Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе Красноярского театра юного зрителя
Выпуск:
ART 85141
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тулаева
Л.
В.,
Игнатьева
И.
П. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе Красноярского театра юного зрителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
701–705. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85141.htm.
Аннотация. Статья посвящена одному из театров города Красноярска, который благодаря языку пластики и современной хореографии может служить примером поисков на драматической сцене. Основное внимание авторов сосредоточено на творческом эксперименте режиссера и хореографа, что вызывает зрительский интерес.
Ключевые слова:
творчество, театр, импровизация, артист, танец, постановка, современное искусство, проект.
Текст статьи
Тулаева Людмила Витальевна,декан театрального факультета, доцент кафедры хореографическое искусствоКрасноярской государственной академиимузыки и театра,г. Красноярск tulaeva_lv@mail.ru
Игнатьева Ирина Петровна,студентка 3курса кафедры хореографическое искусствоКрасноярской государственной академиимузыки и театра,г. Красноярск
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе Красноярского театра юного зрителя
Аннотация. Статья посвященаодному из театров города Красноярска, который,благодаря языку пластики и современной хореографии,может служить примером поисков на драматической сцене.Основное внимание авторов сосредоточено на творческом эксперименте режиссера и хореографа, что вызывает зрительский интерес.
Ключевые слова:театр, артист, танец,постановка, современное искусство, импровизация, творчество, проект.
Город Красноярск и его культурная жизнь полны событий и значимых дат.Одна из таких дат–7 декабря 1964 года. В Доме культуры им. В. Маяковского на правом берегу Енисея вэтот день торжественно открылся краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Его первая труппа состояла из выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.На первом сборе труппы режиссер В. И. Галашин сказал: «Главное для нас сейчас –не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника»[1]. Это было сказано50 лет назад,остаётся главной задачей ТЮЗа и в нынешнее время, с которой он успешно справляется.У этоготеатра действительно есть «своелицо», которое для многих зрителей является очень значимым.Красноярский театр юного зрителя знаменитсвоими неподражаемыми и запоминающимися актерами. На данный момент в театре работает очень много молодых артистов, которые успели полюбиться публике, а также со дня основания театра здесь работаетзаслуженныйартист России Алексей АлексеевичУшаков.Всентябре2011 годаглавным режиссером театра стал Роман Николаевич Феодори, выпускник петербургской театральной школы. В 2012 году он стал номинантом премии «Человек года» в номинации «Культура», за профессиональные и отраслевые достижения, которые внесли наиболее весомый личный вклад в развитие своей отрасли, имеющие признание деловых и личностных качеств (репутацию) в профессиональном сообществе, внедряющие инновационные проекты и технологии, развивающие и поддерживающие социально ориентированные проекты города/региона.В том же году,по итогамкраевого фестиваля «Театральная весна2012», Роман Феодори был признан лучшим режиссером сезона. Здесь были выделены сразу два спектакля, поставленные в ТЮЗепод его руководством–«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»и «Наташина мечта».Не зря говорят, что талантливый человек –талантлив во всем. «Снежная королева»(спектакль Красноярского ТЮЗа в постановкеРомана Феодори)стал лауреатом XI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» сразу в четырех номинациях.Художникпостановщик Даниил Ахмедов отмечен за «Лучшее художественное оформление спектакля», Евгения Терехина –за «Лучшую работу композитора», актриса Наташа Розанова –за «Лучшую женскую роль». И, наконец, сама «Снежная королева» признана лучшим спектаклем «Арлекина».В 2014 году«Снежная королева» был выставлен на Национальную театральную премию «Золотая маска» в следующих номинациях:«Драма/спектакль большой формы», «Драма/работа режиссера», «Драма/работа художника» и «Драма/женская роль» (за роль Герды).Вконкурсе«Золотой маски» ТЮЗ оказался впервые. Ранее театр становился номинантом только во внеконкурсной программе этого фестиваля со спектаклями«Ипотека и Вера, мать ее», «Наташина мечта», «Собакиякудза»и «Подросток с правого берега».Очень верно когдато подметил Станиславский, что «Театр начинается с вешалки»[2].Наш ТЮЗ тому не исключение. «Вешалка» это ежегодный имиджевый проект, идеологом которого является известный театральный критик Олег Лоевский. I Лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры «Вешалка» («Театр из ничего») прошла в Красноярском ТЮЗе в начале осени 2011 года.
