Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIX века: от всадника до шофера

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горлов О. Ю., Бакулин Н. П. Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIX века: от всадника до шофера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2021–2025. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85405.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные нормативные акты, повлиявшие на развитие методики обучения лиц, занятых в обеспечении транспортного процесса в Российской империи. Анализируется законодательство по безопасности дорожного движения XIX–XX веков, причины ограничений и ограничительные меры по безопасности дорожного движения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горлов Олег Юрьевич,старшийпреподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России, г.Тюменьoleg12.69@yandex.ru

Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации МВД России, соискатель. г.Тюменьbakullin@mail.ru

Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIXвека от всадника до шофера

Аннотация.В статье рассматриваются основные нормативные акты, повлиявшие на развитие методики обучения лиц, занятых в обеспечении транспортного процесса в Российской империи. Анализируется законодательство по безопасности дорожного движения 1920 веков, причины ограничений и ограничительные меры по безопасности дорожного движения.Ключевые слова:безопасность дорожного движения. Правовые нормы. Участник дорожного движения. История развития правил дорожного движения.Всадник.Шофер. Методика подготовки водителя.

История правил дорожного движения уходит корнями в глубокое прошлое. Первые попытки упорядочить перемещение по городским улицам были предприняты Гаем Юлием Цезарем, по распоряжению которого в 50х годах до н.э. некоторые улицы Древнего Рима было сделаны односторонними. В качестве первого обучения правилам движения можно считать попытку Гай Юлия Цезаря проводить подготовку воинов, управляющих колесницами для управления в условиях тесных городских улиц. Необходимо отметить,что акты относительно правил дорожного движения и обязанностей всадников носили рекомендательный характер.

