Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75277.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования подготовки социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата. Предложены технологии подготовки студентов в процессе учебных занятий, педагогической практики, международного сотрудничества.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART7527УДК37.013.42

Шептенко Полина Андреевна,

кандидат педагогических наук, профессорФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулpsheptenko@yandex.ru

Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата

Аннотация. В статье представлены результаты исследования подготовки социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата. Предложены технологии подготовки студентов в процессе учебных занятий, педагогической практики, международного сотрудничества.Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, профессиональные компетенции, компоненты профессиональной готовности, личностно ориентированное педагогическое взаимодействие, международное сотрудничество. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В России развиваются направления подготовки специалистов высшей категории в области социальной работы по различным базовым специализациям: «организатор социальной работы», «социальная работа в здравоохранении», «социальная работа с семьями», «социальная работа в службах занятости», «социальная работа с группами риска» и др.Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Новосибирский, СанктПетербургский и др.), которые переходят на многоуровневую подготовку специалистов разных статусов (бакалавр, магистр), активно разрабатывается система переподготовки социальных педагогов.В Алтайском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка социальных педагогов по направлению «Психологопедагогическое образование» в рамках бакалавриата. Разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной разработчик ГОУ ВПО «Московский государственный психологопедагогический университет») по данномунаправлению предложена компетентная модель подготовки выпускника, определены его профессиональные задачи, описаны общекультурные и профессиональные компетенции. Образовательная модель создает возможность для «бакалавриата» любого профиля психологопедагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по данному направлению или другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области.Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены общие требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определенные умения –аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и др. В стандарте бакалавриата выделены особо важные по данному направлению компетенции в области социальнопедагогической деятельности: владеть методами социальнопедагогической диагностики; выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами; выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства; Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся; организовывать мероприятия по развитию и социальной защите обучающихся; составлять программы социальнопедагогического сопровождения и поддержки; участвовать в разработке и реализации социальнозначимой деятельности обучающихся, развития социальных инициатив, социальных проектов [1].Готовность педагога к профессиональной деятельности рассматривается как личностное образование, ядром которого становится личностная и функциональная готовность.В настоящее время поиск технологий является направленным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъектность, индивидуальнотворческие личностноориентированные формы и методы педагогического взаимодействия, что позволяет повысить эффективность социальнопедагогической деятельности. С целью подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социальнопедагогической деятельности в Алтайском государственном педагогическом университете предопределены виды деятельности студентов на практических, лабораторных занятиях, учтены преемственность и единство теоретического обучения и практической подготовки будущих социальных педагогов. программируется исследовательская, организаторская, методическая работа студентов на педагогической практике в социальнопедагогических учреждениях.Предусматривается овладение социальными педагогами технологией работы с дезадаптированными подростками, родителями школьников. В процессе практикумов, которые проводятся на объектах в социальнопедагогических учреждениях, студенты осуществляют наблюдение, проводят микроисследования, выполняют учебноисследовательские задания, алгоритм которых направлен на изучение функций социального педагога и приемов их реализации.Выполняя задания, будущие социальные педагоги учатся определять эмоциональное состояние клиентов, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в коллективе (гриппе), находить пути формирования «Я концепции» воспитанника и педагога, осуществлять личностноориентированное взаимодействие.В ходе педагогической практики создаются условия для самореализации будущих социальных педагогов в процессе осуществления ими функций: диагностической, прогностической, коммуникативной, охраннозащитной, социальнотерапевтической и др. и включения воспитанников в различные виды деятельности и общения. Они уясняют, что социальнопедагогическая деятельность осуществляется с целью развития воспитанника, перевода его в субъектную позицию, что она должна быть наполнена социальным смыслом, так как социальный педагог выступает от имени общества и в его интересах. Будущие социальные педагоги организуют деятельность по защите ребенка, оказывают ему разностороннюю поддержку, а самое главное –стимулируют «подопечных» на развитие собственных сил, на конструктивную деятельность по устранению проблем, негативных воздействий, что положительно влияет на развитие не только воспитанников, но и личности практиканта –будущего социального педагога.В процессе изучения психологопедагогических дисциплин социальный педагог овладевает научнопедагогическим основами социальнопедагогического взаимодействия, у него формируется профессиональная готовность к субъектсубъектному взаимодействию с клиентами (детьми, взрослым населением), он овладевает технологическими механизмами личностноориентированного педагогического взаимодействия, при котором воспитанник становитсясубъектом воспитывающей деятельности.Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