На данный момент в российских театрах существуют проблема выбора подходящей современной драматургии для детей. Внимательны театры и к поиску молодых режиссеров. Творческая лаборатория позволяет поработать с выпускниками театральных ВУЗов,пригласить сразу нескольконовых постановщиков, познакомить их с труппой и поставить совместный эксперимент –спектакль. При этом, работают режиссеры в основномс пьесами незнакомых драматургов, открывая новые имена для зрителя.Совместно выбрав пьесу, режиссеры и театр начинают свои репетиции и готовятся к показу, где представляют публике постановочные эскизы, поставленные режиссерами за три дня. На совместном обсуждении увиденного каждый зритель голосует за понравившуюся работу, после чего лучшие эскизы будут доработаны и войдут в репертуар театра.Для артистов –это интенсивныйпрактический тренинг по актерскому мастерству.Всего три дня репетиций на выпуск каждогоспектакля! Технические цеха театра работают в таком же мощном режиме, потому что каждый эскиз сопровождает музыкальное и световое оформление, декорации, костюмы. Всего этого требует полноценный эскиз спектакля, чтобы зритель действительно понимал, что он выбирает и как это будет выглядеть в дальнейшем.После успешной первой лаборатории в ТЮЗе было решенопроводить ее ежегодно. В 2012 г. она называлась лабораториейфестивалем «Вешалка» («Школа детской драматургии»). Задача лаборатории –подготовка сразу нескольких новых спектаклей длядетей разных возрастов. Режиссеры со своей командой актеров представляют эскизы, и в дальнейшем они дорабатываются и показываются в ТЮЗе.
«За много лет с тех пор, как я наблюдаю Красноярский ТЮЗ, в нем все изменилось –ваши лица, зал, атмосфера театра, отметил художественный руководитель лаборатории Олег Лоевский. –Вы вошли сейчас в полосу интересной жизни. Лаборатории, поездки на фестивали, гастроли –этот миг надо поддерживать. Потому что в театре все очень долго строится и очень быстро разваливается –таков закон театра. Надо фиксировать эти минуты радости и успеха. Много очень серьезного и важного произошло, и это надо держать, изо всех сил держать –внутри спектакля, за кулисами, внутри отношений в труппе»[3].В 2013 году в ТЮЗе проходила лаборатория «Вешалка для классиков» и была посвящена актуализации классических произведений. Как пояснял главный режиссер театра Роман Феодорио лаборатории, «мы встретимся с рядом интереснейших пьес, которые написаны как бы на основе классических произведений. Но это не адаптация, не инсценировка, а некое размышление на тему, заданную классиком, какойто новый взгляд. Надеюсь, что после такого эксперимента мы все сможем убедиться, что классика –это не скучно, а, наоборот, ярко, интересно, ново и неожиданно. К тому же, очень весело и эмоционально. Классические произведения до сих пор потрясают энергией, которая в них заложена. Нужно просто сдуть пыль с книжных полок»[4]. В 2014году новый творческий сезон в ТЮЗе открыла IV Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры. Главное отличие этой лаборатории в том, что участники «Киновешалки» ставили спектакли на основе киносценариев. Тесная взаимосвязь кинематографа и театрального искусства на одной сцене!Некоторыережиссеры работали со сценариямипризнанных киношедевров, которые сыграли не последнюю роль в развитиимирового кинематографа, такие как «Горькие слезы Петры фон Кант» Р. Фассбиндера, «Конформист» Б. Бертолуччи, «Дорога» Ф. Феллини.Также на лаборатории были представлены и современные киносценарии «Я не вернусь» Я. Пулинович и «Башмачкин» О.Богаева.Общение со зрителем и совместное обсуждение спектаклей –это попрежнему остается одной из основных задач проекта. Зрители имеют возможность проголосовать, изложить своемнение о лабораторных эскизах,обсудить вместе с театральными критиками, драматургами и режиссерами особенности взаимного влияниятеатра и кинематографа, единство и борьбу этих видов искусства.Этот эксперимент расширил границы репертуара театра, позволил«традиционному»театру пойтина поиск современного театрального языка для раскрытия интересной кинодраматургии.По уже сложившейся традиции, после «Вешалки»,на протяжении нескольких лет творческий год открывает парад премьерТЮЗа–показ лучших спектаклей и премьерных постановок прошлого сезона. ТЮЗ является партнером многих культурных фестивалей, проходящих в городеКрасноярске. В 2012 году на сцене Красноярского ТЮЗа проходил демоконцерт современной музыки и поэзии «Make love, not war» (другое название –«Левый концерт») в рамках VI Красноярской ярмарки книжной культуры при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Гостеприимно принимает театр и другие фестивали, концерты и проекты различных жанров.27 марта 2014 года, в Международный день театра, насцене ТЮЗа выступал гость из Италии вокалист Борис Саволделли. Его выступление проходило в рамках «Вечеров актуального искусства». Он записывалпартии разных голосов в реальном времени, пользуясь эффектамизвукоподражания, и импровизировалповерх полученной «подложки», изменяяеенаполненность с помощью процессора.