Профессиональная работоспособность и техника управления ТС как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Сопина И. В. Профессиональная работоспособность и техника управления ТС как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2276–2280. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85456.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются элементы профессионального водительского мастерства личного состава МВД России. Обозначены проблемы профессиональной работоспособности и профессиональной техники управления транспортным средством. Обозначены основные элементы тренировочной автодромной подготовки относительно профессионального мастерства водителя операторов транспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов. Рассмотрена структура профессионального риска водителя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России, соискатель. г.Тюменьbakullin@mail.ru

Сопина Инна Валерьевна, преподавателькафедры огневой тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России.sopini2009@mail.ru

Профессиональная работоспособность и техника управления ТС

как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средстваМВД Россиикатегории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов.

Аннотация.В статье рассматриваются элементы профессионально водительского мастерства личного состава МВД России. Обозначены проблемы профессиональной работоспособности и профессиональной техники управления транспортным средством. Обозначены основные элементы тренировочной автодромной подготовки относительно профессионального мастерства водителя операторов транспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов. Рассмотренаструктура профессионального риска водителя. Ключевые слова:безопасность дорожного движения. Правовые нормы. Участник дорожного движения. Транспортное средство, оборудованное устройствами для подачи световых и звуковых сигналов. Профессиональная работоспособность водителя. Профессиональна

техника управленияводителя. Модели поведения водителя.

