Особенности и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выпуск:
ART 85200
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Широкшина
А.
С.,
Лихачёва
Н.
Л. Особенности и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
996–1000. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85200.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, представлены результаты экспериментального изучения эмоциональной сферы и описана планируемая коррекционно-развивающая программа для данной категории детей.
Ключевые слова:
задержка психического развития, онтогенез, констатирующий эксперимент, эмоциональная сфера, эмоциональная неустойчивость, методики, аномалии психики, незрелость эмоциональной сферы.
Текст статьи
Широкшина Анна Сергеевна, Студентка 5 курса, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскanuta77708@mail.ru
Лихачёва Наталья Львовна,Кандидат педагогических наук,доцент, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
Особенности и коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Аннотация.Встатье рассмотрены особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, представлены результаты экспериментального изучения эмоциональной сферы и описана планируемая коррекционноразвивающая программа для данной категории детей. Ключевые слова: задержка психического развития, аномалии психики, онтогенез, эмоциональная сфера, констатирующий эксперимент, методики, эмоциональная неустойчивость, незрелость эмоциональной сферы.
В последние годы увеличилось число детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе, является именно ЗПР. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60е годы и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов,Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Кулагина, В.М. Лубовский,
Н.С.Певзнер, У.В.Ульенковаи др[3].Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.В различных ситуация у детей могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья [2].По мнению А. С. Спиваковской, страх—это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [4].
Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через рисование, игры с водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции: радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх. В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения [1].
Главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР –формирование способности управлять эмоциями. Эмоциистановятся более осмысленными. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их мимике, пантомимике, жестам, позе. Целью нашего исследования явилось изучение особенностейи коррекция эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.Эксперимент проводился в МКДОУ«Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга». Испытуемыми были 10 дошкольников с ЗПР.На этапе констатирующего эксперимента использовалась диагностическая методика « Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), состоящаяиз 3 серий. Испытуемые должны были определить эмоции по фотографиям, пиктограммам и необходимо было воспроизвести эмоцию на своём лице.Все испытуемые (100%) смогли определить и воспроизвести эмоцию радости , 80 % –грусти, 50 % определили и воспроизвели эмоцию удивления, 40%с трудомопределили эмоцию спокойствия.У детей с ЗПР возникают трудности в дифференциации чужих эмоций. Им было проще определить полюсные эмоции –радость, грусть. Определениеэмоций удивления и спокойствия вызвалозатруднения. Возможно детям трудно словесно определить эти эмоции, поэтому была необходима помощь психолога: опора на прошлый опыт самого ребёнка, наводящие вопросы.С целью изучения проявлений страха у дошкольников с ЗПР использовалась методика «Детские страхи» (А.И..Захаров). Как показали результаты, все детииспытуемые (100%) боятся сказочных персонажей (бабуягу, кощея, бармалея), 90 % проявили медицинские страхи, 90 % боятся кошмарных снов и темноты,90 % одиночества, опозданий, наказаний, чужих людей,50 % высоты, глубокой воды, замкнутого пространства, т.е. проявляют пространственные страхи.Анализируя полученные данные можно отметить, что почти у всех детей проявляются страхи: медицинские, животных и сказочных персонажей, социальноопосредованные. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.Наблюдения за детьми выявили, что 20 % детейне владеют регуляцией эмоций, у 40 % импульсивность в пределах нормы, а 40 % могут отложить эмоциональное проявление.У 10 %наблюдается наличие выраженной импульсивности, непоследовательности, у 90 % импульсивность ситуативно регулируется внешним контролем.Особенности аффективного и эмоционального поведения проявляютсяу 20 % в виде психической пассивности, у 60 % наблюдается активный психический тонус,требующий динамичности, а у 20 % часто сниженное настроение.