Итальянский вокалистбыл очень доволен выступлением в Красноярском ТЮЗе. Саволделли прислал отзыв в театр,в которомподелился, что его тур состоял из 18 концертов за 19 дней в 16 городах, исамым лучшим, по его личному восприятию, оказался концерт в Красноярском ТЮЗе! За это вокалист благодарит весь коллектив и гостеприимство театра: «На меня как на импровизатора особенно сильно повлияло само место и превосходная публика, позитивно реагировавшая на происходящее. Я чувствовал их эмоции и положительный дух на сцене –это был реальный обмен чистой энергией. Звук был великолепен, все было организовано высокопрофессионально»[5]. При первой же возможности музыкант пообещал снова посетить Красноярск со своими гастролями.IIМежрегиональный литературный фестиваль КУБпроходил в течение недели и был посвящён90летию Виктора Петровича Астафьева.Показы фильмов о поэтах и писателях, творческие концерты, спектакли, встречи,литературномузыкальные импровизации, поэтические семинары и многое другое было представлено на площадке театра.Красноярский театр юного зрителя был партнером Межрегионального детскоюношеского фестиваля самодеятельных театров «Рожденные от солнца». Основная цель фестиваля –создание условий для социальной интеграции детей с ограниченными возможностями и их нравственноэстетического развития. Детиимели возможность участвовать в спектаклях вместе с актерамилюбителями. На фестивале был презентован успешный опыт включения людей с ограниченными физическими возможностями в культурную деятельность, способствующую преодолению их социальной изоляции. Актеры ТЮЗа проводили мастеркласс «Мы играем в театр» с участникамифестиваля.Красноярский театр юного зрителя являетсяцентром, где дети всегда могут поддержать своихнуждающихся сверстников. Тому подтверждение благотворительная акция «Дети –детям», которая проходит в ТЮЗе уже на протяжении десяти лет. В программе акции проходят выставкапродажа предметов художественного творчества, созданных участниками проекта, игротека (пространство всевозможных игр и соревнований), концерт детских коллективов.Дети сами проводят различные мастерклассы для взрослых и детей.В конце праздника все собранные средства были переданы нуждающимся детям.Новый совместный экспериментальный проект Красноярского ТЮЗаи творческого объединения "Культпроект" при поддержке Министерства культуры РФв 2013 году –социальная лаборатория ClassAct. В рамках проекта дети с ограниченными физическими возможностями,воспитанники детского дома №1 и ученики лицея №11 писали собственные сочинения и пьесы под руководством драматургов Марии Зелинской и Вячеслава Дурненкова. Подростки создали 14 полноценных пьес!Самопрезентация и прочтение их публике состоялось после недели работы над ними. Артисты ТЮЗа и театра им. Пушкина вместе с режиссерами Романом Феодори, Олегом Рыбкиным и Алексеем Крикливым поставили и сыгралив форме читок и эскизов то, что получилось у юных авторов. В дальнейшем, на основе этих пьес состоялась благотворительная акция «ПравоПисания» состоявшая из трех актов одного спектакля. В антрактах зрителей ожидалиперформансы современной пластики от хореографа театра Елены Слободчиковой.Все средства от спектакля, гонорары участников проекта были перечислены в фонды помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ещеодним новымэкспериментом дляТЮЗа стало открытие первого «Вечера актуального искусства»на своей альтернативной сцене в октябре 2013 года. 50й творческий сезон был объявлен в ТЮЗе сезоном творческих экспериментов. «Вечера актуального искусства» –начали вводить как один из таких смелых проектов. Главный режиссер театра Роман Феодори и хореограф Елена Слободчиковапостарались предоставить возможность зрителям открыть для себя все грани современного искусства –различные спектакли, перформансы, дансфильмы, презентации от художников, музыкантов, фотографов и многое другое. В неформальной обстановке можно былоне только все это посмотреть, но и обменяться впечатлениями от увиденного.Анализ, обсуждение, критика, общение с артистами, вопросы и ответы –это стало уже неотъемлемой чертой взаимной работы театра и зрителей.Вечера современного искусства –синтетические программы, где можноувидеть какойто камерный спектакль самого ТЮЗа по современной драматургии, хореографические перформанс, выставки неформальных художников,авангардное кино, а главное, что в конце вечера проходили беседы со зрителями, где можно было подискутировать об увиденном и услышанном.
С 2013 года в Красноярском ТЮЗе проходит Международный фестиваль современной хореографии «Айседора». Директор фестиваляЕлена Слободчиковарегулярно занимается движением с артистами театра. Она поставила хореографиюв спектаклях «Королева Гвендолин», «Тим Талер, или Проданный смех»,«Стойкий оловянный солдатик» и многихдругих.Место проведения фестиваля в театре является дополнительным тренингом и для артистов ТЮЗа. А зрители фестиваля ежегодно открывают для себя многообразный мир современной хореографии.В рамках «Айседоры» проходят мастерклассы с известнымипедагогами современного танца. Здесь тесно переплетаются стиликонтемпорарии джаз, композициясовременного танца, контактная импровизация и многие другие.Ежедневные лекции и лаборатории по современной хореографии, показы дансфильмов, встречи с менеджерами и артистами других творческих объединений из России, Европы и Америки.