Профессиональная работоспособность.Личностные черты водителя.Личность водителя —это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Следует отметить, что человек не рождается с готовыми психическими свойствами или качествами. Они развиваются в процессе его жизни и деятельности, и они базируются на прошлый опыт. Важнейшее значение в формировании личности имеют мировоззрения и нравственные черты характера человека, которые мобилизуют его личные качества и направляют их для достижения поставленной цели. Способности также формируются в процессе жизни и деятельности человека. Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля в основном определяются следующими качествами: хорошая общая физическая форма и развитие,выносливость, ловкость и хорошая координация движений; легкость образования двигательных навыков; высокая степень развития функции органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства; скорость и точность психомоторных реакций; быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений; широкое распределение, быстрая переключаемость и устойчивость внимания; хорошая зрительная память, высокая степень готовности памяти;настойчивость, решительность, смелость; склонность к технике, техническое мышление, интерес к профессиональной работе водителя; эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность; инициативность, сообразительность. Уровни профессиональной работоспособности водителя.Работоспособность—это состояние объекта или субъекта, при котором он способен выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Работоспособность—потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. [1]Существует 3 вида работоспособности водителя: высокая, средняя и малая.Надежность водителей в значительной степени зависит от работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление. Утомление —это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, это физиологическоеи психологическое состояниечеловека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности. [2]Физиологическая сущность усталости водителя оперативного транспортного средства заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить вождение автомобиля или снизить интенсивность работы (например уменьшить скорость транспортного средства), для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира. В большой степени на процесс работоспособности влияют следующие факторы:личный опыт водителя,тип транспортного средства,общие условия управления (тип дорожного полотна, время года, погодные условия).условия поездки,общий физический потенциал водителя,профессиональная тренированность водителяМодели поведения водителя.На модель поведения водителя большой уровень оказывает его темперамент. Но вместе с тем чистые темпераменты среди людей встречаются редко. Обычно мы наблюдаем сочетание отдельных черт различных темпераментов. Совокупность этих черт может приближать человека к представителям того или другого темперамента. Характер —совокупность наиболее устойчивых психических черт личности определенного водителя, проявляющихся в его действиях по маневру и воздействию на различные органы управления транспортного средства. Характер формируется в деятельности человека, в процессе воспитания и обучения. Однако нельзя отрицать и значения высшей нервной деятельности в формировании характера. Устойчивые психические свойства или черты характера позволяют с известной вероятностью предвидеть поведение водителя оперативного транспортного средства. Если человек в отдельных случаях проявил смелость, решительность, то это еще не значит, что эти черты присущи его характеру, так как отдельные проявления этих качеств могут оказаться нехарактерными. Тоесть действия водителя в той или иной ситуации могут ему не свойственны, и ожидать их проявления от этого человека постоянно нельзя. Черты характера водителя оперативного транспортного средства лучше всего рассматривать по следующим четырем группам. К первой группе относятся черты характера, выражающие общее отношение водителя к явлениям и событиям жизни, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм и пр. Вторая группавключает черты, в которых выражается отношение водителя к другим людям: общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность. К третьей группеотносятся черты характера, выражающие отношение водителя к труду, к своему делу: трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, инициативность или косность, любовь к преодолению трудностей или боязнь их. Четвертая группаобъединяет черты, выражающие отношение водителя оперативного транспортного средства к самому себе: высокая требовательность или самоуспокоенность, застенчивость или кичливость, самокритичность или зазнайство, скромность или самомнение и пр. Характер человека многогранен, но он не представляет собой простую сумму отдельных психических черт. Эти черты находятся в сложном сочетании, причем некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера влияют не только на выбор человеком профессии, но также и на его работу. Успех во всякой деятельности определяется всеми чертами личности, ее направленностью, способностями, темпераментом и характером. Водительсангвиник характеризуется уравновешенной нервной системой. Он осторожно воспринимает типичные быстротечные динамичные ситуации на дорогах общего пользования. Его действия несут всебе одновременно трезвый расчет и спокойное отношение к ошибкам других водителей. В критических ситуациях главное оружие сангвиника это маневр, резкое торможение, загрузка передней оси и стабильное следование по своей намеченной траектории движения автомобиля. Подвижная нервная система водителя сангвиника быстро приспосабливается к условиям и темпу вождения на оживленных трассах и в условиях городом. Но скучная, монотонная езда длительно воздействия выявляет в водителе сангвинике недостаток упорства. Он быстро принимает решения, но долго не может следовать им. В длительных поездках его стиль напоминает рваную линию, разгон –торможение, маневрирование. Можно определить что у сангвиника всегда бодрое приподнятое настроение и он всегда выдерживает скорость чуть более средней. Как водитель, холерик весьма резок в действия и нередко прилагает чрезмерные усилия на органы управления транспортным средством. Его нервная система подчас неуравновешенна, холерик подвержен внешним дорожным раздражителям будь то резкое перестроение изза неровностей дорожного полотна. Его раздражительный процесс по силе намного преобладает над тормозным. Он не боится опасности, смело идет на рискованные траектории по управлению транспортным средством. В обучении водительскому мастерству такой человек бурно выражает свои эмоциональные реакции. При движении в плотном потоке такой водитель решителен и инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям: резким торможениям, излишнему усилию на рулевом колесе, повороты без предупреждения иных участников дорожного движения. По сути такой водитель потенциальный нарушитель. Он часто превышает необдуманно скорость, резко и быстро тормозит, не заботясь о возможных последствиях, часто идет на необдуманные опасные затяжные обгоны. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя активность приводит к большим необоснованным энергозатратам, в результате чего такой водитель быстро утомляется и происходит снижение его надежности и работоспособности. В результате приобретения водительского опыта, подчас «дорогого» в финансовом эквиваленте, холерик более успешно преодолевает отрицательные черты своего темперамента. Водитель учится контролировать свои эмоции. Такой контроль выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких движений. Со временем водитель приобретает определенную надежность. Флегматикводитель очень с сильной нервной системой. Данный тип водителя очень уравновешен. Его воздействия на органы управления транспортным средством крайне плавные даже можно назвать их медлительными. Вождение он производит медленно, придерживаясь безопасной дистанции. Водители флегматики в основном предпочитают водить большие транспортные средства. Водитель хорошо проявляет себя в длительных рейсах. Шкала спидометра водителя на долгое время в дороге как будто замирает. Набранная скорость движения может поддерживаться часами, при этом флегматика устойчив к монотонным раздражителям. В условиях быстро меняющейся дорожной обстановки такой водитель затрудняется в выборе своевременных решений, предпочитаю действовать классическим способом: снизить скорость, принять правее, включить аварийную сигнализацию. Однако и эти действия он производит медленно и неторопливо. Упорство и трудолюбие обеспечивает ему приобретение