К вопросу об интерактивных формах взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гилева А. В. К вопросу об интерактивных формах взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 771–775. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85155.htm.
Аннотация. В статье ставится проблема, связанная с поиском современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, и указывается на то, что сегодня такой находкой является сайт дошкольной образовательной организации. Автор выделяет возможности сайта в организации взаимодействия с семьей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гилева Анжела Валентиновна,Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт,г.Соликамскa_gileva@mail.ru

К вопросуоб интерактивных формахвзаимодействия дошкольной образовательной организациис семьей

Аннотация.В статьеставится проблема, связанная с поиском современных формвзаимодействиядошкольной образовательной организации с семьей иуказываетсяна то, что сегодня такой находкой являетсясайт дошкольной образовательной организации.Автор выделяетвозможности сайтав организации взаимодействияс семьей.

Ключевые слова:интерактивный, информатизация, сайт дошкольной образовательной организации, взаимодействие.

Семья и дошкольные образовательные организацииявляются важнейшимиинститутамисоциализации детейи равноправнымиучастникамипедагогическогопроцесса.Функции, которые они выполняют,имеют кардинальные различия, но длягармоничного развития ребенканеобходимо их тесное взаимодействие. Родители, как законные представители воспитанников, являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательнойорганизации, поэтому действовать педагоги должны основываясь на интересах и запросах семьи.В этой связи детский сад должен выступатьв роли фасилитатораразвития не только ребенка дошкольного возраста, но и родителя, участвующего в жизни ребенка в детском саду. Фасилитацию следует рассматривать каквозможность помочьродителям, облегчить некоторые ситуации семейного воспитания.Изменения социального запроса общества в системе образования влияет на формирование новой философии взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, которые должны обеспечить успешность такого сотрудничества. Сейчас партнерские отношения педагогов и родителейприобретаютиной характер, чтосделает педагогический процесс двусторонним, и прежде всего эти изменения произойдут в системе «воспитательродитель».В большинстведошкольных образовательныхорганизацийдо сих пор работа с родителями ведетсятрадиционно,через консультированиеи другие формы работы. В данной ситуациисемья рассматривается как объектпедагогическоговоздействия. В результате возможности семейного воспитания не используются в полной мере, инет обратной связи с семьей [1; 112].Учитывая реалии современного временидетские сады ищут новые технологические подходы иорганизационные формы дабыихсубъектнуюпозицию, а такжевносилиобновлениявсовременнуюпрактику работы cродителями[2; 76].Субъектная позиция родителей может выражаться через самостоятельное целеполагание, выход за пределы конкретной ситуации семейного воспитания, перенос полученных знаний и сформированных компетенцийв решениевопросов, связанных с воспитанием собственных детей.

Сегодняжизньчеловекав обществе характеризуется тем, чтобольшое количество родителей занятыобеспечением финансовогоблагополучиясемьи, чтоприводит к нехватке времени дляобщенияродителейс ребенком, непосредственного привлечения их к воспитанию и образованию своих детей, поэтому педагогическое сообщество вынуждено искать новые пути сотрудничества с семьями воспитанников.

Современноеобществохарактеризуетсятем, чтоинформационные технологиивсе большепроникают во всесторонычеловеческой жизни, обеспечиваятрансляциюинформационных потоков в обществе, образуя всеобщее информационное пространство. Современныймир этомир виртуальных возможностей и информационных технологий, врезультатечегоактуальнойнаходкой стали новые технические, аудиовизуальные, информационные ипедагогические технологии, которые основаннына использованииинформационнокомпьютерных средств иподключением к сети Интернет [3; 183].