Впервые в 2013 годуКрасноярский ТЮЗ представил вечер танца «Эстроген» первую премьеру своего 50го юбилейного сезона. Балетмейстерпостановщик Наталья Шургановараскрыла главную тему спектаклядля зрителей следующим образом:«Женщина –это подарок: У нее огромное количество ипостасей, которые она должна в этом мире отдать, реализовать. Хочется исследовать: что с нами случается, если какойто из наших оттенков личности становится нереализованным, этот дар вдруг оказывается никому не нужен?»[6].Натальябыла отмечена «Лучшейработойхореографа в драматическом и кукольном театре» (спектакль «Метель»). «Эстроген» первый пластический спектакль в ТЮЗе и этот опыт оказался удачным. Вслед за «Эстрогеном» последовал «ТЕСТостерON» от хореографа Елены Слободчиковой. Главные герои спектакля –мужчины, которые рассказывают свои оригинальные документальные истории таинственным языком тела.Здесь актеры обращаются к танцевальному стилю контемпорари,который развился из постмодернистского танца.Спектакль «ТЕСТостерON» не содержит в себеединой системысвязанных между собой мотивов. В этом и заключается необычность постановки для театра. Это спектакль, проходящий через наблюдение, эксперимент и рефлексию. Здесь раскрывается мир современного мужчины: мечты, устремления, проблемы, стереотипыи переживания. Каждый из семи героев спектакля проходит своего рода тест, испытание на мужественность, сопротивляясь обстоятельствам, участвуя в конкурентной борьбе, доказывая собственную значимостьна языке пластики и современной хореографии.Нынешний 51й театральный сезон–юбилейный для театра. В декабре ТЮЗу исполнилось 50 лет.Осенью2014 годатеатрименинник принимал гостей на своей сцене. В ноябре театр представил самую ожидаемуюпремьерусезона —зрелищный семейный спектакль «Алиsа» по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Театр получил грант федерального министерства культуры на постановку этого спектакля. Постановка сталанастоящим событием театральной жизни региона. Над постановкой работалата же команда, что создавала прогремевший на всю страну спектакль «Снежная королева»: режиссёр Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов, балетмейстер Наталья Шурганова и композитор Евгения Терехина. Кроме новых спектаклей в 51м творческом сезоне зрителей ждет знакомство с новыми артистами.Так жеКрасноярский ТЮЗ начинает развиватьновое направление —театральная педагогика. Первоначальный этап развития проекта –мастерклассы поработе с детьми для педагогов. Втеатре находится в разработке большой социальный проект «Человеческий голос». Дети с нарушением слуха и артисты театра при помощи драматурговВячеславаДурненкова, Марии Зелинской,хореографа ЕленыСлободчиковой,учатся взаимодействовать друг с другом на сцене и в итоге создадут свой спектакль.На наш взгляд, Красноярский ТЮЗ выполняет некий социальный долг, проводя активную работусо зрителями, не «отодвигая» ееподальше от сцены в зрительный зал. За последние годы в репертуаре театра появилось очень много камерных спектаклей, когда зрители, также как и артисты, находятся на самой сцене, непосредственно в рабочем пространстве, что, безусловно, сближает их. Это очень правильный подход. Ведь современное искусство –актуальное. А актуальное, в свою очередь, это то, что происходит здесь и сейчаси подразумевает под собой радикальность, использование новых приемов и техник, новаторство. Режиссерпостоянно пытается ухватить героя, живущего среди нас, избавляясь от театральной изощренности. Происходит попытка саморефлексии. «Я бы настаивал вот на чем: нам всем надо перестроить мозги и понять, что не только в театре, а, скорее всего, вокруг театра происходит, условно говоря, вербовка зрителя, заявил главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори. –И тогда, выйдя вечером на сцену, вы получите в зале людей, которые болееменее понимают, о чем и зачем с ними говорят. Поэтому пусть будет театр в школе, театр на выезде, театр на улице, театр вокруг театра. Это будет очень серьезное направление, которое на этапе начала формирования нашего репертуара и нашего стиля гораздо важнее, чем то, что мы до сих пор показывали на площадке. Хотя, по идее, одно должно дополнять другое»[3].Мы считаем, что Красноярский театр юного зрителя заслуженно имеетстатус особо ценного объектакультурного наследия Красноярского края. Как отметила министр культуры края Елена Паздникова, ТЮЗ отмечен этим званием за системную работу с детьми и подростками и постановки, которые вызывают зрительский интерес и удостаиваются высокой оценки российскоготеатрального сообщества[7].
Ссылки на источники1.Достопримечательности. Красноярский портал Redom.ru. [Электронный ресурс] URL:http://www.redom.ru/sights/84/(дата последнего обращения5.02.2015).2.Станиславский К.С.Письмо к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 янв. 1933 г.Собр.соч.Т.8.–М.,1961.3.Вторая «Вешалка» богата на урожай. Новости ТЮЗа[Электронный ресурс] URL:http://www.ktyz.ru/news/vtorayaveshalkabogatanaurozhay.htm(дата последнего обращения4.02.2015).4.Яблонская М. Каренин стал человеком. Городские новости[Электронный ресурс] URL:http://gornovosti.ru/tema/kulturprospekt/kareninstalchelovekom43855.htm(дата последнего обращения8.02.2015)5.Благодарность от итальянского гостя. Новости ТЮЗа[Электронный ресурс] URL:http://www.ktyz.ru/news/blagodarnostotitalianskogogostya.htm(дата последнего обращения5.02.2015)6.Коновалова Е. Наталья Шурганова: «Женщина –это подарок». Красноярский журнал Krskdaily[Электронный ресурс] URL:http://krskdaily.ru/2013/08/theatre/shurganova(дата последнего обращения8.02.2015)7.ТЮЗ стал «особо ценным» объектом культурного наследия НГС. Новости[Электронный ресурс] URL:http://ngs24.ru/news/760977/view/(дата последнего обращения7.02.2015)
Игнатьева Ирина Петровна,студентка 3курса кафедры хореографическое искусствоКрасноярской государственной академиимузыки и театра,г. Красноярск
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе Красноярского театра юного зрителя
Аннотация. Статья посвященаодному из театров города Красноярска, который,благодаря языку пластики и современной хореографии,может служить примером поисков на драматической сцене.Основное внимание авторов сосредоточено на творческом эксперименте режиссера и хореографа, что вызывает зрительский интерес.
