Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема реализации педагогических технологий в со-временном дошкольном образовании. Особое внимание уделяется терминологическому анализу дефиниции «технология», ее отличию от понятий «методика», «метод».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75230УДК373.2

Абрамовских Наталья Викторовна,доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутскийгосударственный педагогический университет», г. Сургутnatali270171@mail.ru

Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность

Аннотация.В статье рассмотрена проблема реализации педагогических технологий в современном дошкольном образовании. Особое внимание уделяется терминологическому анализу дефиниции «технология», ее отличию от понятий «методика», «метод».Ключевые слова:педагогическая технология, дошкольное образование, методика, инновации в образовании.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Педагогические технологии –один из важнейших инструментов современного дошкольного образования. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой дошкольного образования –«поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, построение образовательной на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [1, c. 1–2].Появление и активное применение в образовательной практике работы дошкольных организаций новых педагогических технологий можно отнести следующие предпосылки:обновление социального заказа дошкольным образовательным учреждениям –развитие самостоятельности, активности личности уже на этапе дошкольного детства, поддержка инициативности ребенка в различных видах деятельности, а также развитие нравственной мотивации поступков дошкольника, навыков совместной деятельности, готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;приоритет гуманистическим ценностям в формулировании образовательных целей –личностного развития ребенка в ходе реализации в дошкольном образовании Федерального государственного образовательного стандарта;гуманитаризация образовательной среды в единстве с активно развивающимися современными информационными и другими инновационными образовательными технологиями.Модернизация дошкольного образования предполагает в качестве стратегического направления в решении столь сложных задач обновление программнотехнологического обеспечения педагогического процесса в дошкольной организации на основе переосмысления всего спектра применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение новых информационных и социальных технологий.Как основополагающие в изменения можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

научные исследования, разрабатывающие актуальные проблемы современного дошкольного образования;изменения в социокультурной среде –появление потребности дошкольных образовательных организаций в новых педагогических системах, направленных на поддержку развития ребенка дошкольного возраста;повышение уровня творческой инициативности педагогов;большая заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.На основе анализа сущности педагогических технологий, проведенного в исследовании Г.Н.Селевко, можно выделить следующие технологии, реализуемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии [2].Требуется научный анализ возможностей и потенциала современных педагогических технологий для эффективного внедрения их в практику работы дошкольных организаций, а также для дальнейшего совершенствования или разработки инновационных технологий важно знать и умело применять методологию проектирования.Достижение многообразных целей и задач в образовательной практике дошкольной организации возможно лишь с опорой на различные методы, методики и технологии. Этот факт можно объяснить тем известным обстоятельством, что для достижения одинаково поставленных целей можно использовать разные технологии, средства или процедуры, методы или приемы, вместе с тем применение которых, может дать разный эффект, потребует больших или меньших временных, человеческих или материальных ресурсов и затрат.С целью оптимизации достижения конкретной цели в педагогическом процессе в условиях современного дошкольного образования на уровне деятельности педагога, повысить эффект от их применения, теоретики и практики обратились к феномену «технология» и объяснению отличий этого термина от традиционно употребляемых –«метод» и «методика».Необходимо отметить, что метод всегда имеет определенную структуру, соответственно которой выполняются действия, поэтому именно он является основой появления технологии, применяемой в образовательной практике (технологии педагогического мониторинга, игровые или проблемные технологии, технологии образовательных ситуаций). Для понимания специфики соответствующего метода необходимо осознание его структуры, которая задает логику отбора и выстраивания порядка всех действий субъектов образовательного процесса. Соответствующий метод (метод диалога, проблемный метод, метод проектов, метод сотрудничества и т.д.) определяет конкретную форму организации деятельности субъектов образовательного процесса, в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития).В работе И.П. Подласого отмечается, что метод обучения –это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами организации взаимодействия субъектов образования часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования [3]. Реализация метода осуществляется с помощью набора приемов, обеспечивающих получение необходимого результата в системе дошкольного образования.Организующим началом в построении профессиональной деятельности педагога выступает методика. В научноисследовательской деятельности педагога дошкольного образования методика играет важнейшую роль для обоснования пути поАбрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