Воспитатели всё чаще указывают натот факт, что родителей ничем не удивишь.Исследования, проведенныеЕ.П. Арнаутовой,В.П. Дубровой,О.Л. Зверевой,В.М. Ивановойи другихдоказывают, чтоотношение родителей к активному сотрудничеству и вовлечение их всовместныемероприятиязависит, прежде всего, от организации воспитательной работывдошкольной образовательной организации,от заинтересованности и инициативы администрации,от ее активной позициипо решению вопросовповышенияпедагогической компетентностиродителей,в томчисле и дистанционной, чтов настоящее время очень актуально.В конце 1990х годовличностноориентированное взаимодействиепедагога и родителейвцелостном педагогическомпроцессепо поводуконкретного ребенка в данной семье характеризуетсякак приоритетное направлениево взаимодействии и объединении сил семьи и дошкольнойобразовательнойорганизации[4; 19].В условияхдинамично изменяющегося социумаи его нестабильности, с разработкой и освоением современныхтехнологий, их постоянного усложненияв системероссийского образованияподчеркивается значение интерактивного взаимодействия в системеобразования.Сегодняданное направлениеработыявляется ключевым. Развитие образовательной отрасли интерактивного взаимодействиянашло свое подтверждение в электронном документообороте и на современном этапе развития утверждается как государственныйприоритет[5; 18].Учитывая этиизменения, необходимопересмотретьиформы организациивзаимодействияобразовательной организациии семьи.Такимключевымнаправлениеммодернизации образования стала информатизацияобразовательного процесса. Использованиеинформационныхтехнологийв работе дошкольных образовательных организацийнаходится в стадииосвоенияиэто требуеткорректировкив системедошкольного образования.Сегодняпедагоги должны уметь взаимодействоватьдистанционно, чтов современном миреназывают интерактивнымвзаимодействием[6; 29].Интерактивный

это способный взаимодействовать или находиться в режимебеседы, диалога с чемлибо иликемлибо[7].Дошкольные образовательные организацииведут поискиновых педагогическихподходов к организацииработыс семьей, которые помогали ли бы учесть запросы родителей,способствовали бы развитиюих субъектнойпозициии вносили изменения в существующую практику работы.Лучшим решением данноговопроса является создание сайта дошкольной образовательнойорганизации,который даст возможностьродителямактивно включиться в жизнь учреждения, используяинтерактивное взаимодействие.В Федеральномзаконе«Об образовании» закрепленанеобходимость«создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет» (ст.28, п.21),а также«информационнаяоткрытость образовательной организации» (ст.29)[8].Сайт даст возможность родителямактивно участвоватьв жизниобразовательнойорганизациипосредством дистанционного общения или интерактивного взаимодействия.В современном контексте образованиясайтявляетсяважнейшим элементоминформационной политики образовательнойорганизациииспособомрешения ряда

образовательных задач, связанных с формированием информационной компетентностиучастников педагогического процесса, в том числе и родителей.Собственный сайт в сети Интернетпредоставляет родителям нужную информацию о функционировании образовательной организациииконкретнойгруппы,о планируемых мероприятиях с детьми, атакжес педагогическим составом учреждения.Такой режим интерактивного взаимодействия может быть с индивидуальной и конфиденциальной информацией.Кромеэтого сайт организациистановится для родителей источником информации об образовательном, методическом, оздоровительном и воспитательном процессах,а также получитьполезные ссылкина другие образовательные порталы[9; 73].Использование информационно –коммуникационныхтехнологийпоможет родителям врежимереальноговремени участвовать в мониторинге достиженийсвоих детей, получать оперативную информациюибыть вкурсеновых направлений работы, способствующих устранениюконкретных проблем во взаимодействии со сверстниками в группе ибыть дистанционнымучастникомобразовательногопроцесса.Например,проведение родительских собраний, консультацийс использованием интерактивноговзаимодействияс родителями

это новая форма работыс родителямив дошкольныхобразовательныхорганизациях.Использованиеданных технологий позволяет достигать большей оперативности во взаимодействии с родителями,вносить свои коррективы в практику проведения родительских собраний, повышать процент удовлетворенностиродителейот собраний,а также сделать их более активнымиучастниками в решениижизненных интересов ребенка. Интерактивные родительские собрания можно охарактеризовать следующими принципами:1. Мобильность –педагоги более оперативно доносят информацию до родителей, а родители более оперативно её получают;2. Открытость при диалоге сотрудничества участники более эффективно общаются, более часто действуют совместно, и могут быть жестко не привязанным ко времени и месту;3. Продуктивность –выход на новый уровень отношений разными способами взаимодействия, с применением различных средств визуализации, компьютеризации и информирования.4. Экономичность –небольшие затраты временина проведение подобных мероприятий, что сегодня становится очень актуальным.