В условиях России нормативные акты носили не рекомендательный, а запретительный характер. Указ царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 3 января 1683 г. Данный Указ запрещал быструю езду по улицам Москвы во избежание увечья. Следующее серьезное ограничение в правилах дорожного движения мы можем связать с 1718 годом. В 1718 взамен полицмейстерской канцелярии было образовано “генералполицмейстерство по образцу и подобию немецких городов”. Речь шла о безопасности дорожного движения. Одним из элементов безопасности было требование об преимущественном праве движения с каретами, наполненными ©людьми неугодными и буйнымиª. В данном случае речь шла об карете с арестантами. В указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: ©Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, —бить кнутом и ссылать на каторгуª.[1]В 1732 году вводится ответственность для всадников (водителей) под страхом жестокого наказания необыкновенно” скакать, бить прохожих плетьми. В этом же указе оговорена смертная казнь для всадников в случае нанесения увечий пешеходам лошадьми и санями.В России традиционно дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, А в указе императрицы Екатерины II сказано: ©На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчатьª. Иными словами, ямщикам было запрещено подавать специальные звуковые сигналы для права преимущественного проезда.Свистеть на улицах для привлечения внимания было допустимо полицейским. В 1804 г. петербургская полиция разработала Наставление старостам извозщичьим и извозчикам, которое стало прообразом правил дорожного движения. Были установлены требования к возрасту извозчиков (не менее 15 и не более 65 лет). Считалось, что у 14 летних не только отсутствовал опыт усмирения лошади, но и не хватало физических сил для сдерживания в случае экстремальных ситуаций. А люди более 65 лет были немощны и в руке их не было силы, способной усмирить резвого скакуна. Также было определено, сколько лошадей можно запрягать в повозку. Грубо говоря, был введен возрастной ценз для управления транспортным средством на конной тяге и ограничена его мощность.[2]Развитие в России промышленности и торговли требовало содержания дорог в исправном состоянии, и самое главное, погодные климатические условия вносили свои коррективы в безопасность дорожного движения. В конце XVIII века была составлена карта основных дорог страны и принято решение о постройке на магистральных дорогах каменных дорожных покрытий. Первое, по тем меркам весьма высокоскоростное шоссе, между СанктПетербургом и Москвой было открыто в 1834 г.Положением о СанктПетербургской городской полиции (1838 г.) определялосьответственное должностное лицо, которое отвечало за безопасность дорожного движения. Устанавливалось, что за порядком, безопасностью движения по улицам следит унтерофицер городской стражи. Ему также дозволялось останавливать всадников для проверки их документов. Именно за унтерофицером закреплялась лошадь, для ©исправления быстрой службыª. Так как унтерофицер городской стражи имел форму установленного образца то при движении его верхом на лошади, то это служило своего рода ©маячкомª для кучеров и форейторов. В случае необходимости унтер офицер мог свистеть в свисток. По сути говоря при использовании самого быстроходного в то время оперативного транспортного средства служебного животного лошади, унтерофицер подавал специальные звуковые сигналы свистом,а ©световыми сигналамиª являлась его служебная форма. Для упорядочения движения по дорогам в 1840 году император Николай I повелел: “…действие правил о езде по Московскому шоссе, заключающихся в высочайше утвержденном 17 декабря 1831 г. мнении Государственного Совета, распространить на все государственные и губернские шоссе, устроенные и устраивать имеющие, как скоро по ним открыт будет проезд, по дистанции ли, или по всему направлению”. В это время конному делу обучали военные и полицейские чины. По сути: эти 2 ведомства имели право преимущественного проезда на улицах. [3]О единых же правилах мы можем говорить с наступлением 1840 года. ©правила движения по шоссейным скоростным дорогам общего пользования ª. согласно им полиция осуществляла надзор:за скоростью движения извозчиками, правилами маневрирования на дорожном полотне,за содержанием улиц и дорог, за ограничением дорожного движения во время ремонта дорог.Полицейские на лошадях в форме также пользовались уже негласным правом проезда во время быстрой скачки за правонарушителем. Цокот копыт и форма служила предупреждением и была своего рода знаком приоритета для права преимущественного проезда. В случае необходимости предупреждения прохожих о опасности на дорожной части служил свисток.В 1845 году государственные структуры издают Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором были сведены воедино различные виды преступлений и меры ответственности за них. В нем отдельные статьи относились к дорожнотранспортным происшествиям, повлекшим за собой несчастные случаи или повреждение покрытия улиц. Согласно этому документу “…неосмотрительная езда по улицам, мостам, площадям и вообще в местах, где могут встретиться люди, когда сие будет доказано какимлибо последовавшим от того приключением, ехавший верхом или в экипаже подвергается денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей с обязанностью компенсировать нанесенные убытки, кучер же подвергался наказанию розгами или аресту от трех до семи дней”[4].В данном законодательном документе,речи не было ни о каком обозначении всадников, принадлежащих силовым структурам, ни о предоставлении им права преимущественного проезда. Но унтерофицерский состав также использовал свисток с горошиной для подачи специальных звуковых сигналов при использовании служебной лошадей для тактики погони за нарушителями и в качестве предупреждения об опасности. Такой сигнал был очень далеко слышен и имел звук резкий и хорошо различимый.Одной из причин, по которой штат полиции был вынужден срочно прибывать на конфликты на дорогах, был рост населения в городах и как следствие увеличение потребности в средствах передвижения и их количестве. А это в свою очередь приводило к увеличению конфликтных ситуаций и происшествий на улицах и дорогах. Растущая необходимость скорейшего прибытия полиции на место дорожного конфликта вызвала снабжение полиции лошадьми. Лошади использовались чинами для скорейшего прибытия на место происшествия. Характерно использование закрытых экипажей для доставления задержанных и арестованных посадских нарушителей. Преобладающим цветом таким экипажей был черный цвет. На козлах экипажа сидело двое: форейтер и сотрудник силового ведомства.Форейтер управлял экипажем а сотрудник выполнял роль устройства для специального звукового сигнала для привлечения внимания в случае необходимости. Такому экипажу предписывалось в случае возникновения экстренных ситуаций свистеть для ускоренного передвижения. Специально развешенные металлические предметы на упряже соприкасались друг с другом, вызывая ни с чем несравнимый особый звонящий ритм казенной кареты.В 1861 г. специальная комиссия по преобразованию городской полиции в СанктПетербурге создала резервы для обучения будущих нижних чинов способам реагирования на дорожные конфликты. Расширялись полномочия и обязанности полицейских в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Для быстрого передвижения офицерами полиции в городских условиях использовались одиночные лошади. Способом предупреждения мирного посадского населения о необходимости пропустить полицейского на лошади оставался свисток с горошиной и служебная яркая форма. Полицейский находился верхом на лошади, и, несомненно было очень видно.В 1862 был создан ©резервª для обучения будущих нижних чинов в области искоренения дорожных конфликтов путем скорейшего прибытия на место, используя транспортное средстволошадь. По сути говоря в 1862 году впервые были выделены специальные резервы для курсов повышения квалификации при использовании средств передвижения.В 1895 г. по улицам СанктПетербурга проследовал первый автомобиль, в Москве в 1898 г. Вскоре Московская городская дума была вынуждена установить максимальную скорость движения автомобилей по улицам –12 верст в час. Специальная комиссия при городской управе с участием полицейских изучала документацию и техническое состояние каждого автомобиля, кандидаты на шоферское звание проходили медицинскую комиссию, у них проверялось знание правил управления автомобилем и его устройства.[5]