лучениянового знания, применения его в практике реализации образовательного процесса в дошкольной организации. При этом в апробации методики особое внимание уделяется обоснованию ее целесообразности. Появление новой методики чаще всего связывается с обобщением положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности. Таким образом, технология предстает как факт педагогической культуры сообщества педагоговпрофессионалов, в то же время методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием конкретной культуры отдельных педагогов и фактом педагогического творчества и мастерства в решении определенного вида педагогических задач. Только на уровне постепенного обобщения этого опыта методика приобретает широкое применение и распространение в массовом опыте деятельности педагогов. Вместе с тем эффективность соответствующей методики зависит от степени ее технологичности, т.е.от способности вызвать необходимый, желаемый, заранее спроектированный педагогический результат в системе дошкольного образования.В содержательной трактовке понятия «технология» до сих пор нет единой точки зрения. Ученые, рассматривающие данное понятие, особое внимание уделяют выделению характерных признаков технологии –целостности и системности. Различные аспекты отражены в следующих определениях:процедурное воплощение педагогом компонентов организуемого процесса в виде системы действий;цикл или алгоритм действий субъектов образовательного процесса;возможность построения педагогической системы на основе определенного набора приемов;применение образовательных целей к целям деятельности конкретного педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины или фрагмента образовательного процесса, организуемого для реализации образовательной программы и успешного ее освоения или для решения других, не менее значимых образовательных задач;способ реализации конкретного педагогического процесса в образовательной практике путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются субъектами этого процесса однозначно;моделирование, конструирование и оценка образовательных процессов при учете человеческих, временных и других ресурсов в достижении эффективности образования и его целей.В более широком значении под технологией необходимо понимать поэтапную реализацию того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При этом реализация одного и того же принципа может быть осуществлена с помощью различных технологий. Вместе с тем специфика технологии определяется методом, приемами достижения поставленной цели и его структурой.В узком, конкретном плане понятие «технология», возможно, использовать как определение способа конструирования оптимальных процедур проектирования и реализации образовательного процесса, как системы действий, шагов, операций, обеспечивающих гарантированное получение запланированных результатов. Исследователи, занимающиеся проектированием образовательных технологий, отмечают, что исходным этапам в технологии является диагностика, позволяющая дать необходимую информацию о состоянии образовательного процесса. При описании технологии необходимо уделить внимание следующим ее компонентам: концептуальной основе, процессуальным характеристикам, ресурсному обеспечению.Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Следует отметить, что идея технологизации обучения является не новой. В свое время Я.А.Коменский уделял строгому структурированию педагогического процесса повышенное внимание. Он призывал учителей стремится к тому, что бы обучение стало «механическим» (т.е.«технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. В частности, Я.А.Коменский писал: «Все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте. Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели» [4, с.68].В истории развития педагогической науки со времен Я.А.Коменского было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Многие представления, в дальнейшем, о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно к идее технологизации обучения повысилось внимание с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Таким образом, технологический подход сформировался в отечественной педагогике не в противовес традиционным методам и формам организации обучения, а как дополняющий, расширяющий его возможности.Так, в работе А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» отмечается, что «наше педагогическоепроизводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства [5].Массовое внедрение технологий обучения в педагогический процесс исследователи относят к началу 60х гг. XXстолетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных технологий за рубежом относятся Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс,Дж.Кэрролл, В.Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, М.В.Кларина, Н.Ф.Талызиной, П.М.Эрдиеваидр. При этом в понятие конструирование педагогического процесса в рамках определенной педагогической технологии включало совокупность и последовательность процедур, конкретных приемов и операций, осуществление которых позволяет педагогу создать модель профессиональной деятельности.В современной психологопедагогической науке и практике применения педагогических технологий в системе дошкольного образования предъявляются следующие требования:концептуальность –приоритет в определенной технологии придается научной концепции (личностноориентированного образования, индивидуализации процесса воспитания и др.), включающей философское, психологическое, дидактическое и социальнопедагогическое обоснование способов достижения образовательной цели;управляемость –возможность проектирования и корректирования изменений происходящих в современном дошкольном образовании;системность –включает в себя установление логики процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий;действенность –эффективность в достижении образовательной цели в системе дошкольного образования;Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

воспроизведение системы действий –возможность применения другими субъектами дошкольного образования в других однотипных условиях образовательных организаций или образовательной среды.Проблема соотношения метода, приема и технологии образования детей дошкольного возраста активно обсуждается в современной дошкольной педагогике, но мнения специалистов можно фактически свести к основным двум позициям. Первая позиция построена на приоритете метода в широком смысле и признает за технологией функцию технического или процедурного воплощения метода в практику работы педагога дошкольного образования. Другая позиция признает технологию как системное явление, в котором метод и прием выступают элементами целостной системы. Приверженцы второй позиции ориентируют педагогов на системное объединение идей, ей руководствуются при выборе и структурировании способов организации своей деятельности и деятельности других субъектов образовательного процесса, а также ресурсов для достижения образовательной цели. Вместе с тем сторонники обоих позиций связывают сущность технологии в большей мере со способами и средствами работы педагога. Понятие «технология» не включает понятие «метод обучения» как способ организации и реализации совместной деятельности педагога и обучающихся, а во многих случаях уточняет, дополняет и конкретизирует понятие «метод», «методика» (совокупность методов). Метод остается более гибким, вариативным, авторским инструментом обучения. Технология же более последовательна, строга, однозначна, процедурно отработана, алгоритмична, менее зависима от личностных качеств педагога, она может быть передана, заимствована, может осуществляться при помощи пособий и обучающих устройств. Уступая вгибкости, вариативности, вместе с тем технологии несут в себе возможности оптимизации, упорядочивания, повышения интенсивности и эффективности обучения, гарантированности результатов. В педагогической науке проблема различения технологии и методики всегда была темой для научных дискуссий. Так, в работах ряда авторов понятия «технология» и «методика» рассматриваются как идентичные или, по крайней мере, взаимозаменяемые понятия. В работе К.Г. Селевко «Современные образовательные технологии» приводится более 10 определений данного понятия (Б.Т. Лихачева, В.П.Беспалько, И.П. Волкова, В.М. Шепеля, М. Чошанова, В.М. Монахова, М.В.Кларина) [2, с.14–15].Еще одно мнение исследователей –частная и конкретная методика рассматривается в рамках более общей технологии. Так, по мнению В.П.Беспалько, диагностическая методика является исходным пунктом разработки любой педагогической технологии [6].Другая позиция ученых –понятие «технология» рассматривается как более широкое понятие, чем «методика», которая может быть элементом той или иной технологии. В этих случаях рассматриваются разные уровневые их соотношения.В целом ряде работ технология понимается как рациональное (довольно стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какоголибо продукта. В этом смысле уровень конкретной методики и есть самый технологичный ее уровень.Некоторые авторы понятие «технология» рассматривают как специфическую составную часть методики. В этом смысле технология является логическим ядром методики, своеобразной ее основой. Либо же может выступать как форма реализации методики.Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