Ключевые слова:театр, артист, танец,постановка, современное искусство, импровизация, творчество, проект.
Город Красноярск и его культурная жизнь полны событий и значимых дат.Одна из таких дат–7 декабря 1964 года. В Доме культуры им. В. Маяковского на правом берегу Енисея вэтот день торжественно открылся краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Его первая труппа состояла из выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.На первом сборе труппы режиссер В. И. Галашин сказал: «Главное для нас сейчас –не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника»[1]. Это было сказано50 лет назад,остаётся главной задачей ТЮЗа и в нынешнее время, с которой он успешно справляется.У этоготеатра действительно есть «своелицо», которое для многих зрителей является очень значимым.Красноярский театр юного зрителя знаменитсвоими неподражаемыми и запоминающимися актерами. На данный момент в театре работает очень много молодых артистов, которые успели полюбиться публике, а также со дня основания театра здесь работаетзаслуженныйартист России Алексей АлексеевичУшаков.Всентябре2011 годаглавным режиссером театра стал Роман Николаевич Феодори, выпускник петербургской театральной школы. В 2012 году он стал номинантом премии «Человек года» в номинации «Культура», за профессиональные и отраслевые достижения, которые внесли наиболее весомый личный вклад в развитие своей отрасли, имеющие признание деловых и личностных качеств (репутацию) в профессиональном сообществе, внедряющие инновационные проекты и технологии, развивающие и поддерживающие социально ориентированные проекты города/региона.В том же году,по итогамкраевого фестиваля «Театральная весна2012», Роман Феодори был признан лучшим режиссером сезона. Здесь были выделены сразу два спектакля, поставленные в ТЮЗепод его руководством–«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»и «Наташина мечта».Не зря говорят, что талантливый человек –талантлив во всем. «Снежная королева»(спектакль Красноярского ТЮЗа в постановкеРомана Феодори)стал лауреатом XI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» сразу в четырех номинациях.Художникпостановщик Даниил Ахмедов отмечен за «Лучшее художественное оформление спектакля», Евгения Терехина –за «Лучшую работу композитора», актриса Наташа Розанова –за «Лучшую женскую роль». И, наконец, сама «Снежная королева» признана лучшим спектаклем «Арлекина».В 2014 году«Снежная королева» был выставлен на Национальную театральную премию «Золотая маска» в следующих номинациях:«Драма/спектакль большой формы», «Драма/работа режиссера», «Драма/работа художника» и «Драма/женская роль» (за роль Герды).Вконкурсе«Золотой маски» ТЮЗ оказался впервые. Ранее театр становился номинантом только во внеконкурсной программе этого фестиваля со спектаклями«Ипотека и Вера, мать ее», «Наташина мечта», «Собакиякудза»и «Подросток с правого берега».Очень верно когдато подметил Станиславский, что «Театр начинается с вешалки»[2].Наш ТЮЗ тому не исключение. «Вешалка» это ежегодный имиджевый проект, идеологом которого является известный театральный критик Олег Лоевский. I Лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры «Вешалка» («Театр из ничего») прошла в Красноярском ТЮЗе в начале осени 2011 года.
На данный момент в российских театрах существуют проблема выбора подходящей современной драматургии для детей. Внимательны театры и к поиску молодых режиссеров. Творческая лаборатория позволяет поработать с выпускниками театральных ВУЗов,пригласить сразу нескольконовых постановщиков, познакомить их с труппой и поставить совместный эксперимент –спектакль. При этом, работают режиссеры в основномс пьесами незнакомых драматургов, открывая новые имена для зрителя.Совместно выбрав пьесу, режиссеры и театр начинают свои репетиции и готовятся к показу, где представляют публике постановочные эскизы, поставленные режиссерами за три дня. На совместном обсуждении увиденного каждый зритель голосует за понравившуюся работу, после чего лучшие эскизы будут доработаны и войдут в репертуар театра.Для артистов –это интенсивныйпрактический тренинг по актерскому мастерству.Всего три дня репетиций на выпуск каждогоспектакля! Технические цеха театра работают в таком же мощном режиме, потому что каждый эскиз сопровождает музыкальное и световое оформление, декорации, костюмы. Всего этого требует полноценный эскиз спектакля, чтобы зритель действительно понимал, что он выбирает и как это будет выглядеть в дальнейшем.После успешной первой лаборатории в ТЮЗе было решенопроводить ее ежегодно. В 2012 г. она называлась лабораториейфестивалем «Вешалка» («Школа детской драматургии»). Задача лаборатории –подготовка сразу нескольких новых спектаклей длядетей разных возрастов. Режиссеры со своей командой актеров представляют эскизы, и в дальнейшем они дорабатываются и показываются в ТЮЗе.
