Студенческое самоуправление: его роль в становлении личности студента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жимбаева Ц. Ч. Студенческое самоуправление: его роль в становлении личности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85026.htm.
Аннотация. В статье определяется влияние участия в студенческом самоуправлении на становление личности студента. В ходе исследования проведен опрос студентов Агинского филиала Бурятского государственного университета. Выявлено, что работа в студенческом самоуправлении помогает студентам проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, развить активную гражданскую позицию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жимбаева Цыпылма Черниновна,кандидат культурологии, доцент ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», Агинский филиал,п. Агинское Забайкальский крайzhimbaeva@mail.ru

Студенческоесамоуправление:его роль в становленииличности студента

Аннотация. В статье определяется значениеучастия в студенческом самоуправлении на становления личности студента. В ходе исследования проведен опрос студентов Агинского филиала Бурятского государственного университета. Выявлено, что работа в студенческом самоуправлении помогает студентампроявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, развить активную гражданскую позицию. Ключевые слова: самоуправление, студенческое самоуправление, личность, лидер, лидерские способности.

Самоуправление –непременный признак коллектива, его функции. Если нет коллектива, бесполезно говорить о самоуправлении, значит, самоуправление –не цель, а средство становления коллектива в целом и личности каждого его члена. Это высшая форма руководства любым коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Самоуправление –это широкое участие членов в управлении и жизни коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива. Самоуправление коллектива формирует моральный облик его членов, является школой становления личности человека.Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.Происходящие в России инновационные процессы, связанные с обновлением общественнополитической ситуации, изменениемсоциальноэкономического положения жизнинаселения, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определяется новыйсоциальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного принимать решения в сложных условиях, в ситуации выбора, готового нести самостоятельно ответственность за судьбу страны, ее национальную безопасность. Значит, сегодня современное высшее учебное заведение работает в условиях глубоких изменений в обществе. В этом плане важную роль призвано сыграть участие студентов в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления поможет им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.Студенческая среда –это одна из наиболее интенсивных зон межличностных контактов. Именно в ВУЗах молодые людизакрепляютсвоистереотипы межличностного восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. В целом студенческий возраст (1822 лет) является решающим периодом развития самосознания, его упрочнения и закрепления. Студенческий возраст представляет собой кризисный переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личностипроисходят многомерные, сложные процессы: обретение взрослой идентичности и нового отношения к миру. Всё это повышает ответственность высшего и среднего профессионального образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы социального взаимодействия.На наш взгляд, образование подрастающегопоколениядолжно обеспечивать интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими представителями общества.Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство и дальнейшее развитие российского общества.Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества.В ходе исследования данной проблемы нами был проведен опрос среди студентов Агинского филиала Бурятского государственного университета. Целью данного опроса сталовыявление влияния системы студенческого самоуправления на формирование лидерских качеств у студентов. В нашем опросе приняло участие всего 95 студентов:11 (11,5 %%) –члены студенческого самоуправления; 44 (46,3%) –студенты, активно участвующие в организации жизни филиала;40 (42,2 %) –студенты, не проявляющее особой активности в общественных делах коллектива.Проанализировав результаты опроса, мыполучилитакой результат: На первый вопрос: «Нужно ли, по твоему мнению, студенческое самоуправление в вузе?» ответбыл единогласным: все участники ответили, что да, оно необходимо.Можнопрокомментировать эту ситуацию, по мнению оппонентов,так: студенческое самоуправление есть неотъемлемая часть нашей студенческой жизни;оно формирует и развивает в нас многие необходимые для будущей жизни качества. Многие студентыстремятся стать участниками организации этой жизни, внести частичку своего вклада. Опыт и навыки, которые дает самоуправление, по их мнению, конечно же, неоценимы. По второмувопросу:«Какие навыки ты получаешь, являясь членом студенческого самоуправления?» результаты были разными, но выявилось то, что практически каждый студентв ходе участия в студенческом самоуправлении получает какието необходимые для жизни в социуме навыки: навыки работы в команде, в коллективе получают 31 % опрошенных;умение говорить, вести разговор с людьми –20 %;лидерские качества развиваются у 80 % опрошенных;организованнее, ответственнее становятся 40 % опрошенных;коммуникабельнее –60 %;самостоятельнее –30 %.