В качестве прообразародительскому собранию можно рассматривать некоторыеварианты сетевого взаимодействия.Это может быть обсуждение в блоге, форуме, совместная работа насайте дошкольной образовательной организации. Работа с сайтом организацииявляется:

эффективной, так какпомогает заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы, детского сада.Информирование посредством сайта образовательнойорганизациипроисходитнамного быстрее, чем при традиционной беседе;

экономной, так какне требует много временииродители,которые в силу нехватки свободного времени изанятостипрофессиональной деятельностью, начинают понимать очевидныеплюсы такогообщения. Они могут в любое время выйти в сеть Интернет, поинтересоваться успехами ребенка, быть вкурсевсех событийобразовательнойорганизации;

мобильной, так как возможность выхода в Интернет есть не только состационарных компьютеров, но и с мобильных устройств, планшетных компьютеров и переносных ноутбуков;

инновационной, так какприменение компьютерных технологий в образовательном процессе, информатизация образования не стоит на одном месте ипостоянно развивается, модернизируется и раскрывает все большие возможности для

использованияинтерактивного взаимодействия в работе дошкольных образовательных организаций.

Информация на сайтедолжнаобновлятьсяв течение тридцати дней со дня внесения какихлибо изменений. Такжев соответствии с разработанными положениями о сайтах образовательных организацийможнонаусмотрениеорганизациидополнять сайт новостями, локальными актами, приказами, положениями, фотографиями с мероприятий, вести гостевуюкнигу, форумы, организовывать опросы, а также использовать другие формы обратной связи с посетителями сайта, но всё же желательно публиковать только информацию, относящуюся к деятельности учреждения и системе образования, направленную на реализацию принципов открытости и доступности [10; 46].

Существуют определенныезапреты наинформацию, размещаемую на официальном сайте образовательной организации. Это информационные материалы,содержащиепризывы к насилию, недопустима информация,разжигающая социальную, расовую, межнациональную и религиозную рознь. К запрещенной информации относятся материалы, задевающие деловую репутацию граждан, их честь и достоинство, то же относится и корганизации или учреждению в целом. Запрещены к информированию материалы, содержащие пропаганду наркомании, насилия, сексуальных высказываний, религиозных, экстремистских и политических идей,а также и другиеинформационные материалы,которые запрещены к опубликованию законодательством Российской Федерации [11; 14].Вопросы, связанныес информатизациейобразования,интересовалимногихисследователей данного направления. Ученые А. А. Андреев,Б. С. Гершунскийи другие в своих работахговорят о высокой результативностипедагогическогопроцесса при использовании ИКТ.Информационныетехнологии создаютуникальную среду интерактивного взаимодействия, котораяпозволяет получитьвозможность пользователямоперативнополучать информацию ивступать в интерактивное взаимодействие.Это позволяет, с одной стороны,повысить результативностьиспользования информационных ресурсов образовательной организации, а с другой,сэкономить время субъектовобразовательного процесса.В таком режиме работыпроисходят изменения в самой организации педагогического процесса образовательной организации, что влияетна качество мониторинга обучения и воспитания.Применение сайта в работе дошкольной образовательнойорганизации становитсяважнымэлементом информационной политики современной образовательнойорганизациии методическим инструментом решения рядаобразовательных задач,а также формированияинформационной компетентностиучастников образовательного процесса.

В заключение отметим,чтоновые интерактивные формывзаимодействия могутбытьактивно использованыв организации взаимодействиядошкольной образовательной организациии семьи.

Ссылки на источники1.Зверева, О.Л. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе [Текст] : учеб. пособ. / О.Л. Зверева –М: Аспект пресс, 2009. –348 с. ISBN 5060037053.2.Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социальноэкономических условиях [Текст] // Дошкольное воспитание. –2004. –№ 7. –С. 7384.3.Петров, С.К. Информационные технологии сегодня [Текст]: учебное пособие / С.К. Петров. М.: "ТДК", 2008. –250 с.4.Стеркина Р.Б., Князева О.В., Маханева М.Д. Организационнометодические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошкольное воспитание. –2002. № 9. С. 1422.5.Гриншкун В.В. Применение информационных технологий вобразовании[Текст] // Вестник РУДН. –2007. № 4. –С. 1724.

6.Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности // Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. 1999. № 4. –С. 2734.7.Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научнотехническое издание. 2011. –URL:http://db.inforeg.ru/eni/artList.asp?id=0220611126&idfull=0421200025&j=35(дата обращения 3.11.2014).8.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"URL:http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974(дата обращения 3.11.2014)

9.Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф.—Пермь: Меркурий, 2012. —С. 7174.10.

Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности // Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. 1999. № 4. –С. 2734.11.

Богоявленская, Д.Б. Диагностика творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. 2006. –серия 9. С. 1316.