Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кундрюков С. С., Козлов А. В. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S24. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75302.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы позитивных и проблемных моментов организации Евразийского экономического союза. Акцент сделан на анализе переходного периода интеграционных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75302УДК334.784

Козлов Алексей Владимирович,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры международной торговли и таможенного дела ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуa_kozlov@yandex.ru

Кундрюков Станислав Сергеевич,аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуstasipatovo@mail.ru

Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы позитивных и проблемных моментов организации Евразийского экономического союза. Акцент сделан на анализе переходного периода интеграционных мероприятий. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенный союз, интеграция, управление.Раздел: (04) экономика.

На сегодняшний день перед Российской федерацией стоят следующие немаловажные проблемы, такие как интеграция национальной экономики, ориентированная на устойчивый рост и стабилизацию экономических показателей экономики в кризисных условиях так и в стратегической перспективе. Согласно п. 2 ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014),Евразийский экономический союз (ЕАЭС)–международная организация региональнойэкономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью [1]. Первоначально, странамиучастницами Союза были Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь. Республика Армения вошла в состав ЕАЭС 2 января нынешнего года. Былопределен переходный период для адаптации законодательства до 2022 года: Армения сможет применять отличные от ставок ЕАЭС таможенные пошлины, не придерживаться до определенного срока технических регламентов, что относится в нетарифному регулированию на ряд товаров. Армения–бывший участник «Восточного партнерства», утвержденной Евросоюзом и направленной на его расширение. В случае силового обострения между Арменией и Азербайджаном, Россия будет обязана участвовать в разрешении противоборства, в рамках организации договора о коллективной безопасности. Армения планирует начать переговоры с членами всемирной торговой организацииоб изменении своих обязательств в рамках ВТО.Таким образом, полагаем, что о полноценном партнерстве с данным государством говоритьеще рано. Присоединение к единому экономическому союзу Киргизии запланировано в срок до девятого мая текущего года, когда будут согласованы переходные условия, подписаны необходимые документы. Решающим фактором для этого стал льготный кредит от России в размере 1,2 миллиарда. Белоруссия, Казахстан–наши нынешние экономические партнеры в рамках таможенного союза, негодуют по поводу проведения «санкционной политики», Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 2

ослабления доверия между странами, угрозы обострения военнополитической ситуации. ЛидерыБелоруссии и Казахстана не препятствовали подписанию договора о расширении союза. Если рассматривать интеграционный союз КазахстанРоссия, то особых плодов Казахстану экономический союз не приносит, как на уровне экспорта, так и на уровне импорта из стран участниц, о чем свидетельствуют статистические показатели. Экспорт товаров из Казахстана в страны союза уменьшился на 12,1%, до $4,4 млрд, импорт снизился на 21,7%, до $11,9 млрд [2]. Казахстан также беспокоит потеря части суверенитета страны после вступления в союз. Стоит отметить, что расширение союза на этом не закончится, интерес к наращиванию сотрудничества с Евразийским союзом проявляют и страны из других регионов: в финальную стадию вступила подготовка проекта соглашения о свободной торговле сВьетнамом, аналогичные договоренности прорабатываются с Турцией, Индией, Израилем. Поскольку международная торговля представляет собой достаточно сложный и многокомпонентный процесс. Задача торговли: обмен товара на деньги или на другой товар, сюда же следует отнести выполнение работ, оказание услуг. Основой ВЭД между странами является извлечение коммерческой выгоды контрагентами, повышение роста экономики за счет экспортных поставок. В современных реалиях это сложный процесс. В системном плане это означает, что все инструменты, используемые для управления и интегрированные в национальные экономики стран участниц единого экономического пространства используются в конечном итоге–для достижения общественно значимых целей, как на уровне одной из экономик страны, так и на уровне всех стран, входящих в состав экономического союза. Евразийский интеграционный проект уже сегодня имеет достаточную эффективность для того, чтобы продолжать развивать интеграционный процесс. Как следует из расчетов Евразийской экономической комиссии, за последние три года взаимный товарооборот вырос на 50%, до $64 млрд [3]. Но сказать, что выгода интеграции на лицо–преждевременно, поскольку вектор развития общей экономики не определен, и как покажет себя экономика в ситуации, когдаидет противоборство между странами посредством введения санкций–неизвестно. Как мы видим на сегодняшний день, создание в 2011 году таможенного союза, укрепило связь между его участниками. Модернизировалась структура взаимной торговли, выросла доля товаров с высокой добавленной стоимостью, повысилась конкурентоспособность товаров в рамках экспортноимпортных отношений между странами. В связи с чем, взаимная выгода государств от участия в интеграционных процессах очевидна. Сама интеграция в Евразийский экономический союз представляет собой не простое взаимодействие, а представляется тесным взаимовлиянием хозяйствующих субъектов. Единство исторических корней вместе с кооперационными связями в экономике, является основой проводимой интеграционной политики.Повторимся, Евразийскийэкономический союз(сокр. ЕАЭС)–это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностьюи учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС декларируется и обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [4].Государствамиучастниками Евразийского экономического союза выступают Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 3

Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Армения (в процессе вступления находится Киргизия). Данный Союз организован с целью многостороннего усовершенствования хозяйственных взаимодействий, роста конкурентоспособности национальных хозяйств и обеспечения условий для динамичного развития странчленов ЕАЭС.Следует иметь в виду, что экономическая значимость формирования Евразийского экономического союза определена последовательностью возможных к достижению объективных преимуществ интеграционного процесса и потребностью следования собственным экономическим интересам членов Союза. Организация единой таможенной территории для членов Союза создала условия для возобновления производственной и научнотехнической конкурентной кооперации предприятий, ориентированных на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Значительным преимуществом интеграционного процесса выступает уменьшение производимых транзакционных затрат. Ранее, до создания таможенного союза значительная часть времени (до 50%) в перевозке товаров затрачивалась на ожидания на пунктах пропуска и таможенного оформления на границах. Ликвидация данного недостатка существенно облегчила кооперацию производств в странах Союза. Само образование Таможенного союза обеспечило организацию общего рынка товаров с классическими эффектами увеличения масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала странчленов. Оценки макроэкономического эффекта интеграции показали возможность дополнительного прироста ВВП до 15% или около триллиона долларов в расчете до 2030 года, в том числе в России –632 млрддолларов, в Беларуси –170 млрддолларов, в Казахстане –107 млрд долл. [5]Принципиально важно, что ЕАЭС обязует Стороны к согласованным действиям в ключевых областях госрегулирования –в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий, что дает перспективу развития бизнеса. Согласованная политика по вопросу конгруэнтности технологических процессов связать воедино производственные процессы и комплектность производимой продукции. Соответственно, бизнесу предстоит повышать собственную эффективность, понижать расходы, вкладывать средства в модернизацию для упрочнения своих позиций на таком открытом рынке. В современных интеграционных объединениях для их участников важно иметь равные возможности по извлечению экономических преференций от самого факта регионального объединения. Следует отметить, что интеграционные процессы на базе инфраструктурного единства могут в наибольшей степени отражать преследуемые участниками таких объединений цели. Примером такой инфраструктурной общности может выступать, в первую очередь, электроэнергетика.Сегодня действующие страны–участницы регионального объединения уже могут сделать первые шаги в этом направлении и сформировать, наряду с единым таможенным и экономическим пространством, единое энергоинфраструктурное пространство Союза, базисом которого может стать обновленное и модернизированное общее инфраструктурное наследие СССР. В этой связи представляется целесообразным гармонизировать работу общих энерготранспортных систем (нефтеи газопроводов, линий электропередач и пр.) для удовлетворения нужд экономик трех стран, а также сформировать единый план дальнейшего развития энергетической инфраструктуры Союза [6].Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 4

Вместе с тем немаловажно не останавливаться на объединении государств, уже обладающих первичным инфраструктурным единством, а привлекать в создаваемую организацию страны, создающие в настоящее время эту инфраструктуру. Такой подход позволит рационализировать имеющиеся мощностии расширить энерготранспортные каналы, доступные всем участникам интеграционного взаимодействия. В этом случае главной идеей такого регионального объединения станут энергетические связи, использование которых и будет нести основной смысл для странучастниц. При этом уже существующие и создающиеся энерготранспортные связи будут вовлекаться в целостную энергетическую систему стран Евразийского союза.Основной принцип евразийской экономической интеграции–получение выгоды всеми странами объединения вне зависимости от их экономического потенциала, а также обеспечение равноправного доступа к преимуществам экономической интеграциидля всех хозяйствующих субъектов на территории Единого экономического пространства [7].Продуктивным представляется внедрение системы децентрализованных организаций. В практике интеграционного процесса в рамках ЕАЭС децентрализованные агентства и фонды, созданные для решения отдельных задач в сферах совместной компетенции национальных и наднациональных органов, могли бы существенно повысить скорость и эффективность интеграционного процесса [8]. Преимуществом таких структур выступает их принцип работы по конкретным проектам: отдельные фонды могут создаваться на определенное время, в течение которого они должны решить поставленную задачу. На наш взгляд, выбор приоритетных направлений практики децентрализованных структур должен реализовываться по итогу анализаряда приоритетов согласованной стратегии в рамках Евразийского экономического союза на том или ином этапе. Значимой особенностью данных наднациональных структур представляется потенциальная возможность привлечения к взаимодействию с ними государств, не состоящих в Союзе, но проявляющих интерес к углублению интеграции своей экономики с союзной.Для выстраивая действенного плана по принятию мер, связанных с проведением на законодательном уровне нормативных актов, договоров, соглашений, которые бы учитывали специфику каждой из экономик стран участниц евразийского проекта и стимулировали их рост, необходимо проанализировать наиболее стратегически важные отрасли и наиболее перспективные направления и сформировать показатели, которые, в свою очередь, должны бытьадекватны социальноэкономической сфере [9]. Следует учитывать и роль субъектов ВЭД в разрезе интеграции и свободной торговли между странами единого экономического пространства, создать необходимые условия для ведения и развития бизнеса. Внешнеэкономическая деятельность давно приобрела достаточно многообразный характер, стал употребляться термин «внешнеэкономические операции», понимаемый шире, чем традиционные внешнеторговые операции, так как отдельным видам ВЭД присущи специфические виды внешнеэкономических операций. Отечественная и зарубежная деловая практика говорит о том, что внешнеторговым сделкам присущ, как правило, коммерческий характер, что предопределяет заключение сделок зачастую лишь между двумя сторонами, в некоторых случаях –между тремя сторонами и более, поэтому стоит учитывать интересы всех участников ВЭД и инфраструктуры в целом. Возможный экономический эффект от интеграции можно рассмотреть по следующим пунктам:Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 5