По третьему(«Вы пришли в студенческое самоуправлениеосознанно и посвоему желанию?») и четвертому(«Вам интересно работать в студенческом самоуправлении?») вопросам мнения опрошенныхпрактически совпали –80 % студентовосознанно и с большим интересом относятся к своей «общественной работе».Из пятого вопроса («Какие качества определяют современного молодежного лидера?») получено, что опрашиваемые выделяют в имидже успешного современного лидера такие качества, как коммуникабельность, организованность, ответственность, уверенность в решениях. Среди вторых –трудолюбие, воспитанность и образованность. Но вместе с тем отмечаетсяи такая черта как расчетливость. На наш взгляд,в современном обществевозможно проявление данного качества. Умелое и творческое применениевсех вышеназванных качеств приведет к созданию положительного имиджалидера студенческого самоуправления, пользованию авторитетом у своих сверстников. Студенческое самоуправление развило лидерские способности практически у всех опрошенныхстудентовактивистов. Стали самоуверенными, самостоятельными, смелыми в решениях проблем, целеустремленными в делах – 30 % опрошенных студентов. Участие в самоуправлении определило те сферы организаторской деятельности, с которыми студенты могут справиться максимально качественно. Различные мероприятия, проводимые в вузе,помогли выработать и сформировать необходимые качества и черты лидера.Применить приобретенный опыт управленческой деятельности можно в любой молодежной организации, профсоюзах, в организации различных мероприятий, флешмобов, землячеств. Также самоуправление развивает опыт выступления, защиты своего мнения при дискуссиях, эффективного распределения своего времени.Практика показывает, что воспитаниелидерских качеств, формирование потребности в общественной жизни эффективно тогда, когда учебное заведение, общественностьи родители организуют их, используя передовые педагогические идеи. Немаловажное значение имеет эмпатическая сторона взаимодействия профессорскопреподавательского состава вуза со студентами, положительно влияющая не только на их обучение, но и на самооценку, самоидентификацию. Вся проводимая работа возбуждает у студентов интерес к общественнополезным делам, способствует их личностному развитию, воспитывает чувство гордости и ответственности за свои дела. Безусловно, взрослое сообщество должно предоставить растущим людям широкие возможности для их максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности. В этих целях необходимо обеспечить организацию многоплановой деятельности в системе различных молодежных объединений –клубов, студий,обществ, отрядов, но обязательно на принципах подлинной самостоятельности и самоуправления. Вместе с тем преодоление формализма в работе со студентами предполагает ориентацию взрослых на развитие и всемерное использование стихийно найденных самими молодыми людьми положительных форм объединений. Для этих объединений должна быть открыта возможность широко обогащаться идеями, ценностями мира взрослых, что позволит сломать ту стену, которую молодежь искусственно выстраивают вокруг своей субкультуры. Именно взрослые призваны определить значимые для молодежи условия организации, не препятствующие, а способствующие развитию самодеятельных начал. При этом следует установить, насколько соответствует характер официально существующих молодежных объединений интересам современного молодого человека, как преодолеть их псевдодеятельность, как перестроить их с тем, чтобы они стали притягательными для растущих людей. Можно утверждать, что студенчество как совокупность развивающихся личностей –самая динамическая, энергичная и критически мыслящая часть сообщества. Оно обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способно активно влиять на процессы обновления социальноэкономических отношений, происходящих в обществе. В целом, в консолидирующей деятельности по воспитанию подрастающего поколения, формированию личности студентов также важное значение имеют институты, которые содействуют формированию общественно позитивной идентичности у молодых людей, такие как семья, социально и личностно значимые для юноши неформальные и формальные образования, система образования, государственные органы власти, общественные организации. Интеграция их деятельности отвечает потребностям саморегуляции социальной жизни общества, гармонизируя социальные и культурные ценности и цели, значимые для формирующейся личности.Итак, можно отметить, что участие в студенческом самоуправлении оказывает огромное влияние на формирование у студентов лидерских, коммуникативных качеств и на становление их личности в целом. Приобретенные навыки и умения студенты могут применять в последующем в любой деятельности. Проведеннаяработапозволяет сделать следующие выводы: студентыдолжны проходить такую школу, которая поможет им подготовитьсяк сложной жизни в изменяющихся условиях. Именно студенческое самоуправление, на нашвзгляд, являетсятакой школой. Самоуправление дает возможность каждому студенту проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общаться со сверстниками и людьми разного возраста. Также самоуправление помогает формированию и развитию активной гражданской позиции.

Ссылки на источники1.Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. –Ростовн/Д.: Феникс, 2001. –576 с.2.Жимбаева Ц. Ч., Ринчинова Т. М. Позитивная идентификация у современного студенчества: сущность и особенности формирования // Концепт. –2012. –№6 (Июнь). –ART 12072. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12072.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.3.Человек в перекрестье культур / Жимбаева Ц.Ч. и др.; под общей редакцией Ц.Ч. Жимбаевой. –УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. –128 с.