Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова Н. В., Горбунова В. А. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2291–2295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85459.htm.
Аннотация. В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования выделяют особенности проявления страхов у детей 6–7 лет. Раскрывают возможности сказкотерапии для коррекции страхов у детей, предлагают различные подходы к преодолению данного симптомокомплекса у мальчиков и девочек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбунова Вера Александровна,студент 2курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец

Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье раскрываетсяпроблема возникновения страхов удетей старшего дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования выделяютособенности проявления страхов у детей 67 лет. Раскрывают возможности сказкотерапии для коррекции страхов у детей, предлагают различные подходы к преодолению данного симптомокомплекса у мальчиков и девочек.Ключевые слова:Страх, тревожность, сказкотерапия, гендер

Постановка проблемы.Дошкольный возраст является подходящимэтапом для закладывания основ гармоничного развития ребенка, формирования личности. Однако на современного ребенка в ситуациях социальной нестабильности влияет немалоотрицательныхфакторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь смерти, темноты, одиночества, болезней и так далее.Сам по себе страх считаетсяпродуктивной, стимулирующей к развитию, эмоцией. Любой ребенок, развивающийсяв норме, должен бояться. Однако существует грань, за которой обычный страх может превратить ребенка в невротика. Поэтому, проблема изучения вариантовпреодолениястрахову детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет.Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у малышей различными методами, однако, до сегодняшнего дня, малоизученным остается вопрос о возможности преодоления данного симптомокомплекса у дошкольников методом сказкотерапии.Современные исследователи (А.И. Захаров, A.M.Прихожан, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что с помощью сказкотерапии можно преодолеватьтакие проблемы детей, как нарушениясамооценки, трудности в общении и так далее. Особую эффективность сказкотерапии авторы видятв работе с детьмидошкольниками. Это ученые связываютстем, что у детей хорошоразвит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умениярассматривать проблемы с различных аспектов. Именно поэтому метод сказкотерапии используют при ведении коррекционной работы по борьбе с детскими страхами. Между тем в психологической литературе мало внимания уделяется гендерному аспекту преодоления страхов у дошкольников, нет разработок для практических психологов по проблеме коррекции и преодоления страхов у представителей различных полов.В связи с вышеизложенным, можно сформулировать противоречие между возможностями дошкольного детства в преодолениидетских страхови отсутствием методических разработок по проблеме коррекции страхов у мальчиков и девочек посредством сказкотерапии.Выделенное противоречие позволилосформулировать проблему исследования: Каковы приемыкоррекции детских страховс помощью сказкотерапии?Анализ исследований и публикаций. Многоплановыйанализпроблемы детскихстрахов представлен в работахотечественных и зарубежных ученых:З.Фрейда,Р.В. Овчаровой, А.И.Захарова и других ученых.Авторы изучали природу детских страхов, причины и особенности их проявления в дошкольном возрасте.По мнению А.И. Захарова, страхи –это «ощущение беспокойства либо тревоги, возникающие в ответ на реальную либо воображаемую угрозу» [1]. Изучая природу детских страхов, ученые выделили возрастные особенности проявления данного симптомокомплекса. Например, в 23 года, многие малыши боятся темноты и животных, в 34 года –сказочных героев и насекомых, в 56 лет –катастроф и пожаров[1].Рассматривая вопрос о методах преодоления страхов, мы изучили возможности сказкотерапии в коррекции данного симптомокомплекса.Мы выяснили, что на сегодняшний день у специалистов термин сказкотерапиявызывает неоднозначные ассоциации. Например, для одних –это лечение сказками, для других эффективныйспособ коррекции различных отклонений в поведении и развитии малыша.Нам ближе всего показалось определение, Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой, по мнению которой «сказкотерапия» это «набор способов передачи знаний о социальной реализации человека, сообразной его духовной природе» [2, с. 38].Психологи (Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева, Т.М. Грабенко) метод сказкотерапии рекомендуют использоватьпри ведении коррекционной работы с агрессивными, тревожными либо застенчивымималышами. Однако, по нашему мнению, спомощью сказки можно не толькопреодолевать нарушения самооценки, трудности в общении, но ибороться с такимсомптомокомплексом, как детские страхи. Таким образом, в результате анализалитературы мы пришли к выводу, что у специалистов сказкотерапиявызывает различные ассоциации. Для одних –это лечение сказками, а другие считают, что это прием коррекционной работы, для третьих –способ передачи основных знаний о жизни. Мы выяснили, что возможности использования метода сказкотерапии для коррекции страхов у дошкольников изучались различными авторами, однако, гендерный аспект проблемы остался малоизученным. Таким образом, мы смогли сформулировать цель работы.Цель работы

Изучение метода сказкотерапии как способа коррекции детских страхов.