Но прежде чем проверять знание правил автомобилем, полицейские сами были сначала вынуждены его изучить.Удостоверения на право управления автомобилем водителям выдавал лично московский оберполицмейстер. Оберполицмейстер лично знал каждого водителя в лицо.1866 г. ознаменовал собой важный рубеж по упорядочиванию дорожного движения на улицах СанктПетербурга, а позже и Москвы. Необходимо отметить что, полицейскому на автомашине не указывалось о возможности отступания от правил в тех или иных ситуациях. Автомашины полиции должны были наравне со всеми выполнять правиладорожного движения. Роль специального сигнала выполнял гудок с резиновой грушей. Речи о специальном выделении световых сигналов не шла совсем. Автомобили для государственных ведомств окрашивались в черный цвет. Для упорядочения движения всех видов автомобильного, конного, велосипедного пассажирского и грузового транспорта московский полицмейстер И.А. Козлоев в 1883 г. издает инструкцию городовым московской полиции, регламентирующие действия для использования лошадей в целях скорейшего прибытия на место происшествия.Впервые в истории России веснойлетом 1877 в разгар русскотурецкой войны было произведено специальное обучение водителей за рубежом.[6]Водители обучались для управления транспортного средства ©Рутьерª. Это было транспортной средство на паровой тяге, напоминавшее паровоз. 10 машин были закуплены за границей и 2 изготовлены по подобию на заводе Мальцова. Данное транспортное средство в России получило название Локомобиль безрельсовый паровоз. Результатподготовки водителей впечатлял. Безаварийно было перевезено 550 тысяч пудов груза в условиях прифронтовой полосы. Всего было обучено за рубежом 20 водителей, и еще 4 водителя было обучено в обществе Мальцовских заводов в Людиново Калужской губе11 сентября 1896 г. Министерством путей сообщения России издается постановление № 7453 Министра путей сообщения М.И. Хилкова “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”. В этом постановлении были:заложены основные принципы правил движения самодвижущихся экипажей по шоссе, определены скорость транспортных средств определены приоритеты при движении: “скорость движения самодвижущихся экипажей при встрече с лошадьми должна быть уменьшена до самого тихого хода. Определена документальная база ©..при каждом экипаже должно иметься надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии..”.

Накануне первой мировой войны Российская империя по территории и по количеству населения (156 миллионов человек) была одной из самых крупных стран в мире. Она размещалась на площади 22 миллиона квадратных километров. Это требовало очень мощной сети автомобильных дорог. Также следует отметить что на подготовку водительского состава большое влияние имело мнение военных специалистов. На грани веков автомобиль уже мог достигать скоростей на порядок превышающих скорость конного экипажа. Одновременно с этим зарождалось еще одно явление постоянная мысль о пробе сил в тех кругах, которые являются руководящими во всей экономической жизни целой страны. Например в Германии происходил бурный и неслыханный быстрый прогрессивный рост промышленности, вызвавший рост свободных капиталов, которые искали быстрейший путь транспортировки в колонии, как к рынку сырья, так и к рынку продаж. Это вызывало конфликты. Среди военных специалистов России, Германии, Франции, Англии стало укореняться мнение о том чтоª…проба сил является неизбежным и во всяком случае, удобным, находящимся под руками средством для разрушения назревших проблем.ªСтало укореняться мнение о безусловной невозможности долгих войн, и о том, что будущая война будет исчисляться неделями или немногими месяцами. В Германии начальник генерального штаба фон Шлиффен обещал полный разгром возможного противника и победу через 8 недель в случае появления возможности для быстрого перемещения войск, запасов и прочего оборудования. Намечалась грандиозная борьба между европейскими силами, столкновение технологий, которыми уже обладало человечество. При этом средством достижения цели способствовал прежде всего транспорт, в том числе и автомобильный. [7]К 1900 году число автомобильных фирм в мире достигло около тысячи. Во Франции выпускалось около 3000 единиц автомобилей в год. В США около 3100 единиц автомобилей в год. Германия выпускала около 1000 единиц автомобилей в год. Мировой парк всего насчитывал чуть более 1112 тысяч единицавтомототранспорта. [8]Автомобильное движениекак важная динамическая система начала бурно развиваться. Вместе с тем начала развиваться и методика обучения водительского состава. В это же самое время возникла проблема скорейшего прибытия на место происшествия, связанное с нарушением безопасности дорожного движения. Впервые в истории дорожнотранспортное происшествие связанное с быстрым прибытием специальной автомашины полиции было зафиксировано 17 августа 1896 года, когда в Великобритании в Лондоне было зафиксировано происшествия с гибелью пешехода.В этом же году еще раз возникла необходимость иметь полиции транспортное средство, которое вынуждено было догонять экипаж совершивший несчастный случай с пешеходом. 13 сентября 1899 года, в Ньюйорке была зарегистрирована первая смертельная дорожнотранспортная авария на американском континенте, инициировавшая необходимость иметь полиции специальные транспортные средства, выделяющиесяспециальной окраской и специальными звукамидля быстрого проезда. В 1900 году Городская дума Петербурга утвердила ©Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу СанктПетербургу на автомобиляхª. Согласно ему разрешение на управление автотранспортным средством мог получить гражданин не моложе 21 года, умеющий объяснять по русски, при условииуспешной сдачи экзамена по вождениюª.[9]В 1901 году цена нефти упала до 5 центов за баррель (159 литров). Это обеспечило возможность быстрого развития промышленности бензинов. В свою очередь произошло резкое увеличение автопарка.Русская армия вернуласьк механическим транспортным средства лишь в 1902 году. Между Киевом и Курском летом развернулись английские маневры. Условные противники в русской армии использовали автомашины с обученными водителями как отечественного так и импортного назначения. Особенно качественно была проведена подготовка личного состава водителей управлявших двухтонным грузовиком Бориса Лудского и легкая однотонная автомашина Петра Фрезе. Специальная подготовка водительского состава позволила им использовать данные автомобили на грунтовых дорогах в условиях большой колеи и дождливой погоды. Также была осуществлена подготовка водителей для легких моторных повозок производства ©Дадион Бутонª (существуют разные транскрипции перевода). Надо отметить, что это были штабные автомобили идля водителей в основу подготовки ставили не только хорошую проходимость, но и быструю маневренность, способность разворачиваться в условиях ограниченного пространства. Существует противоречивая информация о подготовке водительского состава для русскояпонской войны. Но общепринятая точка зрения,что курсы по подготовке водителей были спешно развернуты и успели подготовить не более 20 водителей. Изза недостатка профессионалов всего в русскояпонской войне участвовало около 10 автомобилей, но только в конце военных действий. 8 автомобилей вернулись в арсеналы и 2 автомобиля сгорело в пожарах. Из водительского состава никто не пострадал.Постановлением российского правительства в 1903 г. “Об устройстве полиции в городах с полным полицейским управлением” вводятся штаты полиции практически во всех городах России, в которых их ранее не было. Этим постановлением были определены также и обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения. Но в ней отсутствовало разделение полиции на дорожнопатрульную и постовую.