«За много лет с тех пор, как я наблюдаю Красноярский ТЮЗ, в нем все изменилось –ваши лица, зал, атмосфера театра, отметил художественный руководитель лаборатории Олег Лоевский. –Вы вошли сейчас в полосу интересной жизни. Лаборатории, поездки на фестивали, гастроли –этот миг надо поддерживать. Потому что в театре все очень долго строится и очень быстро разваливается –таков закон театра. Надо фиксировать эти минуты радости и успеха. Много очень серьезного и важного произошло, и это надо держать, изо всех сил держать –внутри спектакля, за кулисами, внутри отношений в труппе»[3].В 2013 году в ТЮЗе проходила лаборатория «Вешалка для классиков» и была посвящена актуализации классических произведений. Как пояснял главный режиссер театра Роман Феодорио лаборатории, «мы встретимся с рядом интереснейших пьес, которые написаны как бы на основе классических произведений. Но это не адаптация, не инсценировка, а некое размышление на тему, заданную классиком, какойто новый взгляд. Надеюсь, что после такого эксперимента мы все сможем убедиться, что классика –это не скучно, а, наоборот, ярко, интересно, ново и неожиданно. К тому же, очень весело и эмоционально. Классические произведения до сих пор потрясают энергией, которая в них заложена. Нужно просто сдуть пыль с книжных полок»[4]. В 2014году новый творческий сезон в ТЮЗе открыла IV Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры. Главное отличие этой лаборатории в том, что участники «Киновешалки» ставили спектакли на основе киносценариев. Тесная взаимосвязь кинематографа и театрального искусства на одной сцене!Некоторыережиссеры работали со сценариямипризнанных киношедевров, которые сыграли не последнюю роль в развитиимирового кинематографа, такие как «Горькие слезы Петры фон Кант» Р. Фассбиндера, «Конформист» Б. Бертолуччи, «Дорога» Ф. Феллини.Также на лаборатории были представлены и современные киносценарии «Я не вернусь» Я. Пулинович и «Башмачкин» О.Богаева.Общение со зрителем и совместное обсуждение спектаклей –это попрежнему остается одной из основных задач проекта. Зрители имеют возможность проголосовать, изложить своемнение о лабораторных эскизах,обсудить вместе с театральными критиками, драматургами и режиссерами особенности взаимного влияниятеатра и кинематографа, единство и борьбу этих видов искусства.Этот эксперимент расширил границы репертуара театра, позволил«традиционному»театру пойтина поиск современного театрального языка для раскрытия интересной кинодраматургии.По уже сложившейся традиции, после «Вешалки»,на протяжении нескольких лет творческий год открывает парад премьерТЮЗа–показ лучших спектаклей и премьерных постановок прошлого сезона. ТЮЗ является партнером многих культурных фестивалей, проходящих в городеКрасноярске. В 2012 году на сцене Красноярского ТЮЗа проходил демоконцерт современной музыки и поэзии «Make love, not war» (другое название –«Левый концерт») в рамках VI Красноярской ярмарки книжной культуры при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Гостеприимно принимает театр и другие фестивали, концерты и проекты различных жанров.27 марта 2014 года, в Международный день театра, насцене ТЮЗа выступал гость из Италии вокалист Борис Саволделли. Его выступление проходило в рамках «Вечеров актуального искусства». Он записывалпартии разных голосов в реальном времени, пользуясь эффектамизвукоподражания, и импровизировалповерх полученной «подложки», изменяяеенаполненность с помощью процессора.Итальянский вокалистбыл очень доволен выступлением в Красноярском ТЮЗе. Саволделли прислал отзыв в театр,в которомподелился, что его тур состоял из 18 концертов за 19 дней в 16 городах, исамым лучшим, по его личному восприятию, оказался концерт в Красноярском ТЮЗе! За это вокалист благодарит весь коллектив и гостеприимство театра: «На меня как на импровизатора особенно сильно повлияло само место и превосходная публика, позитивно реагировавшая на происходящее. Я чувствовал их эмоции и положительный дух на сцене –это был реальный обмен чистой энергией. Звук был великолепен, все было организовано высокопрофессионально»[5]. При первой же возможности музыкант пообещал снова посетить Красноярск со своими гастролями.IIМежрегиональный литературный фестиваль КУБпроходил в течение недели и был посвящён90летию Виктора Петровича Астафьева.Показы фильмов о поэтах и писателях, творческие концерты, спектакли, встречи,литературномузыкальные импровизации, поэтические семинары и многое другое было представлено на площадке театра.