1.Увеличение объёма стран по показателю внутреннего валового продукта на душунаселения.2.Наращивание объемов рынка для сбыта товаров за счет беспошлинной торговли между странами.3.Рост благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты, увеличению трудовой занятости населения в экспонирующихся производствах.4.Возникновение здоровой конкуренции на фоне входа новых игроков аналогичного, идентичного товара и как следствие повышение качества производимой продукции, снижение цен на конечный продукт для стимулирования роста продаж.5.Введение в общую систему новых контролирующих органов, отчетных документов, отражающих эффективность существования единого экономического пространства.6.Диверсификация экономики.7.Устранение ограничений для осуществления притока инвестиций, идеология содействия развитию торговой деятельности, ориентирующая таможенную систему на оказание услуг бизнесу во внешнеторговой сфере.Минимизация различных проблем, возникающих при интегрировании национальных экономик, является приоритетной задачей ЕАЭС. На сегодняшний день необходим переходный период для лояльного введения в экономики стран единого информационного пространства, законодательных актов уполномоченных надзорных органов для стимулирования перехода, действенного соблюдения новых регламентов ведения экономических отношений. После окончания переходного периода необходимо опираться на полученный опыт, устранять несовершенство в таможенном администрировании, поскольку система таможенных органов в Российской Федерации решает задачу формирования экономикоправовых и процедурнотехнологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования. Решая такие задачи с использованием своих специфических технологий, таможенная система оказывает комплекс услуг государству по достижению его целей, прежде всего в сфере ВЭД [10]. Подводя итоги всему вышесказанному,следует отметить, что ввиду санкций, введенных против России, задачей Евразийского союза будет протекционизм и замещение импорта, а на унификацию рынковпотребуются долгие годы.

Ссылки на источники1.Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. –URL:http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014.2.Газета.ру. –URL:http://www.gazeta.ru/business/2014/12/23/6356133.shtml;3.Информационное агентство «Росинформ». –URL:http://rosinform.ru/2014/12/31/shirekrugeaesnachinaetrabotuigotovitsyakrasshireniyu/;4.Бордачёв Т., Островская Е., Скриба А. Выбор и вызов евразийской интеграции // Россия в глобальной политике.–2013. –№ . –Т. 11. –C. 37.5.Ушкалова Д.И. К вопросу о моделях и механизмах участия России в процессах региональной экономической интеграции // Вестник МГИМО. –2014. –№4(37). –С.139.6.Евразийский экономический союз.–URL:http://www.eaeunion.org/#about7.Глазьев С. Перспективы Евразийского Союза. –URL:http://infopobeda.ru/?p=1418.Громов А. О Евразийской энергетической доктрине // Международная жизнь. –2012. –№ 7.–C. 95.9.Васильева Н. А., Лагутина М. Л. К вопросу о формировании Евразийского союза: теоретический аспект // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. –2011.–№10.

10.Ковалев М. М., Иришев Б. К. Будущее ЕАЭС. Сложный поиск равновесия и роста // Вестник ассоциации белорусских банков. –2014.–№31–32.

Козлов А. В., Кундрюков С. С. Проблемные аспекты управления в рамках переходного периода к Евразийскому экономическому союзу// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №24. –ART75302. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75302.htm. –ISSN 2304120X. 6

Aleksey Kozlov,

Candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of International trade and customs Affairs,Rostov State University of Economics, RostovonDona_kozlov@yandex.ruStanislav Kondrachov,

postgraduate student of the Department of Marketing and advertising, Rostov State University of Economics, RostovonDonstasipatovo@mail.ruProblematic aspects of management in the framework of the transition to the Eurasian economic UnionAbstract.The article discusses the positive and problematic aspects of the organization of the Eurasian economic Union. The emphasis is on the analysis of the transitional period of integration events. Keywords:Eurasian economic Union, customs Union, integration, management.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived29.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.05.15ОпубликованаPublished02.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Козлов А. В., Кундрюков С. С., 2015www.ekoncept.ru