Адекватностьаффективных реакций у 20 %проявляетсяагрессией в ответ на обиду, 30 %ребят стараются построить отношения, у 20 % наблюдается эмоциональная пассивность, подчиняемость, а 60 % ребят умеют понять эмоции другого.Эмоциональные реакции 40 % ребятвыражаются слезами, криками, желанием подраться, выражениемстраха или напряжённости, у 40 % общей замкнутостью изаторможенностью, а у 20 % смехом, улыбкой на лице как проявлением положительных реакций. Все эти данные свидетельствуют о недостаточном развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР, эмоциональной неустойчивости, неадекватности эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды.Таким образом, анализрезультатовконстатирующего эксперимента показал, расстройствоэмоциональной сферы. Дошкольникам с ЗПР свойственна незрелость эмоциональной сферы. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Кроме этого, у детей возникают трудности в дифференциации чужих эмоциональных состояний. Ребятам было проще определить основные эмоции –радость, грусть. Определить эмоции удивление и спокойствие вызывали трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности, нерешительности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Эти расстройства влияют негативно на развитие личности ребёнка, на общение его со сверстниками и с родителями. На основании полученных данных нами была разработана коррекционноразвивающая программа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР. Программа включает в себя игры и упражнения, направленные на расслабление и стабилизациюэмоционального состояния, развитие навыков узнаванияи отражениявнешних эмоциональных проявлений, воспитания умения быть ласковым, активизацию в речи детей нежных, ласковых слов, передачу различных эмоциональныхсостояний невербальным способом, взаимодействие детейдруг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Всего в программу входит 15занятий продолжительностью 20минут, которыебудут проводиться 1 раз в неделю на протяжении 3 месяцев.Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебновоспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.С помощью сюжетноролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, можно способствовать развитиюи коррекцииэмоциональной сферы ребенка.
Можно сделать вывод, что развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР это важный этап для общего гармоничного развития ребенка. Центральная психическая функция дошкольников –эмоциональная. Им необходимы яркие эмоциональные впечатления, игры, упражнения, которые помогают научиться управлять эмоциями, исправлять и осознавать их. Если эта линия развития линия развития эмоций нарушается,нарушается процесс личностного развития ребёнка. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.Психологическое развитие дошкольников с ЗПР определяется внешними условиями,важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни.
Ссылки на источники1.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова. –М.: НЦ ЭНАС, 2005. –136 с.2.Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. Ю.Борякова// Дефектология –2003. –№1 –С. 1012.3.Защиринская,О. В.Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / О. В.Защиринская. –СПб.: Речь, 2007. – 168 с.4.Коломинский, Я. Л.Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция : учеб. пособие / Я. Л.Коломинский, Е. А.Панько, С. А.Игумнов. –СПб.: Питер, 2004. –480с.
Лихачёва Наталья Львовна,Кандидат педагогических наук,доцент, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
Особенности и коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Аннотация.Встатье рассмотрены особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, представлены результаты экспериментального изучения эмоциональной сферы и описана планируемая коррекционноразвивающая программа для данной категории детей. Ключевые слова: задержка психического развития, аномалии психики, онтогенез, эмоциональная сфера, констатирующий эксперимент, методики, эмоциональная неустойчивость, незрелость эмоциональной сферы.
В последние годы увеличилось число детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе, является именно ЗПР. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60е годы и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов,Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Кулагина, В.М. Лубовский,
Н.С.Певзнер, У.В.Ульенковаи др[3].Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.В различных ситуация у детей могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья [2].По мнению А. С. Спиваковской, страх—это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [4].
Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через рисование, игры с водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции: радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх. В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения [1].
Главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР –формирование способности управлять эмоциями. Эмоциистановятся более осмысленными. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их мимике, пантомимике, жестам, позе. Целью нашего исследования явилось изучение особенностейи коррекция эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.Эксперимент проводился в МКДОУ«Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга». Испытуемыми были 10 дошкольников с ЗПР.На этапе констатирующего эксперимента использовалась диагностическая методика « Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), состоящаяиз 3 серий. Испытуемые должны были определить эмоции по фотографиям, пиктограммам и необходимо было воспроизвести эмоцию на своём лице.Все испытуемые (100%) смогли определить и воспроизвести эмоцию радости , 80 % –грусти, 50 % определили и воспроизвели эмоцию удивления, 40%с трудомопределили эмоцию спокойствия.У детей с ЗПР возникают трудности в дифференциации чужих эмоций. Им было проще определить полюсные эмоции –радость, грусть. Определениеэмоций удивления и спокойствия вызвалозатруднения. Возможно детям трудно словесно определить эти эмоции, поэтому была необходима помощь психолога: опора на прошлый опыт самого ребёнка, наводящие вопросы.С целью изучения проявлений страха у дошкольников с ЗПР использовалась методика «Детские страхи» (А.И..Захаров). Как показали результаты, все детииспытуемые (100%) боятся сказочных персонажей (бабуягу, кощея, бармалея), 90 % проявили медицинские страхи, 90 % боятся кошмарных снов и темноты,90 % одиночества, опозданий, наказаний, чужих людей,50 % высоты, глубокой воды, замкнутого пространства, т.е. проявляют пространственные страхи.Анализируя полученные данные можно отметить, что почти у всех детей проявляются страхи: медицинские, животных и сказочных персонажей, социальноопосредованные. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.Наблюдения за детьми выявили, что 20 % детейне владеют регуляцией эмоций, у 40 % импульсивность в пределах нормы, а 40 % могут отложить эмоциональное проявление.У 10 %наблюдается наличие выраженной импульсивности, непоследовательности, у 90 % импульсивность ситуативно регулируется внешним контролем.Особенности аффективного и эмоционального поведения проявляютсяу 20 % в виде психической пассивности, у 60 % наблюдается активный психический тонус,требующий динамичности, а у 20 % часто сниженное настроение.Адекватностьаффективных реакций у 20 %проявляетсяагрессией в ответ на обиду, 30 %ребят стараются построить отношения, у 20 % наблюдается эмоциональная пассивность, подчиняемость, а 60 % ребят умеют понять эмоции другого.Эмоциональные реакции 40 % ребятвыражаются слезами, криками, желанием подраться, выражениемстраха или напряжённости, у 40 % общей замкнутостью изаторможенностью, а у 20 % смехом, улыбкой на лице как проявлением положительных реакций. Все эти данные свидетельствуют о недостаточном развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР, эмоциональной неустойчивости, неадекватности эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды.Таким образом, анализрезультатовконстатирующего эксперимента показал, расстройствоэмоциональной сферы. Дошкольникам с ЗПР свойственна незрелость эмоциональной сферы. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Кроме этого, у детей возникают трудности в дифференциации чужих эмоциональных состояний. Ребятам было проще определить основные эмоции –радость, грусть. Определить эмоции удивление и спокойствие вызывали трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности, нерешительности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Эти расстройства влияют негативно на развитие личности ребёнка, на общение его со сверстниками и с родителями. На основании полученных данных нами была разработана коррекционноразвивающая программа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР. Программа включает в себя игры и упражнения, направленные на расслабление и стабилизациюэмоционального состояния, развитие навыков узнаванияи отражениявнешних эмоциональных проявлений, воспитания умения быть ласковым, активизацию в речи детей нежных, ласковых слов, передачу различных эмоциональныхсостояний невербальным способом, взаимодействие детейдруг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Всего в программу входит 15занятий продолжительностью 20минут, которыебудут проводиться 1 раз в неделю на протяжении 3 месяцев.Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебновоспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.С помощью сюжетноролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, можно способствовать развитиюи коррекцииэмоциональной сферы ребенка.
Можно сделать вывод, что развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР это важный этап для общего гармоничного развития ребенка. Центральная психическая функция дошкольников –эмоциональная. Им необходимы яркие эмоциональные впечатления, игры, упражнения, которые помогают научиться управлять эмоциями, исправлять и осознавать их. Если эта линия развития линия развития эмоций нарушается,нарушается процесс личностного развития ребёнка. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.Психологическое развитие дошкольников с ЗПР определяется внешними условиями,важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни.
Ссылки на источники1.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова. –М.: НЦ ЭНАС, 2005. –136 с.2.Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. Ю.Борякова// Дефектология –2003. –№1 –С. 1012.3.Защиринская,О. В.Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / О. В.Защиринская. –СПб.: Речь, 2007. – 168 с.4.Коломинский, Я. Л.Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция : учеб. пособие / Я. Л.Коломинский, Е. А.Панько, С. А.Игумнов. –СПб.: Питер, 2004. –480с.