Красноярский театр юного зрителя был партнером Межрегионального детскоюношеского фестиваля самодеятельных театров «Рожденные от солнца». Основная цель фестиваля –создание условий для социальной интеграции детей с ограниченными возможностями и их нравственноэстетического развития. Детиимели возможность участвовать в спектаклях вместе с актерамилюбителями. На фестивале был презентован успешный опыт включения людей с ограниченными физическими возможностями в культурную деятельность, способствующую преодолению их социальной изоляции. Актеры ТЮЗа проводили мастеркласс «Мы играем в театр» с участникамифестиваля.Красноярский театр юного зрителя являетсяцентром, где дети всегда могут поддержать своихнуждающихся сверстников. Тому подтверждение благотворительная акция «Дети –детям», которая проходит в ТЮЗе уже на протяжении десяти лет. В программе акции проходят выставкапродажа предметов художественного творчества, созданных участниками проекта, игротека (пространство всевозможных игр и соревнований), концерт детских коллективов.Дети сами проводят различные мастерклассы для взрослых и детей.В конце праздника все собранные средства были переданы нуждающимся детям.Новый совместный экспериментальный проект Красноярского ТЮЗаи творческого объединения "Культпроект" при поддержке Министерства культуры РФв 2013 году –социальная лаборатория ClassAct. В рамках проекта дети с ограниченными физическими возможностями,воспитанники детского дома №1 и ученики лицея №11 писали собственные сочинения и пьесы под руководством драматургов Марии Зелинской и Вячеслава Дурненкова. Подростки создали 14 полноценных пьес!Самопрезентация и прочтение их публике состоялось после недели работы над ними. Артисты ТЮЗа и театра им. Пушкина вместе с режиссерами Романом Феодори, Олегом Рыбкиным и Алексеем Крикливым поставили и сыгралив форме читок и эскизов то, что получилось у юных авторов. В дальнейшем, на основе этих пьес состоялась благотворительная акция «ПравоПисания» состоявшая из трех актов одного спектакля. В антрактах зрителей ожидалиперформансы современной пластики от хореографа театра Елены Слободчиковой.Все средства от спектакля, гонорары участников проекта были перечислены в фонды помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ещеодним новымэкспериментом дляТЮЗа стало открытие первого «Вечера актуального искусства»на своей альтернативной сцене в октябре 2013 года. 50й творческий сезон был объявлен в ТЮЗе сезоном творческих экспериментов. «Вечера актуального искусства» –начали вводить как один из таких смелых проектов. Главный режиссер театра Роман Феодори и хореограф Елена Слободчиковапостарались предоставить возможность зрителям открыть для себя все грани современного искусства –различные спектакли, перформансы, дансфильмы, презентации от художников, музыкантов, фотографов и многое другое. В неформальной обстановке можно былоне только все это посмотреть, но и обменяться впечатлениями от увиденного.Анализ, обсуждение, критика, общение с артистами, вопросы и ответы –это стало уже неотъемлемой чертой взаимной работы театра и зрителей.Вечера современного искусства –синтетические программы, где можноувидеть какойто камерный спектакль самого ТЮЗа по современной драматургии, хореографические перформанс, выставки неформальных художников,авангардное кино, а главное, что в конце вечера проходили беседы со зрителями, где можно было подискутировать об увиденном и услышанном.
С 2013 года в Красноярском ТЮЗе проходит Международный фестиваль современной хореографии «Айседора». Директор фестиваляЕлена Слободчиковарегулярно занимается движением с артистами театра. Она поставила хореографиюв спектаклях «Королева Гвендолин», «Тим Талер, или Проданный смех»,«Стойкий оловянный солдатик» и многихдругих.Место проведения фестиваля в театре является дополнительным тренингом и для артистов ТЮЗа. А зрители фестиваля ежегодно открывают для себя многообразный мир современной хореографии.В рамках «Айседоры» проходят мастерклассы с известнымипедагогами современного танца. Здесь тесно переплетаются стиликонтемпорарии джаз, композициясовременного танца, контактная импровизация и многие другие.Ежедневные лекции и лаборатории по современной хореографии, показы дансфильмов, встречи с менеджерами и артистами других творческих объединений из России, Европы и Америки.