С целью изучения особенностей проявления страхов у мальчиков и девочек мы организовали исследование на базе МДОУг. Череповца, в котором принимали участие 10 детей 67 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.Мы разработали критерии для изучения особенностей проявления страхов у мальчиков и девочек, подобрали методы исследования (Таблица 1).Таблица1Критерии и методики исследования

№КритерииМетодики1Количество страховА.И. Захаров, М.А. Панфилова «Страхи в домиках»2Преобладающий страх3ИнтенсивностьА.И. Захаров «Мои страхи»

Сначала мы провели методику Захарова А.И. и Панфиловой М.А «Страхи в домиках» с целью выявления общего количества страхов у детей[3].В результате эксперимента выяснилось, что у 60% детей количество страхов превышает норму. Из 10 участников исследования самое большое количество страхов –16 страхов выявлено у одного мальчика, а по 13 страхов у двух девочек и одного мальчика.

Рис. 1. Количество страхов у детей

Наиболее часто у детей данного возраста встречается страх собственной смерти и смерти родителей, также частотны, оказались страхи пожара и войны, стихии, транспорта, то есть страхи из группы причинения вреда собственному здоровью. Реже у детей проявляются пространственные страхи –глубины, высоты, страх замкнутого пространства, а также страх больших улиц.Далее нами была проведена проективная методика «Мои страхи» А.И Захарова. Суть методики заключается в том, что после предварительной беседы, целью которой является актуализация воспоминаний малыша о том, что его пугает, ребенку предлагается на листе бумаги с помощью цветных карандашей нарисовать его страхи[4].В результате мы выделили преобладающие страхи: оказалось, что девочки больше всего боятся пожара, темноты и животных; мальчики –смерти, темноты и злых героев(Рис. 2).

Рис. 2. Преобладающие страхи у детей

Исходя из результатов эксперимента, мы выделили три группы преобладающих страхов у детей дошкольного возраста:1.Страх вымышленных героев. На рисунках дети изображали приведение, сатану, скелет (преобладает у мальчиков).2.Социально опосредованные страхи. Один ребенок прокомментировал свой рисунок: «Я боюсь темноты» (одинаково представлен и у мальчиков, и у девочек).3.Страх животных. Дети изображали злую собаку, волка, медведя в лесу(преобладает у девочек).Выяснив, какие страхи преобладают у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, мы приступили к последнему этапу исследования.0510152012345МальчикиДевочки00,511,522,533,544,5МальчикиДевочкиМы проанализировали специальную литературу по проблеме применения сказкотерапии, и выяснили, что существует множество вариантов использования данного метода на практике. Опираясь на результаты собственного эксперимента и исследования Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой[2], мы подобрали методы сказкотерапии и возможные сказки, которые доступны для коррекции преобладающих страхов у мальчикови девочек дошкольного возраста. Так, нами были подобраны сказки и приемы сказкотерапиии для мальчиков(Таблица 2).

Таблица 2Варианты коррекции страхов средствами сказкотерапии у мальчиков

№Преобладающий страхФорма работы со сказкойПример сказки для коррекции страха у мальчиков1ТемнотыИнтерпретация сказокГ.Х. Андерсен «Гадкий Утенок»2ПожараПостановка (разыгрывание) сказок«Три поросенка», «Иван Царевич и серый волк»3ЖивотныхСочинение сказокЕ. Базимова «Рыцарь и темнота»

При подборе сказок для мальчиков мы учитывали психологические особенности мальчиков, предпочитающих сюжеты, в которых главному герою требуется помощь, либо герой сам спешит на помощь другим. Мальчики –активны, действенны по натуре, поэтому и методы сказкотерапии следует использовать соответствующие. Например, мальчикам, страдающим страхом злого героя, готового когото съесть, обидеть, похитить и т.д., подойдет сказка «Три поросенка» или«Иван царевич и серый волк». При этом можно использовать такие методы,как интерпретация, разыгрывание сказок или сочинение сказок.При подборе сказок для девочек мы также учитывали их психологические особенности. Девочки по натуре своей мечтательны, любят творческую и художественную деятельность, склонны к выдумке и фантазированию.Так, для коррекции страха боязни,темноты, одиночества, замкнутого пространства у девочек, можно использовать психокоррекционную сказку «Светлячки» или сказку Т. Вершининой «Волшебница Темнота». С девочками можно использовать сказочную куклотерапию или сказочное рисование(Таблица 3).

Таблица 3Варианты коррекции страхов средствами сказкотерапии у девочек

№Преобладающий страхФорма работы со сказкойПример сказки для коррекции страха у девочек1ТемнотыСказочная куклотерапияТ. Вершинина «Волшебница темнота», «Светлячок»2ПожараСказочное рисованиеС.Я. Маршак «Пожар»3ЖивотныхПостановка (разыгрывание сказок)И.А. Крылов «Медведь в сетях», «Трудолюбивый медведь»

Вывод. Таким образом, в результате исследования мы пришли к выводу, что сказкотерапия позволяет проводить эффективную работу по коррекции и преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек, и подбирать сказки в соответствии с преобладающими страхами у представителей различных полов.

Ссылки на источники1.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 2000. –224 с.2.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –СПб, 2006. –208 с.3.Ионова Н. В., Горбунова В. А. Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54542. 0,4п.л

URL:http://ekoncept.ru/2014/54542.htm

Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X. [Дата обращения 19.04.2015].4.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М., 2003. 240 с.