Профессиональная пригодность и надежность как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Профессиональная пригодность и надежность как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2091–2095. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85419.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются элементы профессионально водительского мастерства личного состава МВД России. Обозначены проблемы профессиональной надежности и профессиональной пригодности. Обозначены основные взгляды современных специалистов относительно профессионального мастерства водителя операторв транспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов. Приведена структура слагаемых факторов профессионального мастерства. Проведен анализ дорожной обстановки ее компонентов, влияющих на уровни профессиональной надежности и профессиональной пригодности водительского состава МВД России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России, соискатель. г.Тюменьbakullin@mail.ru

Николаев Николай Олегович, доцент кафедры огневойтактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России, мастер спорта СССР международного класса.nn.snaiper86@rambler.ru

Профессиональная пригодность и надежность как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средстваМВД России

категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов

Аннотация.В статье рассматриваются элементы профессионально водительского мастерства личного состава МВД России. Обозначены проблемы профессиональной надежности и профессиональной пригодности. Обозначены основные взгляды современных специалистов относительно профессионального мастерства водителя операторв транспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов. Приведена структура слагаемых факторов профессионального мастерства. Проведен анализ дорожной обстановки ее компонентов, влияющих на уровни профессиональной надежности и профессиональной пригодности водительского состава МВД России. Ключевые слова: Безопасность дорожного движения. Правовые нормы. Участник дорожного движения. Транспортное средство, оборудованное устройствами для подачи световых и звуковых сигналов. Профессиональная пригодностьводителя. Профессиональное мастерство водителя. Профессиональная надежность водителя.

Водительоператор механического транспортного средства составляет важнейший элемент системы «дорожное движение», поскольку по его вине, согласно официальной статистике, совершается около 75 % дорожнотранспортных происшествий. [1]Водитель, как участник дорожного движения, ежесекундно подвергаетсяриску получить увечье или погибнуть в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение», изучен недостаточно. В любом участнике дорожного движения заложены значительные как стратегические, так и тактические резервы безопасности дорожного движения, которые закрепляются при совершенствовании правосознания и практических навыков. Особенности водителя как оператора механического транспортного средства заключаются в одновременном управлении несколькими контурами с обратными связями: траекторией движения транспортного средства, скоростью или дистанцией до впереди идущего транспортного средства;наблюдением за внешним сенсорным пространством с соответствующими компенсационными воздействиями; наблюдением внутри транспортного средства.Существует несколько мнений о мастерстве водителяоператора транспортного средства. Первое мнение, что профессиональное мастерство водителя транспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных световыхи звуковых сигналов определяется как индивидуальный набор личностных качеств водителяоператора, обеспечивающих уровень личного мастерства. Под мастерством в данном случаем мы понимаем ряд навыков управления. То есть если водитель в совершенстве владееттехникой скоростного и силового руления и может продемонстрировать некоторые приемы пилотажа на автомобиле, то его уровень профессионального мастерства очень высок, а от этого напрямую зависит его карьерные возможности. Если сотрудник не попадает в авариито его стиль вождения помогает ему в карьерном росте.[2]Согласно другому мнению по результатам анкетирования, водители имеют минимальные карьерные возможности и минимальные возможности реализации профессионального мастерства. А значит просто невозможно оценить уровень профессионального мастерства иначе как по таким моментам как безаварийность, и уровень страхового класса по ОСАГО. А это совсем не зависит от самого человека, ведь кто то другой может совершить ошибку управления транспортным средством и вовлечь другого водителя в дорожнотранспортное происшествие. Согласно данному мнению профессия водителя не имеет схемы карьерного роста. Но в случае дорожнотранспортного происшествия, сам факт ДТП болезненно отразится на карьере в силовой структуре.

Третье мнение высказывают специалисты по подготовке водителей. Они указывают, что мастерство водителя напрямую связано с его уровнем контраварийной подготовки. Чем опытнее водитель тем он меньше попадает в негативные дорожнотранспортные ситуации, не доводя дорожное состояние до дорожнотранспортного происшествия. Тем больше факторов учитывает такой водитель: состояние транспортного средства, температурные условия, погодные условия, дорожное покрытие и т.д.

