Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова В. П., Коробченко Т. В., Розова Ю. Е. Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75289.htm.
Аннотация. В данной статье рассказывается о коррекционно-развивающей работе по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистов центра «ДАР», созданного на базе школы-интерната № 8 Пушкинского рай-она. Комплексная модель центра «ДАР» представляет собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75289. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75289.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75289УДК376.37

Коробченко Татьяна Васильевна,

учительлогопед ГБОУ школаинтернат№ 8 Пушкинского районаСанктПетербурга, г. СанктПетербургc513bm@mail.ru

Розова Юлия Евгеньевна,учительлогопед ГБОУ школаинтернат№ 8 Пушкинского районаСанктПетербурга, г. СанктПетербургyulya.rozova@mail.ru

Смирнова Валентина Петровна,директор ГБОУ школаинтернат №8 Пушкинского района СанктПетербурга, г.СанктПетербург8internat@gmail.com

Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения

Аннотация. В данной статье рассказывается о коррекционноразвивающей работе по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровьяспециалистов центра «ДАР», созданного на базе школыинтерната № 8 Пушкинского района.Комплексная модельцентра «ДАР» представляетсобой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционноразвивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизическогоразвития ребенка.Ключевые слова: здоровьесберегающий аспект, здоровьесберегающие технологии, логопедия, системаметодов педагогики оздоровления, педагогическая значимость сохранения здоровья детей.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровымии сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснимим …Януш Корчак

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностноориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному,формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.Для реализации поставленной цели необходима комфортная внутришкольная среда –внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе [1].Нестабильные экономические и экологические условия нашей странывлияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями.Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75289. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75289.htm. –ISSN 2304120X. 2

Для оказания помощи таким детям на базе школыинтерната №8 г.Павловскасоздан центр«ДАР».(Диагностика. Адаптация. Развитие.)В основе концепции Центра лежит возможность:ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;комплексный психологомедикопедагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе;вариативный набор разноуровневых и разных по срокам обучения учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей;интеграция учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одного класса и школы для их максимальной адаптации к современным социальным условиям [2].Для реализации поставленной цели была создана комплексная моделькоррекционноразвивающей деятельности специалистов центра «ДАР»,представляющаясобой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилактический и коррекционноразвивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечивающие положительную динамику речевого, интеллектуального и психофизическогоразвития ребенка [3].Комплексный подход педагогов кпроблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интегрированные связи между специалистами, работающими в Центре.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психологопедагогическое, коррекционнопедагогическое, физкультурнооздоровительное, музыкальное, медицинское.Логопедическое направление коррекционногоразвивающеговоздействияявляется ведущим. Логопед инициирует проведение медикопедагогических консилиумов,активизирует обмен информацией, практическим опытом [4]. Для достижения положительных результатов в работе логопедыактивно используют современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшиминетрадиционными педагогическими технологиями.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детейлогопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционноразвивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее [5, 6]. Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75289. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75289.htm. –ISSN 2304120X. 3

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро, сказко, смехо, изо, глина, воско, библио, хорео, имаго(рисование подмузыку), кристаллотерапия и др.).Многолетний опыт работы логопедов центра «ДАР» показал, что на современном этапе модернизации образованиянаиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, суджок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального и соматическогосостояния детей.В рамках психологопедагогического направления с целью сохранения психологического здоровья детей проводятся занятия в «Сенсорной комнате» по снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных возможностей и способностей, снятию агрессивности и тревожности.В коррекционнопедагогическом направлении важное место занимают развивающие занятия: интеллектульные и подвижные игры, арттерапия, детский театр. Психокоррекционные занятия дефектологов во взаимодействии с воспитателями способствуютразвитию общей и мелкой моторики,совершенствованию оптикопространственных и слуховых функций, целенаправленному развитию речи, ее функций, формированию навыков эмоционального и делового общения со сверстниками и взрослыми,созданию ситуации успешности и комфортности.Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является основойфизкультурнооздоровительного направления.В центре «ДАР» работают кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и восстановительного лечения,оснащенные оборудованием фирмы «Альма» и тренажорноинформиционной системой«ТИСА», которые позволяют решать практически все коррекционные задачи.Средства лечебной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулом повышения физической активности, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности.Не менее важным направлением являетсямузыкальноритмическая деятельность, способствующая формированию двигательных навыков, воспитанию музыкальноэстетического вкуса.Применение системы методов педагогики оздоровления, тесное сотрудничество специалистов центра «ДАР» обеспечивают полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря комплексному подходу, коллектив педагогов сталне только лучше понимать проблемы данной категории учащихся, но и внедрять в практику более действенные и эффективные средства обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Правильно организованная предметноразвивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигаются высокая эффективность и стабильность результатов.Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамикупсихофизического развития.В процессе коррекционной работы специалистов центра «ДАР» возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.Помощь ребёнку можетбыть по настоящему действенной, когда мы верим в Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П. Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75289. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75289.htm. –ISSN 2304120X. 4

ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию, сохранению и укреплению его здоровья.

Ссылки на источники1.Логинова Е.А., Елецкая О.В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации //Современные научные исследования и инновации. –2011. –№ 5. –С. 37.2.Коробченко Т.В., Розова Ю.Е.,Смирнова В.П.Здоровьесбережение –залог успешного коррекционноразвивающего обучения: материалы VI междунар.конгресса валеологов. Здоровье человека –6.–СПб.: СПбГМУ,2011.–С.137–139.3.Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями / под ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой –СПб.,2010. –С. 259–262.4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Сочетаниеинновационных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ// Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития:сб.науч.тр.–Краснодар, 2014. –С. 107–112.5.Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда: учеб.метод.пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2015. –192 с. –(Высшее образование. Бакалавриат).6.Смирнова В.П., Елецкая О.В. Модель логопедического сопровождения учащихся с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сб.материалов VII междунар.теоретикометодологического семинара (2–3 марта 2015года). –М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.–Т.2.–257 с.

TatyanaKorobchenko,

teacherlogopedist, Publicbudgetaryeducationalinstitutionboardingschool№8 ofPushkindistrict of St. Petersburg, St. Petersburgc513bm@mail.ruYulia Rozova,

teacherlogopedist, Public budgetary educational institution boarding school №8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburgyulya.rozova@mail.ruValentina Smirnova,

director, Public budgetary educational institution boarding school №8 of Pushkin district of St. Petersburg, St. Petersburg8internat@gmail.comHealth care is the key to successful developmental educationAbstract.This article tells of correctionaldeveloping work on health protection of students with disabilities specialists of the Center «the GIFT», created on the basis of the boarding school № 8, Pushkin district. A comprehensive model of the Centre «the GIFT» is a network of integrative ties, including diagnostic, preventive and remedial developmental, health aspects, provides positive dynamics of speech, intellectual and psychological development of the child.Keywords:health aspects, health saving technologies, speech therapy, pedagogy of healing, teaching the importance of preserving the health of children.

Рекомендованокпубликации:

ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived

Получена положительная рецензияReceived a positive review

ПринятакпубликацииAccepted for publication

ОпубликованаPublished

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Смирнова В. П., 2015www.ekoncept.ru