Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Свиридов А. Н., Кириенкова Н. В. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75271.htm.
Аннотация. Рассмотрены содержание ИОМ, особенности его организации в деятельности куратора студенческой группы. На примере ведущих педагогических вузов России определены потенциальные возможности новой функции куратора – фасилитация образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75271. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75271.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75271УДК371.112

Кириенкова Наталья Витальевна, старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулsunshine2705@mail.ru

Свиридов Александр Николаевич,кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулsviridan@list.ru

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе

Аннотация.Рассмотренысодержание ИОМ, особенности его организации в деятельности куратора студенческой группы. На примере ведущих педагогических вузов России определены потенциальные возможности новой функции куратора ‬фасилитация образования.Ключевые слова: кураторство, индивидуальный образовательный маршрут, фасилитация, субъектная позиция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В связи с переориентацией современного образования со знаниевой парадигмы на личностную, с использованием личностноориентированных технологий преподавания становится необходимым обеспечение учащимся субъектной позиции в обучении. Достижение этой цели связано с индивидуализацией учебновоспитательного процесса.В ряде педагогических исследований (Е.А.Александрова, В. И Богословский, С.И. Воробьева, В. А. Козырев, Н. Л.Шубина) доказано, что если в образовательном процессе вуза осуществляется проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студента, построение своего образовательного пути, в формировании которого превалирует личностное начало и обучающийся выступает как субъект выбора, разработки и реализации образования, то уровень осознанности учения, интереса к предметам, а следовательно, и результаты педагогического процесса становятся гораздо выше [1‬3]. В воспитательном процессе вуза, очень большую роль играет личность преподавателя. Преподаватель должен вести себя так, чтобы студенты видели в тебе в первую очередь человека и друга, а потом уже администратора; находить индивидуальный подход к каждому студенту; помогать студентам в решении жизненных и учебных проблем; жить интересами своих студентов; современно и хорошо выглядеть. Учеными выявлены социальнопедагогические и организационнопедагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе [1, 4‬6].К социальнопедагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; предоставление студентам возможности осваивать профессиональную образовательную программу на основе выКириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75271. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75271.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

бора учебных курсов, дисциплин и вариативных модулей; активное включение обучающихся в формировании своего индивидуального учебного плана по годам обучения; возможность выбора студентом преподавателей части учебных спецкурсов; сопровождение студента в индивидуальноориентированном образовательном процессе через введение академическихконсультантов (тьюторов). Так, перед студентом встают проблемы: формирование индивидуального учебного плана, выбор модулей и учебных курсов. Обучающийся может испытывать затруднения при выборе того или иного курса, результаты освоения которого могут бытьполезны для его профессионального роста. В данных условиях обучения студенту необходима консультация или совет компетентного специалиста ‬академического консультанта (тьютора). Опираясь на опыт организации индивидуальноориентированного образовательногопроцесса в РГПУ им. А. И. Герцена, мы считаем, что реализация индивидуального образовательного маршрута в современном вузе возможна при выполнении академическим консультантом (тьютором)следующих функций [7, с. 147]: консультирование по поводу выбора дисциплин, курсов, изменения намеченного маршрута;оказание помощи студенту в разрешении проблем, связанных с учебой, здоровьем, финансами и личными проблемами;информирование студента о существующих службах для студентов в вузе;поддержка и сопровождение во время обучения и др.;поддержка при появлении личных проблем, представление интересов студента на совете экзаменаторов и др.Необходимо отметить, что для эффективного выполнения своих обязанностей академический консультант (тьютор) должен [9]:быть в курсеинфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса: правил приема, регистрации на курс (дисциплину), требований, которым должны соответствовать студенты на определенном этапе их обучения, планирования индивидуального образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов студента;знать, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения;отслеживать достижения студентов в процессе обучения и вести записи каждой встречи со студентомдля того, чтобы можно было проследить продвижение студента;знать, где заканчиваются его обязанности, чтобы вовремя направить студента в другую службу с целью качественного оказания ему помощи (например, психологической);относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента, выслушивать студента, стараться помочь разрешить существующую проблему, не забывая о том, что общение со студентом должно носить конфиденциальный характер.