Главные составные элементы профессионального мастерства.1.Профессиональная пригодность. a.Состояние физического здоровья.b.Психологическое состояние водителя2.Профессиональная надежность.a.Безопасное управлениеb.Безаварийностьc.Экономичное управлениеd.Профессиональный интеллект.3.Профессиональная работоспособностьa.Личностные качества водителяb.Уровни профессиональной работоспособности.c.Модели поведения водителя.4.Развитие профессионального мастерстваa.Технические навыки управления автомобилем.b.Расчет профессионального рискаc.Знание основ активной и пассивной безопасности транспортного средства.В данной статье мы рассмотрим наиболее важные элементы: профессиональную пригодность и профессиональную надежность Профессиональная пригодность—совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профессиональной пригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.[3]Профессиональная пригодность —не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального обучения и труда, самостоятельной подготовки, протекающей в определенных социальноэкономических условиях. Со временем формируются отдельные функциональные системы и активизируются психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление, мышечная память и пр.), но и его личность. Складывается социальнопрофессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, профессиональными ограничениями, характером, индивидуальными особенностями технического исполнения различных элементов. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профессиональной пригодности человека. Это означает, что формирование профессиональной пригодности —всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских

и др. критериях. Для определения уровня профессиональной пригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций. Люди очень различны друг от друга по своим индивидуальнопсихологическим особенностям, а следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Даже в зависимости от места рождения человекводитель имеет свои четко определенные особенности вождения, Дисциплинированный, сознательный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности анализа быстротечной обстановки ограничены. Этот недостаток обычно не проявляется в простых условиях вождения автомобиля. В сложных условиях он может иногда компенсироваться опытом водителя. Но когда дорожная обстановка или дорожнотранспортная ситуация требует от водителя максимального использования его возможностей в правильном иточном восприятии, в распределении, концентрации и переключении внимания, в быстрых, точных реакциях и волевых действиях, одного опыта может оказаться недостаточно и водитель допустит ошибку, т. е. в создавшейся ситуации он не будет способен найти правильное решение. Возникает дорожнотранспортное происшествие. Например, при торможении возникает загрузка передней оси автомобиля, и, если в данном случае произвести резкий поворот рулевым устройством, поведение автомобиля на воздействие его траектории будет молниеносным и ведет за собой объезд препятствия. Но если такая же ситуация ведет к выезду во время скоростного перемещения правыми колесам автомобиля на обочину, то резкое торможение, продиктованное опытом водителя и поворот руля в сторону проезжего полотна приведут к опрокидыванию автомобиля в кювет с последующими вращательными движениями многократного переворачивания.Для правильной оценки действий водителя, анализа и заключения о причинах дорожнотранспортного происшествия необходимо знать его психофизиологические особенности, которые следует рассматривать как составную часть мастерства вождения автомобиля. К сожалению, такой анализ иногда проводится лишь с позиций «нарушил» или «не нарушил» правила движения. Водитель может быть наказан, но потенциальная возможность последующих происшествий по этой причине не исключается. [4]Установлено, что по вине водителей, которые допускают много нарушений, происходит в 5 раз больше дорожнотранспортных происшествий, чем по вине водителей, редко допускающих ошибки. Лица, предрасположенные к дорожнотранспортным происшествиям, могут быть выявлены специальными методами психофизиологического обследования. Такие обследования проводятся в ряде стран и включают оценки психомоторных реакций, дневного и ночного зрения, координации движения, способности определять скорость движения и др. В Австрии было проведено 4282 психофизиологические экспертизы на пригодность водителей к управлению автомобилем. Оказалось, что полностью пригодны к управлению автомобилем 78,5% водителей, временно непригодны 13,4% и полностью непригодны 8,1%. Общий процент признанных непригодными к управлению автомобилем —21,5%. Результаты психофизиологических обследований водителей свидетельствуют о необходимости проведения профессионального отбора. Однако отбор желающих получить профессию водителя по данным психофизиологических обследований встречает ряд трудностей. [5]Следует учесть, что оценка профессиональных способностей должна базироваться не только на разностороннем обследовании психических процессов, но и на изучении особенностей личности. Кроме того, эти данные могут изменяться под влиянием различных факторов. Поэтому делать предсказания о способностях человека к управлению автомобилем по данным однократного психофизиологического обследования очень трудно. Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от установленных норм в результате ряда обследований. Ю. С. Боровер, возглавляющий работу по изучению методов профессионального отбора, иряд отечественных психофизиологов, работающих в области автомобильного транспорта, считают, что обучаться и выполнять работу водителя может каждый здоровый человек.