К вопросу о становлении валеологического знания в России

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm.
Аннотация. В данной статье представлены некоторые аспекты становления валеологического знания в России с конца XX в. и по настоящий момент. Особо внимание уделяется рассмотрению сущности ключевого для валеологии термина «здоровье» с позиции ученых – основателей валеологии и современного его понимания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75236. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75236.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75236УДК37.01

Толмачева Вера Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутvvtolmacheva@yandex.ru

К вопросу о становлении валеологического знания в России

Аннотация.В данной статье представлены некоторые аспекты становления валеологического знания в России с конца XXв.и по настоящий момент. Особо внимание уделяется рассмотрению сущности ключевого для валеологии термина «здоровье» с позиции ученых–основателей валеологии и современного его понимания.Ключевые слова:валеология, здоровье, человек, становление.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Вопросы сохранения и укрепления здоровья были актуальными на протяжении всей истории становления и развития человеческого общества. Кульминационным моментом обособления и развития валеологического знания стал XXв. Этому способствовало появление многочисленных исследований ученых о физическом состоянии человека (Г. Л. Апанасенко, Е. А. Пирогова, И. В. Муравов, С. А. Душанин и др.). Основоположником валеологии как науки о здоровье человека считается И.И.Брехман, который в 1982 г. в своих трудах обозначил ключевые основы сохранения и укрепления здоровья. Обосновав новое научное направление, он дал ему имя «валеология»(от valeo –быть здоровым, здравствовать). Уже в 1987 г. ученый издает первую монографию «Введение в валеологию–науку о здоровье», в рамках которой утверждает, что эта наука не может и не должна ограничиваться только медицинскими рамками. Она должна быть основана на принципах интеграции медицины, экологии, биологии, психологии и других наук.С 1985 г. вопросы валеологического характера рассматриваются в повестке дня заседания Бюро Научного Совета АМН СССР «Медицинские проблемы физической культуры и спорта», утверждаютсяпланы преподавания валеологии для студентов медицинских институтов. Под руководством профессора В.П. Куликова (г. Барнаул, 1989 г.) разрабатывается первое учебное пособие по медицинской валеологии. В конце 80х гг.XXв.Ю.П. Лисицын обратил внимание общественности на термин «санология», в основе которого лежала категория «образ жизни». Своеобразная путаница в научных терминах привела к открытию в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) кафедр «Основы здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые, однако, просуществовали достаточно непродолжительное время и были расформированы. Подобные факты были обусловлены отсутствием четких методологических основ появившейся науки, а также «собственного места» специалистоввалеологовв здравоохранении СССР. С 1991 г. проблемы валеологии привлекли внимание И.А. Гундарова, А.А.Александрова и другихсотрудников Государственного научноисследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России. В рамках их деятельности были решены важнейшие проблемы валеологического научнопрактического характера.Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75236. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75236.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Научные изыскания ученыхвалеологов получают возможность быть опубликованными в рамках систематического выпуска сборника трудов под общим названием «Валеология». Все это стало возможным благодаря инициативе И.И.Брехмана на базе созданного им научнокоординационного центра валеологии(г. Владивосток). С 1994 г. на базе Российского института профилактической медицины в г.С.Петербург проводятся ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Причем, если на первых заседаниях конгресса валеология была обозначена лишь редкими единичными докладами исследователей, то на следующий год для обсуждения проблем валеологического характера была выделена целая секция. В этом же году И. И.Брехман и ведущие ученыевалеологи стран СНГ, такие как Г. Л.Апанасенко, И. А.Гундаров, В.И.Куликов и др., представив значимые аргументы в защиту валеологиикак науки, добились того, что III конгресс, проходивший в 1996 г., уже был назван «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 –«Валеология» и выделена квалификация врач –валеологпреподаватель и педагогвалеолог. С этого периода можно говорить, что началась эпоха валеологии, ознаменовавшая активное внедрение в образовательный процесс учебных заведений нашей страны, а также Украины и Белоруссии такой учебной дисциплины, как «Валеология». В некоторых высших учебных заведениях открываются кафедры валеологии, в учебный план вводятся спецкурсы по валеологии, издаются специализированные журналы, защищаются диссертационные исследования валеологической тематики, ежегодно проводятся научные форумы, конференции, издаются учебные и учебнометодические пособия и т.д. На сегодняшний день валеология относительно новая научная и учебная дисциплина, структура которой и методологические аспекты только начинают складываться. Вместе с тем этоодна из самых перспективных отраслей научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания. Уже сегодня валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. XXIвек ознаменовался пропагандой здорового образа жизни, принятием президентских программ и национальных проектов здоровьесберегающей тематики. Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры.Наиболее существенным итогом этих процессов в системе образования явилось активное включение педагогов в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы. При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, создания и обустройства маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экостадионов и т.п.[2]Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.1.Комплексные и взаимокоординируемые научноисследовательские разработки, которые включают:обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75236. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75236.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