В учебных планах значительное место отводится практической деятельности студентов, которая осуществляется как на практикумах, тренинговых занятиях, так и в ходе учебной и социальнопедагогической практик.Для подготовки компетентного высокопрофессионального специалиста особое значение приобретает практика в условиях, максимально приближенных к реальности, т. е. в пространстве образовательного учреждения. При выборе объектов практики мы руководствуемся следующими критериями: осуществление социальнопсихологопедагогической деятельности в учреждении; наличие в штате учреждения социального педагога, педагогапсихолога. В рамках стандартов последнего поколения и учебных планов направления «Психологопедагогическое образование» нами проводится практика в образовательных, социальнопедагогических учреждениях, стажировочных площадках, которые соответствуют данному направлению. Взаимодействие вуза и базовых учреждений практик направлено на объединение ресурсов создания образовательного пространства для приобретения профессиональных компетенций будущих специалистов сферы образования. Целью учебной практики является введение в профессию, адаптация через различные формы организации деятельности, первичное взаимодействие и созданиеблагоприятного социальнопсихологического климата в студенческих группах, формирование представления о различных типах социальнопедагогических учреждений, с работой которых они знакомятся в ходе практики, погружение их в реальную практическую деятельность. В период социальнопедагогической практики в образовательных и социальнопедагогических учреждениях будущие социальные педагоги осуществляют целенаправленное педагогическое влияние на поведение, деятельность детей и взрослых; содействуют социальнопедагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона (СМИ, образования, семьи); стремятся использовать в воспитательном процессе средства и возможности самой личности, как субъекта воспитательного процесса.В рамках Болонского процесса происходятпроцессы сближения интеграции учебных заведений российских и зарубежных учебных заведений, готовящих педагогов. Они стоят перед сложной проблемой разработки концепции академической мобильности участников образовательного процесса, ее структуры, содержания, форм и методов ее реализации. Нами используются возможности обеспечения академической мобильности студентов, магистрантов, преподавателей через международные обменные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.Одним из направлений работы учебнонаучноисследовательской лаборатории АлтГПУ «Социальнопедагогические технологии» является международное сотрудничество с государственным университетом имени Шакарима города Семей». Направления сотрудничества разнообразны –это и обмен студентами по различным программам, сотрудничество в научноисследовательской сфере, культурное взаимодействие. В рамках соглашения о сотрудничестве на базе АлтГПУ ежегодно проводится международный инструктивнометодический лагерь по подготовке специалистов к прохождению летней педагогической практике в детских оздоровительных лагерях.Инструктивнометодический лагерь проводится в вузе с 1968 г. Уже пять лет лагерь носит статус «международный», поскольку в его работе принимают участие Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

студенты Государственного университета имени Шакарима города Семей (Республика Казахстан).Предусматривается посещение детских оздоровительных лагерей и учреждений образования: Краевого центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, Центра детского творчества. Центра помощи семье и детям с целью изучения опыта организации работы с детьми в летний период в данных учреждениях. Планируется обязательное посещение Центра казахского языка и культуры на площадке Алтайского государственного педагогического университета с целью изучения культуры казахского народа, специфики работы с детьми в условиях республики Казахстан.В рамках международного инструктивнометодического лагеря происходит освоение студентами психологопедагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых для работы в качестве вожатых, педагоговорганизаторов летнего отдыха детей и подростков. После освоения программы у будущих педагогов формируется профессиональная компетентность в сферелетнего оздоровления, досуга и воспитания детей.Наше исследование показывает, что работа международного инструктивнометодического лагеря является одним из успешных примеров плодотворного сотрудничества. В рамках совместных проектов организуются международные научнопрактические конференции, психологические тренинги коммуникативной компетентности для преподавателей, магистрантов, студентов, где выстраивается педагогическое взаимодействие на основе толерантности, использования современных технологий и психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.Реализация международных проектов способствует повышению академической мобильности, междисциплинарному взаимодействию, кооперации сотрудников, созданию среды открытого образования, формированию и совершенствованию профессиональных компетенций будущих педагогов, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства, готовности к профессиональному совершенствованию. В результате международного сотрудничества студенты и магистранты постигают культурноментальную специфику российскоказахстанских вузов, активно интегрируются в студенческий социум Алтайского вуза и вуза Республики Казахстан.Проводится работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Участники встречи обсуждают проблемы современной молодежи и особенности адаптации и общения людей с инвалидностью. Студенты, гости и преподаватели включаются в искреннюю беседу, поддерживая и дополняя друг друга. Приятным сюрпризом оказался на однойиз встреч танец на инвалидной коляске одного из участников. Преподаватели пришли к выводу, что подобные мероприятия повышают у студентов мотивацию к изучению социальной педагогики и психологии, и очень важны для их будущего профессионального становления.Мы согласны с Н.Е. Щурковой, что «подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы возбуждая активность формирующей личности, вовлекать ее в продуктивные виды деятельности, способствовать ее саморазвитию и самосовершенствованию, способствуя саморегуляции» [2, с. 153].Наше исследование позволяет утверждать, что происходящие преобразования в педагогике отношений в социуме во многом зависят от профессиональной готовности социального педагога к реализации педагогического компонента в социоШептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