опыта, хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных и рискованных действий позволяет ему вести машину комфортно, безопасно и плавно. Меланхоликводитель со слабой нервной системой. Его нервные процессы неуравновешенны нет системы достаточных суждений. Не успев сделать управляющее движение рулевым колесом, такой водитель сомневается и тотчас корректирует курс отменяя свое же движение. Чувства и настроение его однообразны. Они очень устойчивы и это помогает ему ощущать автомашину вестибюлярным аппаратом. Как водитель такой человек нерешителен, пассивен, вял. Он плохо приспосабливается к новым маршрутам, часто не замечая появление новых знаков или других обозначения на дорогах. Зато он обладает хорошей памятью и цепко избирателен в маршрутах движения на транспортном средстве. Он держит в голове множество маршрутов и каждый маршрут крепко записан в его последовательности действий. Вместе с тем он склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как затрудняется в возможном выборе правильного решения. При управлении транспортным средством очень дисциплинирован, нетороплив, держит оптимальную скорость, старательно прогнозирует окружающую среду на предмет составляющих опасностей для его транспортного средства. В простых дорожных условиях такой водитель весьма успешен. Однако при интенсивном движении в условиях частых и внезапных аварийно опасных ситуациях, требующих быстрых четких, идеально дозированных действий на органы управления. У меланхолика появляется необузданный страх, который парализует его действия. Из за этого возникает растерянность и паника. В таких случаях водительмеланхолик может произвести неправильные действия, ведущие к дорожно–транспортному происшествию, либовообще прекратить управление транспортным средством. Развитиепрофессионального мастерства.Технические навыки управления автомобилем. Для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожнотранспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс.км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 12 года существенно выше среднестатического –для водителейпрофессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП. В 2008 году чаще других совершали дорожнотранспортные происшествия водители, не имевшие профессиональной подготовки и сдававших квалификационный экзамен на право получения водительского удостоверения после самоподготовки –33%. [3] В настоящее время согласно статистике аварийность водителей прошедших подготовку в различных организациях и автошколах составляет от 2 до 5% в различных регионах. Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).Технические навыки управления автомобилем. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных ситуаций. Мастерство управления автомобилем определяется качеством и быстротой каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:восприятия;принятия и обработки информации;подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;принятие решений;технического исполнения решений;Технические навыки различны для каждого сезона поэтому в практике повышения квалификации водителей МВД России и лиц, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортным средством категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов существует 3 вида автодромной подготовки:1.летняя подготовка,2.зимняя подготовка,3.межсезонная подготовка.Список примерных основных упражнений которые сотрудники МВД, прибывающие на курсы повышения квалификации отрабатывают в условиях автодромных занятий следующий[3]:Упражнение 1. Маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса на угол 120°.Упражнение 2. Маятник поочередно правой левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом.Упражнение 3. Маятник поочередно правой левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват.Упражнение 4. «Двойной маятник» с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом.Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса.Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе.Упражнение 7. Перехват через ладонь.Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь. Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками. Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой. Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой. МаневрированиеУпражнение 1. «Змейка» двумя руками. Упражнение 2. «Змейка» правой рукой.Упражнение 3. «Змейка» левой рукой. Упражнение 4. «Змейка» скоростная двумя руками.Упражнение 5. Поворот –выравнивание.Упражнение 6. Маневрирование задним ходом.Упражнение 7. «Змейка» с изменяющимся шагом.Упражнение 8. «Змейка» стандартная, руление двумя руками.Упражнение 9. Разворот восьмерка.ТорможениеУпражнение 1. Торможение плавное.Упражнение 2. Торможение прерывистое.Упражнение 3. Торможение ступенчатое.Упражнение 4. Торможение комбинированное.Упражнение 5. Торможение в повороте.Упражнение 6. Экстренный разгон экстренное торможение.Габаритная подготовкаУпражнение 1. «Маятник» между ограничителями передним и задним ходом.Упражнение 2. Торможение у препятствия.Упражнение 3. Габаритные коридоры.Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.Упражнение 5. Габаритные ворота.Тема Контраварийная подготовкаУпражнение 1. Торможение занос –выравнивание.Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.Кроме приведенных в программе упражнений могут применяться и другие упражнения, которые отражают в той или иной мере специфику региона, согласно образовательной программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств, на основе существовавшего законодательства [5]В настоящее время данном случае выполнение вышеперечисленных упражнений в процессе повышения квалификации вызывает привитие водителям МВД и лицам, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортным средством категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов следующих приемов управления.[6]Приемы скоростного маневрирования задним и передним ходом.Техника управления автомобилем в повороте на скользкой поверхностиИскусственная загрузка передних колес перед поворотом,Боковая загрузка на дуге,Боковая разгрузка при объезде неровностей.Интенсивное торможение без блокировки колес с совмещением экстренного маневра.Расчет профессионального риска. Рискованное управление автомобилем. Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.Риск–это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности водителя. Риск в узком смысле—количественная оценка опасностей, определяется как частота одного события при наступлении другого. Риск, как ситуация выбора. Выбор должен быть осуществлён между менее привлекательной, но более надёжной стратегией, и более привлекательной, но менее надёжнойСреднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок в большой степени зависит от поведения водителя, отпринимаемого им уровня риска.Риск –это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожнотранспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?Рассматриваются в свою очередь следующие виды действий водителей, связанные с риском:принятие решений о поездке, когда либо водитель, либо транспортное средство или дорога находятся в «опасном» состоянии;рабочий риск, т.е. стиль управления, связанный с повышенной скоростью, недостатком дистанции до лидера, малыми интервалами и т.д.Риск –это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.Склонность к риску –это один из показателей социальнопсихологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.Приемлемый допустимый риск аварии—риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социальноэкономических соображений. Риск эксплуатации транспортного средства является приемлемым, если ради выгоды, получаемой отэксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Величина приемлемого риска для различных обществ, социальных групп и отдельных людей—различная. «Приемлемый» для водителя уровень риска, связанный с его уровнем ответственности и дисциплины и проявляемый в навыках поведения в дорожном движении, может оказываться неадекватным (несоответствующим) его техническому мастерству и дорожнотранспортной ситуации. Водителиполицейские, обладающие такой негативной чертой поведения, как повышенная склонность к риску, часто проявляют эту особенность неоправданными обгонами, резкими маневрами и перестроениями, но на своем личном транспорте. Для них характерна повышенная скорость при управлении транспортным средством, недостаточные дистанция и интервал движения.Личность водителя имеет огромное значение для формирования профессионального мастерства сотрудника, использующего в свое повседневной служебной деятельности оперативное транспортное средство оборудованное устройствами для подачи специальныхсветовых и звуковых сигналов.

