Н. Башлаковой, М.В. Воробъевой, Т.И. Ерофеевой, В.Д. Калишенко показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений в детском сообществе. Ученые отмечают, что педагогу необходимо помнить, что при использовании стилей общения следует учитывать становление и развитие образаЯ у ребенка, его стремление быть лучше. В связи с этим, педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости; предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали раскрытию у детей потенциальных возможностей, творчества и активности. Однако, по мнению Т.М. Бабуновой, лишь каждый пятый педагог придерживается личностноориентированной модели взаимодействия, треть современных воспитателей ДОО осуществляют учебнодисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается [1].В связи с этим, одной из важных задач, стоящих сегодня перед педагогами, является выбор правильного стиля взаимодействия с детьми, оказание психологической поддержки ребенку в становлении его индивидуальности. При этом немаловажную роль играет способность взрослого отбирать речевые средства, способыкоммуникаЛашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
ции, способствующие регуляции поведения ребенка. При личностноориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.В качестве критериев определения стилей педагогического общения следует выделить способы разделения функций между воспитателем и детьми, соотношение требовательности и уважения к личности ребенка, учет межличностных отношений, сложившихся в группе детей, соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий, соотношение позитивных и негативных оценок, наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия, характер педагогических установок и др.В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М. Кларина и другиеустановили связь культуры общения взрослого с культурой общения детей. Ученые отмечают, что в ДОО необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о правилах взаимодействия с другим человеком, формирования отношения к выполнению данных требований. С этой целью возможно использование разнообразных сюжетноролевых игр, этюдов, разнообразных форм игровой терапии.Технология педагогического общения, на наш взгляд, должна быть направлена на организацию определенных этапов:формирование у ребенка потребности в общении;ориентировка ребенка в целях, в ситуациях общения;ориентировка в личности собеседника;планирование содержания общения;корректирование направления, стиля, стратегии общения.По данным исследования О.А. Шороховой, на фоне общего положительного отношения воспитателей к инновационным технологиям в области развития монологической и диалогической речи дошкольников, выделяются некоторые затруднения в образовательном процессе:неумение организовать педагогическую деятельность на диагностической основе;трудности в правильной оценке речевого развития детей и формировании методических рекомендаций по коррекционной работе;затруднения в организации индивидуального стиля взаимодействия;недостаточное рефлексивное осознание себя как субъекта профессионального саморазвития; расхождение самооценки коммуникативной компетентности и уровня реального ее проявления в профессиональной деятельности и др. Кроме того, отмечается ряд психологических барьеров,связанных с проявлением стандартизации в поведении педагогов, нормативностью взглядов на ребенка, неправильном использовании стимульного материала для активизации речевой деятельности детей, неумением создать условия, мотивирующие коммуникационный процессв ситуации взаимодействия «воспитатель –ребенок» [4].Определенное влияние на возникновение барьеров в процессе сотрудничества с детьми становятся и такие качества личности педагога, как несдержанность, эмоциональная неустойчивость, скованность, агрессивность, неуверенность в себе, робость, замкнутость и др. Анализ педагогической практики показывает, что воспитаЛашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
тели в качестве причин затруднений называют и внешние факторы: дефицит времени, материальные трудности, нерегулярное посещение детьми детского сада.В связи с этим, перед педагогическими вузами стоит задача обучения студентов эффективной коммуникации и формирования коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога ДОО.Понятие коммуникативной компетентности педагогавоспитателя объединяет способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты; систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную коммуникацию; пристраиваться к партнеру, способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера; преодолевать трудности социальноперцептивного и экспрессивноречевого характера.Учитывая специфику деятельности педагога ДОО, необходимо особое внимание уделить возможности развития эмпатии как составного элемента коммуникативнойкомпетентности. Это обусловлено тем, что ребенок не всегда может четко сформулировать свои мысли, запросы, главную роль в понимании его состояния играют сочувствие, сопереживание, содействие. Именно эмпатические способности воспитателя становятся залогом успешной коммуникации в системе «воспитатель–ребенок».Значительную роль при обучении бакалавров педагогики эффективной коммуникации играет развитие способности усваивать и рефлексировать опыт общения в различных по смыслу, содержанию и иструменталике ситуациях взаимодействия с детьми и их родителями. Уровень педагогического взаимодействия определяется тем, насколько адекватно прошлый коммуникативный опыт анализируется в контексте настоящих ситуаций общения, что побуждает педагога осознанно вычленять и закреплять наиболее удачные, целесообразные стратегии и тактики коммуникативного поведения.