[6]Поэтому в основе профессионального отбора должны лежать принципы не отбора к профессии водителя, а подбора к работе на автомобилях различного назначения в зависимости от индивидуальнопсихологических качеств будущих водителей. Психофизиологические особенности человека наиболее полно можно изучать при обучении, в частности при формировании профессиональных навыков, в соответствии с качествами, определяющими способности слушателя к управлению автомобилем. Изучение психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться прежде всего с целью решения вопроса о характере его работы: работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания. Следует учитывать, что отрицательные психологические особенности водителя могут компенсироваться другими качествами и проявляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажеров, с имитацией различных аварийных ситуаций. Умение действовать в сложной дорожной обстановке должно явиться основным критерием в оценке мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (после болезни, отпуска), в течение которых происходит незаметная для водителя деавтоматизация выработанных профессиональных навыков в управлении автомобилем. Эта проверка также необходима при переходе на работу на специализированные автомобили (пожарные, оперативные, скорой помощи). Важную роль в формировании мастерства вождения автомобиля играют свойства личности водителя. Профессия водителятранспортного средства категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов имеет ограничения по состоянию здоровья. При устройстве на работу водителипроходят медицинский осмотр, по результатам которого могут получить недопуск к работе по медицинским показаниям (по состоянию здоровья). Профессиональная пригодность в первую очередь связана с медицинскими показаниями водителя. Медицинской наукой в сущности не разработаны еще четкие критерии, позволяющие судить о пригодности к работе водителем того или иного вида транспортного средства в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Однако медицинской наукой разработан перечень противопоказаний для отказа в вождении транспортного средства. Медицинские комиссии контролируют зрение, слух, состояние сердечнососудистой системы и опорнодвигательного аппарата, но не определяют такие важные параметры, как время реакции водителя оперативного средства, изменение состояния его сердечнососудистой системы в разных ситуациях и поведения в целом в ответ на действие различных раздражителей дорожного движения, долгого управления транспортным средством. Психофизиологическая подготовленность к управлению автомобилем. Современные автомобили обладают устойчиво высокими эксплуатационными качествами, крейсерской скоростью, маневренностью, прекрасной динамикой разгона и торможения. С каждым годом становятся качественно лучше дороги, растут скорости. И только водитель по своим психофизиологическим качествам остается прежним, относительно мало приспособленным к нынешним условиям движения. Более того, водителю с точки зрения напряжения зрительных и слуховых анализаторов и центральной нервной системы в целом все труднее становится ездить в связи с постоянно увеличивающимся числом автомобилей на дорогах, уменьшением габарита для маневра и возросшей интенсивностью движения. Такие большие нагрузки предъявляют и соответствующие требования к психофизиологическому состоянию водителей. На протяжении всего времени работы за рулем (как правило это оперативные сутки) его состояние должно быть в пределах определенной нормы, что создает надежность водителя как основного составного звена комплекса автомобиль —водитель —дорога. Психофизиологическое состояние водителя ухудшается по мере старения организма, а также в связи с утомляемостью к концу рабочего дня, недели или в связи с заболеваниями. Созданная в системе Министерства внутренних дел медицинская служба автотранспортного хозяйства призвана контролировать состояние здоровья водителей и проводить мероприятия, направленные на поддержание их психофизиологического состояния в пределах определенной нормы. Практикуемые медицинской службой предрейсовые осмотры водителей оперативных средств позволяют своевременно выявить и отстранить от работы за рулем заболевших, переутомленных полицейскихводителей, а также тех, у кого обнаружены последствия употребления алкогольных напитков. Профессиональная надежность водителя.Под надежностью мы понимаем способность водителя выполнить работу с использованием скоростных и других эксплуатационных качеств автомобиля без нарушения требований безопасности дорожного движения, то есть безошибочно управлять управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течении всего рабочего времени. [7]Главной фигурой в дорожном движении, как известно, является водитель —«конечная инстанция», которая согласует весь комплекс и существенным образом влияет на его надежность. Водитель, как высшая ступень биологической эволюции, обладает значительно большей надежностью по отношению к другим элементам комплекса автомобиль —водитель—дорога. Теоретически причиной выбывания его из автотранспортного процесса может быть частичное или полное несоответствие психофизиологических свойств водителя требованиям дорожного движения. Чаще всего это несоответствие водителя проявляется именно в форме нарушений правил дорожного движения. М. Ф. Колесников (1964), Я. Я. Калнин (1968) считают, что личный фактор является главной причиной травматизма от средств транспорта. Разумеется, в дорожнотранспортное происшествие не хочет попадать никто из водителей, но, к сожалению, по разным причинам это случается. Одна из них —умышленное нарушение Правил дорожного движения —часто являющееся следствием легкомыслия, неуравновешенности иневыдержанности водителя. В таком случае ему необходимо либо повысить самоконтроль и избавиться от пагубных черт характера, либо обратиться к врачампсихологам, психоневрологам. Вероятно, обоснованно мнение тех специалистов, которые предлагают в законодательном порядке ввести возрастной предел допуска к работе водителем, независимо от состояния его здоровья. 1.Безопасное управление транспортным средством в любых условиях движениях, в темное время суток, во время выполнения служебных задач быстрого реагирования на оперативную обстановку. 2.Экономичное управление. В данном случае речь идет: как о экономии топлива, экономии ресурса эксплуатации оперативного транспортного средства. Но помимо этого экономичное управление подразумевает способность сотрудника управлять транспортным средством на протяжении всего необходимого времени. Экономичное управление во время реализации тактики преследования должно давать сотруднику грамотно использовать ресурсы организма для недопущения чрезмерной усталости в результате