культурной среде и обеспечению своей функциональной деятельности во взаимодействии с институтами воспитания и субъектами социальной сферы.С целью совершенствования подготовки будущих социальных педагогов нами сконструирована модель, компонентами которой являются: стимулирующемотивационный, содержательный (теоретический) операционнодеятельностный, оценочнорефлексивный [3].Компоненты профессиональной готовности мы рассматриваем как параметры сложной многоуровневой модели специалиста, каждый из которых выполняют свои функции.Стимулирующемотивационный компонент состоит в том, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов потребность в субъектсубъектном взаимодействии.Содержательный компонент ориентирован на овладение студентами системой знаний, раскрывающих субъектсубъектное педагогическое взаимодействие в процессе социальнопедагогической деятельности;Операционнодеятельностный компонент направлен на формирование у будущих социальных педагогов совокупности знаний, умений, навыков, позволяющих им моделировать процесс субъектсубъектного взаимодействия с детьми и подростками.Оценочнорефлексивный компонент обусловлен рефлексией как необходимым механизмом любой сознательной деятельности, реализация которой осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, своим качествам, действиям, поступкам, состояниям; самооценка своих желаний, определение путей дальнейшего развития.Исходя из структурных компонентов обучения будущих социальных педагогов организации субъектсубъектных отношений, мы обнаружили, чем выше уровень развития отдельных компонентов, тем выше степень развития структуры в целом.На основании обозначенных положений нами были выделены четыре уровня сформированности умений организации личностноориентированного взаимодействия с подростками у будущих социальных педагогов: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый [3].Оптимальный уровень –выпускник самостоятельно, творчески применяет знания о личностноориентированном педагогическом взаимодействии, находит оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания, направленных на создание ситуации успеха у воспитанника.Допустимый –знания об организации личностноориентированного педагогического взаимодействия применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенномупреподавателем.Критический –владеет знанием личностноориентированного педагогического взаимодействия, организации самопомощи, но затрудняется находить пути осуществления, использует личностноориентированный подход, организовывает процесс самопомощи в трудовой деятельности после подсказки преподавателя.Недопустимый –имеет слабые знания сущности личностноориентированного подхода, организации самопомощи и не использует прием осуществления самопомощи подростков в своей в практической деятельности.Анализ результатов исследования показывает, что более 5% будущих социальных педагогов находятся на оптимальном уровне, 34% –на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровне.Подготовка социальных педагоговпо разработанной нами модели к организации личностноориентированного педагогического взаимодействия, самопомощи подростков дает положительные результаты. Представленная технология обеспечивает проШептенко П. А. Подготовка социальных педагогов в педвузе в условиях бакалавриата// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75277. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75277.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

фессиональноличностное развитие будущих социальных педагогов и их эффективную подготовку в условиях бакалавриата к профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование». –М.: МГППУ, 2011.–34 с.2.Щуркова Н.Е., Мухин М. И., ЖеланноваА. В. Новое воспитание в новой школе / подобщ. ред. Н.Е. Щурковой. –М.: АРКТИ, 2012. –264 с.3.Социальнопедагогическая деятельность: проблемноориентированный подход: коллективная монография / под ред.П.А. Шептенко. –Барнаул: АлтГПА, 2013. –323 с.

Polina Sheptenko,Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Altai State Pedagogical University, Barnaulpsheptenko@yandex.ruPreparation of social teachers in Technicalities in a bachelor's degreeAbstract. In the article the results of research of preparation of social teachers are presented in pedagogical institution of higher education in the conditions of бакалавриата. Technologies of preparation of students offer in the process of lessons, pedagogical practice, international cooperation.Keywords:sociallypedagogical activity, professional competenses, components of professional readiness, personalityoriented pedagogicalcooperation, international cooperation.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шептенко П. А., 2015www.ekoncept.ru