Следовательно, роль академического консультанта (тьютора) в реализации индивидуального образовательного маршрута является одним из организационнопедагогических условий в осуществлении индивидуализированной помощи и психологопедагогического сопровождения студентов[6, с. 53‬54]. Педагогическое сопровождение студентов ‬это многоплановое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индивиКириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75271. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75271.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

дуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.Данный анализ актуализировал проблему субъектности студента в проектировании иреализации ИОМ. Как технологически студенту реализовать свое право субъектности в вузе?В основу организационнопедагогических условий реализации индивидуального образовательного маршрута положен индивидуальный учебный план. При организации индивидуальноориентированного способа освоения компетентностей каждый студент составляет свой индивидуальный учебный план. В этой связи индивидуальный учебный план(как документ) содержит:наименование основной образовательной программы, название факультета (института), выпускающей кафедры или дирекции образовательной программы, сведения о руководителе образовательной про граммы и сведения об академическом консультанте;график учебного процесса;индивидуальный рабочий план на каждый семестр с указанием количества зачетных единиц за каждый вид деятельности, а также итогов промежуточной и текущей аттестации;технологическую карту научноисследовательской работы (для магистранта);технологическиекарты практик;сведения о выпускной квалификационной работе для магистранта или бакалавра четвертого года обучения (тема, дата утверждения темы на заседании кафедры, срок представления и срок защиты, сведения о научном руководителе);технологическую картувыпускной квалификационной работы и др.Социальные педагогибакалавры должнывыработать такую компетентность как фасилитативность. Фасилитация (от французского faciliter ‬облегчать) означает создание таких социальнопсихологических условий, при которых педагог мог бы чувствовать себя защищенным, спокойно работать, сохранить свое психическое здоровье и самореализоваться как личность. Р.В. Овчарова считает, что не все учителя нуждаются в психологическом сопровождении, но фасилитация труда нужна всем. Учитель, которому создаются фасилитирующие условия, сам становится фасилитатором для своих учеников. Только тогда он становится субъектом педагогического процесса. Иначе учитель может остаться невротической личностью с массой комплексов и психологических защит. Тогда он становится угрожающей фигурой для формирования личности ребенкаРеализация технологии индивидуального образовательного маршрута в рамках целостной модели профессионализации на весь период обучения является источником модернизации высшего педагогического образования и зависит от научнотеоретической, психологической и технологической подготовки вузовских преподавателей и академических консультантов ‬тьюторов [10].В этой связи значимость организации индивидуального образовательного маршрута в современном вузе остается высокой и побуждает к дальнейшему исследованию влияния технологии на повышение качества подготовки учителя.

Ссылки на источники1.Александрова Е.А.Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение.‬2013.‬№2(28).‬С. 59‬63.Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75271. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75271.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

2.Александрова Е.А., Андреева Е. Теория и практика тьюторской деятельности в России// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития.‬2013. ‬Т. 2.‬№2.‬С. 222‬232.3.Александрова Е.А. Тьютор: реальное взаимодействие практической психологии и педагогики. // Школьный психолог.‬2007.‬№ 3.‬С. 6.4.Богословский В. И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: дис. … драпед. наук. ‬СПб., 2000.5.Воробьева С.И.Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. ... драпед. наук. ‬СПб., 1999.6.Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале болонского процесса. ‬СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.7.Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный путь студента вуза как предмет педагогического исследования. Новое в педагогических исследованиях. Вып.1: сб.науч.ст.аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена/ под ред. А. Г. Козловой, А. П. Тряпицыной. ‬СПб.: Нестор, 2004. ‬С.147‬157.

8.Модернизация общего образовании: вариативный личностно направленный учебный план школы: кн.для администратора школы / под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. ‬СПб.: ООО «Бреста». 2002. 9.Организация индивидуальноориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: метод.материалы / О. В. Акулова и др. ‬СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.10.Шаталова Е.А., Свиридов А.Н. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогическом пространстве вуза // Модернизация профессиональнопедагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сбматериалов международ. науч.практ. конф. ‬Барнаул: АлтГПА, 2014. ‬С. 220‬222.

Natalia Kirienkova,

senior lecturer in pedagogy,Altai State Pedagogical University, Barnaulsunshine2705@mail.ruAlexanderSviridov,Ph.D., professor,Altai State Pedagogical University, Department of Pedagogy, Barnaul

sviridan@list.ruIndividual educational routes (IOM) in the work of the curator of the student group at the universityAbstract.IOM reviewed content, especially in the activities of his organization curator of the student group.On the example of the leading educational institutions Russia identified potential new functions curator‬facilitation of education.

Key words: coaching, individual educational route, facilitation, subject position.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н., 2015www.ekoncept.ru