Особое внимание необходимо обратить на формирование культуры мышления у будущих педагогов ДОО. В процессе организации лекций, ролевых игр, коммуникативных тренингов следует сформировать у бакалавров педагогики умения убедительно излагать свою точку зрения, познавать позиции собеседника, конструктивно критиковать, организовывать эффективную коммуникацию. В.В. Рыжов рассматривает коммуникативную подготовку будущих педагогов «как процесс воспитания своеобразной диалогичности личности». Критериями оптимального развития коммуникативного потенциала являются:готовность к сотрудничеству и диалогу, то есть мотивационная направленность личности на общениедиалог;способность иумение быть участником диалога и сотрудничества [3].В связи с этимнеобходимо в первую очередь изучить теоретические основы педагогического общения и разработать индивидуальную программу коммуникативного развития, выделив в ней следующие блоки:развитие общительности как профессиональноличностного свойства;преодоление негативных наслоений в общении (скованность, манерность, стеснительность, «зажатость», резкость и др.);формирование профессиональнокоммуникативных умений и навыков;упражнения по овладению педагогическим общением;разнообразная деятельность коммуникативного характера, способствующая обретению опыта общения.В психологопедагогических исследованиях доказано, что в случае недостаточного уровня сформированности коммуникативных знаний и умений представители разных возрастных, этнических и социальных групп проявляют «психологическую глухоту» к Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
исходящей от партнера информации. Это положение приобретает особое значение в педагогическом общении, так как воспитатель и ребенок принадлежат к разным возрастным группам и имеют достаточно часто социальные и этнические различия.Таким образом, организация коммуникативного процесса в дошкольной образовательной организации имеет свои особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимо подчеркнуть, что такая деятельность связана, прежде всего, с возрастными и индивидуальными возможностями детской коммуникации, с созданием условий для превращения каждого ребенка в субъекта педагогической деятельности, равного участника диалога со взрослым.В связи с этим, при обучении эффективной коммуникации важно научить бакалавров педагогики строить субъектсубъектные взаимоотношения, оптимально использовать средства коммуникации в соответствии с возрастными особенностями детей, эмпатически слушать, следовать этикетным правилам в общении. В процессе формирования коммуникативных знаний и умений будущие педагоги дошкольного образования должны освоить следующие способы реализации принципов построения субъектсубъектного взаимодействия с ребенком:диалогизации (психологическое равенство сотрудничающих взрослого и пебенка);проблематизации (актуализация тенденции к личностному росту ребенка, стимулирование его исследовательской активности);персонализации (личностная включенность в процесс общения);индивидуализации (выбор адекватных индивидуальности ребенка средств педагогического воздействия).В настоящее время стоит задача поднять престиж детского сада, что требует повышения профессиональной компетентности воспитателей. Уникальность сложившейся в России системы дошкольного образования признана на уровне мирового педагогического сообщества.Качество образования детей дошкольного возраста определяется характером психологопедагогических условий, в которых протекаетобразовательный процесс. Основная роль в создании адекватных возрасту психологопедагогических условий принадлежит взрослому, его умению строить общение и взаимодействие с ребенком. Решение данной задачи предполагает повышение профессиональной компетентности воспитателей детских садов, владение личностноориентированными образовательными технологиями.Коммуникативные знания и умения могут быть использованы в работе с детьми на различных этапах дошкольного детства. Специфика варьирования данными умениями, взависимости от возраста детей, выражается в действиях, входящих в их состав.
Ссылки на источники1.Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –208 с.2.Рыданова И. И. Основы педагогики общения. –Минск: Беларускаянаука, 1998. –319 с.3.Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. –Н. Новгород: Издво Нижегород. унта, 1994. –164 с.4.Шорохова О. А. Психологопедагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. –2005.–№ 1. –С. 9–16.
Лашкова Л. Л. Коммуникативная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75235. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75235.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
LiyaLashkova,Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the chair of the theory and methods of preschool and primary education,Surgut State Pedagogical University,Surgutlashkovall@rambler.ruCommunicative training of teachers of the preschool educational organizations at higher education institutionAbstract.The problem of communicative training of teachers of the preschool educational organizations is considered in the article. The author opens modern approaches to the formation of communicative knowledge and abilities at bachelors of pedagogics at higher education institution.Keywords:сommunicative training, communicative knowledge, communicative abilities, teacher of the preschool educational organization.
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н.., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лашкова Л. Л., 2015www.ekoncept.ru