которой возможно совершение опасной дорожнотранспортной ситуации, перерастающей в дорожнотранспортное происшествие. 3.Комфортное управления оперативным автомобилем. Водитель сохраняет массу автомобиля в относительном покое при движении. Он производит дозированное четкое плавное воздействие на органы управления, обеспечивая тем самым безопасные траектории движения. Подрессоренная масса автомобиля производит колебательные движения, обеспечивая минимум нагрузок на силовые элементы кузова, предохраняя узлы и агрегаты его от излишней интенсивной эксплуатации.4.Профессиональный интеллект водителя. Профессиональным интеллектом водительского называют способность водителя прогнозировать и профилактически предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Чем выше профессиональный интеллект водителя, тем реже он попадает в опасные ситуации. Его расчеты строятся на возможности ошибок других участников дорожного движения. Профессиональный интеллект есть пессимистически настроенный трезвый взгляд на возможности воздействия тех или иных факторов на безопасность дорожного движения. Одновременно это способность анализа дорожной обстановки, анализ множества компонентов:Температура окружающей среды,Погодные условия,Состояние дорожного покрытия,Состояние технического уровня транспортного средства,Изменение загрузки по осям, в зависимости от тех или иных действий,Сложность дорожной ситуацииУмение прогнозировать:Сложные траектории в плотных транспортных потоках.Поведение транспортного средства при повороте, развороте, других траекториях.Под общим выводом мы можем резюмировать что профмастерство это явление многогранное и зависит от большого объема складывающихся факторов. К основным таким факторам, определяющим профессиональную надежность водителя мы можем отнести:профессиональную пригодность,психофизиологическую подготовленность к управлению автомобилем, профессиональную работоспособностьи профессиональный интеллект водителя. И если хотя бы один фактор отсутствует в системе становления водителя как специалиста, мы можемполучить потенциально опасную единицу «оператортехникадорога».Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.

Ссылки на источники1.Преступность и правонарушения (20112012). Статистический сборник. М., 2013, с. 127.2.Криницкий Е.Е. Безопасность на дорогах забота глобальная//Автомобильный трнанспорт.2008. № 3 с.50. 3.Википедия // [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wik/(дата обращения 17 апреля 2015 г.)4.Жулев В.И., Гирько С.И. Ответственность участников дорожного движения:практическое пособие. М., 1997 г. с.5.5.Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс]//http://www.vashamashina.ru(дата обращения 01 февраля2015 г.)6.Боровер Ю. С, Далецкая Г. В. Исследование степени устойчивости к воздействию монотонных факторов как один из методов профотбора машинистов магистральных локомотивов // Физиологические характеристики умственного и творческого труда: Материалы симпозиума. М., 1969.7.Википедия // [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wik/(дата обращения 17 апреля 2015 г.)

Литература1.Афанасьев М.Б., Кливковштейн А.В. Мелкий В.А. Водителю о правилах и безопасности дорожного движения. М.,1991.2.Байрах П.К., Шахмаев М.М, Якубенко Н.В. Влияние дорожной обстановки на профессиональную надежность водителя: учебное пособие.Тюмень:ТЮИ МВД России, 2009.45 с.3.Боровер Ю. С, Далецкая Г. В. Исследование степени устойчивости к воздействию монотонных факторов как один из методов профотбора машинистов магистральных локомотивов // Физиологические характеристики умственного и творческого труда: Материалы симпозиума. М., 1969.4.Жулев В.И., Гирько С.И. Ответственность участников дорожного движения:практическое пособие. М., 1997 г. с.5.5.Официальный сайт ГИБДД России [Электронный ресурс] http://www.gibdd.ru/about/history/(дата обращения 15 апреля 2015 г.).6.Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: http:// mvd.ru/ (дата обращения 11 апреля 2015 г.)7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 августа 2014года № АК2131/06 «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» ”.// [Электронный ресурс] http://www.lexed.ru. (дата обращения 19 марта 2015 г.).8.Правовая защита автолюбителя [Электронный ресурс]// http://www.vashamashina.ru(дата обращения 01 февраля 2015 г.)9.ПриказМинобрнауки России от 27июня 2014г. №695 "О внесении изменения в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013г. №513"//Российская газета. 2014. 11августа.10.Шухман Ю. И.Основы управления автомобилем и безопасность движения. Серия: Учебник водителя. Издательство: За Рулем. 2010. 160 с.11.Якубенко Н.В. Криминологические проблемы дорожнотранспортной преступности: монография. Тюмень, 2004.12.Якубенко Н.В.Проблемы развития ГАИ. Ч.1.Предпосылки создания ГАИ. Учебноепособие.Тюмень,2006.