выявление положительного социальноэкономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.2.Создание учебнометодических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.3.Организация образовательнопропагандистской кампании «Здоровый образ жизни и культура быта», включающей популяризцию разнообразной валеологической информации –от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.4.Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники –тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительноспортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.5.Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научнопрактических разработок валеологического образования и воспитания [2].За рубежом созвучное валеологииявляется научное направление “health ptomotion”и “health education”. На сегодняшний день существует целая совокупность подчас абсолютно противоположных представлений о здоровье. Именно это многообразие стимулировало исследователей к изучению сущности термина «здоровье», а также к обособлению валеологии, как науки. Наряду с валеологией и ее комплексным, межпредметным, интегрированным, системным отношением к здоровью, имеют место бытьчастные представления о здоровье в аспекте таких областей знаний, как биология, экология, социология, физиология, психология и др. Однако, как показывает анализ научной литературы, это комплексное интегрированное понятие, что, в свою очередь, определяет невозможность рассмотрения его сущности с позиции отдельно взятой науки.Ценной для нас является позиция З.И. Тюмасевой, утверждающая, что валеологию необходимо рассматривать как интегрированное знание из области человековедения на пересечении таких подобластей, как экология человека, современная медицина, психология и педагогика [4].На сегодняшний день, пожалуй, самым известным определением здоровья является то, что было предложено ВОЗ, и подразумевающее под собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако существует и более точный и глубокий, с нашей точки зрения, перевод данного термина, принадлежащий Н.Ф. Реймерсу. В изложении автора оно звучит таким образом: «Здоровье (человека) –объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта».Согласно позиции И.И. Брехмана, под здоровьем человека следует понимать его способность сохранять соответствующую определенному возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественного и качественного потока различной информации (сенсорной, вербальной, структурной) [1].Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75236. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75236.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

В последнее время в качестве ключевой характеристики здоровья человека выступает баланс. Так,В.П. Петленко всвоих трудах под здоровьем подразумевает состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями окружающей его среды. Все это позволяет говорить нам о том, что во главу угла были поставлены приспособительные механизмы, адаптивные возможности организма человека. На первый план выступил биологический аспект адаптации человека, который в свою очередь представляет собой существо биоэкосоциальное, динамическую самоорганизующую генетическую систему.Согласно позиции З.И. Тюмасевой, здоровьем динамической самоорганизующейся системы называется динамическое равновесие эндогомеостаза (внутреннего гомеостаза) и экзогомеостаза (внешнего гомеостаза) этой системы. А поскольку гомеостазом динамической системы называется динамическое равновесие ее, и надсистемами ее, и к тому же системный подход предполагает сущностную взаимосвязь конкретной системы с ее надсистемой (внешней средой) и полным набором ее подсистем (внутренней средой), то здоровье динамической системы представляется как гомеостаз между эндогомеостазом и экзогомеостазом [4].Как отмечают в своих исследованиях З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева при всеобщей идеи формирования здорового человека и подрастающего поколения, реальное общее образование в России здоровьезатратное, по всем уровням его организации [3,4].В конце XXв.в отечественном образовании четко проявились некоторые важные для нас тенденции:педология, как научная область знания была реабилитирована и составила основу новой науки «валеологии»;на базе вузов стали создаваться структурные подразделения (кафедры, институты) валеологической направленности;обострившиеся проблемы сохранения и укрепеления здоровья человека привели к появлению научных публикаций в области валеологии, защитам диссертаций, организациина постоянной основе научнопрактических валеологических конференций различного уровня;в штатном расписании ряда образовательных учреждений появилась должность «педагогвалеолог».В XXIв.становление валеологического знания в нашей стране было подкреплено принятием ряда нормативноправовых документов. Так, с 1948 г.и до нашего времени были опубликованы и введены в действие более 20 международных и 24государственных (для СССР и России) директивных материала по проблемам здоровья и экологии, а также образования подрастающего поколения. Некоторые из них:1.Национальный проект «Здоровье» до 2020 г.2.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».3.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».4.В Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденную Указом Президента Российской федерации от 1 июня 2012 г. 761 включен раздел IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни», предусматривающий меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75236. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75236.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

5.Региональные программы развития здравоохранения, в рамках которых запланированы региональные подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.6.Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», подпрограмма 1 «Профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни» и др.Но, несмотря на принятые меры, качественные изменения в сторону улучшения экологии и здоровья населения происходят крайне медленно. Обозначившиеся современные проблемы, обусловленные выделенными социальноисторическими предпосылками,целесообразно решать в процессе целенаправленного формирования рациональных, коадаптивных, ответственных отношений человека к природе, социальноприродной среде средствами экологовалеологического непрерывного образования и, прежде всего, экологизации педагогического образования с тем, чтобы подготовленные в этой системе педагоги целенаправленно, компетентно и с профессиональнопедагогической готовностью формировали устойчивые названные отношения у подрастающего человека и поколения в целом на основе оздоровительной деятельности. Такие отношения обусловливаются в первую очередь не знаниями. Они должны иметь фундаментальную социальноэкологическую базу в виде выраженной готовности, которая выполняет мировоззренческую функцию.

Ссылки на источники1.Брехман И.И. Валеология –наука о здоровье. –2е изд., доп., перераб.. –М.: Физкультура и спорт, 1990. –208 с.2.Историяи перспективы развития валеологии в России.–URL: http://medbooks.info/valeologiya_739/istoriyaperspektivyirazvitiyavaleologii.html3.Пономарева Л.И. Методология формирования экологовалеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис.... дра пед.наук: 13.00.02. –Екатеринбург, 2009. –464 с.4.Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. –Челябинск: ЧГПУ, 2006. –322 с.

Vera Tolmacheva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,Surgut State Pedagogical University, Surgutvvtolmacheva@yandxe.ruTo the question about the formation of valeological knowledge in RussiaAbstract.This article presents some aspects of the evolution of valeological knowledge in Russia since the end of XX century and at the present time. Special attention is paid to thekey for valeology of the term “health”from the perspective of scientistsfounders of valeology and its modern understanding.Keywords:valeology, health, people, becoming.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Толмачева В. В., 2015www.ekoncept.ru