Впервые в 2013 годуКрасноярский ТЮЗ представил вечер танца «Эстроген» первую премьеру своего 50го юбилейного сезона. Балетмейстерпостановщик Наталья Шургановараскрыла главную тему спектаклядля зрителей следующим образом:«Женщина –это подарок: У нее огромное количество ипостасей, которые она должна в этом мире отдать, реализовать. Хочется исследовать: что с нами случается, если какойто из наших оттенков личности становится нереализованным, этот дар вдруг оказывается никому не нужен?»[6].Натальябыла отмечена «Лучшейработойхореографа в драматическом и кукольном театре» (спектакль «Метель»). «Эстроген» первый пластический спектакль в ТЮЗе и этот опыт оказался удачным. Вслед за «Эстрогеном» последовал «ТЕСТостерON» от хореографа Елены Слободчиковой. Главные герои спектакля –мужчины, которые рассказывают свои оригинальные документальные истории таинственным языком тела.Здесь актеры обращаются к танцевальному стилю контемпорари,который развился из постмодернистского танца.Спектакль «ТЕСТостерON» не содержит в себеединой системысвязанных между собой мотивов. В этом и заключается необычность постановки для театра. Это спектакль, проходящий через наблюдение, эксперимент и рефлексию. Здесь раскрывается мир современного мужчины: мечты, устремления, проблемы, стереотипыи переживания. Каждый из семи героев спектакля проходит своего рода тест, испытание на мужественность, сопротивляясь обстоятельствам, участвуя в конкурентной борьбе, доказывая собственную значимостьна языке пластики и современной хореографии.Нынешний 51й театральный сезон–юбилейный для театра. В декабре ТЮЗу исполнилось 50 лет.Осенью2014 годатеатрименинник принимал гостей на своей сцене. В ноябре театр представил самую ожидаемуюпремьерусезона —зрелищный семейный спектакль «Алиsа» по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Театр получил грант федерального министерства культуры на постановку этого спектакля. Постановка сталанастоящим событием театральной жизни региона. Над постановкой работалата же команда, что создавала прогремевший на всю страну спектакль «Снежная королева»: режиссёр Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов, балетмейстер Наталья Шурганова и композитор Евгения Терехина. Кроме новых спектаклей в 51м творческом сезоне зрителей ждет знакомство с новыми артистами.Так жеКрасноярский ТЮЗ начинает развиватьновое направление —театральная педагогика. Первоначальный этап развития проекта –мастерклассы поработе с детьми для педагогов. Втеатре находится в разработке большой социальный проект «Человеческий голос». Дети с нарушением слуха и артисты театра при помощи драматурговВячеславаДурненкова, Марии Зелинской,хореографа ЕленыСлободчиковой,учатся взаимодействовать друг с другом на сцене и в итоге создадут свой спектакль.На наш взгляд, Красноярский ТЮЗ выполняет некий социальный долг, проводя активную работусо зрителями, не «отодвигая» ееподальше от сцены в зрительный зал. За последние годы в репертуаре театра появилось очень много камерных спектаклей, когда зрители, также как и артисты, находятся на самой сцене, непосредственно в рабочем пространстве, что, безусловно, сближает их. Это очень правильный подход. Ведь современное искусство –актуальное. А актуальное, в свою очередь, это то, что происходит здесь и сейчаси подразумевает под собой радикальность, использование новых приемов и техник, новаторство. Режиссерпостоянно пытается ухватить героя, живущего среди нас, избавляясь от театральной изощренности. Происходит попытка саморефлексии. «Я бы настаивал вот на чем: нам всем надо перестроить мозги и понять, что не только в театре, а, скорее всего, вокруг театра происходит, условно говоря, вербовка зрителя, заявил главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори. –И тогда, выйдя вечером на сцену, вы получите в зале людей, которые болееменее понимают, о чем и зачем с ними говорят. Поэтому пусть будет театр в школе, театр на выезде, театр на улице, театр вокруг театра. Это будет очень серьезное направление, которое на этапе начала формирования нашего репертуара и нашего стиля гораздо важнее, чем то, что мы до сих пор показывали на площадке. Хотя, по идее, одно должно дополнять другое»[3].Мы считаем, что Красноярский театр юного зрителя заслуженно имеетстатус особо ценного объектакультурного наследия Красноярского края. Как отметила министр культуры края Елена Паздникова, ТЮЗ отмечен этим званием за системную работу с детьми и подростками и постановки, которые вызывают зрительский интерес и удостаиваются высокой оценки российскоготеатрального сообщества[7].
Ссылки на источники1.Достопримечательности. Красноярский портал Redom.ru. [Электронный ресурс] URL:http://www.redom.ru/sights/84/(дата последнего обращения5.02.2015).2.Станиславский К.С.Письмо к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 янв. 1933 г.Собр.соч.Т.8.–М.,1961.3.Вторая «Вешалка» богата на урожай. Новости ТЮЗа[Электронный ресурс] URL:http://www.ktyz.ru/news/vtorayaveshalkabogatanaurozhay.htm(дата последнего обращения4.02.2015).4.Яблонская М. Каренин стал человеком. Городские новости[Электронный ресурс] URL:http://gornovosti.ru/tema/kulturprospekt/kareninstalchelovekom43855.htm(дата последнего обращения8.02.2015)5.Благодарность от итальянского гостя. Новости ТЮЗа[Электронный ресурс] URL:http://www.ktyz.ru/news/blagodarnostotitalianskogogostya.htm(дата последнего обращения5.02.2015)6.Коновалова Е. Наталья Шурганова: «Женщина –это подарок». Красноярский журнал Krskdaily[Электронный ресурс] URL:http://krskdaily.ru/2013/08/theatre/shurganova(дата последнего обращения8.02.2015)7.ТЮЗ стал «особо ценным» объектом культурного наследия НГС. Новости[Электронный ресурс] URL:http://ngs24.ru/news/760977/view/(дата последнего обращения7.02.2015)