В 1906 году в СанктПетербурге была создана школа шоферов для обслуживания таксомоторов. Следует отметить что в данной школе применялась частная методика подготовки водительского состава только для СанктПетербурга. Тем не менее это была первая автошкола, где уже обучались одновременно несколько потоков водителей. Именно в ней были оформлены в учебных программах теоретическая подготовка ПДД и практическая подготовка на таксомоторах с элементами пробной и тренировочной езды на закрытых площадках.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.

Ссылки на источники1.Указ Императрицы Анны Иоанновны от 02 октября 1730 года.// (Электронный ресурс)http://pravouch.com/pravagosudarstvaistoriya/ukazimperatritsyiannyiioannovnyioktyabrya26414.html(дата обращения 10 марта 2015 г.).2.Энциклопедия автомобиля.Москва., 1998.с 305 .3.История развития МВД России 18022002: Учебносправочное пособие/под ред. А.М.Смирного, И.Е.Кривошеева, В.Ю.Попкова. –М.2002. с.1012.4.История развития МВД России 18022002: Учебносправочное пособие/под ред. А.М.Смирного, И.Е.Кривошеева, В.Ю.Попкова. –М.2002. с.109.5.Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет.М.,1986.с.23306.Военный энциклопедический словарь.М., 2007.с 78807.Всемирная история: Канун Первой мировой войны.М., 2001.с.105.8.Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры.Предприниматели.М., 2002. с.39429.Якубенко Н.В.Проблемы развития ГАИ. Ч.1.Предпосылки создания ГАИ. Учебное пособие.Тюмень,2006.с.17Литература:1.История развития МВД России 18022002: Учебносправочное пособие/под ред. А.М.Смирного, И.Е.Кривошеева, В.Ю.Попкова. –М.2002.2.Питеркин И.И. Из истории правил дорожного движения//За рулем.1986.№3.3.Афанасьев М.Б., Кливковштейн А.В. Мелкий В.А. Водителю о правилах и безопасности дорожного движения.М.,1991.4.Тульчинский Л.Л. Автомобильный транспорт России в ретроперспективе//Автомобильный транспорт. 1991.5.Гоголев Л.Д. Автомобили –солдаты: очерки об истории развития и военного применения автомобилей.М.1991. 6.Великонов Д.П. Развитие автомобильных транспортных средств.М.,1984. 7.Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Выпуск № 12013. Тюмень. 8.Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: http:// mvd.ru/ (дата обращения 11 апреля 2015 г.).9.Официальный сайт ГИБДД России [Электронный ресурс] http://www.gibdd.ru/about/history/(дата обращения 15 апреля 2015 г.).10.Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов, выпуск 14.М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014.