Ссылки на источники1.Википедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронныйресурс].дата обращения 21 апреля 2015 г.2.Википедия/https://ru.wikipedia.org/wiki/[электронныйресурс].дата обращения 20 апреля 2015 г.]3.Методы подготовки и повышения квалификации водителей: методические рекомендации/А.О.Хренников.Тамбов: издво Тамбовского гос.техн.унта,2008. –с. 48 .4.Рабочая учебная программа: Подготовкаводителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов(на основе блочномодульной технологии обучения). –М.:ЦОКР МВД России, 2010. –63 с.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 866./Консультант плюс.[электронный ресурс].дата обращения 01 апреля 2015 года.6.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408./Консультант плюс.[электронный ресурс].дата обращения 01 апреля 2015 года.Литература:1.Байрах П.К., Шахмаев М.М, Якубенко Н.В. Влияние дорожной обстановки на профессиональную надежность водителя: учебное пособие.Тюмень:ТЮИ МВД России, 2009.45 с.2.Богачкин А.Н. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей.М.:ДОСААФ.1974.190 с.3.Официальный сайт ГИБДД России [Электронный ресурс] http://www.gibdd.ru/about/history/(дата обращения 20апреля 2015 г.).4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 августа 2014 года № АК2131/06 «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» ”.// [Электронный ресурс] http://www.lexed.ru. (дата обращения 19 марта 2015 г.).5.Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс]// http://www.vashamashina.ru(дата обращения 01 февраля 2015 г.)6.Троян Е.И. Использование полосы препятствий для совершенствованиякоординационных способностей//Психопедагогика в правоохранительных органах №1. 2013. с 43.7.Приказ Минобрнауки России от 27июня 2014г. №695 "О внесении изменения в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013г. №513"//Российская газета. 2014. 11августа.8.Шухман Ю. И.Основы управления автомобилем и безопасность движения. Серия: Учебник водителя. Издательство: За Рулем. 2010. 160 с.