На основе одной и той же технологии, считают некоторые практики, могут быть построены разнообразные методики, различающиеся задачами и содержанием деятельности, а также тактическими вариациями в использовании отдельных технологических процедур. То есть одна и та же технологическая цепочка может иметь разную методическую инструментовку.Технология может существовать самостоятельно, независимо от методики, стихийно, если она не «вписывается» в целостную систему организации деятельности, подчиняясь сознательно избранным стратегии и тактике деятельности –такой вывод делают представители еще одной позиции по рассмотрению сущностных аспектов технологии.Итак, подводя итог анализу проблемы соотношения метода, методики и технологии, отметим, что все они обладают свойствами целостности и системности:технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е.инструментовкой всех действий для ее достижения;методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов;метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий.В современной науке нет однозначного толкования дефиниции «образовательная технология», что в значительной мере обусловлено сложностью проблемы и разнонаправленностью путей реализации технологического подхода в образовательной практике.Как вариант описания модели образовательного процесса можно рассматривать образовательную технологию в концептуальном плане, в котором акцент может быть сделан на дисциплинарном образе определенной отрасли знаний, организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия. Таким образом, образовательные технологии рассматриваются в связи с конструированием образовательного процесса и реализацией этого проекта в образовательной практике.Таким образом, словосочетание «образовательные технологии» в современной науке используется как собирательный термин, не соотносимый с какимто конкретным видом продуктивной и эффективной деятельности, допуская возможность технологий в деятельности педагогов и других субъектов. Итак, если терминологическификсируется специфика продуктивной организации конкретного вида деятельности в образовательной практике дошкольной организации, то применяется термин «технология»: технология воспитания, технология обучения, технология управления, технология организации самостоятельной деятельности детей, технология совместной деятельностивзрослых и детей, технология общения, технология проектирования и т.д.Характерными признаками педагогических технологий являются диагностичность целей, экономичность, управляемость, предполагающая поэтапную диагностику, варьирование средствами с целью коррекции результатов. Вместе с тем, оптимальный выбор путей и средств достижения результатов педагогом и обучающимися, творческий элемент деятельности в применении соответствующей технологии все же ограничены рамками запланированных и уже апробированных вариантов.Одним из основных признаков любой педагогической технологии является акцент на характере взаимодействия и деятельности субъектов образовательного процесса, а только потом на содержании, предмете или условиях. Широкое и активное распространение и применение технологий в образовательной практике дошкольных организаций –не самоцель, а средство повышения Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75230. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75230.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

педагогического мастерства педагогов дошкольного образования и оптимальности деятельности в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и экономного использования ресурсов.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. –29 с. –URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.html

2.СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998. –256 с.3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов –100 ответов: учеб. пособие для вузов. –М.: ВЛАДОСпресс, 2004. –365 с.4.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения:в2 т. Т. 1. –М.: Педагогика, 1982. –656 с. 5.МакаренкоА.С. Педагогическая поэма. –М.: Издво «Популярная литература»,1931. –604 с. 6.Современные образовательные технологии: учеб.пособие / кол.авторов; под ред. Н.В.Бордовской. –3е изд.,стер. –М.: КНОРУС, 2013. –432 с.

Natalya Abramovskyh, Doctor of Pedagogical Sciences, Docent,Professor of the chair of the theory and methods of preschool and primary education,Surgut State Pedagogical University,Surgutnatali270171@mail.ruPedagogical technologies in preschool education: concept and essenceAbstract. The problem of realization of pedagogical technologies in modern preschool education is considered in the article. The special attention is paid to the terminological analysis of a definition "technology", to its difference from the concept "technique", "method".Keywords:pedagogical technology, preschool education, technique, innovations in education.

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н.., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Абрамовских Н. В., 2015www.ekoncept.ru